Связанные понятия
Музыка постмодернизма может быть рассмотрена как музыка эпохи постмодерна или музыка, которая следует эстетическим и философским направлениям постмодернизма. Как музыкальный стиль, постмодерн включает характерные черты художественного постмодерна — это искусство после модернизма (см. Модернизм в музыке). Он характеризуется сочетанием различных музыкальных стилей и жанров. Характерно также самокопание и ироничность, желание стереть границы между «высоким искусством» и китчем, (Д. Олбрайт. Daniel Albright...
Подробнее: Постмодернизм в музыке
Аванга́рдная му́зыка , музыка́льный аванга́рд (англ. avant-garde music) — вид современной академической музыки, некоторые элементы эстетики которой являются радикально инновационными. Предполагается, что подобная музыка в эстетическом отношении опережает своё время.
Баро́кко-поп (англ. baroque pop) или барокко-рок (англ. baroque rock) — поджанр поп-музыки, сочетающий классическую музыку, оркестровый поп, рок и музыку эпохи барокко. Проявляется это в использовании контрапункта, тональных гармоний, драматических или меланхолических настроений. Барокко-поп появился в 1960-х, когда музыканты и продюсеры поп-музыки выдвигали клавесин на передний план аранжировок. К прочим типичным музыкальным инструментам жанра относятся струнные секции, валторна и гобой.Барокко-поп...
Ноу-вейв (англ. No Wave, дословно «Не волна» или «Никакая волна») — оригинальное направление в музыке, кинематографе и перформанс-арте, развившееся в Нью-Йорке в конце 70-х годов XX века и ставшее своеобразным «ответом» свободных художников и музыкантов на коммерческий нью-вейв. Название (по одной из версий, впервые его употребила Лидия Ланч из Teenage Jesus & The Jerks в ответ на вопрос, «играет ли она new wave»: «Уж скорее no wave!»; другие, менее распространенные теории связывают этот термин с...
Авангардный джаз (Avant Garde jazz) — условное название музыкального направления, возникшего в 1950-х-1960-х гг., которое ориентировалось на модернизацию музыкального языка, на освоение новых, нетрадиционных выразительных средств и технических приемов (в области атональности, модальной импровизации и композиции, сонористики, электронного синтеза звука и т.д.).
Упоминания в литературе
Востребованные обществом новые модели жизни человека формировались на фоне интеллектуальных споров и столкновения мировоззренческих убеждений различных школ. Старые и новые философские традиции (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм), находились в состоянии «конкурентной» борьбы, будучи, вместе с тем, определенными единым контекстом античной культуры. Общее состояние данного этапа античной эпохи можно охарактеризовать понятием «эклектизм». Невероятное смешение национальностей в эллинистической ойкумене создавало значительные трудности для власти, стремившейся к объединению множества языческих верований. Но
эклектика не является простым, мозаичным объединением разнородных частей, являясь достаточно серьезным философским методом и одновременно показателем степени целостности культуры. Эклектика есть формальное предвосхищающее объединение того, что может быть объединено сущностной связью в будущем.
В I в. до н. э. в философской мысли господствует эклектизм (механическое соединение разнородных, часто противоположных идей, принципов, учений), возникающий на основе стремления древнеримских мыслителей отобрать и закрепить то, что им представлялось истинным в различных философских системах, и отбросить ложное.
Эклектики не создавали новых учений, но благодаря их интеллектуальной активности до нас дошел ряд учений древнегреческих философов.
Особое значение средства художественного синтеза приобретают в связи с генезисом искусства, его типологическими критериями и историческими этапами. Изменение мировоззрения и соответствующих ему средств художественного синтеза можно проследить с ранних периодов развития человечества на основе понятия образ мира. В дохристианский период оно служило центральной идеей искусства, эквивалентом общечеловеческих размышлений о жизни. Формирование художественно-образных систем в цивилизационном обществе, основой которой стала в России православная конфессия, отличает средства художественного синтеза в их соответствии метаморфическому смыслу искусства и структурам поэтики духовной (религиозной) мифологии. В XVIII–XIX вв. происходит умножение светских настроений, которое трансформирует представление о языках художественной формы в средствах барокко, рококо, классицизма, ампира, неоклассицизма,
эклектики , модерна. Технологически усложняющееся производство рождает сложные специализированные сферы деятельности, своеобразно уравновешенные проблемой системности и целостности, прежде всего в философии. Авангард как моноявление сформировался в 20-30-е годы ХХ столетия и, как антитеза искусству изобразительному, породил новые оттенки средств художественного синтеза предметно-пространственной среды.
