Понятия со словом «мореход»
Связанные понятия
Маркланд — топоним, вероятнее всего обозначавший часть побережья Лабрадора, впервые употреблен Лейфом Эрикссоном во время его плаваний в Северной Америке. Слово «Маркланд» в переводе с древнескандинавского языка означает «земля, покрытая лесом» или «граничная земля». Судя по описанию, викинги понимали под Маркландом часть побережья к северу от Винланда и к югу от Хеллуланда. Несмотря на то, что территория, по-видимому, никогда не заселялась скандинавами, есть сведения о том, что они организовали...
Мореплаватель — устаревшая морская специальность высокого ранга (сравнимая с командиром соединения флота), включавшая в себя знания и навыки моряков, мореходов, землепроходцев. Существовала для целей объединения, лидерства и руководства над группами людей различных специализаций, направляемых в георазведывательные экспедиции (не путать с геологоразведкой) во времена географии, отличавшейся от современной карты Мира, для разведывания, колонизации и освоения новых территорий, производимых для извлечения...
Хеллуланд — название одной из трех территорий, открытых Лейфом Эрикссоном во время плаваний к берегам Северной Америки около 1000 года н. э.
Скрелинги (старонорв., исл. "skrælingi", мн. ч. - "skrælingjar") - собирательное название, данное скандинавами народам Гренландии и Северной Америки. В винландских сагах так называют краснокожих аборигенов Нового света - возможно, это могли быть индейцы племени беотуков. Этим же словом именовали и аборигенов Гренландии.
В эпоху
викингов (IX—XI века) скандинавы-викинги путешествовали от Ирландии и до Руси, занимаясь торговлей, охотой и грабежом. Около 860 г. викинги открыли остров, назвав его «Исландией» («Ледяной страной»), и основали там ряд колоний. Совершая частые плавания на Запад, викинги, как ныне считается, первыми из европейцев посетили Америку, кроме того, в эпоху викингов произошел также первый генетический контакт между европейцами и жителями Северной Америки.
Ви́нланд, Винла́ндия (исл. Vínland, норв. и швед. Vinland) — название территории Северной Америки, данное исландским викингом Лейфом Эрикссоном примерно в 1000 году. В 1960 году в местечке Л’Анс-о-Медоуз на острове Ньюфаундленд было обнаружено археологическое свидетельство раннего поселения викингов. В настоящее время эта территория относится к канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. Хотя исследование викингами территории Северной Америки задолго до путешествий Христофора Колумба считается окончательно...
Биа́рмия, или Бьярмия, или Бьярмаланд (норв. Bjarmeland) — известная по сагам и летописям историческая область на севере Восточной Европы.
Экспедиция Семёна Дежнёва и Федота Попова (1648—1660) изначально имела цели, значимые для промышленников — поиск моржовой и рыбной кости, но принесшая важные научные результаты, самым главным из которых стало открытие пролива между Азией и Америкой. Об этом открытии большинству учёных стало известно только почти через 80 лет благодаря Великой Северной экспедиции, когда отчёт о плавании был обнаружен в архивах Тобольска благодаря исследованиям Миллера.
Первая Камчатская экспедиция была начата в декабре 1724 года после издания Петром I указа о создании постоянно действующего российского флота на Тихом Океане, одной из целей экспедиции был поиск мест базирования для размещения портов, а также исследования вод Тихого океана и поиск более короткого пути (от Командорских до Алеутских островов) между Азией и Америкой нежели открытый в 1648 году Семеном Дежнёвым путь в Америку.
Лоция (от нидерл. loodsen «вести корабль») — предназначенное для мореплавателей описание морей, океанов и их прибрежной полосы. Включает в себя описания приметных мест, знаков и берегов, а также содержит подробные указания по путям безопасного плавания и остановкам у берегов с описанием средств и способов получения необходимых для плавания предметов и провизии.
