Связанные понятия
Демонстрация (лат. Demonstratio — объяснение чего на деле, с указанием на предмет и все частности его) — массовое шествие как публичное выражение общественно-политических настроений.
Под проте́стом обычно понимают относительно открытую реакцию (или нет) на общественную ситуацию: иногда в поддержку, но обычно против неё. В зависимости от отношения к нему со стороны власти и политического режима протесты бывают санкционированные и несанкционированные. Крайняя форма социального протеста может перерасти в революцию.
Подробнее: Протест
Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путём размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Пикет — группа людей, выступающая для выражения какого-либо протеста.
А́кция (от лат. actio — «деятельность») — публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание. Зачастую акции не имеют чёткой долгосрочной цели и не связаны с другими мероприятиями, в которые вовлечены их участники. Часто нет системы или закономерности проведения акций, трудно определить иерархию, структуру участников, и в то же время легко выделить неформальных лидеров и участников. Деятельность, в которой акцент переносится с цели дела (которой может и вовсе не быть) на...
Пара́д (фр. parade, исп. parada, от лат. paro ‘готов’), Военный парад, Морской парад — прохождение войск торжественным маршем с военной техникой или без, так же это построение личного состава или техники в дни знаменательных дат.
Упоминания в литературе
6 мая 1987 г. несколько сотен активистов Московского городского отделения ВООПИК (участники шефского движения Общественной инспекции и др.) при поддержке общества «Память» вышли на Манежную площадь возле Кремля и молча встали, развернув красные флаги и транспаранты с лозунгами «Сохранить Поклонную гору», «Прекратить строительство на Поклонной горе», «За бережное отношение к памятникам культуры», «К ответу саботажников перестройки» и др. К демонстрантам вышел председатель Моссовета Сайкин. Демонстранты требовали личной встречи с Горбачевым. Однако вместо этого состоялась встреча с первым секретарем МГК КПСС Б. Н. Ельциным, на которую участники демонстрации прошли колонной в 500 чел, развернув знамена и лозунги. Это был настоящий триумф патриотических сил.
Шествие собрало толпы случайных прохожих, многие из которых поддерживали патриотов.
В дополнение к требованиям разрешить крестные ходы духовенство решалось на их совершение без санкции государственных органов, обосновывая это тем, что «Конституция говорит о свободе уличных
шествий ». В мае 1937 г. открытые выступления религиозных активистов, в том числе крестные ходы, имели место в Сталинградской области270. На Украине, в Азово-Черноморском крае, Воронежской, Саратовской областях и ряде других регионов священнослужители пытались организовать демонстрации за открытие церквей и отправку церковных делегаций в Москву и Киев. При этом руководители религиозных организаций указывали, что «свобода уличных демонстраций обеспечивается Конституцией»271.
Особую группу составляют изобразительные источники. В связи с тем, что при подготовке и проведении государственного ритуала большое внимание уделялось аудиовизуализации действа, для работы в Печальной комиссии приглашались лучшие специалисты в соответствующих областях. На художников и архитекторов возлагалась обязанность создания декораций в помещениях в императорских дворцах, в Петропавловском соборе и других храмах (если таковые существовали), где проходило прощание с телом монарха. Особое внимание художников уделялось оформлению Печальной процессии: утверждались костюмы участников, проектировалась и делалась траурная колесница, готовились знамена, гербы и прочие атрибуты, несомые в
шествии . Композиторы сочиняли музыку, сопровождавшую траурный кортеж и т. д.
Период с декабря 2011-го по сентябрь 2012 года, который мы собираемся обсуждать, вместил в себя ряд событий, происходивших в основном в Москве, но получавших отклик во всей стране. Речь идет о митингах и
шествиях граждан, возмущенных фальсификациями на выборах и другими действиями федеральной власти. Политическое значение этих событий очень велико, и ему справедливо было уделено значительное внимание политиков, обозревателей, общественности. Представляется меж тем, что у митингов протеста и очень важное социокультурное измерение.
