Связанные понятия
Стани́ца — административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлка).
Ху́тор (укр. хутір; мн. число хутора́) — малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством. Житель хутора назывался хуторянином.
Малоро́ссы (малоро́сы, малору́сы, малороссийцы, малороссияне, малороссийский народ; также нем. Kleinrussen, англ. Little Russians и другие) — понятие, использовавшееся ещё в Византии для обозначения жителей Малороссии (греч. Μικρὰ Ῥωσία), юго-западной группы восточных славян, проживающих на территории современной Украины, Белоруссии и Польши.
Упоминания в литературе
В старейшем значении курень означал способ лагерной стоянки, огораживание юрт и повозок с домашним скотом в центре. Там же находился глава рода или племени, начальник отряда. Со временем курень –
это не просто круг юрт и повозок, расположенных вокруг вождя, а социальная и военно-политическая единица. В годы службы Крымским ханам запорожские казаки объединялись в курени и сохранили этот термин, перейдя на окраины Великого княжества Литовского. У них курень означал неодинаковое по численности военное содружество односельчан и родственников с куренным атаманом во главе и названием той местности, откуда в него приходило постоянное пополнение. Запорожцы принесли куренное устройство и на Кубань{103}.
Еще 04 сентября 1882 года Начальником Кубанской области было вынесено решение за № 1584 об образовании на войсковой запасной земле под названием Средне-Челбасская степь новой казачьей станицы. А 24 июня 1883 года Наказному атаману Кубанского Казачьего Войска от Командующего войсками Кавказского военного округа генерала-адьютанта князя Дондукова-Корсакова из города Тифлиса поступило распоряжение образовать новую казачью станицу, переселить в нее жителей станицы Троицкой Темрюкского уезда в полном составе и частично жителей малоземельных станиц: Петровской, Славянской, Полтавской, Староджерелиевской и Новониже –
стеблиевской. Юрты этих станиц постоянно заливались водой. Необходимо было обеспечить переселенцев земельными наделами на основании 4-ой статьи действующего Положения о поземельном устройстве в казачьих войсках. Предполагалась к переселению в новую казачью станицу по выбору Войскового начальства и часть жителей поселка Дурноселовка с условием зачисления их в казачье сословие и обязательного несения казачьей службы. Остальным же поселенцам-дурноселовцам было рекомендовано добровольно, со всем своим имуществом, покинуть Средне-Челбасскую степь не позже 01 марта 1884 года. До этой даты необходимо было арендаторам-коневодчикам удалить со Средне-Челбасской степи свои многочисленные табуны в новые удобные для коневодства места в предгорной полосе Кубанской области.
В итоге территориальную целостность сохранили всего два Войска – Донское (оно было самым большим, и здесь войсковой атаман еще задолго до реформ получил права губернатора) и Уральское (тут земли были неплодородными, и иногородние сюда не ехали). А территория остальных
Войск была раздроблена, казачьи юрты перемежались гражданскими волостями. Кое-где происходило силовое «расказачивание». Черноморский край от Новороссийска до Адлера отчленили от Кубанского Войска, стали заселять армянами. Отчленили от Кубани и Ставропольскую бригаду, 12 станиц – казаков перевели на положение крестьян. Та же судьба постигла Адагумский полковой отдел. От Оренбургского Войска оторвали западную часть Самарско-Оренбургской линии, и казаков тоже «окрестьянили». На казачьи войска были распространены общегражданские суды, земства.
Атаманы, как представители станиц, играли решающую роль во всех казачьих движениях и важнейших делах. В зависимости от этого выработалась особая формула, с которой обращалось русское правительство к донским казакам. «На Дон, – говорится обыкновенно в правительственном обращении к казакам, – в верхние и нижние юрты (т.е. общины) нашим атаманам и казакам, войсковому наказному атаману и всему нашему Войску Донскому». Предпочтение как бы отдается станичным общинам или их атаманом и казакам, а затем уже титулуется наказной атаман. Так было и в действительности. Центр тяжести всегда покоился в станицах, или, точнее, на рядовом казачестве и их общинах.
