Понятия со словом «гроссо»
Кончерто гроссо (итал. concerto grosso — «большой концерт») — инструментальный жанр в музыке, зародившийся в эпоху барокко, основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей (итал. ripieno, «рипьено») и группы солистов (итал. concertino, «кончертино»). Возник в Италии, во второй половине XVII века как оркестровая разновидность трио-сонаты.
Связанные понятия
Пикколо, пикчоло, малый денарий (итал. piccolo) — название денежной единицы ряда средневековых итальянских государств.
Сардинский скудо (итал. scudo sardo) — денежная единица, обращавшаяся на острове Сардиния до 1816 года. Делился на 2½ лиры, которые в свою очередь делились на 4 реале, 20 сольдо, 120 кальярезе или 240 денаро. Доппьета равнялась 2 скудо. В 1816 году сардинский скудо был заменён на сардинскую лиру.
Папская лира (итал. Lira pontificia) — денежная единица Папской области, заменившая в 1866 году папский скудо по курсу 5,375 лиры = 1 скудо; была равна итальянской лире. Лира делилась на 20 сольдо или 100 чентезимо. Была в обращении до 1870 года.
Тосканский флорин — денежная единица Великого герцогства Тосканского с 1826 по 1859 годы. Он делился на 100 кватрино. В обращении также находился паоло, равный 40 кватрино.
Венецианская школа музыки (итал. Scuola veneziana) — направление композиторского искусства в Венеции в эпохи Возрождения и раннего барокко.
Пьемонтский скудо (итал. scudo piemontese) — денежная единица, имевшая до 1816 года хождение в материковой части Сардинского королевства. Делился на 6 лир, которые в свою очередь делились на 20 сольдо или 240 денаро. Доппия равнялась 2 скудо.
Миланский скудо (итал. scudo milanese) — денежная единица Миланского герцогства, бывшая в обращении до 1796 года. Делился на 6 лир, которые в свою очередь делились на 20 сольдо или 240 денаро. Так как Миланское герцогство входило в состав Священной римской империи, то миланский скудо равнялся конвенционному талеру.
Сардинская лира — денежная единица Сардинского королевства в 1816—1861 годах. Одна лира равнялась французскому франку и делилась на 100 чентезимо. До 1816 года сардинская лира была разменной монетой (1 сардинский скудо равнялся 2½ сардинской лиры), имевшей хождение только на Сардинии. В 1816 году лира заменила сардинский скудо и пьемонтский скудо. В 1861 году сардинская лира была заменена на итальянскую лиру.
Венецианская лира (итал. Lira veneziana) — денежная единица Венецианской республики, появившаяся в конце XIII века и бывшая в хождении до 1807 года. Изначально являлась денежно-счётной единицей. Впервые в виде серебряной монеты весом 6,52 г серебра 948 пробы (лира Трон) была отчеканена в 1472 году. В 1474 году лиру Трон сменила лира мочениго, которая не отличалась от предшественницы по весу, но имела другое изображение. Мочениго выпускали до 1575 года. Делилась на 20 сольдо, которые в свою очередь...
Папский скудо (итал. scudo pontificio) — денежная единица Папской области, имевшая хождение до 1866 года. Делился на 100 байокко, которые в свою очередь делились на 5 кваттрино. Также существовали...
Сольдо (итал. soldo, soldino) — разменная монета, имевшая хождение в итальянских государствах в конце XII — 2-й половине XIX века.
Генуэзская лира (итал. Lira genovese) — денежная единица Генуэзской республики, бывшая в обращении до 1797 года.
Луккский франк — денежная единица Лукки, существовавшая с 1805 по 1808 год. Делился на 100 чентезимо. Луккский франк равнялся французскому франку и обращался параллельно с ним. В 1808 году, после присоединения Лукки к Франции, луккские монеты были обменены на французские по курсу 1 к 1.
Скрипичных дел мастер — мастер, занимающийся созданием и ремонтом смычковых струнных музыкальных инструментов.
Венецианский скудо, «крестовый скудо» (итал. Scudo della croce) — денежная единица Венецианской республики XVII—XVIII столетий.