Итак, предатели и реакционеры демонстрировали готовность к исполнению агрессивных замыслов, их противники изображали покорность. 20 января (2 февраля) 1917 г. Московский ВПК заявил о своем присоединении к решению ЦВПК от 12 (25) января1. Внешне могло показаться, что комитеты готовы были капитулировать. 23 января (5 февраля) 1917 г. председатель ЦВПК «разрешил к размножению» 4 документа рабочей группы: 1) Об административных преследованиях рабочих групп в Петрограде и других городах; 2) О переписке с Хабаловым; 3) Анкету о распространении института фабричных старост; 4) Анкету о сборах среди рабочих подарков для солдат2. На самом деле, после массовых выступлений рабочих столицы в годовщину событий 9 (22) января 1917 г. рабочая группа ЦВПК призвала рабочих к однодневной забастовке в день открытия Думы, 14 февраля. Предполагалось организовать
шествие к Таврическому дворцу, а на демонстрации у здания Думы потребовать создания правительства «народного спасения»3.
Связанные понятия (продолжение)
Первое ма́я (Праздник труда, День труда, Праздник Весны и Труда, День международной солидарности трудящихся) — отмечается во многих странах и территориях мира 1 мая или в первый понедельник мая.
Гражданское неповиновение — форма гражданского активизма; умышленное, но не насильственное (иначе это мятеж) преступление закона с целью привлечения общественного внимания к проблеме и требования к законодательным органам внесения изменений в законодательство.
Банке́т (от фр. banquet) — званый обед или ужин в торжественных рамках, устраиваемый в честь определённого лица или события (например, юбилея или свадьбы). Для проведения банкетов зачастую используется специальный банкетный зал.
Ло́зунг (нем. Losung, от lösen — распускать, в другом источнике — бросать жребий) — призыв или обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование.
Фейерве́рк (нем. Feuerwerk, от Feuer — огонь и Werk — дело, работа) — декоративные огни разнообразных цветов и форм, получаемые при сжигании пиротехнических составов.
День молчания (англ. Day of Silence) — ежегодная студенческая акция ненасильственного протеста, проходящая с 1996 года в США, а с 2006 года и в Европе, посвящённая проблемам замалчивания дискриминации, физического и морального насилия, преступлений на почве ненависти и негативного отношения по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности.
Массовые беспорядки — преступление против общественной безопасности, заключающееся в организации и участии в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.
Траур (от нем. trauern «оплакивать») — форма внешнего выражения печали или горя по причине утраты близкого человека, общественного бедствия, смерти крупного государственного или общественного деятеля.
Междунаро́дный же́нский день — праздник, отмечаемый ежегодно 8 марта в ряде стран как «женский день». Исторически появился, как день солидарности женщин во многих странах в борьбе за равные права и эмансипацию. С марта 1975 года Международный женский день отмечается в ООН.
Сидячая демонстрация (англ. Sit in) — одна из форм ненасильственного протеста прямого действия, при которой участники занимают какую-либо улицу или площадь, садясь на мостовую, или садятся в каком-либо помещении. Сидячая демонстрация подобна сидячей забастовке — форме забастовки, при которой бастующие работники не покидают рабочие места, чтобы не позволить заменить себя штрейкбрехерами, однако термин «сидячая забастовка» ошибочно применяют к сидячим демонстрациям, не являющимся забастовками, а равно...
Монстрация (от слова демонстрация; также лат. monstratio — показывание) — массовая художественная акция в форме демонстрации с лозунгами и транспарантами, которые участники используют как основное средство коммуникации со зрителями, друг с другом, как средство самовыражения, как художественную технику, при помощи которой они осмысляют окружающую действительность.
День независимости Финляндии (фин. Itsenäisyyspäivä, швед. Självständighetsdag) — государственный праздник Финляндии, отмечаемый ежегодно 6 декабря; общенациональный выходной день. Этот день считается национальным днём страны и днём флага. Впервые День независимости отмечался 6 декабря 1917 году — после того, как Финским парламентом (100 депутатов голосовало «за», 88 — «против») была одобрена Декларации независимости Финляндии (через два дня после принятия Декларации независимости Сенатом Свинхувуда...