Как по Дону селилась вольная община удалых людей ради смелых набегов и войны, так же точно поселились лихие молодцы и по Днепру. Они ставили свои хижины, строили городки на том месте, где Днепр, разбившись о пороги, широко и плавно течет по степи, ставили свое войско за порогами и получили потому название Запорожских казаков, а так как они были малороссами, то их и называли Малороссийскими казаками. Запорожцы не раз соединялись с донцами в походах на Крым и на турецкого султана. Были они и под Азовом, и часть их жила по Дону, и место, занятое
ими, носило название Черкасского юрта. К ним и решили на кругу в Раздорах идти ставить новый городок вместо сожженного турками Монастырского городка.
Связанные понятия (продолжение)
Буза́вы — донские калмыки-казаки, которые имеют некоторые, отличные от других этнических групп калмыков особенности культуры, свои танцы, песни, одежду, традиции и быт. Другие этнические группы калмыков на территории России — торгуты, дербеты, хошеуты, олёты, зюнгары и другие.
Те́рские казаки , терцы, гребенцы́ часть сословия казаков в Российской империи , которые живут вдоль рек Терек, Сунжа, Аргун, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок на Северном Кавказе.
Торские казаки — наименование казацкого населения городка Тор и близлежащих хуторков (иначе Соляной, совр. г. Славянск, Донецкая область, Украина). Казаки, часто называемые в тот период «черкасами», начали селиться здесь с XVI−XVII веков. В состав этно-социальной группы торских казаков входили донские и слободские казаки, а также, в меньшей степени, запорожцы и, вероятно, другие этногруппы славянского происхождения. В 1721 году торские казаки были подчинены Военной Коллегии; во 2-й половине XVIII...
Татары в Оренбургском казачьем войске — группа казаков татар-мусульман в составе оренбургских казаков. В казачье сословие татарское население края было записано в 1799 г. История оренбургских татар-казаков заканчивается с ликвидацией казачества в 1920 г.
Гре́бенское каза́чье войско — казачье войско, сформированное в 1711 (1712?) году в составе вооружённых сил Русского государства из гребенских казаков. С 1721 года Гребенское казачье войско в составе иррегулярных войск Российской империи в подчинении Военной коллегии. Со временем, в результате множества переформирований, это войсковое соединение в качестве полка (1-й Кизляро-Гребенской, имени генерала Ермолова полк) вошло в состав Терского казачьего войска Русской императорской армии.
Куба́нские казаки ́ (куба́нцы), Куба́нское каза́чье во́йско — часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкесия, преимущественно потомки выходцев из казачьего Войска Запорожского. Войсковой штаб — город Екатеринодар (современный Краснодар). Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска 176 тыс. душ обоего...
Семиреченские казаки ́ — группа казаков, проживающая в Семиречье, на юго-востоке современного Казахстана и северной Киргизии. В прошлом были объединены в отдельное казачье войско.
Сиби́рское Каза́чье Во́йско — четвёртое по старшинству в казачьих войсках с 19 декабря (6 декабря ст.ст.) 1582 года, сибирские казаки живут на территории Сибири (включая территорию Северного и Восточного Казахстана), Войсковой праздник, войсковой круг — 6 (19) декабря, день св. Николая Чудотворца.
Подробнее: Сибирские казаки
Азовское казачье войско — (в отличие от существовавшего с 1696 года по 1775 год Азовского казачьего полка) войсковое казачье формирование в XIX веке.
Буря́тские каза́ки , или Буря́тское каза́чество — иррегулярное воинское формирование в составе Забайкальского казачьего войска во времена Российской империи.
Аграханское казачье войско было образовано в конце царствования Петра I, который, прибыв в 1722 году на Терек, приказал выдвинуть российскую пограничную линию на реку Сулак. Здесь, на месте, где от Сулака отделяется рукав — Аграхань, была устроена крепость Святого Креста, a вблизи неё были поселены терские казаки, названные Аграханским войском. Главным назначением войска было охрана прибрежья и сообщения с морем. В 1724 году казаки новообразованного войска были усилены 1 000 семьями донских казаков...
Казаки ́ (др.-русск. козáкъ; укр. козаки́; польск. kozacy; лит. kazokas; белор. казакі; а также черка́сы) — представители казачества - военного сословия, сформировавшегося на территории современных России, Украины и Казахстана..