Неаполитанский пиастр — наиболее распространённая серебряная монета материковой части Сицилийского королевства, известной как Неаполитанское королевство. Чтобы отличать от монеты, имеющей хождение в Сицилии, её называли «неаполитанским пиастром», противопоставляя «сицилийскому пиастру». Оба пиастра были равны по номиналу, но имели различное деление. Неаполитанский пиастр делился на 120 грано, которые в свою очередь делились на 2 торнезо или 12 кавальо. Также существовали карлино, равный 10 грано...
Неаполитанская школа — европейские композиторы XVII–XVIII веков, работавшие в Неаполе преимущественно в жанре оперы. Основателем школы считается Алессандро Скарлатти (1660 – 1725), а предтечей нового стиля — Франческо Провенцале (1627 – 1704).
Кава́лло (итал. cavallo — лошадь, конь, также cavalluzzo, cavallerazzo, callo) — медная монета, получившая своё название от выбитого на её реверсе коня. Это самая мелкая неаполитанская монета, — в начале её выпуска она приравнивалась к 1/6 торнезе, 1/12 серебряного грано, 1/120 карлино, 1/1200 золотого дуката и 1/7200 унции золотом.
Canzóne Napoletána –
песня на неаполитанском диалекте итальянского языка. Исполняется сольно и преимущественно мужчинами. Может рассматриваться одновременно как музыкально-поэтическое народное творчество региона Кампания и как поджанр лёгкой музыки.
Итальянская музыка — часть культуры коренных народов Италии и её государств-предшественников.
Цехи́н (итал. zecchino от zecca «монетный двор») — золотая монета, чеканившаяся в Венеции с 1284 года до упразднения Венецианской республики в 1797 году.
Романе́ска (Romanesca) — остинатная гармоническая модель, которая широко использовалась в светской музыке преимущественно Италии и Испании, а также в других европейских странах, во второй половине XVI и в XVII веках. Происходит, по-видимому, от названия жанра испанской или итальянской танцевальной музыки в трёхдольном метре.
Интермедия (итал. intermedio. мн. ч. intermedi) — музыкально-театральный жанр в Италии XVI — XVII веков. Intermedi функционировали как развлекательные вставки к театральной пьесе (драме) и зачастую содержательно даже не были связаны с ней. Итальянская интермедия, породившая подражания в разных странах Европы (например, в английской маске), историками музыки расценивается как важнейшая подготовительная стадия оперы.
Таллеро (итал. tallero) — первоначально итальянское название талеров других европейских государств, в частности немецкого рейхсталера, затем собственных подражаний монетам талерового типа. Как правило, предназначались для торговли в Леванте и Северо-Восточной Африке.
Тарталья (итал. Tartaglia, заика) — персонаж-маска итальянской комедии дель арте. Представляет южный, или неаполитанский, квартет масок, наряду с Ковьелло, Скарамучча и Пульчинеллой. Во Франции эта маска не прижилась.
Соль (фр. sol от лат. solidus — прочный, массивный) — французская средневековая монета. Название произошло от названия денежно-счётной единицы солид = 1/20 фунта (ливра) = 12 денье (денариев).
Партиме́нт (итал. partimento, от итал. parte часть, голос ) — упражнение по гармонизации баса (= басового голоса многоголосной фактуры), распространённое в Италии во второй половине XVIII и в начале XIX веков. Партименты, обобщавшие типичные в мажорно-минорной тональности басовые ходы (автентические и плагальные каденции, кварто-квинтовые секвенции, нисходящий хроматический ход, восходящий и нисходящий октавные диатонические звукоряды и т.п.), использовались для развития гармонического слуха и навыка...
Виола да гамба (итал. viola da gamba — ножная виола) — старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели. На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро, — отсюда название.
Мадригальная комедия — жанр музыкальной комедии, распространённый в Италии в конце XVI — начале XVII веков. Мадригальная комедия — современный термин, оригинальное обозначение жанра — итал. commedia harmonica.
Венецианская консерватория имени Бенедетто Марчелло (итал. Conservatorio di Stato «Benedetto Marcello» di Venezia) — итальянская консерватория, расположенная в Венеции, в районе Сан-Марко. Носит имя Бенедетто Марчелло. Основана в 1876 году как Музыкальный лицей имени Марчелло, преобразована в консерваторию в 1915 году.