Современные пьесы отечественных композиторов, вбирающие в себя разнополярность стилевых притяжений рассматриваемой эпохи, отражают наиболее влиятельные тенденции времени, связанные с неоклассицистскими, неоромантическими, неофольклорными, авангардистскими, минималистскими и джазовыми течениями. Одновременно в миниатюре воплощается множество художественных концепций постмодернизма, обусловленных идеями «новой
эклектики », «новой простоты», «новой религиозности» и «новой эстетики числа». В современных фортепианных пьесах находит выражение интертекстуальный аспект композиторского творчества, подразумевающий применение принципа цитирования как неотъемлемого элемента «большого Текста культуры». В миниатюрах данного периода проявляются также новые содержательные аспекты отечественного искусства, связанные с феноменом тишины (Ф. Караев, А. Кнайфель, В. Сильвестров), китча (В.Сильвестров, В. Екимовский), хеппенинга (В. Сидоров, И. Соколов).
Уместно обратиться к принципиальному разграничению «синтеза» и «эклектизма», сделанному А.Ф. Лосевым. Он, указывая на предшественников Плотина (Гая, Альбина, Апулея, Аттика, Аммония Саккаса), утверждает: «Поздних платоников многие и теперь тоже считают какими-то беспринципными
эклектиками . На самом деле привлечение разного рода платоновских, аристотелевских, посидониевских, а также и вообще стоических принципов имело свою собственную принципиальную направленность. Это было исканием существенного единства платонизма, аристотелизма и стоицизма; и это было достигнуто Плотином в самой роскошной, в самой красивой и убедительной форме»[135].
Постмодернисты любят текст. Из любого текста интерпретатор извлекает все, что ему угодно, и создает новый готовый текст. Лозунг постмодернизма: «Культура есть текст». Лозунги постмодернистов перекликаются с литературой (культурой) вторичных стилей, например, «Хватит литературе учить!» «Литература должна стать литературой и ничем больше». Отсюда совершенно новое, непривычное отношение к классике. С. Федякин в статье «Постмодернизм. Вторая серия» ссылается на то, что в новой культуре и Пушкин объявляется постмодернистом,
эклектиком , у русского поэта отмечается отсутствие единого стиля, он прозывается гениальным имитатором и даже пародистом (9). Об этом же пишет и критик Б. Парамонов. На смену бывшему декадентскому эстету в литературу пришел «хам». Он заставил ее ругаться матом, обратиться к медицинским терминам из сексуальной жизни, к проблеме «смещенных сексуальных ориентации» (этот мотив, видимо, связан с крахом идеи развития, идеи продолжения рода), к аббревиатурам разного типа. В литературе провозглашена эстетика «низа».
Связанные понятия (продолжение)
Экспериментальная музыка (англ. experimental music) — музыкальные произведения, использующие необычный инструментарий или новые композиционные принципы. Характеризуется неустоявшейся эстетикой, которая с точки зрения перспектив и ценности является достаточно неопределённой и спорной.
Минимали́зм в музыке — метод композиции на основе простейших звуковысотных и ритмических ячеек — «паттернов» (моделей). В ходе развёртывания композиции эти паттерны многократно повторяются и незначительно варьируются. Пик популярности минимализма в США пришёлся на вторую половину 1960-х гг. и первую половину 1970-х; в западной Европе и России интерес к минимализму отмечается до конца 1980-х гг.
Минимал-техно (англ. Minimal-techno) — минималистичный поджанр техно, характеризующийся атональностью, аскетичным, нарочито упрощённым звукорядом и мелодикой.
Интерпретация (лат. interpretatio — разъяснение, истолкование) — художественное истолкование музыкантом-исполнителем (певцом, инструменталистом, дирижёром или камерным ансамблем) музыкального произведения в процессе его исполнения. В широком смысле слова интерпретацией в известной степени является и словесная характеристика произведения.
Нойз (от англ. «noise» — шум) — один из старейших стилей в индустриальной музыке; музыкальный жанр, в котором используются разнообразные звуки (чаще всего искусственного и техногенного происхождения), неприятные и даже болезненные для человеческого слуха. Отнесение жанра «нойз» к музыке довольно противоречиво, поскольку шум сам по себе явление нежелательное — непредвиденные и случайные звуки, артефакты звукозаписывающей аппаратуры, которые обычно удаляются из музыкальных записей.