«Марш несогласных » — общее название уличных акций российской оппозиции, направленных на реформирование политического устройства России, организуемых коалицией «Другая Россия» и проходивших в крупных городах с конца 2005 по конец 2008 года. Основные лозунги акций: «Нам нужна другая Россия!», «Россия без Путина!», «Это наш город!», «Нет полицейскому государству!», «Долой власть чекистов!», «Свободу политзаключённым!». Главные участники: Гарри Каспаров, Эдуард Лимонов, Михаил Касьянов.
Пасхальные марши мира в Германии — ежегодно проводимые в Пасху в городах Германии мирные акции, целью которых является выражение протеста против деятельности НАТО, войн и применения оружия. Пасхальные марши проводятся в Германии с начала 1960-х годов по инициативе известного в стране сторонника пацифизма Конрада Темпеля. Тогда поддержку ему оказали многие борцы за мир, в числе которых был и немецкий политолог Андреас Буро, возглавлявший движение с 1964 по 1969 годы. Сегодня в Пасхальных маршах принимают...
«Антикапитализм » (или на сленге «Антикап») — ежегодная молодёжная акция левых сил России. За основу взяты «Походы на Москву» движения «Трудовая Россия». Включает в себя шествие, митинг и рок-концерт. Проводится по инициативе Авангарда Красной Молодёжи с 2001 года. В 2005-м году акция также была проведена в г. Киеве.
День образования Китайской Народной Республики (кит. трад. 國慶節, упр. 国庆节, пиньинь: guóqìng jié, палл.: гоцин-цзе) — главный государственный праздник Китая, который отмечается каждый год 1 октября.
Демонстрация на Александерплац (нем. Alexanderplatz-Demonstration) — демонстрация, прошедшая 4 ноября 1989 года в Восточном Берлине и закончившаяся митингом на площади Александерплац, собравшим, по разным оценкам, от двухсот тысяч человек до миллиона, самая крупная демонстрация в истории ГДР. Главным требованием демонстрантов было соблюдение государством 27-го и 28-го пунктов Конституции ГДР, гарантировавших гражданам свободу слова и свободу собраний. Организаторами демонстрации выступали ассоциация...
Салют, Израиль! — ежегодный праздничный парад в Нью-Йорке в поддержку Государства Израиль. В 2011 году выразить свою солидарность с еврейским народом, в поддержку мира, единства и благополучия страны Израиля, на улицы Нью-Йорка вышло 500 тысяч человек.
Луковский марш (болг. Луковмарш) — публичное мероприятие болгарских ультраправых, посвящённое памяти генерала Христо Лукова. С 2003 ежегодно проводится в февральские дни. Имеет форму факельного шествия. Является консолидирующей акцией крайних националистов и неофашистов Болгарии.
Праздник Юманите ́ (фр. Fête de l'Humanité) — праздник газеты «Юманите́», учреждённый в 1930 году.
Демонстрация протеста с требованием независимости Каталонии от Испании прошла в Барселоне 11 сентября 2012 года, в ходе празднования Национального дня Каталонии.
Подробнее: Протесты в Каталонии (2012)
«День гнева » — акции российских оппозиционных партий, движений и групп в защиту граждан от ухудшения социально-экономического положения. В ходе митингов выдвигаются также и политические требования — свободные выборы, расширение полномочий местного самоуправления, отставка коррумпированных чиновников и другие.
День побе́ды над наци́змом во Второ́й мирово́й войне ́ (укр. День перемоги над нацизмом у Другій світовій війні) — государственный праздник и выходной день на Украине, который отмечается 9 мая, начиная с 2016 года. Этот памятный день пришёл на смену советскому Дню Победы.
Наномитинг — один из видов демонстраций, где в роли участников выступают игрушки с плакатами. Наномитинги проходили в России в 2011-2012 годах в Апатитах, Омске, Иркутске, Улан-Удэ, Санкт-Петербурге, Ижевске, Ростове-на-Дону, Томске, Казани, Уфе, Краснодаре и Самаре. Похожая акция под названием «Игрушко митингуэ!» пошла в Минске в 2012 году.
