…то, что Олимпийские игры и в наше время остаются Величайшим мероприятием в культурном развитии человечества, то, что долгая и продолжительная их история способствовала рождению современных спортивных традиций, тут уж супротив автору вряд ли кто из разумных людей решиться что-либо противопоставить…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Олимпийских игр. Зарождение и Возрождение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4 Чествование победителей
Почести победителям были, на самом деле, величайшими. В самой Олимпии, после признания судьями победителя, Олимпийский чемпион торжественно «короновался» оливковым венком.
Изготовление венка было своего род культом. Ветви для венка срезались только в священной оливковой роще, посвященной Зевсу Олимпийскому и только специальным золотым ножом. Срезать ветви и сплести венок мог также не любой желающий, а только мальчик не старше 14 лет, специально подготовленный к данной олимпиаде. Он должен быть обязательно свободным и рожденным от свободных и здравствующих на тот момент родителей греков.
При награждении оливковым венком победителю вручалась также пальмовая ветвь, как символ честности и справедливости. Ведь именно благодаря общему проявлению справедливости награждаются действительно достойные. Также в самой Олимпии в честь атлетов — победителей у святилища Зевса устанавливали скульптуры героев победителей, как знак признательности и уважения от его родного города. Победитель игр считался избранником богов.
Почетом пользовались герои олимпийцы не только у себя на родине, но и по всей Греции и за ее пределами. Так Дориэй, с острова Родос сын Диагора трехкратный победитель Олимпийских игр в панкратионе командовал одним из боевых кораблей родосцев. Он удачно действовал против Афинян, пока, по независящим от него причинам, не угодил в плен к врагам. По законам военного времени он должен был поплатиться жизнью, но ввиду его великих спортивных побед, афиняне отпустили его, даже без всякого выкупа.
Но самый большой успех ждал победителя у себя на родине, в городе, из которого спортсмен был родом. Родина героев не желала оставаться в долгу перед ними. Специально для возвращающего победителя производили пролом в городской стене, через который чемпион под общие крики восторга и приветствия возвращался в свой родной город. Считалось, что у жителей города теперь нет нужды в случае осады прятаться за стенами города, когда у них появился свой герой защитник — олимпиец, он имеет мировую известность и одним своим именем способен отвести беду и защитить своих соотечественников.
Не зря еще Софокл писал об атлетах — героях своего времени:
И конники, и лучники они
И гулкий щит у них надежен в обороне.
Для победителей создавалось масса привилегий. Народ буквально боготворил своих героев.
Греки очень любили вещественные доказательства и напоминания о достойных событиях, поэтому старались победителей олимпийцев запечатлеть в форме статуй, которые заказывались у скульпторов того времени. Некоторые статуи отправлялись в Олимпию, а некоторые оставались в городе, на родине спортсмена. Вот как пишет Геродот в 5 веке до н.э.:
Олимпийским победителям воздавали исключительные почести, как никому другому. На их могилах воздвигались новые храмы и им приносились жертвы, как героям.
Если рассмотреть экономическую выгоду для победителя, то она также была очень значительной. Родина героев не хотела оставаться в долгу перед их достижениями, поэтому победители получали большое множество различных привилегий, лучшие места в театрах, в банях и на других общественных мероприятиях. Олимпийцы зачастую освобождались от всех повинностей, им назначались пожизненные выплаты, а особо отличившихся даже обожествляли. Их статуи ставили в один ряд с греческими героями Ахиллом, Аяксом, Тесеем и другими.
Как рассказывает Плутарх награда победителю доходила до 500 драхм, что считалось огромнейшей суммой по тем временам.
С одобрения жителей города возвращение победителя превращалось в настоящий общественный праздник. По поручению города лучшие поэты в честь чемпиона сочиняли хвалебные оды, даже развился специальный поэтический жанр, греки называли его эпиникия — хвалебная ода. Эти хвалебные оды произносились не во время победы в Олимпии, а именно при торжественном возвращении в родные пенаты, при сопровождении победителя в храм и при праздничной трапезе.
