Понятия со словом «воздвигнуть»
Связанные понятия
Кенота́ф (др.-греч. κενοτάφιον, от κενός — пустой и τάφος — могила), также ценотаф — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила. Кенотаф может быть установлен по следующим причинам...
Усыпа́льница или Усыпа́льня, Започивальня, Божий дом, Убогий дом или Божедо́мка, Скудельница, Скудельня — общая могила для странников, за погребенье которых некому платить, равно для самоубийц или погибших по случаю, умерших без покаяния.
Колонна Пресвятой Троицы — чумной столб, расположенный на Верхней площади в Оломоуце, Чехия. В 2000 году Колонна Пресвятой Троицы была внесена в число памятников Всемирного наследия как выдающееся произведение центрально-европейского барокко.
Обели́ск (др.-греч. ὀβελίσκος букв. «небольшой вертел») — сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении. Важный элемент архитектуры Древнего Египта, где обелиски были символами Солнца. В Древнем Риме обелиски использовались как гномоны солнечных часов или поворотные знаки в цирках.
Склеп — постройка с внутренним помещением для гроба на кладбище или расположенная отдельно, также само такое помещение. Общий склеп для погребения членов одной семьи (семейный склеп) или одного рода (фамильный склеп) называется усыпальницей.
Глава́ Иоа́нна Предте́чи — голова Иоанна Крестителя, отсечённая по приказу Ирода Антипы из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Глава была закопана Иродиадой в одном из поместий Ирода. По церковному преданию, обретение главы Иоанна Предтечи происходило три раза. Является одной из наиболее почитаемых святынь христианского мира.
Сполии (лат. spolia, букв. «трофеи») — элементы декора, особенно колонны, которые в поздней античности и раннем Средневековье выламывались из древних сооружений (как правило, языческих храмов) и использовались при строительстве новых зданий (как правило, храмов христианских).
Мавзоле́й (лат. mausoleum — от др.-греч. Μαυσωλεῖον; на Востоке: араб. مزار — мазар) — монумент, погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал.
Саркофа́г (др.-греч. σαρκοφάγος) — разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати и обычно оставляемая на поверхности земли в специально отведённых помещениях или на кладбищах. Изначально употреблялось для обозначения гробниц из троадского известняка, якобы способного быстро впитывать в себя человеческие останки.
Гробни́ца Богоро́дицы — христианская святыня на Святой земле, где, согласно Священному Преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Находится в пещерной церкви Успения Богородицы в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Храм находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата и Армянской церкви. Сирийская и Коптская православные церкви имеют доступ для совершения богослужений.
Сте́ла (лат. Stela от др.-греч. στήλη — «столб») — каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита (или столб) с высеченными на ней текстами или изображениями. Устанавливается в качестве погребального или памятного знака. Не стоит путать с обелиском — по большей части столбом или конусообразной колонной.
Некро́поль (дословно «город мёртвых», др.-греч. νεκρός — мёртвый, πόλις — город) — комплекс погребений древнего мира: большое кладбище (подземные галереи, склепы, камеры), расположенное на окраине древних городов (в Египте, Малой Азии, Этрурии), с гробницами и каменными надгробиями. В частности, так называют, например, Дипилонский некрополь в древних Афинах, в Древнем Египте — некрополь города Фивы с гробницами фараонов и знати, и многие другие сооружения. Некрополем также обычно называли могильник...
Святи́лище — священное место или алтарь, посвящённый божеству. Во многих религиях считается местопребыванием божества; в ряде культур служило местом убежища для преследуемых.
Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий.
Квадри́га свято́го Ма́рка — квадрига из позолоченной бронзы. Хранится в базилике Сан-Марко (Венеция). Является единственным сохранившимся образцом многофигурной конной античной скульптуры. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э.
Храм Ники Аптерос (бескрылой победы) — древнегреческий храм на афинском Акрополе, находящийся на юго-западе от Пропилей и стоящий на пиргосе — небольшом выступе скалы, укрепленным восьмиметровой подпорной стенкой.
Змеиная колонна (греч. Τρικάρηνος Όφις, тур. Yılanlı Sütun) — античная бронзовая колонна на главной площади Стамбула Султанахмет. Является сохранившейся частью жертвенного треножника, созданного из оружия погибших в битве при Платеях (479 год до н. э.) персов во время греко-персидских войн. Изначально находилась в Дельфах, впоследствии перевезена Константином в новую столицу Римской империи Константинополь (сейчас Стамбул). Изначально 8-метровую колонну увенчивали 3 головы змеи. В 1700 году она была...