Съезды НСДАП (официальное название — Имперский партийный съезд, Reichsparteitag ) — партийные конгрессы НСДАП, проходившие в период с 1923 по 1938 год. Начиная с 1927 года местом съездов стал Нюрнберг, начиная с 1933 года они проводились ежегодно на территории съездов НСДАП. Съезды НСДАП должны были продемонстрировать величие германской нации, они стали важным элементом нацистской пропаганды.
Вартбургское празднество — название нескольких ежегодных студенческих собраний в замке Вартбург (город Айзенах, Тюрингия). Самым известным является первое из них, имевшее место в 1817 году и ставшее важным событием в истории германских земель; в исторической литературе под термином «Вартбургское празднество», как правило, понимается именно собрание 1817 года.
Понедельничные демонстрации в ГДР (нем. Montagsdemonstrationen) — серия массовых протестных выступлений граждан, носивших мирный характер, прошедших в городах ГДР в 1989 году (в меньшей степени в 1990 году). Целью протеста была смена политического руководства страны, демократизация общества и ряд других требований.
День памяти павших (англ. Remembrance Day, также может переводиться как День памяти, День поминовения), известный в народе как Маковый день (англ. Poppy Day) — памятный день в странах Британского содружества наций, отмечаемый ежегодно 11 ноября и призванный увековечить память всех солдат Британского содружества, погибших в конфликтах с участием Великобритании. Начал отмечаться в 1919 году по распоряжению короля Георга V в Великобритании и странах Содружества.
«Доро́гами Побе́ды» Международный проект —- международная общественная акция, посвященная победе народов Советского союза в Великой Отечественной Войне. Проходит с 2010 г. ежегодно в разных форматах, ориентирована на привлечение внимания общественности, в частности молодёжи, к истории великих подвигов людей, отдавших жизнь за Родину. Начата по инициативе молодёжных и общественных организаций.
Подробнее: Дорогами победы
День советской молодёжи — праздник молодых людей страны, который отмечался в Союзе Советских Социалистических Республик ежегодно в последнее воскресенье июня.
«Международный день солидарности молодёжи » — интернациональная молодёжная дата, которая отмечается по всей планете ежегодно, 24 апреля. «День солидарности молодёжи» не является нерабочим днём, если, в зависимости от года, не попадает на выходной.
«Минская весна » — название акций протеста в Белоруссии, прошедших весной 1996—1997 годов. В протестах участвовали не только оппозиционные партии, но и провластные коммунисты.
День памяти и скорби — памятная дата. Отмечается ежегодно 22 июня в России, Белоруссии («День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны») и на Украине («День скорби и чествования памяти жертв войны») в годовщину (1941) начала Великой Отечественной войны, когда войска стран «оси» вторглись на территорию СССР.
День прав человека (на других официальных языках ООН: англ. Human Rights Day, исп. Día de los Derechos del Hombre, фр. la Journée des droits de l'homme) — празднуется по предложению Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция № 423 (V)) ежегодно, 10 декабря, начиная с 1950 года. В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.
Дахе-е фаджр (перс. دهه فجر, «Десять дней рассвета») — рассвет новой эры, десятидневное празднование по случаю возвращения аятоллы Хомейни в Иран в 1979 году.
«Пресса как фактор доверия между народами » или Марафон славы, «Золотое кольцо Победы» — Международный автопробег по городам-героям — журналистский тур по городам-героям СНГ — международная акция, приуроченная к 50-летию образования Союза журналистов СССР. Акция направлена на укрепление дружеских связей между журналистами городов-героев, через которые лежал маршрут марафона. Инициатором акции являлась Одесская региональная организация Национального союза журналистов Украины. В организации акции «Пресса...
Вардатон — ежегодный фестиваль-праздник, посвящённый армянскому поэту-ашугу Саят-Нове. Традиционно проводится в мае месяце в столице Грузии городе Тбилиси. Основан 15 мая 1914 года.
Граждане Польши (польск. Obywatele RP) — общественное движение в Польше, которое начиная с 2016 года циклически протестует против правящей в стране консервативной партии «Право и справедливость» (ПиС). Движение стало известным благодаря организации так называемой «kontrmiesięcznicy», то есть ежемесячного протеста против марша в память о жертвах Смоленской авиакатастрофы 2010 года, на котором выступает лидер партии ПиС Ярослав Качиньский.