В Спарте победитель становился одним из телохранителей своего царя. И в боевом строю занимал почетное место рядом с самим царем.
Почет и уважение к спортсменам не могли, не отразится на популярности среди молодежи. В палестрах того времени было полным-полно мальчиков самого юного возраста. Каждый желал совершенствовать свои способности в том либо ином виде спорта. Ученики наставники помимо физических нагрузок постоянно наставляли своих подопечных нравственными проповедями такими как; Вы все прекрасно знаете, что гимнастика придает телу гибкость и крепость всему телу, развивает храбрость, силу и энергию. Без этих качеств вы не станете достойными слугами своего отечества ни в мире, ни на войне. Берите пример с наших Олимпийцев. И так и было, ребята от поколения к поколению брали пример со своих родных героев, победителей в спортивных игр.
Как писал Пиндар:
«Победитель всю жизнь пользовался сладостным спокойствием за свои подвиги, и это счастье, не имеющее границ — это высший предел желаний каждого смертного.
7. Греческие герои-олимпийцы в лицах
Вот имена атлетов, которые остались в памяти человечества, благодаря не только своим спортивным достижениям, но и историкам, которые эти достижения описали и сохранили.
— Например, Спартанский борец Гипосфен победил в юношеском возрасте всех своих сверстников — участников. Позже с возрастом, перейдя во взрослую категорию, на протяжении пяти олимпиад подряд был непобедим. В общем счете на протяжении двадцати четырех лет боец Гипосфен считался непревзойденным и непобедимым.
— Количество участников Олимпийских игр быстро возрастало, так вскоре к олимпиаде были допущены участники из Малой Азии и прилегающих с ней больших и малых островов. Это привело к увеличению живой конкуренции среди атлетов и постепенно склонило к закату доминирующее положение Спартанцев и Афинян. На 23 Олимпиаде в кулачном бою побеждает уже Ономаст из города Смирны. Именно он позднее разработал правила состязаний кулачных бойцов и условия поведения бойцов на арене. Став таким образом первым рефери и законодателем кулачного боя того времени.
— На 46 Олимпиаде победителем в беге стал Полимнестор из города, Менеста про которого рассказывали, что когда он был пастухом, на своих тренировках догонял и загонял по пастбищам зайцев, на прыть которых он и равнялся как на своих будущих соперников.
— К 50 Олимпиаде гегемония эллинов — спартанцев снижается еще больше, количество участников еще больше увеличилось. Среди Западно-греческих городов в спортивном смысле выделяется основанный на юге Италии город Кротон. Больше всех атлетов свой город прославил Милон Кротонский. Имя, которого стало легендарным. Этот прославленный борец сам на своих плечах принес собственную статую в Олимпию. Стоя на диске намазанным маслом, он смеялся над желающими его оттуда столкнуть. Веревку, повязанную у него на лбу, он мог разорвать одним напряжением жил. По силе из смертных с Милоном мог бы соперничать только атлет, Полидамант про которого рассказывали, что войдя в стадо быков, он схватил за заднюю ногу самого здорового и самого буйного. Бык долго не мог вырваться из железной хватки прославленного борца пока не оставил у него в руке свое копыто. Про Полидаманта еще сказывали, что он, одной рукой останавливал мчавшуюся во весь опор колесницу. А однажды, вступил безоружным в бой со львом и одолел этого могучего, мощного зверя.
Милон Кротонский был бессменным шестикратным Олимпийским чемпионам по борьбе и еще также шестикратным победителем на Пифийских играх в период с 532 по 512г.г. до н. э.. Еще современники при жизни сравнивали его то с Гераклом то с Ахилом, а его феноменальная сила обрастала различными легендами. Публика буквально гудела от восторга, когда под общий шум приветствий и аплодисментов появлялся Милон, на стадионе, неся, между прочим, живого быка на своих плечах. Убив быка с одного удара в голову, спортсмен отдавал его для приготовления поварам. Это был его дневной рацион, с которым он расправлялся, в течение одного дня, чередуя мясо с вином и тренировками. Погиб легендарный боец, как говорят, очень глупо, из-за своей чрезмерной самоуверенности. Решив испытать в очередной раз свою могучую силу.
