Понятия со словом «эвены»
Связанные понятия
В Якутии в настоящее время 42 национальных и 3 кочевых национальных наслега, созданных на территориях, населённых эвенами, эвенками, юкагирами и чукчами.
Подробнее: Национальные наслеги
Сео́к (южноалт. сӧӧк, кирг. сөөк, хак. сӧӧк) — род у алтайцев, шорцев и хакасов, группа людей, осознающих общность своего происхождения по мужской линии. У киргизов — родственники по линии свойства, сваты (кирг. куда сөөк).
Аба (абалар, абинцы) — название северных шорцев, в XVII-XVIII вв. живших по р. Томи в районе устьев pp. Абы, Кондомы и Мрас-Су, а также сеока в составе этнической группы сагайцев хакасского народа. Хакасский сеок аба происходил от шорского рода, расселявшегося в XVIII веке около г. Кузнецка (хак. Аба-тура) по реке Аба. Исследователи считают абинцев предками шорцев долины реки Томь. До сих пор алтайцы называют Шорию «Аба чыш» — Абинская чернь, а хакасы — «Аба чирі» — Абинская земля.
Традиционные верования саамов — народа Северной Европы, живущего в Норвегии, России, Финляндии и Швеции — представляли собой прежде всего промысловый культ — почитание различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов или явлений природы, поклонение священным камням-сейдам.
Оленево́дство — отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием северных оленей, а также благородного оленя и пятнистого оленя с целью получения пант, мяса и другой продукции.
Ханты-мансийские имена были в обиходе среди хантов и манси в Средние века и встречаются до сегодняшнего дня. В настоящее время среди хантов и манси распространены общероссийские имена.
Подробнее: Ханты-мансийское имя
Якутская мифология отражает представления восточносибирского тюркоязычного народа якутов (саха) об окружающем мире. Важную роль в ней играли идеи шаманизма, т.е. убеждение в существовании особых духовных миров (Дойду) и возможности общения с ними.
Нешанский, нещанский язык (также лесной ненецкий диалект) — язык народа неша (лесных ненцев) северосамодийской группы уральской языковой семьи; основной язык коренного малочисленного народа лесных ненцев, проживающих в лесной и таёжной зоне Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов Тюменской области. К началу ХХ века в юрако-самодийском языке было три диалекта: ненэцкий (тундровый), энецкий и лесной ненэцкий (нещанский). Когда энецкий язык отделился, осталось только два диалекта. Нещанский...
Ительменская мифология — мифология ительменов, малочисленного народа, проживающего на Камчатке. Включает космогонические мифы и сказки о взаимодействии с потусторонним миром. Центральный мифологический герой — Кутх, творец всего сущего, имеющий семью и многочисленных потомков.
Устный Закон (ивр. תּוֹרָה שֶׁבְּעַל-פֶּה, Тора ше-бе-‘ал-пэ) или Устная Тора — общее название устной галахической и аггадической традиции в иудаизме. Возник в результате долгого развития и формирования, и позже был записан в письменном виде (вначале Мишна, а затем Талмуд).
Оленеводство у кетов всегда существовало в качестве подсобной отрасли – олени использовались исключительно в транспортных целях и обеспечивали переезды во время охотничьего промысла, основным объектом которого была белка.
Ненецкая мифология — мифология ненцев, является частью самодийской мифологии и имеет ряд персонажей и сюжетов, схожих с мифологиями других самодийских народов.
Алаша (каз. Алаша) — одно из основных племенных подразделений казахов Младшего жуза, входящее в племенной союз байулы. Байулы (дословно — «потомки богатых») — племенной союз, включавший в себя 12 «руу» (родов): таз, адай, алтын, алаша, байбакты, берш, жаппас, кызылкурт, есентемир, маскар, шеркеш, тана. Известно также и другое название Байулы — Алшын.
Саамы появились на Аляске в результате попытки правительства США привить инуитам оленеводство. В 1894—1898 году они прибыли на Аляску. Идея властей состояла в том, чтобы, беря с саамов пример, коренные жители полуострова перешли с хозяйства, основанного на добыче морских млекопитающих, на оленеводческое. Самих оленей также завозили на Аляску из Лапландии. В 1937 году правительство, однако, приняло новый закон, известный как Reindeer Act, согласно которому некоренные американцы потеряли право заниматься...
Ысык (каз. Ысық) — казахский род, входит в состав родо-племенного объединения Байулы, Алшынского союза племён Младшего жуза.
Бней-Менаше (ивр. בני מנשה, «Дети Менаше») — группа евреев Индии, представители народностей мизо, куки и чин в индийских штатах Манипур и Мизорам, которые заявили, что они являются потомками колена Манассиева, и стали практиковать иудаизм.
Алгонки́ны — группа коренных народов (индейцев) Северной Америки, родственных по языку. Алгонкинские языки — отдельная группа в алгской языковой семье (известной также как алгонкин-ритванская или алгонкин-мосанская). Общая численность — 260 тыс. чел. Религии — католики, протестанты (баптисты, методисты), сохраняются традиционные верования.
Тотем волка — религиозно-социальная система, распространенная среди монгольских народов, в основании которой лежит культ волка.
Чумбылат (мар. Курык кугыза, Кугу еҥ, Поро Лемдетÿр Курык Кугыза, Полемдрук Кугыза) — легендарный марийский князь, живший в XII веке и вошедший в марийскую мифологию, «царь северных марийцев». Имя собственное, от тюрк. «чум», муж + «булат», «сталь особой прочности». Имел княжескую резиденцию в Кукарке (луговомар. Кукарка, ныне город Советск), куда она была перенесена из Какшара (сев.-зап. мар. Кӓкшӓр, ныне город Котельнич) после его захвата в 1181 новгородскими ушкуйниками. Впоследствии Чумбылат...
Оморо́чка — русскоязычное название лодки, традиционно использующейся малыми коренными народами Дальнего Востока — нанайцами и удэгейцами.
Баа́ль Шем, Баал Шем, баалшем (ивр. בַּעַל שֵׁם, букв. «обладатель имени (Бога)») — практикующий каббалист, чудотворец еврейского народного фольклора.
Печо́ра, Печёра, Пече́ра — возможно финно-угорское, или самодийское племя, населявшее район р. Печоры.
Онгон — дух предка семьи или рода, его культовое изображение в культуре монгольских и тюркских народов.
Удэге́йский (удэ́йский) язы́к — язык удэгейцев, относится к тунгусо-маньчжурским языкам, образуя с другими приамурскими языками амурскую подгруппу тунгусской группы этих языков. Ближе всего к удэгейскому орочский язык.
Селькупская мифология — часть самодийской мифологии. В мифологии селькупов наблюдается множество совпадений сюжетов и образов с мифологиями других селькупских народов — ненцев, энцев, нганасанов и др.
Варга́н (возм. от старослав. варга — рот, или греч. όργανον, органон — инструмент) — музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в проёме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку.
Корякский — прилагательное, так или иначе относящееся к корякам, народу на Дальнем Востоке...
Ко́эны или кохе́ны (ивр. כֹּהֵן, мн. ивр. כֹּהֲנִים, коани́м, в Септуагинте ἱερεύς (досл. «жрец», отсюда русское «иерей»)) — еврейское сословие священнослужителей в иудаизме, состоящее из потомков рода Аарона. Коэны исполняли священнослужение сначала в Скинии, а впоследствии в Иерусалимском храме. Статус коэна передаётся по наследству по отцовской линии, при условии соблюдения ряда определённых ограничений.
Айка (ai — «отец, родитель, самец, свёкор») — дух-хозяин в мифологии коми-зырян. В обско-угорских языках «ойка» — «старец, старик, хозяин». В верхневычегодском и присыктывкарском диалекте коми-зырянского языка — «злой дух». В фольклоре коми-зырян этим именем собирательно называют всех тунов — сильных колдунов, противников Стефана Пермского (Кöрт Айка, Малейка, Паляйка, Вежайка).
Гренла́ндцы (эскимосы Гренландии, самоназвание — kalaallit, kalatdlit, калааллит, ед. ч. kalaaleq) — эскимосский народ, коренное население Гренландии. В Гренландии себя считают «калааллит» от 44 до 50 тыс. чел., что составляет 80—88 % населения острова. Кроме того, в Дании проживает около 7,1 тыс. гренландцев (2006, оценка). Говорят на гренландском языке (Kalaallisut), широко распространён также датский язык. Верующие в основном лютеране.
У́гры — обобщающее этническое имя, присвоенное родственным по языку народам — манси, хантам и венграм (мадьярам). Угорские языки и родственные им финно-пермские языки относятся к уральской языковой семье. К современным народам, говорящим на угорских языках, относят венгров и обских угров (хантов и манси).
Ненецкое имя — имена которые были и есть в обиходе среди ненцев в средние века и до сегодняшнего дня. В настоящее время среди ненцев Ямала и Таймыра хорошо распространены национальные имена. В Ненецком автономном округе ненцы носят русские имена.
Фи́нно-уго́рская мифоло́гия — общие мифологические представления финно-угорских народов, зародившиеся в эпоху их общности в 2-3 тысячелетие до н. э. К 1 тысячелетию н. э. сложились собственные, но близкородственные прибалтийско-финские (эстонские, карело-финские, вепсские, ижорские и пр.) саамские, мордовские, марийские, удмуртские, коми, обских угров и венгерские мифологические представления.
Биа́рмия, или Бьярмия, или Бьярмаланд (норв. Bjarmeland) — известная по сагам и летописям историческая область на севере Восточной Европы.
У кыргызов с XVI века существовало деление на племена, которые в свою очередь делятся на роды — это деление носит название «санжыра». Общим отцом Тянь-Шаньских кыргызов согласно санжыре считается Долонбий, у которого было три сына Ак уул (от него происходит правое крыло), Куу уул (от него происходит левое крыло) и Кызыл уул (от него произошли внутренние кыргызы— «ичкилики»).
Подробнее: Киргизские роды
Дючеры или дучеры — русское название народа, жившего в XVII веке на берегах Амура, приблизительно от устья Зеи до устья Уссури, и несколько ниже по течению.
Бродячие инородцы (ловцы) — составляли особый класс сибирских инородцев, и, со времени издания Положения об управлении инородцев 1822 г., отличались законодательством Российской империи от оседлых, кочевых и других сибирских инородцев. К ним были отнесены «те инородцы, кои, не имея никакой оседлости, отдельными родами или же семействами переходят с одного места на другое по лесам и рекам или урочищам, для звероловного и рыболовного промысла». Они пользовались правами состояния, предоставленными инородцам...
Нивхская литература — литература нивхов, одного из коренных малочисленных народов Дальнего Востока, живущих в низовьях Амура, а также по восточному и западному побережью северной части Сахалина.
Чум (наиболее близкое — удмуртское чум, палатка, шалаш) — традиционное жилище конической формы. Состоит из рамы, которая составляется из жердей и покрывается берёстой, войлоком или оленьими шкурами. Жилища такой формы распространёны по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана у финно-угорских, кетско-енисейских, тюркских и монгольских народов. Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров.В других языках известен как чом (палатка, шалаш) у коми, мя" (дом) у ненцев...
Ангмассалик (аммасалик, восточные гренландцы) — одна из трёх этнических групп гренландцев, обитающая на восточном побережье Гренландии. Численность — около 3 тыс. чел. Говорят на восточном диалекте (тунумиит; Tunumiit language) гренландского языка эскимосско-алеутской семьи, иногда выделяемом в отдельный язык.
Младший жуз (каз. Кіші жүз) — группа казахских родов и племён, состоящая из трех племенных союзов: алимулы, байулы и жетыру.
Атаба́ски (атапа́ски) — группа родственных по языку индейских народов, проживающих в западных районах США и Канады. Общая численность — 220 тысяч человек, из которых 204 тысячи живут в США. В настоящее время на Аляске, Юконе и в Северо-Западных территориях охватывают 76 поселений и представляют около 45.000 человек.
Нивхское имя — имена, которые были в обиходе среди нивхов до середины XX века. В настоящее время почти все нивхи имеют русские имена.
Сложносоставные северные луки — разновидность составных луков, свойственная северным народам.
Подробнее: Северный тип лука
Сейд (др.-сканд. seiðr) — вид ведовства, известный по скандинавским сагам. Этимология слова «seiðr» неясна, но возможные когнаты в древнеанглийском и древневерхненемецком языках имеют значения «струна, тетива, натянутая верёвка» или «сеть, силок, ловушка»; через первое значение иногда объясняется использование в сейдических ритуалах магической прялки («сейдстаф», seiðstafr). «Природа» сейда и детали сейдической практики являются предметом споров среди специалистов. Имеется предположение, что сейд...
Религиозный сионизм (ивр. ציונות דתית) — направление ортодоксального модернизма, было создано в 1850 году раввином Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано раввином Авраамом-Ицхаком Куком.