День нации или национальный праздник — официально (законодательно) установленный праздник страны или нации, чаще всего (но не обязательно), связанный со становлением её государственности и суверенитета. Дата проведения национального праздника назначается на день, имеющий наиболее важное значение в истории становления страны или нации. Как правило, этот день является общегосударственным выходным днём, по всей стране проводятся праздничные мероприятия. Чаще всего национальным праздником является День...
Праздник древонасаждения — праздничные мероприятия, посвященные озеленению города Ростова-на-Дону, впервые состоявшиеся в 1910 году.
Упоминания в литературе (продолжение)
С середины 2009 г. началась новая политизированная кампания в рамках так называемой «Стратегии-31»: каждое 31-е число на улицы российских городов выходили активисты, требовавшие свободы собраний,
шествий и демонстраций, гарантированных 31-й статьей российской конституции. Кампания была инициирована активистами «Другой России», «Левого фронта» и правозащитниками, но в ней активно участвовали и представители других политических движений, и часть социальных активистов. В большинстве случаев власти отказывали оппозиционерам в согласовании уличной акции (особенно в Москве), и она превращалась в операцию по силовому разгону протестующих. Максимальная численность митингов Стратегии-31 в Москве составляла по разным оценкам 2000–2500 человек.
В этот день рабочие фабричных предместий заполнили центр города, образовав огромную процессию. Под руководством Георгия Гапона, священника православной церкви, склонного к театральным поступкам,
шествие , неся иконы и портреты царя, распевая псалмы и патриотические гимны, двинулось к Зимнему дворцу. Невооруженные рабочие и члены их семей несли драматическую петицию с просьбой к своему государю положить конец этой войне, созвать конституционное собрание, даровать труженикам восьмичасовой рабочий день и право организации профсоюзов, отменить выплаты за освобождение из крестьянства и наделить всех граждан личной неприкосновенностью и равенством перед законом. Правительственные войска встретили демонстрантов огнем в упор, оставив на улицах сотни убитых и раненых.
Но в текст петиции по требованию представителей революционных организаций были включены и политические пункты. Так, например, бастующие требовали немедленного провозглашения свободы слова, печати, собраний; отделения церкви от государства; прекращения войны с Японией и т. д. Несмотря на эти требования, документ в целом был пронизан неизбывной верой русского человека в «доброго царя». В течение 3 дней петицию подписали более 150 тыс. человек. В мирном
шествии к Зимнему дворцу, состоявшемся 9 января 1905 г., приняли участие более 140 тыс. человек. Празднично настроенные, принаряженные рабочие, их жены и дети несли к царской резиденции хоругви, иконы и портреты императора. На подступах к дворцу огромную толпу встретили полиция и войска, открывшие огонь по демонстрантам. Тут же появилась казачья кавалерия, которая начала разгонять народ при помощи нагаек. В результате были убиты тысячи человек, а еще 5 тыс. демонстрантов получили ранения.
На заседании 19 ноября президиум правительства, обсудив вопрос о положении в вузах, назвал студенческую забастовку акцией, не способствовавшей процессу консолидации в стране[121]. Такая оценка показала, что государственные власти, включая реформаторскую их часть, не поддерживали крайних методов борьбы. В тот же день на совещании первых секретарей окружных и краевых комитетов КПЧ, посвященном итогам ноябрьского пленума, Л. Штроугал напомнил об обещании студентов почтить 17 ноября память жертв фашистской расправы мирным траурным
шествием . Однако, по его словам, студенты изменили свои первоначальные планы и приняли иное решение – провести трехдневную забастовку. Требования «Десяти пунктов», по словам Штроугала, сформулированы таким образом, что «со многими из них можно согласиться». «Однако, – продолжал он, – забастовка названа оккупационной, что, разумеется, имеет особый акцент, акцент политический…». Инициаторы забастовки, продолжал Штроугал, представляют дело таким образом, что данная акция проводится в поддержку послеянварской политики и прогрессивного ядра партии. «Мы знаем, – утверждал он, – что трехдневная забастовка с названием оккупационная проводится не в поддержку данной линии. Фактом является то, что в последние часы мы получаем информацию о том, что студенты приходят на заводы, требуют конкретной поддержки этой студенческой забастовки, все более остро реагируют на ноябрьскую резолюцию и оказывают определенное давление – причем давление не малое – на определенное политическое развитие, которое должно проходить у нас после ноябрьского пленума»[122].
