Понятия со словом «кобзарь»
Кобза́рь (укр. кобзар) — украинский народный певец, представитель эпического жанра, как правило, аккомпанирующий себе на одном из трех инструментов — кобзе, бандуре или колёсной лире.
«Кобза́рь» (укр. Кобзар; в орфографии прижизненных изданий Шевченко — «Кобзарь») — название сборника поэтических произведений Тараса Шевченко.
Связанные понятия
Бандурист, бандурник, бандурщик — музыкант, играющий на бандуре. Слепые бандуристы, которые жили и работали в сельской среде в прошлом назывались кобзарями.
Кобзарский цех (укр. Кобза́рський цех) — цеховое объединение традиционных украинских эпических певцов. Во времена Магдебургского права (с 1324 по 1835 годы) цеховые объединения ремесленников были неотъемлемой частью городского быта и существовали в большинстве городов Украины. Среди них — кобзарские, лирницкие и «музыкийские» цехи, объединявшие также (как например, в Киеве) лютнистов, торбанистов, исполнителей та цитре и многих других старинных инструментах. Кобзарство было всегда почетной нишей...
Ду́ма — лирико-эпическое произведение украинской устной словесности о жизни казаков XVI—XVIIІ веков, которое исполняли странствующие певцы-музыки: кобзари, бандуристы, лирники в Центральной и Левобережной Украине. Аналог исторических песен в русском фольклоре.
Украи́нская му́зыка берёт начало от народной музыки восточно-славянских племён и в своём развитии охватывает практически все типы музыкального искусства — народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Сегодня разнообразная украинская музыка звучит на Украине и далеко за её пределами, развивается в народной и профессиональной традициях, является предметом научных исследований.
Банду́ра — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах — 12—25, на современных — 53—70) частью натягиваются над грифом (так называемые басы, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко).
Украинская литература — литература, написанная на украинском языке. В ряде случаев к украинской литературе также причисляются произведения украинских авторов, написанные на других языках.
Клуб тво́рческой молодёжи, также Клуб тво́рческой молодёжи «Совреме́нник» — средоточие ранних шестидесятников, которое действовало в 1960—1964 годах в Киеве.
Литературный процесс в Донецке — часть общего литературного процесса, связанная с городом Донецк. В городе бывали известные писатели, некоторые жили в нём постоянно, в результате чего Донецк, его история и жители получили отражение в произведениях художественной литературы. Изучение этого процесса — предмет литературного краеведения.
«Пливе кача по Тисині…» (укр. Плывёт утка по Тысине) — украинская лемковская (закарпатская) траурная народная песня. Стала широко известна после ее исполнения во время реквиема по погибшим участникам Евромайдана.
Национальный фестиваль «Кропивницкий», также известен как #KropFest (укр. Національний мистецький фестиваль «Кропивницький») — украинский ежегодный национальный фестиваль, который включает осмотр инновационных тенденций в украинской культуре, демонстрацию достижений в определённых видах искусства, таких как театр, музыка, кино, литература, и проводится в городе Кропивницкий (до 2016 года — Кировогра́д) обычно в конце лета.
Запоро́жский марш (укр. Запорозький марш) — народное музыкальное произведение, которое сохранил и воспроизвел бандурист Евгений Адамцевич. Это произведение известно в обработке Виктора Гуцала, объединившего марш с песней про Дорошенко и Сагайдачного («Ой, на горі та женці жнуть»).
«Помешанная» (укр. Причинна) — романтическая баллада Тараса Шевченко, написанная ориентировочно в 1837 году в Петербурге, одно из ранних произведений поэта.
Подробнее: Причинная
Украинские народные песни — это фольклорные произведения украинского народа, которые сохраняются в народной памяти и передаются из уст в уста.
Громады (укр. громада — общество, мир, община) — полулегальные либеральные культурно-просветительские организации украинской интеллигенции, стоявшей на позициях пробуждения национального духа народа. Существовали в 1860—1890-х гг. в Петербурге, Киеве, Харькове, Полтаве, Чернигове и др. городах.
Старая громада (укр. Стара громада; Старое общество) (также Киевская громада) — организация украинской интеллигенции в Киеве, занималась общественной, культурной и просветительской деятельностью, действовала с 1859 до 1876 год, когда была запрещена Эмским указом.
Харьковские романтики — группа украинских молодых поэтов — профессоров и студентов Харьковского университета 1820—1840 годов. Сыграла важную роль в украинском национальном движении. Участники кружка издавали журналы Украинский вестник и Украинскій Альманахъ.