Находясь в лесу совершенно один он, увидел сломанный ураганом дуб, который недолго думая решил расщепить. Дерево было очень крепким, поэтому при попытке с ним что-нибудь сделать Милон просто — напросто застрял в расщепленном дереве. Зажат, он оказался очень сильно, помощи ждать было неоткуда так он, и был заживо съеден стаей волков, водившихся в тех местах в большом количестве.
В период с 564 по 510 годы до н.э. в списках победителей мы находим 13 борцов именно из Кротона. В народе сложилась даже пословица, что последний из кротонцев борцов равен первому среди греков.
Атлет побеждавший на всех 4 играх в течение одного периода получал название ПЕРИОДОНИКА в истории сохранились имена спортсменов ставших ПЕРИОДОНИКАМИ даже по несколько раз. Так вот Милон Кротонский занимает среди всех великих спортсменов первое и самое почетное место, так как ПЕРИОДОНИКОМ он становился 6 раз.
Вообще в целом в списках Олимпийских победителей присутствуют 46 ПЕРИОДОНИКОВ.
Наряду с ПЕРИОДОНИКАМИ существовало звание ТРИАСТ то — есть тройной победитель.
Оно присуждалось человеку, одержавшему победы сразу в 3-х состязаниях проходивших в один спортивный день. Эти победы могли присуждаться в беге, потом в двойном беге и в беге с оружием. Такого почетного звания добивался Леонид с Родоса, который получил на 4-х Олимпиадах подряд 12 венков победителя за простой бег, а также двойной и шестерной чем и записал свое имя в списки непревзойденных. Из великих бегунов хотелось бы еще отметить Фиддипида, который на тренировках пробегал за два дня от Афин до Спарты, а это немного немало 240 современных километров. Олимпиец Агей, когда победил в беге на короткую дистанцию, сбегал домой в Аргос, рассказать на радостях о своей победе, расстояние примерно около ста километров. Ночью, как ни в чем не бывало, вернулся в Олимпию, чтобы участвовать в соревнованиях следующего дня. И на утро выступил так, что пробежав дистанцию, у него не осталось даже соперников, он обогнал всех преследователей больше чем вдвое.
О первых тренерах и наставниках в спорте можно сказать следующее: Чемпион пятиборья в 444г. до н.э. стал Икк из Тарса он то и стал позже тренером и спортивным педагогом прославив свое имя не только как атлет, участник и победитель олимпийских игр своими победами, но и став первым в истории спорта руководителем по подготовке спортсменов, гордясь победами своих подопечных учеников. Для того времени новаторскими были его идеи и разработки в области рекомендаций по составлению специальных спортивных диет, отказа от излишеств, а также запрет на сближения с женщинами непосредственно перед состязаниями.
Его рекомендаций придерживались далеко не все, например 10 — кратный чемпион игр между 328 и 292 годами борец Геродор из Мегары не считался, с наставлениями Икка, и за время своей обычной тренировки съедал за раз по 15 фунтов хлеба с мясом и выпивал несколько галлонов разбавленного вина.
— А самый счастливый в спортивном смысле человеке это кулачный боец Диагор с острова Родоса. Этот один из самых прославленных бойцов стал Олимпийским чемпионам в 464 году до н.э. а уже на играх в 448 году до н.э. в один и тот же день только в разных весовых категориях победителями стали оба его сына Акусилай и Дамагет. Про Диагора говорят, что он умер счастливейшим из людей. Это произошло именно в тот момент, когда два его сына победителя подняв отца на руки, несли его почетным кругом вокруг стадиона под общий восторг многочисленных зрителей. Видимо такого морального напряжения не выдержало сердце уже не молодого к тому времени спортсмена. На Родосе до сих пор красуется скульптура, посвященная столь знаменательному событию.
— Одним из самых известных иностранных участников, победитель в кулачном бою последних 291 Олимпийских игр, которые прошли в 385 году н. э. Этим победителем стал армянский принц, Вараздат, он стал профессиональным спортсменом в ожидании своей очереди занять престол. О нем известно благодаря найденной в Олимпии памятной стеле сделанной в его память. После победы на играх, срок ожидания престола сократился до минимума, так как при награждении победителей вместе с венком он получил и царскую корону из рук римского императора Феодосия.
Ходили слухи, что мудрецы — философы древности, такие как Пифагор и Платон также становились победителями — олимпийцами. Первый в кулачном бое, второй побеждал в борьбе, но эти рассказы по разным источникам расходятся и не имеют за собой точности и объективности, если и побеждали Пифагоры и Платоны в олимпийских состязаниях, то это возможно были тезки известных философов — мыслителей. Люди, носившие одно, и тоже имя было нередки в те времена, как впрочем, и сегодня.
5.Олимпия тогда и сегодня
Начиная с 660 г. до н.э. то есть с 30 Олимпийских игр популярность их настолько увеличилось, что условия допуска пришлось пересмотреть. К участию стали допускаться все жители материковой Греции, не зависимо от происхождения, исключая конечно, рабов. А еще через 10 игр, через 40 лет список участников стал пополняться жителями Греческих колоний и островов. Все больше и больше людей собирались в Олимпию каждые 4-е года. Буквально из всех местечек большой Греции прибывали свои, представители.
Вот как писал про тогдашнюю Олимпию поэт Пиндар:
«О, Олимпия — мать всех соревнований и госпожа справедливости.»
Олимпиады становятся большим общегреческим праздником, а сама Олимпия центром всего спортивного мира.
Древние рассказывают: В толпе зрителей кто-то увидев Диогена спросил его, зачем он пришел, не для того ли, чтобы поглядеть на состязания, Диоген ответил:
— Нет, я пришел, чтобы участвовать в них.
Его собеседник засмеялся и спросил, с каким же противником ты собираешься померяться силам; Диоген ответил:
— С самым страшным и непобедимым, с теми, кому ни один эллин не смеет взглянуть в глаза; мои соперники правда не бегуны, не борцы, не прыгуны, не кулачные бойцы и не стрелки из лука, но они делают человека разумным.
— Кто же они? Не унимался слушатель.
— Труды, спокойно сказал Диоген, — да тяжкие труды, непреодолимые для обжор и безрассудных людей, которые весь день пируют, а ночью храпят; эти труды под силу одолеть только людям сухощавым, худым, с животами подтянутыми, как у ос. Неужели Вы думаете, что от толстопузых много толку? Так вещал мудрец о свободном труде, что он по силам только разумным и нравственным людям.
А один раз Диогена спросили, возвращавшегося с Олимпийских игр много ли на играх он видел людей? На что мудрец ответил, что народу он видел много, а вот людей очень мало; таким был его ответ. Толпа в своей массе уже в то время слыла безнравственным сборищем невежд, от которых мудрецы предпочитали держаться подальше.
Так что же, представляла тогдашняя Олимпия?
Это небольшое поселение, находиться в греческой области Элида. Расположилась она в северо-западной части Пелопоннеса, в долине между рекой Алфей и ее притоком Кладеон. Общее почитание в этих местах богини плодородия было связано с культами Геры и Деметры, но когда данная местность вошла во владения полиса Илида в 7 в. до н.э. то элейцы установили здесь прочный культ Зевса, которым и были поглощены все остальные местные культы.
В 6—5 веках до н.э. в связи с большой популярностью Олимпийских игр в Олимпию съезжаются не только зрители и спортсмены, но и множество скульпторов, строителей, архитекторов и художников. Все эти люди, лучшие каждый в своем деле, приступали к выполнению заказов, поступавших и оплачиваемых их земляками, чтобы память их побед осталась в виде построек, статуй, портиков и храмов.
