Понятия со словом «фабричный»
Фабричный поселок, заводской поселок («индустриальная колония») — это центр поселения, основанного вокруг предприятия, которое является собственником всего городского комплекса. Этот комплекс включает собственные постройки индустриального предназначения (фабрика, склады), жилые здания рабочих предприятия и, обычно, такие сооружений как школы, лавки, церковь и т. д. Этот тип поселений возникает с целью гарантировать наличие рабочей силы для определенной экономической деятельности.
Связанные понятия
Шко́ла фабри́чно-заводско́го обуче́ния (школа ФЗО) — низший (основной) тип профессионально-технической школы в СССР. Школы ФЗО были созданы на основе школ ФЗУ. Существовали с 1940 по 1963 год.
Арте́ль — добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки.
Мануфакту́ра — это предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.
Тóкарь — рабочий-станочник, специалист по токарному делу — обработке резанием вращающихся заготовок или вращающегося режущего инструмента, по обработке дерева, металла, пластмассы и т. д. Различают четыре основные специализации токаря: токарь-винторезщик, токарь-карусельщик, токарь-расточник, а также станочник широкого профиля. В СССР существовала квалификация токарь-универсал.
Подробнее: Токарь
Фа́брика (от лат. fabrica — мастерская; заво́д) — промышленное предприятие, основанное на применении машин, характеризующееся крупномасштабным производством. Как правило, состоит из одного или нескольких расположенных неподалёку друг от друга строений, в которых располагаются цеха, сформированные по функции или по виду выпускаемой продукции, а также складские и офисные помещения. Термин «фабрика» применяется обычно в лёгкой и добывающей промышленности (трикотажная фабрика, обогатительная фабрика...
Сарпи́нка — лёгкая хлопчатобумажная ткань (холстик) полотняного переплетения, с полосатым или клетчатым рисунком. Изготавливается из тонкой (60—80), заранее крашенной пряжи. Внешне похожа на ситец.
Текстильная промышленность России — это отрасль народного хозяйства по производству пряжи и нитей, тканей и изделий из них на основе волокна растительного, животного и искусственного происхождения.
Ремесленники (также «цеховые») — сословие в Российской империи, занимавшееся ремеслом.
Лёгкая промышленность как отрасль крупной фабричной индустрии появилась в России во второй половине XVIII века. Толчок техническому прогрессу в лёгкой промышленности дали крупные изобретения XVIII века — такие, как прядильная машина, ткацкий станок, кард-машина. Изобретения обусловили переход текстильной промышленности из стадии капиталистической мануфактуры в стадию крупной машинной индустрии.
Бо́ндарь — ремесленник, выделывающий бочки и другие ёмкости из дерева, иногда мастер по изготовлению корабельных мачт.
Москатéльный товар (от перс. мошк — мускус) также химико-москательный товар — устаревшее название предметов бытовой химии (красок, клеев, технических масел и др.) как предметов торговли.
Митка́ль (от перс. меткал) — суровая тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Состоит ткань из довольно толстых нитей неотбеленной пряжи, обычно имеет сероватый оттенок.
Подмасте́рье — в средневековых цехах ремесленник, не имевший собственной мастерской и работавший по найму у полноправного члена цеха — мастера. Проработав несколько лет у мастера, подмастерье мог сам стать мастером. Однако в XIV—XV веках в связи с упадком и разложением цехового ремесла получение звания мастера стало затруднено (требовалось уплатить большой вступительный взнос в кассу цеха, выполнить образцовую работу — «шедевр», устроить богатое угощение для членов цеха и т.д.). Беспрепятственно...
Шо́рник — специалист по изготовлению конской упряжи, в том числе шор — боковых наглазников, которые надеваются на лошадь для ограничения поля зрения. Шорник, как и многие другие ремесленные формы труда, относится к группе «вымирающих» профессий.
Фабрика генерала фон-Менгдена (Менгденская фабрика) (XIX в.) — льноткацкая фабрика столового белья, принадлежавшая генералу Михаилу Александровичу фон-Менгдену (1781—1855), одна из первых фабрик в Вичугском крае. Знаменита качеством своих изделий и считалась в России образцовой.
Коногон — рабочий, управляющий лошадьми в шахте, одна из шахтёрских специальностей, ныне устаревшая.
Фрезеро́вщик (от нем. Fräser; рабочий-станочник) — специалист по работам на фрезерном станке.
Столя́р — профессиональный рабочий, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на основе дерева. Столяр занимается столярными работами: изготовлением сложной мебели, дверей, окон, арок, лестниц и других изделий из массива древесины с возможным применением фанерования, шпонирования, ламинирования, без резьбы вручную. Столяр выполняет более точную, тонкую работу, чем плотник, и не менее, чем резчик (или скульптор) по дереву. Столяр может выполнять...
Хлопчатобумажная промышленность — отрасль текстильной промышленности, которая объединяет прядильное, ткацкое, крутильнонитковое и красильно-отделочное производства.
Профессиональное училище (сокращённо ПУ) — среднее профессиональное (ранее начальное профессиональное образование) учебное заведение в России и странах бывшего СССР по подготовке квалифицированных рабочих по профессиям, требующим повышенного образовательного уровня. Ранее профессиональные училища также назывались профессионально-техническими училищами (ПТУ).
Крупорушка (от слов «крупа» и «рушить») — небольшое предприятие или машина по очистке и переработке зерна в крупу, а также машина для приготовления крупы из зёрен.
