Понятия со словом «прокладывание»
Связанные понятия
Виаду́к (фр. viaduc, происходит от лат. via — дорога, путь, duco — веду) — транспортное сооружение мостового типа, возводимое из камня, железобетона или металла на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.
Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения дороги или инженерных коммуникаций выше уровня земли с целью обхода занятой территории (чаще всего в городах) или транспортных потоков. Эстакады зачастую используют в качестве эстакадного подъезда к пролёту моста, а иногда для отделения автомагистрали от городской инфраструктуры (зачастую в метро).
Намыв — механизированный процесс гидравлической укладки с заданной плотностью грунтовых или горных пород в земляные сооружения.
Строительная площадка — ограждаемая территория, используемая для размещения возводимого объекта строительства, временных зданий и сооружений, техники, отвалов грунта, складирования строительных материалов, изделий, оборудования и выполнения строительно-монтажных работ.
Основным нормативным документом при строительстве метрополитенов в России является СНиП 32-02-2003 «Метрополитены».
Подробнее: Строительство метрополитена
Дноуглубительные работы — разновидность земляных работ, производимых под водой на дне водоёма с целью создания или углубления существующих подходных водных путей к портам, строительства причалов, мостов и других гидротехнических сооружений, прокладывания под водой трубопровода, а также для расширения и увеличения глубины водоемов. При выполнении дноуглубительных работ используются земснаряды, а также грунтоотвозные шаланды. Дноуглубительные работы разделяют на капитальные и эксплуатационные. Капитальные...
Земляные работы, переработка грунта — работы, включающие в себя разработку грунта, перемещение, укладку и уплотнение; входят в состав строительных работ.
Дю́кер (от нидерл. duiker, пришло в русский через нем. Düker «сифон») — напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки (канала), по склонам или дну глубокой долины (оврага), под дорогой, расположенной в выемке. Дюкеры используются в системах водопровода, канализации, орошения и т. п.
Канализирование русла (русловыправительные работы; англ. channelization, canalization) — гидротехнические мероприятия, направленные на изменение характеристик русла водотока, как правило, включающие в себя работы по углублению и спрямлению, с целью придания ему вида канала.
Оросительная система — территория, на которой расположены гидротехнические (водозаборные и водонапорные сооружения, каналы, трубопроводы) и эксплуатационные (дороги, мосты) сооружения, опеспечивающие её орошение. Типы системы: открытые и закрытые.
Тонне́ль, или тунне́ль (из англ. tunnel от старофр. tonel, уменьшительное от tonne — бочка) — горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту).
Инжене́рная (прикладна́я) геоде́зия изучает методы геодезических работ, выполняемых при изысканиях, в проектировании, в строительстве и эксплуатации различных зданий и сооружений, при разведке полезных ископаемых, а также при использовании и защите природных ресурсов. Одно из основных направлений современной геодезии.
Подробнее: Инженерная геодезия
Гидромеханизация, гидромеханизированный метод (от др.-греч. ὕδωρ — вода и др.-греч. mechane — орудие, машина) — способ производства земляных и горных работ, обогащения руды, при котором все или основная часть технологических процессов проводятся энергией движущегося потока воды.
Регуляционное сооружение (также выправительное сооружение) — гидротехническое сооружение, созданное для «регулирования» (выправления формы и водного режима) русла реки с целью защиты от наводнения или обеспечения судоходства.
Лесово́зная доро́га — путь сообщения, предназначенный для вывозки лесоматериалов с лесосек до места складирования или переработки, а также перевозки грузов в пределах зоны деятельности лесозаготовительного предприятия.
Обделка (англ. Lining; нем. Verkleidung, нем. Verschalung; фр. Blindage, фр. Chemisage, фр. Coffrage; исп. Revestimiento, исп. Cubierta) — строительная конструкция, которая возводится вокруг горной выработки при строительстве подземного сооружения (различные тоннели, машинные залы гидростанций, газовые и нефтехранилища, станции метро и т.п.).
Осушительная система — избыточно увлажнённая территория, на которой расположены гидротехнические (осушительная сеть, шлюзы, насосные станции) и эксплуатационные (дороги, мосты, гидрометрические посты) сооружения, опеспечивающие её осушение. Типы системы: открытые и закрытые.
Мостострое́ние, Строительство мостов — сооружение инженерных конструкций, обеспечивающих транспортным средствам и людям проезд/проход через природные и рукотворные препятствия: реки, проливы, долины, овраги, каньоны, каналы, водотоки, другие дороги, и соединяющие в единую сеть подобные транспортные системы.
Подземные сооружения — объекты промышленного, сельскохозяйственного, культурного, оборонного, коммунального и другого подобного назначения, создаваемые под земной поверхностью, в массивах горных пород.
На́сыпь — сооружение из насыпного и уплотненного грунта. Используется, как правило, для сооружения автомобильных дорог, железнодорожных линий и каналов, чтобы избежать сильного перепада высот на транспортных линиях. Альтернативой насыпям может служить сооружение объездов или путепроводов. Помимо насыпей для схожих целей используется и выемка, там где грунт расположен изначально выше, чем требуется. Насыпи часто сооружаются с использованием грунта, полученного из выемки. Насыпь должна быть построена...
Судоходные каналы (искусственные водные пути) - каналы, осуществляющие транспортные функции, например, для доставки грузов или людей.
Подробнее: Судоходный канал
Насыпь в транспорте — сооружение из уплотнённого грунта (глины или камня), используемое для строительства дорог, железнодорожных путей или каналов, чтобы избежать перепада высот на пути и не изменять рельеф местности. Для тех же целей используется выемка, если высота выше требуемой.
Транзитно-ориентированное проектирование (transit-oriented development (TOD) в градостроительстве многофункциональная жилая или коммерческая зона, в которой обеспечен легкий доступ к общественному транспорту, и созданы условия, делающие зону привлекательной для транзитных пассажиров. Транзитно-ориентированное проектирование является одним из направлений градостроительного проектирования.
У термина дерива́ция существуют и другие значения, см. деривация.Дерива́ция (от лат. derivatio — отведение, отклонение) в гидротехнике — отвод воды от русла реки в различных целях по каналу или системе водоводов.
Подробнее: Деривация (гидротехника)
Тепля́к — вре́менное строительное сооружение (шатёр), для производства сварочных и бетонных работ, устройству гидроизоляции в зимний период.
Гидроотвал — гидротехническое сооружение, предназначенное для складирования средствами гидромеханизации пустых пород, отходов горно-обогатительного и металлургического производства (вскрыши, хвостов обогатительных фабрик и др.) .
Што́льня (от нем. Stollen) — горизонтальная или наклонная горная выработка, имеющая выход на поверхность, проведённая на местности со сложным рельефом.
Лупинг (англ. looping; нем. Loopingleitung; фр. looping; итал. looping) — участок трубопровода, прокладываемый параллельно основному трубопроводу; подключается для увеличения пропускной способности последнего (п. 3.25 Правил эксплуатации магистральных газопроводов СТО Газпром 2-3.5-454-2010). Ha участке трубопровода c лупингом расход транспортируемого продукта в основном трубопроводе уменьшается, следовательно, сокращается общая потеря напора на преодоление гидравлического сопротивления. Поэтому...
Жизненный цикл здания или сооружения — период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Сели́тебная террито́рия — земли, предназначенные для строительства жилых и общественных зданий, дорог, улиц, площадей в пределах городов и посёлков городского типа.
Подробнее: Селитебные земли
Гидравлическое разрушение — это одна из технологий бестраншейного строительства подземных коммуникаций, к которому также относятся такие методы и технологии как горизонтально направленное бурение, микротоннелирование, продавливание, метод прокола. Разрушение бывает динамическое и статическое. Данная технология заключается в разрушении старой трубы, с одновременной протяжкой по старому каналу новой трубы большего или равного диаметра под землей, без вскрытия дорожного покрытия. Установки-разрушители...
Поточный метод строительства — применяется при строительстве однотипных объектов. Рабочие специалисты, специализированная техника переходят на другой объект, сразу же после завершения своей части работы на предыдущем объекте. Примерная схема выглядит следующим образом: на первом объекте, роют котлован и приступают к возведению фундамента. В этот момент на втором объекте приступают к рытью котлована. Затем, на первом объекте приступают к возведению здания, на втором строят фундамент, на третьем делают...
САРМ — средний автодорожный разборный мост, предназначен для наведения новых и восстановления разрушенных высоководных мостов на военных автомобильных дорогах в короткие сроки.