Кош (у казаков) — крупное казачье объединение (казачья община и одновременно воинское подразделение и хозяйство в его ведении, расположенные на определенной территории), обыкновенно возглавляемое кошевым атаманом.
Хопёрские казаки (иногда — «верховские», «чиги»)́ — казаки Хопёрского казачьего войска (ХКВ) и их потомки, населявшие бассейн реки Хопёр. Казачье присутствие в данном регионе является непрерывным с весьма давних (по всей видимости, с античных) времён вплоть до настоящего времени.
Городовы́е казаки ́ или Поместные казаки (станичные, сторожевые, полковые и другие) — категория государственных служилых людей по прибору на Руси XIV — XVII веков, поселявшихся при пограничных крепостях (сторо́жах, станицах, юртах и так далее) и получавших землю и жалованье под условием несения постоянной сторожевой (пограничной) службы на украинных территориях.
Казачество на Украине — казачество, возникшее на Украине или возрождённое на территории современной Украины.
Дунайское казачье войско — казачье войско, сформированное в 1828 году из казаков Задунайской Сечи и существовавшее на...
Мелецкий острог — оборонительное сооружение, основанное в 1621 году томскими казаками во главе с казачьим головой Молчаном Лавровым и татарским головой Осипом Кокоревым на правом берегу реки Чулым, в «земле милисов», для сбора ясака с чулымских татар.
Забайка́льские казаки ́ или Забайка́льское каза́чье во́йско — часть казачьего сословия в России, на территории Забайкалья. Войсковой штаб — в Чите.
История Калмыкии - это история Республики Калмыкия, а также существовавших ранее на данной территории других государственных и административно-территориальных образований и иных человеческих общностей. История Калмыкии неразрывно связана с историей Юга России, Поволжья и историей калмыков.
Атама́н (предводитель, начальник) — старший в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков или (устар.) вообще старший в деле (как тамада у кавказских народов).
Запоро́жские казаки ́, запоро́жцы — часть казачества Поднепровья, на территории современной Украины, на 1555 год имевших ряд разрозненных военных укреплений («городки» или «сечи» /засеки/) и поселений (хутора, зимовники) за днепровскими порогами, вне зоны юрисдикции каких бы то ни было государств (Дикое поле). Впоследствии объединились в отдельную военную и государственную организацию Войско Запорожское, получившую своё наименование по названию региона проживания, места расположения главного военного...
Ура́льские каза́ки (ура́льцы) или Ура́льское каза́чье во́йско (до 1775 года и после 1917 года — Яи́цкое каза́чье во́йско) —часть сословия казаков в Российской империи. Размещаются на западе Уральской области (ныне северо-западные области Казахстана и юго-западная часть Оренбургской области), по среднему и нижнему течению реки Урал (до 1775 — Яик). Старшинство войска с 9 июля 1591 года, в этот месяц Яицкие казаки приняли участие в походе Царских войск против Шамхала Тарковского. Войсковой штаб — Уральск...
Кадомские татары (кадомские служилые татары) — этносословная группа в составе татарского народа, проживавшая в г. Кадом и прилегающей к нему территории (в наст. время северо-восток Рязанской и юго-запад Нижегородской областей). По всей видимости группа сформировалась на основе ордынского населения территории, вошедшей в состав расширяющегося Российского государства. В XV—XVIII вв. относились к служилому сословию. Ни территориально, ни административно не имели отношения к соседнему Касимовском ханству...
Ордынские Казаки - Казаки проживающие в Орде, полноправные граждане Орды, выделяемые либо по профессиональному признаку, как воины, либо по образу жизни, как вольные полноправные граждане Орды XIII - XVI веках, называемые так же иногда тартарами или даже татарами.
Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — монгольский народ ойратской группы. Проживают в Республике Калмыкия — субъекте Российской Федерации. Говорят в основном на русском, и реже на калмыцком языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI — начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий.
Иногородние , иногородцы — переселенцы, представители некоренного населения (в том числе казачьих земель), так казаки Подонья и Кубани называли всех пришлых поселенцев из Центральной России и Украины, подразумевая под этим людей «иного роду», не казачьего, из «иных (неказачиьх) городков», не местных, не знакомых с местными казачьими обычаями и правилами. Так, например, на Кавказе, иногородними не считалось местное кавказское население.
Уссури́йские каза́ки — часть сословия казаков в Российской империи в Уссурийском крае. Другие определения — этносословная группа, военное сословие-народность.Уссурийские казаки жили в Приморье к югу от Хабаровска, в районе рек Уссури и Сунгари. Войсковой штаб — Владивосток.
Голу́твенные каза́ки (голытьба, от укр. голота) — беднейшая и наиболее многочисленная часть донского и запорожского казачеств. На верхнем Дону, а также в верховьях Хопра и Медведицы голутвенные казаки назывались ещё «верховскими» и «чигами». Женатые жили не в Запорожской Сечи, а по хуторам и городам.
Калмы́цкое ха́нство (калм. Хальмг хана улус), также Торгоу́тское ха́нство — государственное образование калмыков в XVII—XVIII веках в составе Русского царства и Российской империи.
Донской край в древнее время входил в пределы местности, называвшейся сначала у греков Скифией (или Скитией); у римлян Сцитией, нередко Танаисом (по реке Танаису, нынешнему Дону); у римских историков І века — Сарматией; у днепровских руссов — Хазарией; у арабов — Казарией и Газарией; у Константина Багрянородного (X век нашей эры) — южное Подонье (до Кавказа названо Казахией).
Подробнее: История Ростовской области
Кубанские татары (также кубанские ногайцы, кубанцы, ногайские татары) — старорусский экзоэтноним XVI—XVIII веков, применялся в документах Русского государства и, вероятно, среди русскоязычного населения Северного Кавказа, по отношению к ногайцам, так называемой, Малой орды (старорусск. Малые Нагаи/Ногаи, Кубанская Орда, Казыев/Козыевский Улус). Вероятно, в русских источниках этим именем могли называться и некоторые другие тюркские народности, которые могли кочевать в этот период на Кубани.
Башки́ро-мещеря́кское во́йско (с 1855 года — Башкирское войско; башк. Башҡорт-мишәр ғәскәре, тат. Башкорт-мишәр гаскәре) — иррегулярное формирование на территории Оренбургской губернии, составленное из Башкирского войска и Мещерякского войска, позднее также включившее в свой состав Тептярские полки указанных губерний.
Терски́й город , Терка́, Терки́ (изнач. Тюменский острог, в финале существования Терский редут, иногда в поздн. источн. Терско́й город, Терек) — русское поселение-крепость (острог → город → редут) на Северном Кавказе в XVI—XVIII веках. Первоначально было возведено в устье Сунжи, несколько раз сносилось, восстанавливалось и переносилось. Как город сформировалось в дельте Терека на исчезнувшей ныне речке Тюменке — территория, соответствующая современному северо-восточному Дагестану (Кизлярский район...
Ау́л , аил (каз ауыл (awyl), азерб. aul, кирг. айыл, тат. авыл, башк. ауыл) — традиционное поселение сельского типа, стойбище, община у тюркских народов, а также у других народов Средней Азии и Кавказа.
Нижегородские татары (тат. Нижгар татарлары) — территориальная группа татар, сформировавшаяся на территории современной Нижегородской области. В большинстве своем нижегородские татары представлены субэтнической группой татар-мишар, имеющих цокающий нижегородский говор.
Станичные казаки — категория городовых казаков, существовавшая в Сибири в 1822 — 1870 годах.
Казачий приказ — один из органов военного управления (приказ ) в Русском государстве.
Букеевская Орда (или Внутренняя Орда) — вассальное казахское ханство в составе Российской империи, существовавшее в 1801—1845 в междуречье Урала и Волги. Было создано в 1801 году пятью тысячами семей, переселившимися из Младшего жуза. Административно входило в Астраханскую губернию.
Зимо́вник — название хозяйства, хутора у запорожских, черноморских и у части донских казаков, где они находились, когда не было боевых действий (особенно в зимний период).
Казачье войско — воинское формирование (войско), комплектуемое из числа лиц казачьего сословия или состояния; первоначально возникшие как объединения вольных и беглых людей вне какой бы то ни было государственной административной юрисдикции, казачьи войска позднее входили в состав вооружённых сил ряда государств (Царство Русское, Речь Посполитая, Османская империя, Российская империя).
Казачья со́тня — тактическая и административная единица, подразделение в том числе в казачьих частях Казачьих войсках и в казачьих формированиях охраны, МВД и так далее.