Кри́пта (от др.-греч. κρυπτή «крытый подземный ход; тайник») — в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя» церковь.
Неве́домый бог (др.-греч. Ἄγνωστος Θεός) — это теория Эдуарда Нордена, впервые опубликованная в 1913 году, которая предполагает, основываясь на речи апостола Павла к ареопагу в Деяниях, что в дополнение к двенадцати главным богам и бесчисленным меньшим божествам древние греки поклонялись божеству, которое они называли «Агностос Теос» (с греч. — «неведомый бог»). Норден характеризовал его как «не греческое». В Афинах был храм, специально посвящённый этому богу, и, согласно более позднему диалогу «Друг...
Сте́ла открове́ния или стела Анхефенхонсу — погребальный памятник Анхефенхонсу — фиванского жреца бога Монту, который жил в эпоху XXV династии, ок. 680-70 гг. до н. э.
Четыре увенчанных мученика (иначе: Четыре венценосных мученика, Четыре коронованных мученика, калька с лат. Sancti Quatour Coronati или итал. Santi Quattro Coronati) — группа раннехристианских мучеников, о почитании которых в Риме известно с IV столетия. Центром их почитания является титулярная церковь Санти-Куаттро-Коронати на холме Целий. Их сложное запутанное житие включило в себя, как минимум, истории трёх различных групп мучеников. Святые почитаются покровителями скульпторов.
Фонтан слёз — фонтан-сельсебиль на территории ханского дворца в Бахчисарае, построенный в 1764 году. Прославлен Пушкиным в поэме «Бахчисарайский фонтан».
Жертвенник — в религиозных культах возвышение или естественный камень, на котором приносились жертвы.
Моки́й Амфипо́льский (греч. Μώκιος ὁ Ἀμφίπολις; лат. Mocio Amphipolitanae; ум. 288 или 295) — христианский священномученик. Почитаемый в Православной церкви, его память 11 (24) мая; и Католической церкви, его память 11 мая и 24 мая.
Церковь Христа Спасителя в Полях (греч. ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ) из ансамбля монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле (бывш. Константинополь). С 1948 года открыта для туристов как музей Карие (тур. Kariye Müzesi), входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия.
Подробнее: Монастырь Хора
Эпита́фия (греч. ἐπιτάφιος «надгробный», от греч. ἐπι — на, над и греч. τάφος — могила) — изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.
Оссуа́рий (лат. ossuarium, от лат. os (родительный падеж ossis) — «кость») — ящик, урна, колодец, место или же здание для хранения скелетированных останков. В русском языке существует синоним этого слова — ко́стница.
Дюрбе Джанике Ханым — мавзолей XV века, почти полностью сохранился, памятник архитектуры, находится на юго-восточной окраине города (бывшее Староселье), на мисовому плато столовой горы (около 540 м над уровнем моря). Расположен в пещерном городе Чуфут-Кале к северо-востоку от площади, ближе к обрыву.
Пропиле́и (др.-греч. προπύλαιον, от др.-греч. προ — перед и др.-греч. πύλαι — ворота) — парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннами, расположенными симметрично оси движения на каком-либо (главным образом — священном) участке (позднее — в архитектурном ансамбле или в дворцово-парковом комплексе). Большинство пропилей в античное время представляли собой торжественно устроенные въезды или входы на участки храмов или административных зданий, и примыкали к ограде или крепостной стене...
Ападана (перс. آپادانا из др.-перс. «apa-dāna-» ‘дворец’, парф. «’pdn» ‘дворец’, пехл. «’’ywn» ‘дворец’, кл.перс. ayvān (*apa-dā̊na- > *aβδān > *awyān > aywān) — большой зал площадью около 1000 м² с крышей, поддерживаемой 72 колоннами высотой 24 метра, в древнеперсидском городе Персеполе. В нарицательном смысле термин также используется для обозначения аналогичных по своей структуре сооружений в персидской архитектуре. Зал вероятно использовался для торжественных царских приёмов. В древнегреческой...
Семь чудес света, или Семь чудес Древнего Мира — список самых прославленных сооружений архитектуры.
Гробница — форма захоронения, при которой останки покойного хранятся внутри сооружения, а не под ним, как в случае надгробия. Этот термин соответствует латинскому «sepulcrum», греческому «крипта», английскому «tomb».
