Понятия со словом «репрезентативно»

Связанные понятия

Шедевры устного и нематериального культурного наследия провозглашаются ЮНЕСКО начиная с 2001 года с целью привлечения внимания к нематериальному культурному наследию, стимулированию усилий по охране и сохранению данного наследия. Раз в несколько лет комиссия ЮНЕСКО присуждает нескольким представленным кандидатам статус «шедевров».
Нематериальное культурное наследие — концепция, предложенная в 1990-х годах в качестве аналога Списку Всемирного наследия, уделяющему основное внимание материальной культуре. В 2001 году ЮНЕСКО провела опрос среди государств и неправительственных организаций, с целью выработки определения. В 2003 году была принята Конвенция по защите нематериального культурного наследия.
Аутентичность наследия (англ. Authenticity of Cultural Heritage) — это составное понятие аутентичности строительных материалов, технологии, функции, формы и т. д., ценность которого накапливается в течение всего времени существования объекта, включая все реставрационные работы. По отношению к другим ценностям наследия аутентичность — это ценность высшего порядка, основополагающая. Это обязательное условие сохранения мемориального характера объекта. Часто потеря объектов культурного наследия своей...
Национальный индекс культурного наследия (НИКН) — ежегодно обновляемый объективный показатель, основанный на математическом алгоритме, который оценивает значимость объекта с позиции государственного управления; также сам перечень значимых культурных памятников (как правило, федерального статуса или претендующих на него), оценных по этому методу.
Музеефикация архитектурного памятника — это направление в рамках музейной деятельности и охраны памятников, сущность которого состоит в преобразовании недвижимых памятников истории и культуры, а также природных объектов в объекты музейного показа. Музеефикация стала неотъемлемой частью современной музейной практики.
Лингвистический ландшафт, языковой ландшафт (англ. linguistic landscape) — представленность разных языков в общественных пространствах многоязычных городов или регионов мира, понимаемая как соотношение языков, на которых оформляются вывески, надписи на общественных зданиях, уличная реклама, дорожные знаки и указатели, таблички и проч. В широком смысле — специфический баланс языков в публичном урбанизированном пространстве коммуникации. Социолингвистическая дисциплина, специализирующаяся на изучении...
Культурные ценности — это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие эстетическое, научное, историческое воздействие на человека.
Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь — список объектов архитектуры, истории, археологии, искусства, парковые комплексы, музейные коллекции и книги, которые находятся под охраной государства.
Культу́рный ландша́фт — земное пространство, включающее все присущие ему природные и антропогенные компоненты. Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей.
Спатиализация — пространственные формы, в которых воплощается социальная активность и материальная культура. Согласно Фуко, спатиализация приводит к образованию культурных форм разных масштабных уровней от жестов и телесных манер до геополитических отношений государств. Спатиализация непрерывно изменяется, поскольку отражает перформативную актуализацию данного пространственного порядка и зависит от неё.
Культу́рное заи́мствование — это социологическая концепция, которая рассматривает частичное или полное перенятие компонентов одной культуры другой культурой; планомерный и непланомерный исторический процесс принятия и использования элементов одной культуры членами другой культурной общности; один из естественных исторических способов возникновения новых культур, культурных процессов внутри отдельных культурных сообществ, создания новой культурной общности.
Этни́ческое самосозна́ние или этни́ческая иденти́чность — эмоционально-когнитивный процесс осознания принадлежности человека в какой-либо этнической общности; является проекцией на сознание людей существующих этнических связей, и проявляется в виде этнонима. Один из видов социальной идентификации. В переписях населения и других видах массового статистического учёта используется как основной этнический определитель.
Генеральная Ассамблея ООН объявила 2008 год Международным годом языков, в соответствии с резолюцией ЮНЕСКО. В резолюции также была повторно подтверждена необходимость достижения полного равенства среди 6 официальных языков веб-сайта ООН.

Подробнее: Международный год языков
Культурный канон — совокупность важнейших проявлений какой-либо культуры, считающихся основополагающими, фундаментальными для данной культуры.
Центр интерпретации (англ. Interpretation centre) — распространённый в Европе и Канаде тип организаций, направленных на сохранение и распространение знаний о местном культурном наследии. Термин «интерпретация культурного наследия» происходит из европейской философии герменевтики. Их можно рассматривать как особый тип музея с информационным центром, или как разновидность экомузея, расположенного в привязке к культурно-историческому или природному памятнику или местности.Центры интерпретации используют...
Репрезентати́вность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.
Этничность — свойство этнической общности, обозначающее её особенные отличия от других общностей, а также синоним более широко распространённого в российской науке понятия этнос. Термин употребляется в русле представления о полиэтническом характере большинства современных обществ.
Всемирное наследие ЮНЕСКО (англ. World Heritage, фр. Patrimoine Mondial, исп. Patrimonio de la humanidad, нем. Weltkulturerbe) — природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым, по мнению ЮНЕСКО, являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, исторической или экологической значимости.
Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
Языкова́я карти́на ми́ра — исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отражённая в языке совокупность представлений о мире, определённый способ восприятия и устройства мира, концептуализации действительности. Считается, что каждому естественному языку соответствует уникальная языковая картина мира.
Лингвокультурология — это отрасль языкознания, которая изучает отношения между языком и культурными концептами (Sharifian, 2011). Культурная лингвистика ускоряет теоретический и аналитический прогресс как когнитивистики (включая изучение сложных систем и процессов распределения познавательной способности), так и антропологии. Культурная лингвистика исследует, как различные языки при помощи своих особенностей отражают культурные концепты, включая культурные модели, культурные категории и культурные...
Архитекту́ра, или зо́дчество — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека. Архитектура создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями. В архитектуре взаимосвязаны функциональные (назначение, польза...
В исторической науке выделено два типа исторических фактов: собственно исторический факт и научно-исторический факт.

Подробнее: Исторический факт
Аутентичностью архитектурных памятников называется их оригинальность, подлинность, соответствие первоначальному виду. Под аутентичностью памятников архитектуры подразумевается достоверность пропорций, деталей, стилистики, материалов, особой техники и авторского стиля изначальному виду здания. Противопоставлением аутентичности являются копия, реплика.
Реа́лии — лексемы, обозначающие предметы или явления материальной культуры, этнонациональные особенности, обычаи, обряды, а также исторические факты или процессы и обычно не имеющие лексических эквивалентов в других языках.

Подробнее: Реалия
Ретроспективизм — традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением. Термин ретроспективизм — сугубо русский; искусствоведы...
Па́мятник архитекту́ры (градострои́тельства) — недвижимый (фрагменты интерьера и экстерьера архитектурных сооружений) примечательный объект материального и духовного творчества, который имеет национальное или международное значение. В настоящее время в действующем российском законодательстве определение «памятник архитектуры» не используется — употребляется либо «объект культурного наследия», либо равноценное ему «недвижимые памятники истории и культуры».
Этностереотипы, национальные стереотипы — исторически сложившиеся внешние (гетеростереотипы) или собственные (автостереотипы) представления о менталитете и стандартном поведении представителей того или иного этноса. Национальные стереотипы обычно отличаются упрощённостью, односторонностью, а нередко и искажённостью. Источником национальных стереотипов часто являются исторически сложившиеся предубеждения. Автостереотипы, относящиеся к самохарактеристике нации, нередко носят комплиментарный характер...
Достопримеча́тельность — место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.
Ана́лиз документов — это совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определённых исследовательских задач.
Индустриальное наследие (англ. Industrial heritage) — культурное наследие, отражающее развитие массового индустриального производства, которое относится к периоду с конца XVIII века до середины XX века.
Ценности наследия определяются совокупностью различных категорий и способов восприятия, которые подвергаются постоянным изменениям в ходе течения времени и смены эпох. Так, определить ценность наследия, в разные времена, специалисту помогает шкала определения ценности наследия.
«Место памяти» (фр. lieu de mémoire) — понятие, введённое французским учёным Пьером Нора в начале 80-х годов XX века. Оно воплощает в себе единство духовного и материального, которое со временем и по воле людей стало символическим элементом наследия национальной памяти общности. Места, в которых, по мнению Пьера Нора, воплощена национальная память, — это памятники (культуры и природы), праздники, эмблемы, торжества в честь людей или событий, прощальные, погребальные речи, похвальные слова.
Стандартная кросс-культурная выборка (англ.) — выборка из 186 культур мира, применяемая в кросс-культурных исследованиях. Разработана в 1969 году Джорджем Питером Мёрдоком и Дугласом Уайтом. Изначально выборка не была ограничена определенным числом параметров. Первые данные по Стандартной кросс-культурной выборке были опубликованы Дж. П. Мёрдоком и его коллегами. В дальнейшем выборкой стали пользоваться и другие ученые и исследователи.
Постфолькло́р — область словесности, тексты которой развиваются по фольклорным схемам, но не подходят под формальное определение фольклора. Прежде всего это письменный фольклор (граффити, девичьи альбомы) и сетевой фольклор. Термин «постфольклор» ввёл в оборот профессор Сергей Юрьевич Неклюдов (РГГУ) в 1995 году в статье «После фольклора», опубликованной в журнале «Живая старина» (Неклюдов С. Ю. После фольклора // Живая старина, 1995, № 1, с. 2—4).
Сказительство — в первоначальном значении, мастерство сказа: исполнение былин, сказаний, сказок. В широком культурном смысле — передача информации устным путём. В отличие от речи, сказительство подразумевает исключительный статус говорящего как авторитетного носителя информации.
Культурное разнообразие — это наличие множества самых разнообразных культур в отличие от монокультуры, глобальной монокультуры или стирания культурных различий, что, в общем-то, схоже с упадком культуры. Понятие «культурное разнообразие» может также означать уважение к особенностям иных культур. Иногда термин «культурное разнообразие» применяется для обозначения факта существования человеческих обществ или культур в конкретных регионах или вообще в мире. В термин «глобализация» часто закладывается...
Иденти́чность (англ. identity < лат. identitás) — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.
Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.
Неоисторизм — архитектурное направление, копирующее или соединяющее (эклектика) стили предыдущих эпох (историзм) при возведении современных зданий.
Интернет-фольклор (постфольклор, медиалор, ньюслор, техлор, фолькнет, нетлор, сетевой фольклор, фольклор в интернете, е-фольклор, киберфольклор, киберлор, компьютерлор) — мультимедийное народное творчество в интернет-коммуникациях.
Ландша́фтная архитекту́ра — это объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ. Подобно архитектуре и градостроительству ландшафтная архитектура относится к пространственным видам искусства.
Этническая география (этногеография) — одна из географических наук, которая развивается на стыке с историческими науками, социологией, психологией, политологией, статистикой населения, демографией. Этногеография изучает географическое размещение этнических общностей и всех составляющих их культурно-исторического, социально-экономического, политического, биологического своеобразия и сходства — отдельных компонентов этничности и их сочетаний; географическое размещение и территориальную организацию...
Дуалистическая теория этноса — официальная в СССР концепция этноса, разработанная сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) во главе с Ю. В. Бромлеем. Она была призвана разрешить одну из важнейших проблем этнографии-этнологии о соотношении неизменного ядра свойств этноса и его общей способности значительно изменяться, выражающейся в различных сферах .
Экспликация (лат. explicate — объяснение) — документ, знакомящий зрителей при входе на выставку с её концепцией или информирующий о художнике.
Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, её черты — закрытость, аристократизм и ценностно-смысловая самодостаточность. Это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Элитарная культура характеризуется производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны на узкий круг людей.
Эклектика (от др.-греч. ἐκλεκτός — «выбирающий», «отбирающий») — художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях; обычно имеет место в период смены больших художественных систем.
Виртуальный музей — широко используемое понятие, не имеющее однозначного определения в русскоязычном сегменте сети Интернет. Разница в определениях связана с областью исследований: философией, культурологией, музееведением. Исследованию этимологии и семантики термина посвящён ряд работ. С позиций системного подхода, В.м. - «это некая организация, обладающая необходимой и достаточной программно-аппаратной платформой для сбора, хранения и представления общественности цифровых объектов, как реальных...
Городской фольклор — часть фольклорного наследия, включающая в себя, помимо общеупотребительных видов и жанров народно-поэтического творчества, специфически городские их «модификации». Например: городские народные гуляния, городской романс, городские игровые песни и танцы.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я