Есауловский бунт 1792—1794 годов — восстание донских казаков, недовольных Указом Императрицы Екатерины II о принудительном переселении на Кубань. Названо по станице Есауловской, ставшей центром восстания. В 1792 году, когда был заключен Ясский мир с Турцией, возникла необходимость заселить территории, которые отходили к России на Кубани. Указом от 28 февраля 1792 года было повелено оставить 6 донских полков, служивших на Кубанской линии. Указ возмутил казаков, которые во главе с Никитой Иванычем...
Упоминания в литературе (продолжение)
Российские востоковеды по поводу населения западно-монгольских земель писали: «Кобдинский
округ образуют монгольские и собственно Олетские поколения Дурбэтов и Хойтов… разделяясь, как и все Монголы, на отдельные Хошуны… образуют один Сейм: Сайин-Цзаягату из 16 Хошунов (два хошуна Хойтов и 14 Дурбэтов: 11 Правого Крыла и 3 Левого). Далее, в ведении Кобского же Хэбэй-Амбаня находятся: 1) Аймак Захачинов, 2) Аймак Мингат, 3) Хошун Олетов… Кроме того, в ведении Кобдского Хэбэй-Амбаня находились также: 1) Аймак Новых Торгоутов, 2) Аймак Новых Хошотов, 3) Аймак Алтайских Урянхайцев…»8. Русский переселенческий чиновник С.Н. Велецкий писал о монголах Илийского края: «Кочевому населению, по численности принадлежит первое место и его составляют киргизы и калмыки… Калмыки принадлежат к монгольской расе. Они делятся на четыре рода; чахары, кочующие по р. Бороталы; б) торгоуты и в) хошоты, кочующие в долинах обоих Юлдузов и в верховьях Кунгеса и г) олеты, кочующие по р. Текесу и по северному склону хребта Боро-хоро от перевала Нилха до р. Каша. По Текесу же кочуют те 748 юрт калмыков рода Цзурган-суммы, которые в 1866 году искали спасения от таранчей в Верненском и Пржевальском уездах и в 1883 г. возвратились в китайское подданство»9.
“Положение о заселении предгорий западной части Кавказского хребта Кубанскими казаками и другими переселенцами из России” 1862 г. не касалось юридических
основ казачьего самоуправления, но сильно изменило казачье землевладение. Оно не упоминало о войсковой и вообще казачьей земле как коллективной собственности. Каждое поселение рассматривалось как самостоятельная отдельная община с 20–30 десятинами земли на душу мужского пола казачьего семейства и по 200 десятин на каждое офицерское семейство удобной и неудобной земли в общем нераздельном юрте. Из него назначалось от 5 до 10 десятин на рядовые семейства казаков-охотников и 25–50 десятин на семейство добровольно переселившихся офицеров в частную, вечную и потомственную собственность. То есть наряду с общинно-земельной собственностью в казачье землевладение впервые вводился институт частной земельной собственности, с известными ограничениями (охотники не могли отчуждать свои земли, передавать их неказачьему сословию и пр.). В целом в 1862 г. институт войсковой земельной собственности игнорировался или упразднялся, вводилось личное потомственное землевладение, и усадебная оседлость подчинялась особому закону, вне общинной юрисдикции. Это меняло характер казачьего землевладения.
В виду сокращения расходов на содержание на границах служилого населения, правительство широко производило раздачу здесь поместий. Последние известны и за пределами московских владений, нередко далеко в степи. Так, по жалованным грамотам Михаила Федоровича
ряд юртов (имений) по Сев. Донцу и Удам недалеко от г. Чугуева был отдан частным лицам. Однако долгое время правительство было принуждено постоянно подвозить на границы съестные припасы из центральных местностей, так как занятые войной служилые люди были не в состоянии вести сельское хозяйство. Более жизнеспособными и менее требовательными оказались мелкие поселенцы, привлекаемые сюда разными льготами, так называемые «однодворцы» или «четвертные владельцы», получавшие известное число четвертей или четей (земельная мера, равная ½ дес.). Из них постепенно вырабатывался тип земледельца-воина, сходного с казаком. Пограничное население обыкновенно жило в слободах, города же служили главным образом для «осадного сидения», куда укрывался народ при приближении татар. Этим объясняется своеобразная наружность пограничных городов, состоявших из острога со двором вокруг.
А тем временем, пока атаман Каторжный ездил в Москву, на Дону был великий
войсковой круг. Низовые городки, начав сборы в поход, послали в верховые (лежащие в верхнем течении Дона) городки и по всем речкам, велели всем быть на съезд в нижний городок. Ввиду предстоящего великого общего дела всем казакам, которые за свои проступки и преступления состояли «в запрещенье от войска», т. е. были лишены казачьих прав, объявлено было полное прощение и забвение вины. Изо всех юртов съехались казаки и приговорили – идти всем войском под Азов, промысел над ним учинить. В это же время прибыло на Дон прямо степью около тысячи Запорожцев, чтобы уговориться идти вместе на море. Узнав о задуманном завоевании самого Азова, Запорожцы постановили присоединиться к Донцам.
Однако в более поздних документах уже фиксируется присутствие чувашей в Сылвенско-Иренском поречье. Переписные книги 1678–1679 годов Д. Жукова и П. Ахматова отразили в Кунгурском уезде сложный и полиэтничный состав населения, который включал татар, марийцев, удмуртов и чувашей, а также русских. Татарских юртов насчитывалось 252 с мужским населением 785 человек, марийских – 100 с мужским населением 311 человек, удмуртских – шесть с 15 человеками мужского населения[39]. Чуваши являлись по количеству юртов и мужского населения третьей этнической
группой: в поречье имели 10 юртов с мужским населением в 20 человек[40]. Из четырёх четвертей с нерусским населением в Кунгурском уезде чуваши не отмечены только в Верх-Сылвенской четверти. В Карьевской четверти переписные книги учли два чувашских юрта с населением в четыре человека[41]. Чуваши проживали в деревне Старая Карьева вместе с татарами, удмуртами и марийцами, в которой находился один чувашский юрт и числилось два человека[42]. Второй чувашский юрт наряду с татарскими юртами отмечен в деревне Байсино, в нём также проживало два человека. В Шаквинской четверти чувашское население, составляющее один юрт и четыре человека, отмечено в деревне Уразово с основным татарским населением[43]. Второй чувашский юрт в Шаквинской четверти с одним человеком отмечен в татарской деревне Копчиково[44]. Таким образом, в Шаквинской четверти также находилось два чувашских юрта с населением пять человек. В Верх-Иренской четверти чувашей отмечено больше всего: шесть юртов с мужским населением 11 человек. Чуваши проживали в татарской деревне Екпердино, где находился один чувашский юрт с мужским населением три человека[45]. Больше всего их отмечено в татарской деревне Телес, Курамышева тож, где находилось пять юртов оброчных чувашей с мужским населением восемь человек[46].
В 1556 году русские войска нанесли
по Крымскому юрту ряд небольших, но болезненных ударов. Первым отличился отряд служилых казаков атамана М. Грошева. Посланный в «Поле», он наголову разгромил встреченных там крымчан. Затем на Днепр было направлено войско головы Матвея Ивановича Дьяка Ржевского, к которому присоединился отряд запорожских казаков из Канева численностью в 300 человек. На легких речных кораблях, изготовленных на реке Псел, московские и запорожские воины спустились вниз по Днепру. В низовьях этой реки они разорили окрестности турецких крепостей Ислам-Кермена и Ач-Кале (Очакова), на обратном пути отбили нападение преследовавшего крымского войска и благополучно вернулись назад, пройдя к своим границам по литовской стороне Днепра.
Через 15 лет поселок уже заметно вырос, и возросла его роль: проехавший через этот район А.А. Ресин следующим образом описывал Марково: «Центром торговли для оленного населения является Гижига, частью Нижнеколымск, а больше всего сел[о] Марково. Сел[о] Марково лежит на р. Анадырь, верстах в 700 от ее устья. Всех жителей в селении до 400 человек, их составляют: чуванцы около 200 человек, юкагиры более 100, мещане, преимущественно занимающиеся торговлей, и три крестьянские семьи. Живут здесь почти все в избах
русской постройки и юрт очень немного. Инородцы, живущие здесь, все крещены, забыли свою родную речь и говорят только по-русски. В селе есть новая церковь и живет священник с причтом» (Ресин 1888: 56).
