Понятия со словом «стойбище»
Связанные понятия
Дючеры или дучеры — русское название народа, жившего в XVII веке на берегах Амура, приблизительно от устья Зеи до устья Уссури, и несколько ниже по течению.
Землепрохо́дцы — русские путешественники XVII века, осваивавшие неизвестные ранее территории Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Имели разное социальное происхождение — казаки, служилые люди, купцы. Многие из них были уроженцами Русского Севера.
Оленеводство у кетов всегда существовало в качестве подсобной отрасли – олени использовались исключительно в транспортных целях и обеспечивали переезды во время охотничьего промысла, основным объектом которого была белка.
Чум (наиболее близкое — удмуртское чум, палатка, шалаш) — традиционное жилище конической формы. Состоит из рамы, которая составляется из жердей и покрывается берёстой, войлоком или оленьими шкурами. Жилища такой формы распространёны по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана у финно-угорских, кетско-енисейских, тюркских и монгольских народов. Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров.В других языках известен как чом (палатка, шалаш) у коми, мя" (дом) у ненцев...
Яра́нга (чук. яраӈы — жилище, дом) — традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири: эскимосов (мын’тыг’ак), коряков (юран'ы), эвенов, юкагиров. Имеет купольную форму и высоту от 3,5 до 4,7 метра и диаметр от 5,7 до 7-8 метров.
Нарты распространены в районах Северо-Запада России (Ненецкий АО и Ямало-Ненецкий АО), Сибири и Дальнего Востока. Наряду с упряжкой (способом расположения собак или оленей) и упряжью, важнейший элемент северного упряжного собаководства и оленеводства.
Оленево́дство — отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием северных оленей, а также благородного оленя и пятнистого оленя с целью получения пант, мяса и другой продукции.
Яса́к (монг. засаг «власть»; тат. ясак — натуральная подать, башк. яһаҡ «подать, налог») — в России XV — начала XX вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. До начала XVIII в. взимался также с народов Поволжья.
Гура́ны — забайкальцы, потомки от смешанных браков русских с бурятами, эвенками, монголами, маньчжурами.
Аги́нская степь — степная равнина протяжённостью около 100 км в Забайкальском крае. Расположена в междуречье рек Ага и Онон.
Аба (абалар, абинцы) — название северных шорцев, в XVII-XVIII вв. живших по р. Томи в районе устьев pp. Абы, Кондомы и Мрас-Су, а также сеока в составе этнической группы сагайцев хакасского народа. Хакасский сеок аба происходил от шорского рода, расселявшегося в XVIII веке около г. Кузнецка (хак. Аба-тура) по реке Аба. Исследователи считают абинцев предками шорцев долины реки Томь. До сих пор алтайцы называют Шорию «Аба чыш» — Абинская чернь, а хакасы — «Аба чирі» — Абинская земля.
Солоны (кит. трад. 索倫, упр. 索伦, пиньинь: Suǒlún) — подгруппа эвенков, проживающие в северо-восточном Китае (Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян). В XVIII веке значительная часть солонов был также переселена в Синьцзян, к концу XX века их потомки, как правило, уже не называли себя солонами. Солоны составляют основную часть представителей эвенкийской народности, проживающих в пределах КНР.
Челдо́н, чалдо́н или чолдо́н — название коренных русских в Сибири и их потомков. Постоянное население из числа переселенцев из Европейской России сложилось в Западной Сибири в конце XVI—XVII вв.
Подробнее: Чалдоны
Сибирские водные пути были основными путями сообщения в российской Сибири до 1730-х годов, когда дороги начали строиться. Реки имели первостепенное значение в процессе разведки и колонизации Россией обширных сибирских территорий. Так как три «великие сибирские реки» — Обь, Енисей и Лена — все впадают в Северный Ледовитый океан, то основной проблемой было найти части или ветви этих рек, которые текут примерно с востока на запад и найти короткие промежутки между ними, которые можно преодолеть волоком...
Сео́к (южноалт. сӧӧк, кирг. сөөк, хак. сӧӧк) — род у алтайцев, шорцев и хакасов, группа людей, осознающих общность своего происхождения по мужской линии. У киргизов — родственники по линии свойства, сваты (кирг. куда сөөк).
Якутское воеводство — самое восточное воеводство Русского царства, существовавшее в 1638—1708 гг.
Эвенки́йский язы́к (эве́нкский язы́к, устар. — тунгусский язык) — язык эвенков, один из языков тунгусо-маньчжурской семьи. Распространён в России на территории, главным образом, Восточной Сибири — от левобережья Енисея до острова Сахалин (4,8 тыс. чел. 2010), а также около 9 тыс. чел., в том числе солоны — на севере Китая (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район). Наряду с эвенским и негидальским языками относится к северной группе тунгусо-маньчжурских языков.
Ымыяхтахская культура — археологическая культура Сибири эпохи неолита и бронзового века, существовавшая в интервале 2200—1300 гг. до н. э. Названа по поселению Ымыяхтах в Якутии, где была открыта.
Буря́ты (самоназвание — буряад, буряад зон, буряадууд) — монгольский народ, говорящий на бурятском языке. Наиболее северный монгольский народ.
Забайкальский край образован 1 марта 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
Подробнее: История Забайкальского края
Экспедиция Семёна Дежнёва и Федота Попова (1648—1660) изначально имела цели, значимые для промышленников — поиск моржовой и рыбной кости, но принесшая важные научные результаты, самым главным из которых стало открытие пролива между Азией и Америкой. Об этом открытии большинству учёных стало известно только почти через 80 лет благодаря Великой Северной экспедиции, когда отчёт о плавании был обнаружен в архивах Тобольска благодаря исследованиям Миллера.
Якутская лайка (якут. саха ыта) — древняя аборигенная порода собак, выведенная коренными народами Северо-Востока России, на так называемых «собачьих реках».
Сибирский неолит — неолитический период истории Сибири (VI—II тыс. до н. э., на Крайнем Севере и Дальнем Востоке в некоторых проявлениях вплоть до XIX века).
Обо́ (реже обоо, овоо) (монг. овоо, бур. обоо, хак. обаа «куча, груда, насыпь») — культовые места в культуре монголов, бурят, тувинцев, хакасов и других тюрко-монгольских народов Центральной Азии.
Бра́тский остро́г — крепостное сооружение (острог), основанное в 1631 году казачьим пятидесятником Максимом Перфильевым на реке Ангаре у Падунского порога.
Ала́с (якут. Алаас) — типичное для равнинной Якутии и Тюменской области (где они называются хасыре́ями) геологическое образование и форма рельефа.
Ю́рта (также устар. кибитка) — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников.
Улу́с (монг. улс, бур. улас, башк. өлөш, тат. олыс, каз. ұлыс, якут. улуус, узб. ulus, улус) — монгольский и тюркский социальный термин со сложной семантикой, служащий в основном для обозначения понятий «народ, государство».
Киби́тка (от тюрк. кибит, кибет — крытая телега, лавка, магазинчик; также араб. koubbet — «палатка») — крытая или с верхом повозка или сани.
Яку́тский язы́к (самоназвание — саха тыла) — национальный язык якутов, являющийся, наряду с русским, одним из государственных языков Республики Саха (Якутия) и относящийся к тюркской семье языков, в которой образует отдельную ветвь.
Фанза (кит. трад. 房子, пиньинь: fángzi, палл.: фанцзы, буквально: «дом») — тип традиционного жилища, распространенный в Китае, Корее и на Дальнем Востоке России у коренных народов.
Урянха́йский край (тув. Таңды Урянхай, кит. трад. 唐努烏梁海, упр. 唐努乌梁海, пиньинь: Tángnǔ Wūliánghǎi) — русское название Тувы в 1914—1921 годах. До 1912 года край находился под властью маньчжурской династии Цин, правившей Китаем, под управлением Китайской палаты внешних сношений и носил название «Танну-Урянхай».
Тунгусское восстание 1924—1925 годов — вооружённое выступление повстанцев из представителей коренных народов Севера в Якутии и районах Северо-Востока.
Тотем волка — религиозно-социальная система, распространенная среди монгольских народов, в основании которой лежит культ волка.
Онгон — дух предка семьи или рода, его культовое изображение в культуре монгольских и тюркских народов.
Шаманизм в Сибири — рассматривается как главный пример шаманизма. Он является традиционной формой мировоззрения народов Сибири, видения и познания мира, рассматривающей человека как часть Космоса. Оно нацелено на непосредственное восприятие мира, постижение взаимосвязи природы и человека.
Эве́нский язы́к (ламутский) — язык эвенов, близок к эвенкийскому, нанайскому, удэгейскому. Относится к тунгусо-маньчжурской группе.
Бурят-монгольский волкодав, или хотошо (бур. хотошо нохой), — сторожевая порода собак, распространена в Бурятии, Монголии и сопредельных регионах.
Культура плиточных могил (плиточные могилы, плиточники) — археологическая культура древних монголов конца бронзового, начала раннего железного века. По разным источникам датируется от 1300 до 300 гг. до н. э.
Ысыа́х (якут. Ыhыах, по-русски читается как Ысэх) — якутский праздник лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств Айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких.
Омская стоянка — группа памятников культурно-археологического наследия, расположенная в Омске, в районе нынешнего профилактория «Восход» рядом с природным парком «Птичья гавань». Она включает в себя поселения, могильники, стоянки и мастерские, датируемые периодами от VI тысячелетия до н. э. до XIII века н. э. Научное исследование комплекса началось в 1927 году В. П. Левашовой и продолжается в настоящий момент Борисом Кониковым.
Хозяйственно-культурный тип — комплекс особенностей хозяйства и культуры, который складывается исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях.
Сибиряк — житель Сибири различной этнической принадлежности, а также этнографическая группа русских — человек с особыми «сибирскими» чертами (характером и здоровьем), обусловленными в основном суровым континентальным климатом, относительной малочисленностью населения и прочими особенностями жизни в этом регионе.
Подробнее: Сибиряки
Зайсан (от китайского титула «цзай-сян») - должность у алтайцев, западных монголов.
Араты (монг. ард — трудящийся, народ) — социально-этническое сообщество монгольских крестьян-кочевников. Проживают в Монголии, Китае. Основное занятие — скотоводство. До революции 1921 года араты составляли 92,2% населения Монголии, владели 50,5% поголовья скота. Араты, проживающие в Китае, считаются составной частью населения автономных районов Внутренней Монголии, а также провинций Синьцзян и Цинхай. Сельские жители Республики Тыва (РФ) также называются аратами.
Алтайские казахи (каз. Алтай қазақтары) — казахская диаспора в Кош-Агачском районе Республики Алтай в России. Казахи в этом районе составляют 53,37 % от всего населения района — примерно 10 200 человек, в столице республики Горно-Алтайске проживает 2,23 % — около 1250 человек. Во всей республике казахская диаспора является третьей по численности после русских и алтайцев. Также их называют кошагачскими или чуйскими казахами. Перекочевали в Чуйскую степь Центрального Алтая в период столыпинских реформ...
Якутская лошадь (якут. сылгы или саха ата) — аборигенная порода лошади, распространённая в Якутии. Порода выведена народной селекцией под сильным влиянием естественного отбора.