Арт-поп (англ. Art pop; также известны другие вариации названия артпоп и арт поп) — музыкальный жанр, широко охарактеризованный стиль в поп-музыке, вдохновлённый поп-артом, интегрированный элитарной и неэлитарной культурами и подчеркнутый манипуляциями с символами, стилем и жестами над самовыражением. Арт-поп артисты вдохновляются постмодернизмом обращаясь к эстетике, а также к другим формам искусства, таким как мода, изящное искусство, кино и авангардной литературе. Также жанр может отклоняться...
Психоделия (от др.-греч. ψυχή — душа, δήλος — ясный) — фантасмагория наркотического транса, вызванного приёмом психоделиков, состояние изменённого сознания, неустойчивое состояние психики, а также пласт контркультуры, появившийся благодаря употреблению психоделиков или какое-то очень странное явление, выбивающееся из обычного хода вещей.
Глитч (с англ. Glitch) — жанр экспериментальной электронной музыки, возникший в середине 1990-х в Германии.
Нью-эйдж (англ. new age, дословно «новая эра») — жанр музыки с расслабляющим и лёгким звучанием. Нью-эйдж сочетает инструменты и приёмы, характерные для электронной музыки (особенно эмбиента) и этнической музыки (world music), и характеризуется, как правило, низким темпом, использованием лёгких и поднимающих настроение мелодий. Эта музыка часто используется для релаксации, медитации и стимулирования творчества. Исполнители музыки нью-эйдж часто обращаются к темам живой природы, самопознания и национальных...
Эйсид-рок (англ. Acid rock) — направление психоделического рока, для которого характерны длинные инструментальные соло и музыкальные импровизации, малое использование вокала (часто композиции бывают инструментальными).
Неофолк (дарк-фолк, апокалиптический фолк, англ. neofolk, dark folk, apocalyptic folk) — музыкальный жанр, возникший как «возрождение» американского фолка 1970-х годов в Европе и смешения с постпанком, а также с другими стилями альтернативной музыки, часто сочетаемой с приёмами этнической музыки и неоклассическими пассажами. Всё более уходя от своего первоисточника — к 1990-м неофолк уже полностью оправдывал своё название, представляя собой действительно скорее «новый фолк», чем очередную разновидность...
Дроун , иногда дрон (англ. drone — гудение, гул) — жанр в академическом минимализме и некоторых экспериментальных направлениях популярной музыки, в котором за основу композиции берется непрерывно тянущийся или повторяющийся музыкальный тон или кластер (бурдон).
Хардкор — жанр электронной музыки, появившийся в начале 90-х годов, когда музыканты начали экспериментировать со скоростями в техно музыке. Появление и развитие можно отметить в нескольких странах. Прежде всего это Нидерланды, Германия и Англия.
Подробнее: Хардкор-техно
Арт-панк (англ. Art Punk), или авангардный панк (англ. Avant Punk) — жанр, производный от пост-панка и экспериментальной музыки, обычно применяющийся по отношению к музыкальным коллективам, которые развивали идеи панка, внося в них элементы авангарда, и, в отличие от классических панк-рокеров вроде Sex Pistols, имели связи с миром искусства.
Ме́йнстри́м (англ. mainstream — «основное течение») — преобладающее направление в какой-либо области (научной, культурной и др.) для определённого отрезка времени. Часто употребляется для обозначения каких-либо популярных, массовых тенденций в искусстве для контраста с альтернативой, андеграундом, немассовым, элитарным направлением, артхаусом.
Класси́ческая музыка (также — музыкальная классика) — свободное от терминологической строгости понятие, употребляемое, в зависимости от контекста, в различных значениях, имеющее вполне определённый исторический смысл и менее определённый оценочный. В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки «академической» или «симфонической».
Косми́ческая му́зыка (англ. Space music или англ. Spacemusic) — общий термин, используемый для обозначения музыки, которая вызывает у слушателей глубокие пространственные ощущения «планетарных образов», «галактических пейзажей» и т. д., а также стимулирует созерцательные переживания «космического полёта», «внеземной красоты» и т. д.
Брейккор (англ. breakcore) — стиль экстремальной электронной музыки, объединяющий в себе элементы драм-н-бэйса, хардкор-техно и IDM в ориентируемый на брейкбит-звук, скоростной, сложный, максимально плотный.
Симфо-ро́к , также симфоро́к (англ. Symphonic rock, Symphonic Prog) — стиль рок-музыки, поджанр прогрессивного рока. Термин был предложен для обозначения прогрессивных групп, более всего сориентированных на академический подход к музыке, в отличие от экспериментальных и психоделических коллективов.