Ту́ле (лат. Thule, греч. Θούλη Фу́ла) — легендарный остров на севере Европы, описанный греческим путешественником Пифеем (ок. 350 — ок. 320 г. до н. э.) в его сочинении «Об Океане» (греч. Περί τού Ωκεανού, лат. De Oceano). В Средние века Туле часто отождествлялся с Исландией, Фарерскими, Шетландскими, Оркнейскими и Гебридскими островами или даже считался частью Британии, Скандинавии, Ютландии. Однако некоторые из древних авторов ставили под сомнение сам факт существования этого острова.
Байда́ра (чук. лыгъытвъэт, корякск. култаытвыыт, эским. аньяпик, умиак) — большая традиционная промысловая и транспортная лодка у северных народов Восточной Сибири и западной части Северной Америки, в том числе у береговых чукчей, алеутов, коряков и эскимосов. Вместимость до 30 человек. На байдарах, которые вмещали около 15 человек и имели одну или две мачты с парусами, плавали и русские промышленники.
Пира́тство (греч. πειρατής – грабитель, разбойник) — это незаконный захват, ограбление или потопление гражданских морских и воздушных судов. В современном международном праве пиратство является уголовным преступлением международного характера. Помимо захвата и ограбления торговых и других судов в мирное время, к пиратству приравнивается нападение во время войны боевых кораблей, подводных лодок и военных самолётов на торговые суда нейтральных государств. Определение пиратству...
Восточное поселение (др.-сканд. Eystribygð, исл. Eystribyggð) — крупнейший и первый из трёх регионов Гренландии, заселённый примерно в 985 году викингами из Исландии (другие два поселения — Западное и Среднее). В период своего расцвета в XIII веке оно насчитывало около 4000 обитателей, примерно 190 хуторов, 12 приходских церквей, мужской и женский монастыри.
Согласно международному договору, Антарктикой считается участок земной поверхности к югу 60° ю.ш. За две тысячи лет до открытия Антарктиды древние географы эллинистического мира пришли к убеждению, что на крайнем юге есть земля, Terra Australis Incognita — Неведомая Южная земля. Термин «Антарктика», как противоположность Арктике, впервые употребил Марин Тирский во II веке н. э. В западном мире с античных времён верили в существование южной земли, призванной сбалансировать избыток суши — Европу, Азию...
Подробнее: История Антарктики
Караве́лла — тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине XV — начале XVII века. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.
Во́дные коммуника́ции ма́йя — речные и морские пути, которые использовались мезоамериканской цивилизацией майя в торговле, мореплавании и сообщении поселений, а также вспомогательные постройки. В статье также рассматриваются лодки майя и их изготовление.
Гренландцы (исл. Grænlendingar) — поселенцы скандинавского происхождения, начавшие в 986 году переселяться из ранее заселённой Исландии на территорию острова Гренландия. Их поселения существовали в Гренландии на протяжении приблизительно 500 лет, после чего их население вымерло; точные причины этого события не установлены до сих пор. Гренландцы-скандинавы были первыми европейцами, высадившимися и основавшими постоянные поселения на территории Северной Америки.
Сага о Гренландцах (исл. Grænlendinga saga) — исландская сага, описывающая путешествия викингов в Гренландию и Америку. В саге рассказывается о колонизации Гренландии Эриком Рыжим и путешествиях его детей и прочих викингов в Америку.
Северо-Западный проход (англ. Northwest Passage) — морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг.
Факто́рия (торговый пост) (фр. factorie) — торговое поселение, образованное иностранными (чаще всего европейскими) купцами на территории другого государства или колонии. Факториями назывались подобные же образования в отдалённых районах своей страны. Это же название носят торговые конторы, образованные в отдалённых регионах с той же целью.
Помо́ры — небольшая по численности, но самобытная этнографическая и этнорелигиозная группа коренного русского и финно-угорского населения на Белом море, а также на побережьях северных рек Мезень, Печора, Онега и Северная Двина. Субэтнос русского (выходцев из Новгорода и Пскова) и финно-угорского народов на беломорском Севере России. Вопрос об этнической принадлежности продолжает оставаться спорным.