Новый этап русско-крымских отношений был связан с воссоединением Украины с Россией в 1654 г. По Крыму тогда поползли слухи о близком конце и ханства, и даже мусульманской веры. «Сказывали волхвы их, абызы, – писали в своем отчете русские послы к хану, – что де идет Крымскому юрту кончина, и немного де
быть им на Крымском юрте …что им быть в своей вере и владеть Крымом немного, лет семь, или восемь, а то все будет вера православная». Россия на юге от обороны постепенно переходит в наступление на Крымское ханство и Османскую империю. Его целью являлись полное искоренение угрозы опустошительных набегов, хозяйственное освоение плодородных земель Северного Причерноморья и обретение выхода к Черному морю.
Чем ближе подходила флотилия к столице
Сибирского ханства, тем больше селений попадалось им на пути. В устье Тобола казаки, высадившись на берег, разгромили юрты Карачи, главного сановника ханства. Хан Кучум, проявлявший до сих пор беспечность, обеспокоился и стал собирать воинов – татар и манси. Командовать ратью он поручил лучшему полководцу, своему родственнику Маметкулу.
Казачья охота регламентировалась общеимперским правом, на основании выдаваемых за определенную плату свидетельств (билетов) на отстрел животных. Однако «малолетки, казаки и урядники, принадлежащие к служилому составу и признанные годными к строевой службе, при получении свидетельств на право охоты только
в пределах юртов тех станиц, к коим они принадлежат» освобождались от платы111. Как свидетельствует С.Ф. Номикосов, казачья охота из массового занятия превратилась в свободное времяпровождение представителей «привилегированных классов… для которых охота есть удовольствие и отдых от других занятий. Главную роль играет здесь не материальный расчет, а оценка искусства в стрелянии и других способах убивания дичи»112.
Казаки Мигулинской и Мешковской станиц дрались, пока не были вытеснены с
территории своих юртов. У хутора Вяжа они остановились и думали посылать делегацию к красным. Советское командование опередило их. «По занятии Мешковской, – вспоминал командир Богучарского полка, – мы объявили о всеобщем прощении тем, кто положит оружие и вернется домой. После этого, с нашего разрешения, в погоню за мужьями на санях выехало много казачек. Двигаясь на слободу Дегтево, мы встречали на дороге обозы с возвращающимися казачками, везущими по домам своих и других мужей».
Но этого
не произошло. «Далее начинались Юрты Остяков и Кондинских Вогуличей; там, на высоком берегу Иртыша, Князь их Демьян, имея крепость и в ней две тысячи воинов, готовых к битве, отверг все предложения Ермака».
Люди Атласова и камчадалы сели в струги и поплыли вниз по Камчатке, долина которой была тогда густо населена: «А как плыли по Камчатке – по обе стороны реки иноземцев гораздо много, посады великие». Через три дня союзники подошли к острогам камчадалов, отказавшихся платить ясак: там стояло
более 400 юрт. «И он-де Володимер с служилыми людьми их, камчадалов, громили и небольших людей побили и посады их выжгли».
Преемник Ислам-Гирея, Казы-Гирей, выступил ярым противником низовых казаков и через них – врагом Речи Посполитой, но зато другом московского царя. Сделавшись ханом, Казы-Гирей снесся с московским царем Федором Ивановичем по поводу его намерений относительно войны с крымцами и получил от него на этот счет такой ответ, приведенный Соловьевым в «Истории России»: «Прежде, как
был на крымском юрте Ислам-Гирей, то мы послали свою большую рать на Дон и на Волгу со многими воеводами, а идти им было с царевичем Мурат-Гиреем на царя Ислам-Гирея за его неправды. Да и на Днепр за пороги к князю Кирику Ружинскому и к князю Михайлу Ружинскому, к атаманам и черкасам, послали мы голов, Лихарева и Хрущова, и велели им идти со всеми черкасами на Крым, но когда услыхали мы, что ты воцарился, то поход отложили, и послали к тебе языка-татарина, которого прислали к нам с Днепра головы Лихарев и Хрущов и князья Ружинские»[128].
В каждом эскадроне определено по
шести унтер-офицеров. Над каждыми 10 юртами или семействами поставляется один десятник.