Сёрф (
сёрф-рок , сёрф-поп, англ. surf rock, surf pop, surf music) — американская музыка начала 60-х годов XX века, изначально пляжная, то есть для курортников и особенно для сёрферов.
Acid jazz (рус. кислотный джаз, также эсид-джаз) — музыкальный жанр, в котором могут соединяться элементы джаза, фанка, соула, диско и хип-хопа.
Подробнее: Эйсид-джаз
Афробит (англ. Afrobeat) — музыкальный жанр, комбинирующий яркий, танцевальный, гитарно-духовой жанр хайлайф с афроамериканской музыкой — фанком и джазом. Для афробита характерны большие инструментальные ансамбли, продолжительные ритмичные произведения, импровизация, что сильно сближает жанр с джазом, и политизированность текстов. Его основным разработчиком является нигерийский мульти-инструменталист и лидер группы Nigeria '70 (ранее известной под названием Koola Lobitos) Фела Кути, придумавший название...
Трансгрессивное искусство — термин, употребляющийся по отношению к искусству, которое стремится к преодолению обыденных установок и норм и побуждает к такому преодолению или переосмыслению реципиента (зрителя, слушателя, читателя), часто используя при этом шоковые методы. Одним из первых деятелей искусства, использовавших этот термин, был андеграундный режиссёр Ник Зедд, основатель движения Cinema of Transgression («Трансгрессивный кинематограф»). Предшественниками трансгрессивного движения называют...
Джаз-фанк (англ. Jazz-funk) — жанр джазовой музыки. Характеризуется акцентом на сильную долю, электрифицированным звуком, часто присутствием аналоговых синтезаторов. К созданию жанра привела интеграция музыкальных стилей фанк, соул и Ритм-н-блюз в джазе. Спектр джаз-фанка достаточно широк и включает в себя как джазовые импровизации в фанк, соул, так и джазовые аранжировки диско. Возник в США в начале 70-х годов XX века. Близкородственные жанры соул-джаз и джаз-фьюжн. Различия между ними можно охарактеризовать...
Постро́к (англ. Post-rock) — жанр экспериментальной музыки, для которого характерно использование инструментов, связанных с рок-музыкой, а также ритма, мелодий, тембра и последовательности аккордов, которые не характерны для традиционного рока. Представители жанра в основном играют инструментальную музыку. Музыка построка объединяет в себе элементы разнообразных музыкальных жанров, таких как эмбиент, джаз, электронная музыка, рок.
Синти-панк (англ. Synthpunk), или электропанк (англ. electropunk), — музыкальный жанр, который сочетает в себе элементы электронной музыки и панка. Музыкант Damian Ramsey ввёл термин «синти-панк», зарегистрировав новое доменное имя в сети Интернет в 1999 году, для ретроспективного описания групп 1977—1984 гг., исполняющих панк на синтезаторной основе. Веб-страницы его сайта содержат описание таких групп, как Nervous Gender, The Units, The Screamers, Tone Set, Our Daughters Wedding и Voice Farm. Позже...
Риветхед , райветхэд, райвет, ривет (от англ. Rivethead — клёпаная голова) — молодёжная субкультура, образовавшаяся в конце 80-х, начале 90-х, в США, в среде поклонников музыки в жанре индастриал. В русскоязычных странах их чаще называют индустриальщиками или индустриалистами.
Фанк(и)-рок (англ. funk(y)-rock) — афроамериканская танцевальная музыка с выделенными ударными, для которой характерны минимальная мелодичность и активное синкопирование.
Подробнее: Фанк-рок
Электроклэш — стиль электронной музыки, вобравший в себя элементы новой волны, панка и танцевальной электроники. С одной стороны, электроклэш — пародия на ранний синти-поп и в целом электронную музыку 1980-х годов, с другой, он является переосмыслением электронной музыки в рамках новых веяний и экспериментов.
Постминимали́зм — искусствоведческий термин, вошедший в оборот в начале 1970-х годов для описания особой тенденции в различных сферах искусства, которая отталкивалась от предшествующего ей минимализма — как в стремлении его развить (через сохранение приверженности формальной простоте), так и наоборот преодолеть (стремясь к более широкому смысловому наполнению).
Музыка́льный жанр — род музыки, музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; а также отдельные разновидности этого рода.
Пауэр-нойз (англ. power noise; также известен как ритмик-нойз и иногда DBM (от англ. Distorted Beat Music — рус. музыка искажённого бита)) — музыкальный жанр, ответвление постиндастриала, возникшее в середине 1990-х годов на стыке нойза и различных родов электронной танцевальной музыки.