Самыми основными сооружениями считались Олимпийский стадион, на котором происходили открытие и закрытие игр, самые основные состязания спортсменов, клятвы произносимые участниками и зажжение олимпийского огня.
А также храм, в котором находилось одно из семи чудес античного мира, Статуя Зевса Олимпийского работы великого Фидия. Ведь про статую раньше говорили, что сам Зевс спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию.
Благодаря немецким археологам, проводившим раскопки в Олимпии в 1875г. мы можем более подробно рассмотреть, как выглядел в то время Олимпийский храм.
Вся эта махина была построена из мрамора. На его фундаменте, высотой 22 метра, возвышались шесть 9-ти метровых колонн по фасаду и 13 колонн по бокам. Строение, даже по современным меркам, очень внушительное. Восточный фронтон храма украшала скульптурная группа «приготовление к соревнованиям на колесницах» скульптора Пеония из Меиды.
Западный фронтон украшала скульптурная группа мастера Алкамена из Афин представляющая сцену битвы лапифов с кентаврами. На метопах были изображены 12 подвигов Геракла. В самом храме на массивном пьедестале около 3,5 метра, находился трон, сделан он был из чистого золота и украшен изделиям из слоновой кости и черного дерева. На троне, тот, кто внушал страх и трепет, кому поклонялось столько народов, на протяжении вечности, — Зевс — Олимпийский.
Высота только самой статуи было более 10 метров. Зевс восседал с выражением могущества и вместе с тем с выражением родительской нежности. В левой руке Зевс держал скипетр увенчанный орлом, а на протянутой левой руке стояла богиня победы Ника из золота и слоновой кости. Как рассказывает Павсаний, а ему еще довелось видеть это величие в храме, что с первого взгляда казалось невозможным то, что храм вообще вместил в себя столь огромную по своим габаритам статую. Соотношения фигуры Зевса и храма, в котором он восседал, находилось в пропорциях, подчеркивающих не земное, а божественное происхождение первого. Фидию это явно удалось. Ведь не зря народ называл его Зевса одним из чудес света.
Согласно писаниям римских историков в 40 г.н.э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. Читаем у Светония: «Калигула распорядился привезти из Греции изображения богов, прославленных и почитаемых искусством, в их числе даже Зевса Олимпийского, — чтобы снять с них головы и заменить своими». Когда же рабочие приступили к исполнению, «статуя Зевса, которую они хотели разобрать и отправить в Рим, разразилась вдруг таким раскатом хохота, что леса, которыми была обложена статуя, для разборки затряслись, а все рабочие разбежались». В скором времени император был убит.
Чтобы иметь наглядное представление о статуе Фидия сегодня достаточно посетить Эрмитаж и спустится на нижний этаж к экспозициям античной скульптуры. Там в одном из залов восседает тот, кто поражал многих своим величием на протяжении столетий. Лучше этой копии на сегодняшний день вряд ли сохранилось.
В 391г.н.э. римляне приняли христианство и закрыли все греческие храмы. Император Феодосий утвердивший христианство, запретил язычникам не только богослужения и жертвоприношения, но и даже просто вход в храмы.
А после того, как император Феодосий в 394 году н.э. запретил проведение олимпийских игр, как пережиток прошлого, прервав, тем самым, их тысячелетнюю историю, Олимпия стала быстро приходить в упадок и запустение. Еще немного позже в 426 году по приказу императора Феодосия 2 храм Зевса был сожжен, а сильнейшие землетрясения 522 и 551 годов произвели полную, окончательную разруху всех зданий и сооружений столицы Олимпийских игр.
В наше время Олимпия представляет небольшой курортный поселок, куда ежегодно съезжаются тысячи туристов. Олимпия считается одним из популярнейших археологических направлений не только Греции, но всей Европы. Туристов привлекают не только храм Зевса, олимпийский стадион, древняя гимназия — место тренировок античных атлетов, но и храм богини Геры, который считается одним из самых древних языческих храмов в Европе чудом уцелевший до наших дней.