«Никогда мы не будем братьями» (укр. Ніколи ми не будемо братами) — стихотворение украинской поэтессы Анастасии Дмитрук, написанное в марте 2014 года во время крымских событий. По словам автора, это стихотворение, обращённое к России, — «о той самой братской любви, которую никто не видел, но все о ней говорят».
«Каменяр» — украинское издательство. Полное название — Государственное предприятие «Всеукраинское государственное многопрофильное издательство „Каменяр“» (укр. Державне підприємство „Всеукраїнське державне багатопрофільне видавництво „Каменяр”).
Плуг — организация крестьянских писателей на Украине, созданная в 1921—1922 гг. С 1931 — Союз пролетарско-колхозных писателей. Ликвидирована после постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932.
Ру́сская тро́ица (оригинальное написание: Руськая троица; укр. Руська трійця, нем. Ruthenische Dreiheit, польск. Ruska Trójca) — литературная группа, возникшая в 1834 году во Львовской духовной семинарии, стоявшая у истоков русофильского и украинофильского движений в Галиции. Как организация распалась после того как основатели кружка — Маркиан Шашкевич, Яков Головацкий и Иван Вагилевич — были принуждены австрийскими властями покинуть Львов.
Театр корифеев — первый профессиональный украинский театр. Открыто в 1882 году в Елисаветграде, и в этот год украинский театр отделился от польского и русского. Основателем театра стал Марк Лукич Кропивницкий, владевший всеми театральными профессиями. После него театр возглавлял Николай Карпович Садовский, который боролся за украинское слово и украинский театр во времена их запрета.
Расстре́лянное возрожде́ние (укр. Розстріляне відродження) — обозначение интеллектуальной элиты 1920-х — начала 1930-х годов в Украинской ССР, создавшее произведения в литературе, живописи, музыке, театре и подвергнутое сталинским репрессиям.
«Гарт» (рус. «Закалка») — литературная организация украинских пролетарских писателей, организованная в 1923 году писателем Василием Эллан-Блакитным. В организацию «Гарт» входили известные украинские писатели Иван Кулик, Владимир Сосюра, Валериан Полищук, В.Коряк, Майк Йогансен, Павло Тычина, Александр Довженко, Мыкола Хвылевый, А. Копыленко, И. Сенченко, Владимир Гадзинский, Константин Гордиенко, Василий Радыш и другие.
Казни казаков в Лебедине (укр. Катівня в Лебедині) — эпизод в истории Северной войны, связанный с изменой гетманом Иваном Мазепой царю Петру Великому и последующим переходом части казаков на сторону шведов вместе с гетманом. Действия гетмана, предавшего царя, стали причиной нарушения частью реестровых казаков русской присяги. Переход части казаков на сторону Карла XII и нарушение ими присяги повлекли за собой казни «мазепинцев», организованные Петром І в Лебедине в 1708 году. По своему характеру...
Фестиваль «Каштановый Дом» — украинский фестиваль поэзии и кино, который проводится в Киеве с 2005 года, основан киевским поэтом Андреем Грязовым.
Пласт — Национа́льная ска́утская организа́ция Украи́ны (укр. Пласт — Національна скаутська організація України) — украинское движение Скаутского типа (отдельная организация), возникшее вслед за английским, немецким, русским и другими национальными молодёжными движениями в 1911 году на части территории нынешней Украины, которая входила в то время в состав Австро-Венгрии. 12 апреля 1912 года состоялось первое принятие пластовой присяги во Львове. Этот день считается Днём рождения «Пласта». Основателями...
Опри́шки (укр. опришки) — народное повстанческое движение, существовавшее с XV до XIX века в Галиции, Прикарпатье, Карпатской Руси и Покутье. Оно было направлено против крепостного права и произвола крупных землевладельцев.Опришками становились преимущественно крестьяне, бравшиеся за оружие, чтобы избавиться от притеснений чужеземцев. Применяя тактику партизанской войны, они действовали небольшими отрядами в Галицком Прикарпатье, на Буковине и в Закарпатье.
«Оско́льская ли́ра» — международный фестиваль поэзии и авторской песни, основанный в 1989 году старооскольскими поэтами Александром Машкарой (автор проекта), Татьяной Олейниковой (с 2007 года бессрочный президент фестиваля), музыкантом и композитором Григорием Левицким. Один из немногих фестивалей авторской песни, где представлен акустический, неформатный рок-н-ролл.
