Понятия со словом «обретающийся»
Связанные понятия
Собо́р Бу́товских новому́чеников — праздник Русской православной церкви, установленный в память о православных святых, принявших мученическую кончину за Христа на Бутовском полигоне. Празднование Собору совершается в 4-ю субботу по Пасхе. Внесено в месяцеслов по благословению патриарха Алексия II 3 сентября 2003 года. На май 2009 года включал имена 321 святого.
Медвежий угол — фразеологизм, обозначающий глухое лесистое место, по этой причине облюбованное медведями; в переносном значении — глухое и труднодоступное для людей место (см., напр., Борисово-Судское).
Псалмоката́ра (греч. Ψαλμοκατάρα — буквально «проклятие псалмами» от греч. ψαλμός — «псалом» + греч. κατάρα — «проклятие») — богослужебный чин анафемы, бытовавший в практике греческой Православной церкви, по крайней мере, в XIII—XVII столетиях.
Насад, насада, носадъ (др.-русск. насадъ, насада) — речное плоскодонное, беспалубное судно с высокими набитыми бортами, с небольшой осадкой и крытым грузовым трюмом. Имело одну мачту и парус. Известны с XI века, использовались для перевозки грузов и войск. В XV—XVI вв. использовались русским войском в войнах с Казанским ханством. До XVIII в. насады строились на Каме и Вятке, поэтому их называли камскими и вятскими, где их использовали для сплавки леса вплоть до Астрахани, откуда уже не возвращали...
Вели́кая среда́ (греч. Μεγάλη Τετάρτη), Страстна́я среда — среда Страстной недели, на которой вспоминаются покаяние грешницы, помазавшей миром Иисуса Христа в доме Симона и этим приготовившая Иисуса к погребению, а также решение Иуды предать Христа первосвященникам за тридцать сребреников.
Слово огласительное во святый и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения — огласительное слово святителя Иоанна Златоуста. В Православной церкви читается на пасхальной заутрене после того как верующие целуют друг друга, делясь своей радостью в честь празднования Воскресения Иисуса Христа.
Престолы (также троны, др.-греч. thronos; θρόνος; ивр. ofanim) — святые бесплотные духи, составляющие один из девяти ангельских чинов, о которых упоминается в Святом Писании.
Царю́ Небе́сный (греч. Βασιλεῦ Οὐράνιε) — обиходное название православной молитвы Святому Духу. Поётся или читается обычно перед началом какого-либо дела для призывания Святого Духа в помощь в начинаемом деле; также в начале молебных пений и в составе общественных богослужений суточного круга.
Литургия верных — третья часть литургии византийского и латинского (Missa fidelium) обрядов. Получила своё название от того, что в древности на ней могли присутствовать только лица, принявшие крещение. В этой части литургии совершаются все самые важные священнодействия, приготовлением к которым были предыдущие части литургии (проскомидия и литургия оглашенных). По учению церкви, на литургии верных благодатью Святого Духа происходит преложение (пресуществление) хлеба и вина в истинное Тело и Кровь...
Благода́рственные моли́твы по Свято́м Причаще́нии — последование молитв православного христианина, после принятия им Божественных Тела и Крови Христовых в таинстве Святой Евхаристии. Эти молитвы содержат естественную радость и благодарность Богу за Его долготерпение, просьбу к Нему об исцелении, укреплении и сохранении духовных и телесных сил причастившегося христианина, признающего свою немощь и греховность.
Нача́льная моли́тва ко Пресвято́й Троице, или «Пресвята́я Тро́ице» (греч. Παναγία Τριάς) — первая фраза одной из трёх начальных молитв всех православных богослужебных последований, где слово Троица употреблено в древнем звательном падеже — «Тро́ице!». Данная молитва читается (иногда поётся) всякий раз в составе начальных молитв (обычное начало) и в составе «Трисвятого по Отче наш». Кроме этой, начальной и краткой, молитвы, существует ещё множество и других православных молитв ко Пресвятой Троице...
Неизглади́мая печа́ть (лат. indelebile signum) или характи́р неизглади́мый (лат. character indelebilis) — термин католического богословия, согласно которому, три таинства из семи — крещение, миропомазание и священство — оставляют в душе посвящаемого нестираемый, вечный след. Этот след невозможно никогда и никак уничтожить.
Скудельница (скудельня) — старинное название погоста или кладбища, происходящее от евангельского рассказа, по которому первосвященники, получив от Иуды обратно 30 серебреников, купили «село скудельниче в погребение странным» (Мф. 27:6-7).