6. Величие и Закат
Глубокий нравственный кризис 3 века нашей эры с, его бесконечными гражданскими войнами, нашествием варваров сдерживающих сил на которых катастрофически не хватало, дворцовые перевороты, восстания, народные волнения, мятежи в корне деформировали человеческие искания в области гуманистических идей. Большая часть населения захлестнула волна мистицизма, чрезмерной религиозности и откровенного мракобесия.
Постепенно утратив свое общественное значение, Олимпийские игры превратились в рядовые спортивные соревнования, в которых участвовали, главным образом, спортсмены — профессионалы. Надо учитывать еще, что, на тот момент, олимпиада как спортивное мероприятие, встречала еще и конкуренцию со стороны других многочисленных спортивных зрелищ, организуемых на всем просторе огромной Римской империи. Запрещение игр как сказано выше императором Феодосием в 394 году н.э прошло практически незаметным.
Эти явления человеческого регресса, очень губительно, сказались во всех аспектах человеческой интеллектуальной жизни, приводя в упадок и искусства, и науки. Замирает почти вся культурная и духовная жизнь человеческого общества. Надо понимать, что при сложившейся тенденции развитие и процветание спорта было не возможно и Олимпийские игры были запрещены специальным эдиктом императора. Цивилизованный мир стал медленно погружаться во тьму средневековья без учебных заведений и спорта. Наполнившись войнами, болезнями, кричащим голодом и чрезмерной нищетой.
Таким образом, проанализировав возникновение Олимпийских игр их развитие и закат можно сделать вывод, что до самого возникновения мы так и не добрались в связи с их большой древностью и историки нам поведали лишь о частичном их возобновлении и усовершенствовании. Человечество на протяжении всей своей истории тяготело к соперничеству и соревнованию друг — другом, в чем бы оно ни проявлялось. А что может быть лучше честного, миролюбивого, спортивного соперничества?
Основные этапы развития древних Олимпийских игр можно квалифицировать на пять основных периода:
Первый период с 1-й по 15-ю (776—720 гг. до н.э.) Олимпиада — праздник местного значения. Участники только жители Западных областей Пелопоннеса.
Второй период, с 15-й по 50-ю (720—576гг. до н.э.) Назовем, его «Спартанским», в связи с абсолютным лидерством города Спарты.
Третий период являлся самым пиком развития Олимпийских игр в древней Греции.
Всеобщий подъем общегреческого патриотизма, после побед греков над персами и при Марафоне и в морских сражениях, чувство общего единства перебороло частные и локальные распри между городами — полисами Греции. Игры становятся общегреческим большим праздником. Популярность их затмила все остальные общественные мероприятия, проводимые в то время. Этот период можно отметить как пик Олимпийского движения всей Эллады, проходил он в следующие временные рамки — с 50-й по 110 — ю с 576 по 338гг. до н.э.
Четвертый период можно считать с 338 г. до н.э. с битвы при Херонее. В Греции начинается период македонской гегемонии, которая проникла во все греческие устои и традиции. Это повлекло за собой изменения во всех жизненных аспектах, в том числе и в проведении Олимпийских игр, которые не могли оставаться в стороне от общих политических изменений. Участниками все больше и больше становились преимущественно спортсмены — профессионалы.
Пятый период примерно с 146 г. До н. э. Римский период, Греция потеряла свою независимость, став одной из колоний могущественной Римской империи. Олимпийские игры играют роль формальных спортивных мероприятий и чисто местного греческого значения. От былого Олимпийского величия и общегреческого спортивного праздника остается только форма и воспоминания. В таком вялом, узко — форматном режиме игры будут проходить до полного их запрета, что и произошло при императоре Фиодосии в 394 году н.э.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Олимпийских игр. Зарождение и Возрождение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других