Это политическое убийство, символично произошедшее почти ровно спустя 20 лет после гибели царя Александра II, стало первым террористическим актом за много лет. А 19 февраля, в день 40-летия отмены крепостного права, в Санкт-Петербурге и Харькове прошли первые уличные демонстрации. И хотя
шествия не получились многочисленными и были быстро предотвращены полицией, стало ясно, что политическая борьба в стране выходит на новый – уличный уровень. 22–26 февраля народные волнения охватили уже Москву, где уличная толпа пыталась освободить задержанных накануне студентов и устраивала погромы на улицах.
Кроме других примеров можно вспомнить назначение кандидата в депутаты от «Свободы» Ю. Левченко комендантом «Штаба революции» в захваченном здании Киевской городской администрации, уничтожение «свободовцами» памятника Ленину на Бессарабской площади. А самым грозным предупреждением сторонникам европейских ценностей стало проведение
шествия с факелами 1 января, в день рождения Бандеры, организатором которого выступила опять же партия «Свобода». В этом мероприятии националистов, приняло участие от пяти до десяти тысяч человек. Во главе колонны шли фюрер Всеукраинского объединения «Свобода» О. Тягнибок и народные депутаты его фракции И. Мирошниченко и А. Ильенко.
Правительство само обострило ситуацию. 18 апреля П. Н. Милюков направил союзникам ноту, в которой подтвердил, что Россия готова участвовать в войне «до победного конца». В тот же день по случаю Международного дня солидарности трудящихся (по старому стилю он выпадал на 18 апреля) в Петрограде состоялась крупная демонстрация под антивоенными лозунгами. Еще через три дня Петроградский совет организовал мощное
шествие рабочих и солдат, в котором звучали большевистские призывы «Вся власть Советам!» и «Временное правительство в отставку!».
Особое значение придавалось массовым акциям в дни новых советских праздников: военный парад как демонстрация наступательной и оборонной силы, а физкультурный – новых типов телесности и красоты, гражданское
шествие как утверждение единства власти и народа, художественная программа как внедрение новых образцов культуры. Каждый год проходил под своим лозунгом на злобу дня, в совокупности представляющих краткий политический курс страны. 1918-й – защита Республики и укрепление Красной армии. 1919-й – за мировую революцию. 1920-й – долой интервентов-захватчиков, пособников международного империализма. 1921-й – за смычку города и деревни. 1922-й – крепить союз рабочих и крестьян. 1923-й – СССР – прообраз мировой Республики Советов. 1924-й – без Ленина по ленинскому пути. 1925-й – творчество масс в восстановлении страны. 1926-й – все силы на реконструкцию народного хозяйства. 1927-й – укрепление обороноспособности и борьба за мир. 1928-й – за соцсоревнование и семичасовой рабочий день. 1929-й – разгром врагов партии и вредителей социализма. 1930-й – наступление на кулачество и сплошная коллективизация. 1931-й – за счастливую и зажиточную жизнь.
Сергей Удальцов стал главным организатором «Марша миллионов» 6 мая 2012 года. Участники многотысячной акции успешно провели
шествие , но на подходе к Болотной площади напротив кинотеатра «Ударник» возник конфликт с полицией. Это произошло из-за того, что участники шествия оказались зажаты между цепями полиции и рамками металлоискателей, через которые осуществлялся проход на площадь. Удальцов и Алексей Навальный объявили «сидячую забастовку», требуя обеспечить беспрепятственный проход граждан на площадь. Однако некоторые участники шествия попытались прорвать цепи полиции, после этого начались столкновения граждан и полицейских, произошли массовые задержания участников акции, – Удальцова задержали прямо на сцене митинга.
25 марта союзное правительство запретило до 15 апреля проведение в Москве митингов, уличных
шествий и демонстраций.