Толос, фолос (др.-греч. θόλος) в древнегреческой архитектуре — круглое в плане сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный зал), часто с колоннадой. Если во внутреннем помещении есть колонны или полуколонны, то они не относятся к тому же ордеру, что и наружные колонны. В греческую эпоху толосы часто были культовыми сооружениями (например, асклепион в Эпидавре), однако в доэллинистическую эпоху храмами не являлись. Роберт Грейвс отмечает, что греческие подземные толосы, использовавшиеся...
Трофе́й, тропеум (лат. tropaeum, trophaeum; греч. τρόπαιον от τροπή «поворот; обращение врагов в бегство») в архитектуре — тип древнеримского здания-трофея (памятника полководцу), а также военная арматура — скульптурное или орнаментальное изображение оружия.
Колоссы или Колосса (лат. Colossae, Colosse; также известен как Хоны (лат. Chonae) или Кона (лат. Kona)) — античный город во Фригии на реке Ликус, существовавший между V веком до н. э. и XII веком н. э. Близ деревни Хоназ в 10 км. к востоку от Денизли на территории современной Турции сохранились руины построек римского (театр) и христианского периодов.
Святая лестница (лат. Scala Santa) — мраморная лестница старого Латеранского дворца, ныне не существующего. Впервые упоминается в середине IX века в «Liber Pontificalis» папы Сергия II. Согласно древней христианской традиции, эта лестница была привезена в 326 году из Иерусалима святой царицей Еленой из дворца Понтия Пилата, и по ней поднимался на суд Иисус Христос. Эта традиция поддерживается тем, что данная лестница сделана из мрамора, который обычно использовался в Иерусалиме в то время.
Матер Матута (лат. Mater Matuta) — италийская и древнеримская богиня утра и плодородия, покровительница замужних женщин.
Коло́сс — нечто выдающееся по своей величине, значительности, то же что гигант, титан, исполин.
Стоа или стоя (более распространенный вариант русскоязычного произношения) (греч. Στοά — «портик») — в античной архитектуре, длинная галерея-портик, обычно с одним-двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон; крытая колоннада.
Па́мятник Сла́вы был воздвигнут в Санкт-Петербурге перед Троицким собором в честь подвигов русских войск, принимавших участие и победивших в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов.
Подробнее: Колонна Славы
Погребальная камера, или погребальная комната — часть погребального сооружения, куда непосредственно помещается гроб, саркофаг, погребальный сосуд с прахом или само тело усопшего. К погребальным камерам по типу можно отнести мегалитические захоронения эпохи энеолита в Европе.
Храм (от праслав. *chormъ > храмъ — «дом») — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, ими выполняемых, и религиозных идей, которые они воплощают. В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи (особенно в Средние века в Европе) храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер, обладали...
Сень (старослав. сѣнь) — элемент архитектуры шатрообразной формы или в виде балдахина или навеса. Также шатёр, навес на столбах или колоннах, возводившийся над алтарём, троном, колодцем или завершавший башню.
Форум Цезаря (лат. Forum Cæsari, также Forum Iulium) — первый из императорских форумов Рима. Цезарь поручил Цицерону в 54 году до н. э. купить участок земли на сумму 60 — 100 миллионов сестерциев. На этом участке Гаем Юлием Цезарем в 54 — 46 годах до н. э. был построен новый форум как расширение Римского Форума. В северной части форума располагались храм Венеры-Прародительницы (Venus Genetrix) и Серебряная базилика (basilica Argentaria), своего рода античная биржа. Вдоль Clivus Argentarius сохранились...
Ложная дверь — подобие двери, с наличником, в котором дверной проём, будучи заложен, является неглубокой нишей. Может быть вырезана или нарисована на стене. Распространённый архитектурный элемент в гробницах Древнего Египта и Донурагической Сардинии. Позже ложные двери также встречаются в этрусских гробницах, а во времена Древнего Рима их использовали в интерьерах жилых домов и гробницах.
Дворец сенаторов (итал. Palazzo Senatorio) — ренессансное общественное здание, построенное в 1573-1605 гг. по проекту Микеланджело на Капитолийском холме в Риме. Сейчас в нём располагается мэрия города Рима.
Нубийские пирамиды — древние сооружения пирамидальной формы, расположенные в Судане. Пирамиды построены правителями Мероитского царства спустя 800 лет после того, как египтяне перестали строить свои пирамиды.
Вотивные предметы, вотивные дары (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения.