Мы выросли на русских народных сказках. Всем знакомы и Баба-Яга, и Кощей Бессмертный, и Кикимора. Русский фольклор – это наше наследие, наши традиции. Эта книга – новые русские народные сказки, написанные в стиле старых, с той же стилистикой и речью, в них живут знакомые персонажи. Но это все-таки другие сказки: в них герои добиваются своих целей собственным трудом и достойными поступками.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русские сказки. Написанные в стиле русских народных сказок предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© O. S. A., 2016
ISBN 978-5-4483-3627-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Как Иван матушку спасал
Жили — были в одном селе мужик с женою. Было у них три дочери и один сын — Иван.
Сам мужик пшеницу сеял, дочери огород разводили, Иванушка коров пас, а матушка у них знатной вышивальщицей была. Жили они мирно, в достатке.
Как-то раз заехал к ним купец заморский. Просит у хозяйки её шитьё — вышивание посмотреть. Матушка достала рушники, рубахи расшитые. На узорах деревья цветут, птицы поют, олени пасутся, девушки хороводы водят, солнце пресветлое сияет.
Понравилось купцу вышивание, и пожелал он купить рушников за злато — серебро. Подводит он вышивальщицу к своей колеснице вороными конями запряжённой и показывает ей сундук полный злата-серебра. Вдруг подхватил купец вышивальщицу, коней кнутом стеганул и увёз так быстро, как ветер — ураган. Погнались следом мужики… да где там! Не догнали его.
Горюет мужик, тоскует. Дочери плачут.
Говорит тогда Иванушка:
— Я в путь-дорогу отправлюсь. Пойду матушку искать, из полона выручать.
Отец ему говорит:
— Куда же ты пойдёшь? Мал ты ещё. Пропадёшь в пути. Не пущу я тебя!
Тогда дождался Иван ночи тёмной, собрал сумочку дорожную. Положил туда кусок пирога, что старшая сестра пекла; бутыль с молоком, что средняя сестра надоила; да платочек, что младшая сестра вышивала. И отправился он свою матушку искать.
Шёл он, шёл всю ноченьку. И к рассвету дошёл он до леса дремучего. Стал он по лесу пробираться и, к полудню, добрался до полянки. Там и решил передохнуть.
Глядит — а на полянке избушка стоит. Вся мхом и поганками поросла. И нет у той избушки ни окон, ни дверей. Только дымок из трубы курится.
Обошёл Иванушка кругом избушки и не знает, как хозяев спросить. Была бы дверь или окошечко, туда бы и постучался. Ан — нет ничего.
Тут зашумело внутри избушки, из трубы густой дым повалил, и выскочила из трубы Баба-Яга. Скрюченная, как полешко. Чёрная, как головешка. На пальцах когти кошачьи. Один глаз красным огнём горит, другой бельмом закрыт.
Схватила она Иванушку за руку и спрашивает:
— Ты по-што тута ходишь, вокруг дома моего бродишь?
Иван ей и отвечает:
— Здравствуй, бабушка. Не ругай меня за то, что к дому твоему пришёл. Дай лучше воды напиться, да передохнуть. А потом я уйду.
— А куда ты идёшь?
— Иду я матушку искать, из полона выручать. Её купец заморский похитил.
Тут Баба—Яга Ивана схватила, да как скакнёт выше лесу. А потом с неба вниз как нырнёт, да в трубу избушки вместе с ним влетела. Усадила на лавку и давай потчевать. Подала ему лягушек солёных, крыс печёных и квасу из болотной воды.
Иванушка тогда сумочку дорожную свою достаёт и вынимает пирог, да молоко.
— Чего это у тебя? — Баба — Яга спрашивает.
— Вот пирог, его моя сестрица испекла. А вот молоко от наших коров.
Попробовала Баба — Яга Иванушкино угощение и говорит:
— Ох, знатный пирог, и молоко сладко! Ложись теперь отдыхать с дороги, поспи вон на той лавке.
Лёг Иван на лавку.
Тут к нему кот—баюн* запрыгнул и мурлычет, песенку поёт:
— Муры — мур, баю — бай.
— Спи, Иванко, засыпай.
— Муры — мур, баю — бай.
— Спи, Иванко, засыпай.
Притворился Иванушка, что спит, а сам слушает, да подглядывает.
Баба — Яга достала из сундука котёл, налила туда воды, покидала мухоморы и коренья заветные, стала колдовать — ворожить. Заглянула в котёл и спрашивает:
— Отвечай мне, Мара — Чаровница* Ясыню — ящеру* дочь, кто вышивальщицу похитил и куда унёс?
Из котла пар пошёл, варево закипело, и послышался голос далёкий:
— Кощей вышивальщицу похитил, унёс её за высокие горы в терем свой подземный.
Тогда Баба — Яга спрашивает:
— Отвечай мне, Мара — Чаровница Ясыню — ящеру дочь, как вышивальщицу спасти?
— На дне горы, под теремом подземным, у самой Нави* сокрыл Кощей полонянку-вышивальщицу. За каменными дверями, за пудовыми замками томится она. Никто сокрушить их не сможет! В самом тереме полно воинов кощеевых. Никто не справится с ними! А кругом горы той змей огненный летает, никого не подпустит! Нельзя спасти вышивальщицу!
Баба — Яга рассердилась и говорит:
— Уходи, Мара — Чаровница.
Разбудила Баба-Яга Иванушку и говорит страшным голосом:
— Убирайся вон, Ивашка, никак твоей мамаше помочь нельзя. Уходи, а то у меня аппетит разыгрался, не иначе сейчас съем тебя!
Испугался Иван, через печную трубу из избушки вылез и прочь побежал.
Баба-Яга после колдовства голодная стала, хотела за Иванушкой погнаться, да увидала она, что из сумки дорожной, что гость её забыл, платочек выпал. Схватила она платок, глядит, а на платке узор такой затейливый, что она и глаз от него оторвать не может. Так и осталась она в избе. Сидит узор разглядывает, про голод забыла.
Так Иван от Бабы-Яги спасся.
Идёт он по тропинке мимо озера. Вечер уж наступил. Слышит, в камышах кто-то на дудочке играет. И такая музыка душевная, что захотел Иван посмотреть, кто это там играет так хорошо! Пробрался он через камыши, глядит, а на камне, над водой сидит молодец. Вместо штанов да рубахи надета на нём дерюжка, из камыша плетённая и усищи у него длинные — предлинные — под воду ушли.
Заметил молодец Иванушку, перестал на дудочке играть, спрашивает:
— Ты кто, парнишка, такой и куда путь держишь?
— Меня Иваном кличут. Иду я матушку свою спасать. Её Кощей похитил.
— А я Усыня — Ветрынь. Хочешь, с тобой пойду, тебе в беде помогу?
Иванушка согласился, и пошли они дальше вместе.
Заночевали в дубраве. Утром просыпаются, глядят, а недалеко от них богатырь спит. Проснулся богатырь, потянулся — два дуба вековых наземь свалил. Увидал он Ивана и Усыню, здоровается и спрашивает: куда они путь держат?
Иван и отвечает:
— Я Иван, а это Усыня — Ветрынь. Идём мы матушку мою от Кощея спасать.
— А я Дубыня — Борусич. Возьмите меня с собой, с Кощеем силой померяться.
И пошли они втроём.
Долго шли они, коротко ли, да дошли они до гор высоких. Глядят, на горе стоит терем. Выходит из терема князь — не князь, царевич — не царевич. Сам он в латах булатных, чешуя на солнце горит. Спрашивает он у путников:
— Кто такие? Куда путь держите?
Отвечает Иван:
— Меня Иван зовут, это Усыня — Ветрынь и Дубыня — Борусич. Идём мы к Кощею матушку из полона выручать.
— А я Стратилат — Громобой. Здесь на горе живу. От Кощеева колдовства и воинов мне покою давно нет. Пойду с вами, проучу Кощея!
Взял Стратилат — Громобой меч да копьё, и пошли они вчетвером к кощеевой горе.
А Кощей вышивальщицу в темницу посадил, принёс ей ниток золотых, серебряных, пряжи, что радуги цвет. Велит вышить ему ковёр. И чтоб была на том ковре дева прекрасная. Да такая, чтоб красотою любоваться — глаз не отвести!
Делать нечего — вышивальщица взялась за работу. Семь дней, семь ночей она шила — вышивала. И вышила ковёр с девой прекрасной, как утренняя заря.
Кощей ковёр забрал, а вышивальщицу не отпускает, говорит:
— Ты мне ещё понадобишься.
И пошёл он в нору свою, там достал он зелья колдовские, хочет деву прекрасную, ту, что на ковре, оживить и женою себе сделать.
Тут подходят к кощеевой горе Иван, Усыня — Ветрынь, Дубыня — Борусич и Стратилат — Громобой. Вылетает на них змей огненный. Огнём, дымом пышет, хочет непрошеных гостей пожечь.
Стратилат — Громобой говорит: «Мне огонь не страшен. Зарублю змея, а вы пока бегите в терем подземный.» И стал со змеем огненным биться.
Забежали Иван, Усыня да Дубыня в палаты терема подземного, а там воинов кощеевых полным — полно. Все белые, как камни голые на горе, страшные, и несет от них мертвечиною.
Достал Усыня — Ветрынь свою дудочку и говорит: «Я их задержу, а вы бегите, матушку из темницы выручайте».
Стал Усыня на дудочке играть. Воины кощеевы заслушались, стоят как истуканы. Тогда Усыня другую песенку заиграл — и все воины заснули сном беспробудным, потому что они и так мёртвые.
А Иван с Дубыней до темницы добежали, глядят, а там двери каменные и замки пудовые. Тут Дубыня одною рукой замок срывает, а другой дверь каменную крушит. Открыли темницу, а там вышивальщица горюет.
Увидала она Иванушку — сына своего, обняла радостно.
— Иванушка, родной мой, как же ты здесь очутился?
Иван и говорит: «Пойдём скорее отсюда, матушка!»
Вышли они на белый свет, и домой отправились.
А Кощей в ту пору деву прекрасную с ковра оживил и говорит ей: «О, дева прекрасная как заря, будь мне женою!» Дева отвечает: «Пойду за тебя замуж — ежели корону мне достанешь с краю света. Да такую, что ни у царевны, ни у королевны не было.»
Обрадовался Кощей, что дева ему не отказала, и помчался на край света корону добывать.
В ту пору Иван с матушкой своей из темницы выбрались и с богатырями прочь от владений кощеевых пошли.
Потом они, как до деревни добрались, богатырей благодарят и в гости зовут.
— Приходите к нам на угощение. Будем очень рады.
Вернулся Иван с матушкой домой. Вот радости-то было! Устроили они пир.
Пришли и богатыри. Приехал на коне Стратилат — Громобой. Старшая дочь его встречает — привечает, сладкие пироги подаёт, мёду наливает. Пришёл и Дубыня — Борусич. Средняя дочь его как увидала, так и зарделась вся. Усадила его за стол, мёду подливает, с богатыря глаз не сводит. Пришёл Усыня — Ветрынь. Младшая дочь ему рубаху вышитую вместо дерюжки подаёт, и штаны новые хорошие вместо плетёных, камышовых дарит.
Заиграл Усыня песни весёлые, все стали плясать да песни петь. Славное застолье получилось!
А потом вышла старшая дочь за Стратилата-Громобоя, средняя за Дубыню-Борусича, а младшая за Усыню-Ветрыня. И стали они дружно жить да добра наживать.
Примечание:
*Кот — баюн — то есть говорящий (от слова «баять» — «говорить»);
*Мара — чаровница — языческая богиня смерти;
*Ясынь — Ящер — мифическое древнейшее существо, прародитель всего живого на земле.
«Ясынь» — значит «ясный» — «знает всё»;
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русские сказки. Написанные в стиле русских народных сказок предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других