Неведомая Южная земля (лат. Terra Australis Incognita; также: Неизвестная Южная земля, Таинственная Южная земля, иногда — просто Южная земля) — гипотетический материк вокруг Южного полюса, изображавшийся на картах в XV—XVIII веках. Очертания материка изображались произвольными, нередко изображали горы, леса и реки. Гипотеза о Южной земле основывалась на ошибочном представлении, что большое количество суши в Северном полушарии должно «уравновешиваться» не меньшим в Южном — «иначе Земля бы перевернулась...
Тазата (лат. Tazata, также Зазата, Тазара) — гипотетический остров в Каспийском море или Северном Ледовитом океане, упоминавшийся античными авторами и указывавшийся на географических картах вплоть до XVIII века.
Китобойный промысел — коммерческая охота на китов. Целью китобойного промысла является прежде всего добыча ворвани, служащей как топливо и использующейся в промышленности. Добыча мяса стала играть роль лишь со второй половины XX века, мясо использовалось для изготовления колбасы. Также имеет ценность китовый ус, из печени китов вырабатывался витамин А, из желёз и мозга — гормоны, в частности, инсулин.
Вели́кие географи́ческие откры́тия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Историки обычно соотносят «Великие географические открытия» с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых...
Китобойный промысел в Нидерландах был многовековой традицией. История голландского китобойного промысла начинается в XVII веке с освоением Арктического промысла; и рентабельность китобойного промысла в XVIII веке привела к дальнейшему росту. Усиление конкуренции и политических потрясений в Европе сказалось на стабильности этого морского судоходства в XIX веке; и комбинация этих факторов пресекло дальнейший рост голландского китобойного промысла в Антарктике.
Аркти́да (также Гиперборея или Арктогея) — гипотетический северный полярный континент, предположительно существовавший в недавнем геологическом прошлом.
Проа — специфический тип многокорпусного парусного судна у народов на островах Полинезии и Самоа, расположенных в Тихом океане. Проа характерны в первую очередь для Малайского архипелага и островов Южного Тихого океана.
Западное поселение (др.-сканд. Vestribyggð) — второе по размерам из поселений викингов в Гренландии, основанное приблизительно в 990-х годах (другие два — Восточное, большее, и Центральное, ещё меньшее), и располагавшееся на месте позднейшего Готхоба (совр. Нуук).
Гренла́ндцы (эскимосы Гренландии, самоназвание — kalaallit, kalatdlit, калааллит, ед. ч. kalaaleq) — эскимосский народ, коренное население Гренландии. В Гренландии себя считают «калааллит» от 44 до 50 тыс. чел., что составляет 80—88 % населения острова. Кроме того, в Дании проживает около 7,1 тыс. гренландцев (2006, оценка). Говорят на гренландском языке (Kalaallisut), широко распространён также датский язык. Верующие в основном лютеране.
Гу́кор (также гукар, гукр, гукер или хукер, от нидерл. hoeker) — парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой водоизмещением 60—200 тонн. Судно имело длинный бушприт, на котором крепились фор-стеньги стаксель, кливер и бом-кливер. Экипаж около 70 человек.
Драккар (норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage — «дракон» и Kar — «корабль», буквально — «корабль-дракон») — так сегодня принято называть деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. Отсюда другое название подобного судна — «длинный корабль» (Langskip). Принято считать, что драккар — «большой длинный корабль». В Европе его ещё называют также и Draka/Dreka. В зависимости от языка написание слова может варьироваться.
Лодки народов Океании — это различные типы судов островных народов Полинезии, Меланезии и Микронезии. Они могут быть однокорпусными, иметь один или два балансира или представлять собой катамараны. Причём помимо прибрежного плавания, многие из них приспособлены и для дальних океанских походов.
Пина́с (также тамила, реже пинасс, пинасса, нидерл. pinas, исп. pinaza) — в XVI веке парусно-гребное судно. Использовалось как посыльное, разведывательное, канонерская лодка, или как рабочий баркас корабля. Могло быть разборным. В XVII—XVIII веках — трёхмачтовое судно. Получил распространение в северной Европе.