Летопись Самовидца о войнах Богдана Хмельницкого и о междоусобиях, бывших в Малой России по его смерти — казацкая летопись, написанная на староукраинском языке, один из фундаментальных источников по истории Восточной Европы XVII века, в частности периода Хмельничины и Руины. Написана очевидцем событий, выходцем из старшины Войска Запорожского. По заключению профессора Владимира Антоновича — первая казацкая летопись, отличающаяся полнотой и живостью рассказа, а также достоверностью.
Разбо́йничьи пе́сни — находятся в связи с историей разбоев в России. В древней Руси разбой и войны часто отождествлялись; князья, допускали походы с характером разбоя (как Владимир Мономах, например, при взятии Минска, 1119). О разбойниках часто упоминают жития русских святых — Феодосия Печёрского, Кирилла Белозёрского и др. Следы древнейшего разбойничества сохранены народной поэзией в песнях о встрече Ильи Муромца с разбойниками.
Донецкая государственная музыкальная академия им. С. С. Прокофьева — музыкальная консерватория четвёртого уровня аккредитации. Находится в Ворошиловском районе Донецка. Ректор — Роман Николаевич Качалов. Имеет два факультета: исполнительский и оркестровый.
Чумаки (возчики, виноторговцы, солеторговцы) — категория населения, проживавшая на территории нынешней Украины и Юге России XVI—XIX веков, занимавшаяся торгово-перевозным промыслом.
О реке на Северном Кавказе см. КаверзеКо́бза́ — украинский лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с 4 (и более) парными струнами. Кобза состоит из корпуса и грифа, на грифе расположены 8—10 навязных ладов, с помощью которых на каждой струне можно получить звуки хроматической гаммы. Также были инструменты без ладов.
Подробнее: Кобза
Вольное казачество (укр. Вільне козацтво, фр. Les cossaques libres), Украинское вольное казачество, иногда также Свободное казачество — общее название ряда украинских и русских, в том числе эмигрантских казачьих войсковых и общественных организаций, называвших себя «вольными казаками», «вольным казачеством», «вольноказачьим движением» и т. д., в той или иной степени подчёркивая своё отличие от казаков, связанных с государством (казачье сословие Российской империи и т. д.).
Украинский рок — культурно-музыкальное и общественно-политическое явление, возникшее на Украине в 1960-е годы под влиянием мировой музыки.
Мазе́пинство (мазе́пинцы) — определение, используемое в отношении украинского национального движения и его активистов. Происходит от фамилии гетмана Ивана Мазепы и означает преимущественно деятельность, воспринимаемую как аналогичную его действиям во время Северной войны — предательство российского царя Петра I и переход на сторону его противника. Определение имело широкое распространение в среде официальных властей Российской империи (особенно в конце XIX — начале XX века) для обозначения украинского...
Украи́нство (укр. українство), украинская идея, украинский национальный проект — один из вариантов формирования национальной идентичности восточнославянского населения Малороссии и Галиции, происходившего на рубеже XIX и XX веков.
Памятники русского музыкального искусства (сокр. — ПРИМ) — серия нотных изданий, выпускавшаяся в 1972-1997 годах по инициативе Государственного института искусствознания. В серию вошли произведения XVII — XIX веков, оставившие значительный след в истории русской музыки. Всего было издано 12 томов. Над серией работали многие крупные ученые: В.В. Протопопов, Ю.В. Келдыш, М.В. Бражников, Ю.А. Фортунатов и др.
Ки́евское о́бщество летопи́сца Не́стора — основано в 1872 на основе научного кружка в Киеве, официально открылось в январе 1873. В 1874 перешло в ведение Киевского университета. С 1879 издавало «Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца» (сокращённо ЧИОНЛ, 24 тома до 1914). Новый устав принят в 1898. Закрыто в 1917, но в 1921 возобновило деятельность в составе Историко-филологического отдела ВУАН. В начале 30-х годов ликвидировано.
Евреи в украинском казачестве — часть евреев в смысле представителей народа или вероисповедания, которые были связаны с сообществом людей самоназвания «казак», с казачьими общинами, организациями, сословием, войсками, событиям в жизни казачества (войны, восстания), а некоторые даже были включены в списки приписного казачества, казачье сословие (реестр). Это было сделано гетманской администрацией в знак благодарности за участие евреев в кредитовании торговли, промышленного производства и благотворительности...
Памятник Тарасу Шевченко — памятник украинскому поэту, писателю и художнику Тарасу Григорьевичу Шевченко, работы скульптора Леонида Григорьевича Рябцева, был открыт в Ташкенте 20 декабря 2002 года. На открытии памятника присутствовал Президент Украины Леонид Кучма.