«Торжество́ правосла́вия» (греч. το θρίαμβο της Ορθοδοξίας) — праздник в Православных церквях, совершаемый в первую неделю (воскресенье) Великого поста.
Вели́кий вто́рник (греч. Μεγάλη Τρίτη), Страстно́й вто́рник — вторник Страстной недели, в который вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесённые Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю (Мф. 22:15-22) и о воскресении мёртвых (Мф. 22:23-33), о Страшном суде (Мф. 25:31-46) и кончине мира (Мф. 24:3-42), о десяти девах и талантах.
Зачатие Иоанна Предтечи — праздник Православной Церкви, установленный в честь зачатия пророка Иоанна Предтечи (именуемого также Крестителем).
Тайносоверши́тельные слова́, тайносоверши́тельная моли́тва, тайносовершительная фо́рмула — центральный возглас епископа или священника, после которого таинство формально уже́ считается действительным (совершившимся).
Чува́шский мыс (Чуваший мыс, Подчуваший мыс, Потчеваш) — историческая местность на подножии Алафейской горы на берегу реки Иртыш вблизи г. Тобольска. Знаменит тем, что в этом месте 26 октября (4 ноября) 1582 года произошла решающая битва дружины Ермака с войском сибирского хана Кучума.
Панаги́я (греч. παναγία — «всесвятая») — небольшой богато украшенный образ Богоматери (реже Спасителя, Троицы, святых, распятия, библейских сцен), чаще всего округлой формы, носимый архиереями на цепочке у своей груди.
Статья — о молитве. О фильме см. статью Отходная молитва (фильм).Отхо́дная молитва (полное название — Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице при разлучении души от тела всякаго правовернаго) — используемый в Православной церкви чин, совершаемый над христианином на смертном одре при приближении смерти.
Подробнее: Отходная молитва
Непростительный грех (часто непроща́емый грех, ве́чный грех) — хула на Святого Духа, концепция греха в христианской теологии, который не может быть прощён. Находясь в состоянии этого греха, невозможно достичь спасения и вечной жизни с Богом.
Вели́кий понеде́льник (греч. Μεγάλη Δευτέρα), Страстно́й понедельник — понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
Явленная куница с грамотою — пошлина, шедшая в архиерейскую казну. Каждый раз, как на кафедре являлся новый архиерей, духовенство должно было являться к нему для засвидетельствования своих ставленых грамот и он подписывал их своей рукой. Эта подпись грамот существовала и при патриархах; поповские старосты должны были надзирать за своим духовенством, все ли грамоты и всеми ли святителями по преемству подписаны у него, и тех, у кого не подписаны, высылать к святителю. За опущение этой обязанности с...
Велича́ние (воспевание, хвала, возвеличение, именование, кликание, прославление, возвеличивание) — ритуальное восхваление кого-либо. В христианстве — стих в честь Иисуса Христа,Богородицы или святого, который поётся в церкви во время православного богослужения.
Сорокоуст (церковное) — ежедневное молитвенное поминовение в течение сорока дней в Русской Православной Церкви.
«Петербургу быть пусту» (Петербургу пусту быти) — пророчество (заклятие) о гибели новой столицы, будто бы изречённое царицей Евдокией Лопухиной перед насильной отправкой её в монастырь — «Месту сему быть пусту!». Первые предсказания гибели Петербурга были зафиксированы ещё при Петре Великом в форме заклятий, и в их число входит и это.
Ге́рман Валаа́мский — православный монах, «начальник», то есть основатель (вместе с преподобным Сергием), Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам в Ладожском озере.
Венчик — в православии бумажная или тканевая лента, полагаемая на лоб умершего при погребении после омовения тела. На венчике помещаются изображения Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи (т.е. деисус) и текст Тресвятой песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Возложение венчика на лоб умершего символизирует венец славы, который, по учению церкви, получает в Царствии Небесном христианин за свою праведную жизнь: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне...
Сказание о подвигах Фёдора Тиринина (Житие святого Фёдора Тирона) — апокриф о Фёдоре Тироне, связанный с темой основного мифа: герой побеждает змея, похитившего его мать. Сюжет хорошо известен в христианских преданиях (наиболее известно «Чудо Георгия о змие»), так как использовался для распространения христианского вероучения.
Трисвято́е, или Трисвята́я песнь, — православная молитва «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Безсмертный, помилуй нас» (прочитывается, или поётся, трижды), входящая в состав обычного начала церковных служб. Эта молитва представляет собой соединение песни (славословия) серафимов в видении пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис. 6:3), наименований Лиц Пресвятой Троицы: «Боже, Крепкий и Безсмертный», взятых из Священного Писания, и прибавления слов прошения «помилуй нас».