Котлова́н — выемка в грунте, предназначенная для устройства оснований и фундаментов зданий и других инженерных сооружений.
Геоподоснова (подоснова геодезическая) — это чертеж, включающий в себя исходные геологические и геодезические сведения о стройплощадке и инженерных коммуникациях, имеющихся на ней, с привязкой географи́ческих координат. Геоподоснова идет рука об руку с топографической подосновой — картами, планами, составленными по результатам проведения топогеодезической съемки. Полученная информация используется впоследствии в градостроительстве.
Низководный мост (НВМ) — искусственное сооружение (мост), возведённое для преодоления препятствия (река, озеро, болото, овраг, пролив и так далее) на небольшой (незначительно возвышается над горизонтом меженных вод) высоте над его поверхностью.
Подробнее: Низководные мосты
Рисберма (нидерл. rijsberm; rijs — ветка и berm — насыпь) — площадка в нижнем бьефе гидротехнического сооружения, укрепляющая дно водотока, предохраняющая его от размыва, выравнивающая пульсации и гасящая энергетику сбрасываемой в русло воды. Нередко располагается за водобоем и возводится в виде каменной отсыпи — наклонной каменной плоскости между несколькими рядами строительных свай, которая осуществляет постепенный переход от более мощных гидротехнических укреплений к менее мощным. Те элементы...
Рекультивация (лат. re – приставка, обозначающая возобновление или повторность действия; cultivo — обрабатываю, возделываю) — комплекс мер по экологическому и экономическому восстановлению земель и водных ресурсов, плодородие которых в результате человеческой деятельности существенно снизилось. Целью проведения рекультивации является улучшение условий окружающей среды, восстановление продуктивности нарушенных земель и водоёмов.
Подпо́р — в гидротехнике, повышение уровня воды по сравнению с «бытовым» (нормальным) уровнем. Подпор возникает при строительстве водопропускных сооружений на реках, ограничивающих водоток (например, плотин), но может также образовываться из-за природных условий: нагонного низового ветра, изменения конфигурации стока подземных вод, ледовых заторов и зажоров, завалов.
Водный канал (лат. canal — труба, жёлоб) — искусственный водоток, предназначенный для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды.
Водоотводная трубка — система трубчатых и фасонных деталей (воронок, решеток, труб), устанавливаемых в бетонные конструкции мостов, путепроводов и эстакад, отводящие ливневые стоки с поверхности и из тела дорожной одежды в специально предназначенные для этого водосточные системы, или сбрасывающие стоки на прилегающую территорию.
Доща́тая тропа (англ. Boardwalk — бордвок) — тропа, сооружённая из досок, предназначенная для движения по ней пешеходов, реже транспорта. Бордвоки обычно находятся вдоль пляжей, представляя собой набережную, но иногда их сооружают в районе болот, прибрежных дюн и других труднопроходимых местностях. Несмотря на то что бордвоки встречаются по всему миру, наибольшую распространённость они получили на Восточном побережье США.
Железнодорожный мост — искусственное сооружение, которое строится для укладки полотна через водные препятствия. На небольших водотоках и суходолах устраивают малые мосты, трубы или лотки. Разновидностями мостов являются путепроводы, виадуки и эстакады. В местах пересечения железных и автомобильных дорог или двух железнодорожных линии строят путепроводы. Для пересечения ущелий, глубоких долин и оврагов строят виадуки, для пересечения с городской территорией — эстакады. Эстакады также строят на подходе...
Военные мосты на жёстких опорах предназначены для обеспечения преодоления водных преград и других препятствий войсками на путях их движения, манёвра и эвакуации. Они позволяют заменить понтонно-мостовые средства и механизированные мосты для обеспечения переправы войск на последующих водных преградах.
Да́мба (от нидерл. dam) — гидротехническое сооружение, представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков, иногда для защиты от снежных лавин и т. п. Верхняя часть дамбы может использоваться для дорог и других коммуникаций.
Глуби́нный дрена́ж — метод понижения грунтовых вод и отведения воды за пределы участка (сооружения) с помощью системы дренажных труб (дрен), уложенных по всему периметру осушаемого участка.
Согласно ГОСТ 32871-2014 под водопропускной трубой понимается инженерное сооружение, укладываемое в теле насыпи автомобильной дороги для пропуска водного потока. Аналогичные сооружения устраивают и на железной дороге.
Подробнее: Водопропускная труба