В официальной прессе одна за другой появились выступления против «Памяти»: как с точки зрения ортодоксально-ленинской (например, публикация Е. Лосото в «Комсомолке», в которой оправдывался снос в 20-х годах церквей, потому что они были гнездами клерикальной реакции), так и с точки зрения перестроечно-либеральной (статьи в «Огоньке» и «Московских новостях»). Их обвиняли в антисемитизме, шовинизме и даже фашизме. В Москве и других больших городах, по-видимому не без помощи западных спецслужб и сионистских организаций, распространялись нелепые слухи о том, что русские патриоты готовят еврейские погромы и что патриотическая демонстрация на Манежной площади якобы проходила под лозунгами «Бей жидов и татар». Против «Памяти» начались жестокие репрессии. Ее членов увольняли с работы, исключали из КПСС и комсомола. Так как сотрудники КГБ засняли
шествие на видео, то в досье попали практически все демонстранты.
Молодежный характер акции отметило большинство наблюдателей и экспертов, а фотографии старшеклассников и студентов различных учебных заведений стали визитной карточкой мартовских митингов. Отметим, что часть материалов такого рода была заимствована оппозиционерами с просторов Интернета, поэтому на фото появлялись то латиноамериканские полицейские, то странные участники «
шествия ».
Ответ правительственных сил прозвучал лишь 18 февраля, когда сторонники В. Путина организовали аналогичное автомобильное
шествие .
16 января Каир напоминал город, готовящийся к войне. Отряды полиции в полном снаряжении и при поддержке бронетехники дежурили на всех мостах через Нил, а также на площадях и стратегически важных перекрестках египетской столицы. Под усиленную охрану были взяты штаб-квартира правящей Национально-демократической партии и здание государственного телевидения. Местные СМИ распространили специальное заявление МВД Египта, в котором говорилось, что полиция не потерпит никаких собраний,
шествий или протестов. «При первых признаках антиправительственных выступлений силы охраны порядка немедленно пресекут незаконные акции», – было сказано в документе.
Власть оказалась достаточно пассивной, а «активисты» от захвата зданий перешли к факельным
шествиям и низвержению памятников (прежде всего памятника Ленину в центре Киева).
И именно сюда после завершения Торжественного вечера двинулись все его участники вместе с гостями из города Орла, обкома и ЦК комсомола, неся зажженные факелы по улицам любимого города, как символ преемственности и неугасаемой молодости. На подходе к памятной палатке факельное
шествие встретил праздничный салют, организованный комсомольцами подшефной воинской части из поселка Чистые Ключи. И в этот же момент вспыхнул огромный не «пионерский», а скорее «комсомольский» костёр. И долго еще все танцевали и пели под звуки оркестра у этого костра на площадке бывшего палаточного городка…
Во время предвыборной кампании было организовано бесчисленное множество митингов. Гитлер невероятным способом успевал повсюду, передвигаясь из города в город, несколькими сильными фразами поднимая дух у своих последователей, пользуясь своим искусством внушения. Громадный пропагандистский механизм, пущенный в ход Геббельсом, использовал внешние эффекты: демонстрации, скандирование лозунгов, героические
шествия со знаменами и плакатами; все это поражало воображение простых людей, сбегавшихся взглянуть на нового мессию. В Германии в то время насчитывалось более 7 миллионов безработных, и каждый третий немецкий рабочий существовал на нищенские социальные пособия.
26 января 2005 – один из лидеров оппозиционного Народного движения Киргизии Ишенкуль Болджурова привлечена к административной ответственности за нарушение правил проведения митингов и
шествий .
История Нового года насчитывает около 25 веков. В Древней Месопотамии, где, по мнению ученых, родился этот праздник, Новый год встречали всенародным ликованием в марте. Радость была вызвана разливами Тигра и Евфрата. По такому случаю всем запрещалось работать, наказывать, вершить суды – в течение целых 12 дней! Все это время люди праздновали очередную победу светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти и инсценировали ее, устраивая мистериальные
шествия и карнавал с маскарадом. Клинопись рассказывает, что это были дни «необузданной свободы, когда весь мировой порядок ставился вверх ногами».