Пиратский круг — мореходный маршрут, использовавшийся англо-американскими пиратами, преимущественно в конце XVII столетия и некоторое время в начале 1720-х годов. Корабли, следовавшие по Кругу, начинали путь из западной Атлантики, огибали южную оконечность Африки, делали остановку на Мадагаскаре, а затем брали курс к побережью Йемена или в Индию. Пиратский круг имел множество точек пересечения с маршрутами торговых судов, в частности, принадлежавших Британской Ост-Индской компании.
Ко́рмчий, ко́рмщик иначе «рулевой» или «правитель». Устаревшее производное от слова корма. Обозначает человека, стоящего «у руля».
Экспедиция Норденшёльда (в иноязычных источниках — экспедиция «Веги») 1878—1880 годов под руководством Адольфа Эрика Норденшёльда была первой экспедицией, во время которой удалось пройти весь Северный морской путь, известный с середины 1700-х годов как возможный судоходный маршрут между Европой и Азией через Северный Ледовитый океан. Несмотря на многие препятствия и проблемы, возникавшие в пути, экспедиция закончилась успешно и была признана одним из выдающихся достижений шведской науки.
Тапробана (др.-греч. Ταπροβάνη) — большой остров в Индийском океане, описанный античными географами. Страбон помещает его к югу от Индии, в нескольких днях пути на юг через море или широкий пролив (согласно Страбону, шириной более 3.000 стадий).
Галео́н (исп. galeón, также галион, от фр. galion) — большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году.
Кабота́ж (фр. cabotage) — термин, использующийся для обозначения «плавания коммерческого грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства». Название термина происходит от испанского слова cabo, которое означает «мыс».
Китобойное судно — узкоспециализированный корабль, предназначенный для промысла китов.
Ладья «Ру́сич» — парусно-гребное судно (с дополнительным мотором), скопировано с плавательных средств, которыми пользовались варяги и древние славяне в X—XII веках.
Острова́ блаже́нных, или Блаженные острова (греч. Νήσοι των Μακάρων, Μακάρων Νῆσοι) — мифическая область, сакральная заморская страна, расположенная посреди океана, где-то на краю света или даже в ином мире. Один из символов рая в мифологии различных народов. Из мифов этот образ проник в литературу и философию, оказав большое влияние на развитие европейской утопической мысли (см. Утопия).
Си́ние лю́ди Ми́нча, также известные как грозовые келпи (названия на гэльском — na fir ghorma, fear gorm или sruth nam fear gorm), — существа из шотландского гэльского фольклора, обитающие, согласно легендам, в водах океана между северной частью Внешних Гебридских островов и собственно Шотландией, которые якобы стремятся топить людей-моряков и провоцировать крушения судов. Обитают они, согласно тем же легендам, по всей видимости, только в Норт-Минче и его окрестностях; истории о подобных существах...
Пиро́га— ставшее традиционным название лодок экзотических народов. Происходит из языка карибов (piraua) и распространилось через испанский. Оно применяется к лодкам самых разных конструкций (долблёным, каркасным, с балансирами-аутригерами), близко по значению терминам «каноэ» и «челнок». Но в русском языке его не принято использовать для обозначения подобных же лодок, местного происхождения, для которых применяются традиционные названия (долблёнка, ботник, бат, оморочка и другие).
Бот (от нидерл. boot — лодка) — в эпоху парусного флота всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооружённое 6—8 пушками малого калибра служащее для перевозки значительных грузов. Боты бывали палубные для морских плаваний или беспалубные для прибрежного. В эпоху парового флота под ботом понимают небольшое парусное, парусно-гребное или моторное судно водоизмещением до 15 тонн, предназначенное для грузоперевозок или других целей.
Кара́кка (итал. Carасса, исп. Carraca) — большое парусное судно XV—XVI веков, распространённое во всей Европе. Отличалось исключительно хорошей по тем временам мореходностью, с чем связано активное использование каракк для плаваний в океанах в эпоху Великих географических открытий.