Вход — это праздничное шествие духовенства во время православного богослужения, когда священнослужители, в приличествующих моменту облачениях, со священными предметами (Святыми Дарами, Евангелием, кадилом, напрестольными крестами, копием, лжицей, евхаристическими тарелями), торжественно входят в алтарь через царские врата. Богословие входа подразумевает восхождение в Горний мир, невидимо сопровождаемое ангелами Божьими с входящим духовенством во святилище, о чем свидетельствуют молитвы, произносимые...
Решительные пункты — по указу российского императора Петра II приняты Верховным Тайным Советом 28 августа (8 сентября) 1728 года на поданное прошение Войска Запорожского обеих сторон Днепра.
Преполове́ние (Преполове́ние Пятидеся́тницы, Преполовение Господне, греч. Μεσοπεντηκοστή) — христианский праздник, отмечаемый на 25-й день по Пасхе. Отмечается всеми Православными, а также Восточнокатолическими церквями византийского обряда.
Моки́й Амфипо́льский (греч. Μώκιος ὁ Ἀμφίπολις; лат. Mocio Amphipolitanae; ум. 288 или 295) — христианский священномученик. Почитаемый в Православной церкви, его память 11 (24) мая; и Католической церкви, его память 11 мая и 24 мая.
Благоволение Высочайшее — монаршая награда Российской империи, которой могли быть удостоены чиновники, военные и иные должностные лица, а также воинские части, отдельные управления и ведомства.
Статья — о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Медовый СпасПроисхожде́ние (изнесе́ние) честны́х дре́в Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (греч. Ἡ Πρόοδος του Τιμίου Σταυρού) — православный праздник в первый день Успенского поста — 1 августа по юлианскому календарю. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием» и имеет один день предпразднства.
Подробнее: Происхождение честных древ Животворящего Креста
Болгарская апокрифическая летопись или Сказании Исайи, или Сказании Исайи пророка как он был вознесён ангелом до седьмого неба (болг. Български апокрифен летопис) — оригинальный памятник древнеболгарской литературы, написанный во второй половине XI века.
Ста́вленые по́шлины — денежные сборы, взимаемые правящими архиереями при хиротонии в клирики (в епископы, в иереи, в диаконы, в чтецы) с поставляемых. Получили своё начало в древности. Одно время возникали и существовали в различных поместных церквах, но они противоречат целому ряду церковных правил (29 правилом святых апостол, 2 правилом 4 Вселенского собора, 4 правилом 7 Вселенского собора) — рассматриваются как симония и были запрещаемы, но затем вновь вводились.
«Беседа трех святителей» — распространённый памятник в древнерусской письменности, состоящий из вопросов и ответов, изложенных от имени трёх святых православной церкви — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Однако под этим названием в рукописной традиции известны различные сочинения: диалог Григория Богослова и Василия строго догматического характера, переводное «Устроение словес Василия и Григория Феолога, Иоанна» и собственно «Беседа трёх святителей», древнейшие русские списки...
Свято́й исто́чник — небольшой водоём, выходящий из грунта и почитаемый в языческом или христианском контексте, часто в обоих: обычно — языческая святыня, которая позже стала христианской. У святых источников осуществляется посвящение в знание.
Духо́вная пре́лесть (от ст.‑слав. прѣльсть, прелесть — обман, заблуждение, обольщение: от греч. πλάνη) — в соответствии с православным вероучением, «обманчивая святость», сопровождающаяся высшей и очень тонкой формой лести самому себе, самообманом, мечтательностью, гордыней, мнением о своём достоинстве и совершенстве.
Елеосвяще́ние (или собо́рование) — таинство православной и католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем (отсюда и название таинства), одно из семи таинств.
Иконопочита́ние — догмат Православной и Католической церквей, установленный на Седьмом Вселенском соборе, а также и сама практика почитания икон (существует также в миафизитских церквах, отделившихся за три столетия до принятия догмата, то есть формально его не исповедующих).
Освяще́ние креста́ (лат. Benedictio nouae Crucis — «Благословение нового Креста») — обряд или чинопоследование благословения, изготовленного для употребления креста.
Синайские и раифские преподобные пострадали от кочевых арабских племён. Первое избиение произошло около 312 года (пострадали 40 синайских подвижников и 39 раифских). Второе избиение произошло через сто лет и описано преподобным Нилом Постником...
Ми́лостивый блудни́к — герой проложно́го сказания, ставший с XVI века в русской иконописи участником сцены Страшного суда.