Церковь преследовала народ за празднование окончания зимы, прихода весны, сбора урожая. В игрищах, песнях и танцах отражалась вера людей в богов, которые для них олицетворяли силы природы. Эти народные гулянья и положили начало театральным действиям. К примеру, в Швейцарии парни изображали зиму и лето, один был в рубахе, а другой – в шубе. В Германии приход весны отмечали карнавальным
шествием . В Англии праздник весны представлял собой многолюдные игры, песни, пляски, спортивные состязания в честь мая, а также в честь народного героя Робина Гуда. Очень зрелищными были весенние гулянья в Италии и Болгарии.
Регулирование прав и свобод граждан в египетской Конституции в целом сопоставимо с положениями основных законов большинства современных демократических государств. В частности, Конституция предусматривает равенство всех граждан в правах и обязанностях независимо от пола, языка, происхождения, вероисповедания и убеждений. Закрепляются такие права и свободы, как право избирать и быть избранным, право каждого гражданина выражать свое мнение по вопросам, вынесенным на референдум, право граждан на обращение с заявлениями в государственные органы, свобода мнений и слова, свобода вероисповедания и совершения религиозных обрядов, свобода научного и художественного творчества, свобода мирных
шествий и демонстраций, свобода ассоциаций – создания действующих на демократической основе профсоюзов и иных объединений и организаций, свобода передвижения и выезда из страны.
9 января рабочие Петербурга, неся хоругви, иконы и портреты царя, торжественно направились к Зимнему дворцу, где в это время находился Николай II. Многие шли целыми семьями – с женами, малыми детьми и стариками. Шли с праздничным настроением. В
шествии приняло участие 140 тысяч человек.
Поздней ночью, на исходе третьего часа, к Таврическому дворцу подтянулся Путиловский завод, 30-тысячная масса, многие с женами и детьми.
Шествие тронулось в 11 часов ночи, в пути к нему примыкали другие запоздавшие заводы. У Нарвских ворот, несмотря на поздний час, было столько народу, точно никого уже не осталось в районе. Женщины кричали: «Все должны идти… Мы будем охранять квартиры…» После звона на колокольне Спаса посыпались выстрелы, будто из пулемета. Снизу дали залп по колокольне. «У Гостиного двора на демонстрантов налетела компания юнкеров и студентов и выхватила было у них плакат. Рабочие сопротивлялись, получилась давка, кто-то выстрелил, пишущему эти строки разбили голову, сильно помяли ногами бока и грудь». Это рассказывает уже знакомый нам рабочий Ефимов. Пересекши весь город, уже безмолвный, путиловцы добрались наконец до Таврического дворца. При настойчивом посредничестве Рязанова, тесно связанного в то время с профессиональными союзами, делегация завода была пропущена в Исполнительный комитет. Рабочая масса, голодная и смертельно усталая, расположилась на улице и в саду, большинство тут же растянулось с надеждой дождаться ответа. Путиловский завод, распростертый на земле в 3 часа ночи вокруг Таврического дворца, в котором демократические вожди дожидаются прибытия с фронта войск, – это одна из самых потрясающих картин революции, на остром перевале от Февраля к Октябрю. 12 лет перед тем немалое число этих же рабочих участвовало в январском шествии к Зимнему дворцу, с иконами и хоругвями. Века прошли после того воскресного дня. Новые века пройдут в течение ближайших четырех месяцев.
Много столетий карнавал – народный праздник под открытым небом, сопровождающийся многочисленными маскарадами, театрализованными играми, торжественными уличными
шествиями , – является лучшей традицией итальянского народа. Исстари, как замечает искусствовед Павел Павлович Муратов (1881 – 1950 гг.), «залой его была сама улица, и бальным костюмом была общая для всех баутта. Что еще важнее, всякий мог наслаждаться, потому что умел наслаждаться». Иностранцев, посещавших Италию, восхищала эта, как говорил Н. В. Гоголь, «светлая непритворная веселость, которой теперь нет у других народов». Однако даже в полном разгаре карнавальных забав итальянцы никогда не переступали границ приличия.