Приписные крестьяне — в России XVII — первой половине XIX века государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казённых или частных заводах и фабриках, то есть прикреплённые (приписанные) к ним. В конце XVII в. и особенно в XVIII в. правительство для поддержки крупной промышленности и обеспечения её дешёвой и постоянной рабочей силой широко практиковало приписку государственных крестьян к мануфактурам на Урале и в Сибири. Обычно приписные крестьяне...
Плотник — профессия, одно из самых древних ремёсел, которое связано с механической обработкой дерева и превращением необработанной древесины в детали, конструкции и стройматериалы.
На́нка (от названия китайского города Нанкин) — прочная хлопчатобумажная ткань, как правило, буровато-жёлтого цвета. Используется для изготовления наждачного полотна и при пошиве меховых изделий, головных уборов. Сделанный из нанки — на́нковый.
Отходничество — временная, чаще всего сезонная работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». Отхожие промыслы составляли в Российской империи один из значительных источников дохода крестьянского населения. Будучи тесно связанным с внутренней миграцией, oтходничество возродилось и в постсоветской России, где оно часто известно как вахтовый метод трудоустройства.
Первая пятилетка — первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Был принят в 1928 году на пятилетний период 1928—1932 годов, и выполнен за четыре года и три месяца (по крайней мере так было объявлено). По итогу его выполнения СССР из аграрной страны превратился в индустриальную страну.
Рабо́чий факульте́т (сокращённо рабфа́к) — учреждение системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), которое подготавливало рабочих и крестьян для поступления в высшие учебные заведения, существовавшие с 1919 года до середины 1930-х годов.
Вече́рняя шко́ла (официальное название — Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение) — школа, в которой учатся взрослые люди, которые по каким-либо причинам не смогли получить полное среднее образование в детском и юношеском возрасте.
Совет рабочих уполномоченных (после 1917 года стал известен как Иваново-Вознесенский общегородской совет рабочих депутатов) — выборный представительский орган власти рабочих, существовавший в Иваново-Вознесенске (сейчас Иваново) во время Первой русской революции с 15 (28) мая по 19 июля (1 августа) 1905 года. В Совет был избран 151 депутат от фабрик с численностью рабочих более тысячи (один депутат от каждых 500 человек). Всего 151 депутат. Председатель — А. Е. Ноздрин. Считается первым Советом в...
Пилорама — деревообрабатывающий станок, предназначенный для продольной распиловки брёвен и брусьев различных пород древесины на пиломатериалы.
Ремесло как одна из предшественниц промышленного производства было развито на Украине с древних времён, но долгое время было оторвано от прочих родов деятельности.
Подробнее: Украинские ремёсла
Мастер производственного обучения (мастер ПО) — педагогический работник в учреждениях начального и среднего профессионального образования России, осуществляющий проведение учебной практики — обучение учащихся практическим навыкам какой-либо профессии.
Счетово́д — младший бухгалтер или помощник бухгалтера, выполняющий первичные, вспомогательные функции бухгалтерского учёта. В настоящее время термин хоть и не является архаизмом, однако в качестве названия профессии почти не употребляется.
Тряпичник (костяник, крючочник) — в прошлом (XIX-XX вв.) скупщик тряпья и хлама (бутылок, бумаги, костей, лаптей, верёвки и т. п.).
Ликбе́з (ликвида́ция безгра́мотности у населения) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле — обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления.
Фабрично-заводские комитеты, фабзавкомы — рабочие комитеты на заводах, создававшиеся во время революции 1917 года. Именно им Ленин вскоре после июльских дней предлагал передать всю полноту власти (вместо лозунга «Вся власть советам!» — «Власть фабзавкомам!»).
Реа́льное учи́лище (от нем. Realschule) в Германии, дореволюционной России и ряде других стран — среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводится предметам естественной и математической направленности.
Зе́мская шко́ла (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год.
Маля́р (нем. Maler — живописец) — рабочий, специалист, занимающийся окраской зданий, сооружений, оборудования, инструмента и прочих предметов интерьера. В странах СНГ специальность маляр — это в основном женская профессия, связанная только с покраской или другими условными работами на предприятиях или частном строительстве.
Подёнщик (также подёнщица) (устар.) — отличительное название временного рабочего в царской России, занятого подённым трудом, подённой работой (подёнщина). К таковым относились наёмные работники с низким социальным статусом, не владевшие определённой профессией, чаще без всякого образования, выполнявшие неквалифицированную тяжёлую работу и получавшие плату за труд по количеству отработанных дней, а не часов, при этом оплачивался проработанный день, а не выполненная работа.
Литейное производство — отрасль машиностроения, занимающаяся изготовлением фасонных деталей и заготовок путём заливки расплавленного металла в форму, полость которой имеет конфигурацию требуемой детали.
Пензенское землемерное училище — учебное заведение в городе Пензе, готовившее кадры землемеров (межевых техников). Открыто 1 сентября 1875 года. Являлось вторым по счёту землемерным училищем, открытым в России начиная с 1873 года после принятия решения о расформировании Школы межевых топографов.
Ку́зница — мастерская, в которой производится ручная обработка металла, как правило, ковкой.
Разнорабочий (также чернорабочий, подсобный рабочий;Даулет) — работник, занимающийся неквалифицированным физическим трудом разного рода.
Прогимна́зия — (от лат. pro — перед и др.-греч. γυμνάσιον gymnasion — школа в Древней Греции) — общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии. Учреждены в 1864 году. В прогимназии было четыре класса (реже — шесть классов) образования, соответствовавших четырём младшим классам гимназии. Учреждались в городах, где не было гимназий. Могли быть мужскими, женскими или военными. Имели право принимать экзамены на звание учителя начальной школы и первый классный...