Лира была денежной единицей материковой части Сицилийского королевства с 1812 по 1813 годы. Эта денежная единица была введена Иоахимом Мюратом, сделанным Наполеоном королём Сицилийского королевства, но так как Мюрат в реальности управлял лишь материковой его частью — Неаполитанским королевством, то эта денежная единица известна как «неаполитанская лира». Она делилась на 100 чентезимо, и приравнивалась к наполеоновской итальянской лире (введённой Наполеоном в Северной Италии) и французскому франку...
Тари (итал. Tari) — первоначально золотая, затем серебряная монета, чеканившаяся в Южной Италии с X века. Название, возможно, происходит от названия арабского дирхема.
Колоратура (итал. coloratura — украшение) — совокупность орнаментальных приёмов в вокальной музыке, прежде всего в классической опере, особенно итальянской и французской опере периода барокко (XVII—XVIII вв.), классицизма (вторая половина XVIII века) и раннего романтизма (первая половина XIX века).
Конце́рт (нем. Konzert от итал. concerto — гармония, согласие и от лат. concertare — состязаться) — музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора а cappella.
Вильянси́ко (исп. villancico, от villa — деревня) — песенно-танцевальный жанр, особенно популярный в Испании второй половины XV века и в XVI веке. По тому, как поэтический текст сочетается с музыкой (т.е. в текстомузыкальной форме), вильянсико в это время точно повторяет итальянскую баллату.
Сальтаре́лло, также сальтаре́лла (итал. saltarello, от saltare — прыгать) — жанр итальянской танцевальной и инструментальной музыки, распространённый в XIV и XVI веках (эпоха Возрождения); начиная с конца XVIII века возродился как народный танец (существует и поныне).
Канцоне́тта (итал. canzonetta, уменьш. от canzona — песня) в европейской музыке XVI—XVII веков — короткая вокальная пьеса на 3-6 голосов (чаще всего на 4 голоса) лирико-танцевального характера в моноритмической фактуре, редко с элементами имитационной полифонии.
Динейро (порт. dinheiro) — денежная единица Португалии с конца XII века примерно до 1433 года. При расчётах 12 динейро равнялись 1 сольдо, а 20 сольдо равнялись 1 либра.
Ченте́зимо (итал. centesimo) — итальянская разменная монета, составная часть лиры.
Парижский инструментальный квинтет (фр. Quintette Instrumental de Paris), с 1945 года Инструментальный квинтет Пьера Жаме фр. Quintette Instrumental Pierre Jamet) — французский камерный ансамбль, действовавший в 1922—1958 годах.
Римский концерт (итал. Concerto Romano) для органа, медных духовых, литавр и струнных Op. 43 — произведение Альфредо Казеллы, написанное в 1926 году. Посвящено художнику Феличе Казорати. Концерт был написан по заказу нью-йоркского универмага «Уонамейкер», в котором был установлен концертный орган, и впервые исполнен 11 марта 1927 года в Нью-Йорке с оркестром под управлением автора, партия органа Шарль Мари Курбуан. Опубликован в 1928 году.
Италья́нская ли́ра (итал. lira italiana) — денежная единица, имевшая хождение в Италии, Сан-Марино и Ватикане до введения евро в 2002 году.
Сан-маринская лира (итал. lira sammarinese, мн. ч. lire) — валюта Сан-Марино с 1860-х годов до 2002 года, когда она была заменена на евро. Сан-маринская лира была приравнена к итальянской лире. И итальянские банкноты и монеты, и ватиканские монеты находились в свободном обращении на территории Сан-Марино, так же как и сан-маринские монеты на территории Италии и Ватикана. Выпускались только монеты, банкноты использовались итальянские.
Андоррский динер (кат. diner, исп. dinero) — денежная единица Андорры, выпускаемая только в виде коллекционных монет. Подразделяется на 100 сантимов. Была приравнена к 5 французским франкам.
Чако́на (исп. chacona, итал. ciaccona) — изначально средневековый танец карнавального характера. Благодаря испанским инструменталистам XVI века, сумевшим раскрыть в своих сочинениях мелодико-ритмическое богатство иберо-американской народной музыки, музыкальная тема чаконы, равно как сарабанды, фолии и пассакальи, повлияла на общеевропейскую композиторскую практику. Чакона схожа с пассакальей, танцем с иным происхождением, но в дальнейшем развитии сблизилась с последней. В настоящее время оба термина...
Виолонче́ль (итал. violoncello, сокр. cello; нем. Violoncello; фр. violoncelle; англ. cello) — струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины 16 века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.