Спейс-рок (англ. Space rock, букв. Космический рок) — термин, первоначально применявшийся по отношению к таким психоделическим рок-группам, как Hawkwind, Gong и Pink Floyd. Для спейс-рока были характерны активное использование синтезаторов, эксперименты с гитарным звучанием, продолжительные, атмосферные композиции и тексты, навеянные научно-фантастической литературой. В конце 1980-x — начале 1990-x спейс-рок возродился в лице британо-американской альтернативной сцены, вдохновлявшейся как экспериментами...
Интерлю́дия (через позднелатинское interludium, от лат. inter, «между» и лат. ludus, «игра») — короткое музыкальное построение или пьеса, вставленное между частями в музыкальном произведении, например, органная импровизация между двумя строфами хорала или между частями сонаты, сюиты или другой циклической формы.
Постдиско (англ. Post-disco) — жанр электронного прогрессивного ритм-н-блюза, возникшего в конце 1970-х, однако этот термин чаще используется для описания развития популярной музыки в 1979—1986 гг., начиная с ночи 12 июля 1979 года, которая получила название Disco Demolition Night (рус. Ночь Сноса Диско), когда неприязнь к диско привела к уничтожению тысяч пластинок на бейсбольном поле в Чикаго и заканчивая повсеместным появлением хаус-музыки. На последних этапах своего существования диско стал проявлять...
Му́зыка США — обобщающее понятие, применяемое к музыке различных жанров, которая была создана в Соединённых Штатах Америки.
Конкре́тная му́зыка (фр. musique concrète) — вид авангардной музыки XX века. Шумы и звуки, главным образом, природного происхождения, записываются на магнитофон или иное звукозаписывающее устройство, подвергаются на этом устройстве микшированию и разного рода редактированию (обработка фильтров, пространственные стереоэффекты, изменения скорости и направления движения ленты и т.д.). В качестве звукового материала конкретной музыки могут использоваться, например, звук падающих капель воды, шум поезда...
Даунте́мпо (англ. downtempo — заниженный темп) или даунби́т (downbeat) — стиль в современной электронной музыке. Музыка характеризуется медленным ритмом, чаще всего ломанным. «Ломанность» ритма достигается за счёт смещения сильных долей такта на слабые (синкопирование) или же за счёт одновременного сочетания двух и более независимых ритмов (полиритмия). Близок к трип-хопу, но отличается от него менее давящей и депрессивной музыкальной атмосферой, по звучанию также схож с эмбиентом, однако, в отличие...
Эксперимента́льный рок (англ. Experimental rock или Авангардный рок, англ. avant-garde rock) — музыкальный стиль, основанный на рок-музыке с экспериментами над звучанием базовых элементов жанра и техникой исполнения. Обычно композиции экспериментального рока являются полной противоположностью стандартной музыкальной структуры «куплет-припев-куплет». В данном стиле (или в отдельной композиции) присутствуют сразу несколько разных стилей музыки, таких как: джаз, фанк, панк и.т.д. Так как в целом главной...
Современная классическая музыка (англ. contemporary classical music) — это та музыка, написание которой принадлежит периоду, который начался в середине 1970-х — первой половине 1990-х годов. Включает модернистскую, постмодернистскую, неоромантическую и плюралистическую музыку. Тем не менее, этот термин может также использоваться в более широком смысле — для обозначения всех музыкальных форм, написанных после 1945 года, включая академическую музыку ХХ века. Сейчас самый распространённый вид современной...
Арт-рок (англ. art rock) — жанр экспериментальной и рок-музыки, который характеризуется мелодическими, гармоническими или ритмическими экспериментами, а также большим количеством художественных образов в текстах песен. Арт-рок зачастую идёт дальше форм и жанров современной популярной музыки в направлении джаза, академической, этнической музыки или экспериментального авангарда.
Свинг (англ. swing — покачивание) — джазовый ритмический рисунок, при котором первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается.
Модерни́зм в му́зыке — искусствоведческое понятие, которое хотя и трактуется в музыкознании не всегда однозначно в плане историческом, но, тем не менее, всегда указывает на различные инновационные тенденции в музыке, а также на активное стремление музыкантов заниматься дальнейшей модернизацией её эстетического облика.
Панк , па́нки (англ. punk — перен. разг. «нехороший», «дрянной») — субкультура, возникшая в конце 1960-х — начале 1970-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике.
Колледж-рок (англ. College rock) — американский термин, которым в 1980-е гг. обозначали альтернативный рок.