Ключевые идеи книги: Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма. Джордж Акерлоф, Роберт Джеймс Шиллер

Smart Reading, 2020

Этот текст – сокращенная версия книги Джорджа Акерлофа и Роберта Джеймса Шиллера «Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. О книге Термин Spiritus animalis, использованный в книге Джорджа Акерлофа и Роберта Шиллера, восходит к экономисту Джону Кейнсу. Этим словосочетанием тот определял иррациональный дух уныния, который привел Америку к Великой депрессии, а также всеобщий психологический подъем, который предшествовал оздоровлению ее экономики. Авторы анализируют человеческое поведение, которое меняет макроэкономические процессы. Они выделяют пять «иррациональных духов»: доверие, представления о справедливости, соблазны, денежные иллюзии и влияние жизненных историй. Анализируя их роль в психологии масс, можно объяснить, почему цены на финансовых рынках неустойчивы, почему рынки недвижимости цикличны и откуда берется бедность. Регулировать Spiritus animalis, по мысли авторов, и есть главная задача любого государства. Зачем читать • Понять, что вами движет, когда вы совершаете действия, связанные с финансами и не только. • Научиться замечать иррациональные мотивы в действиях других людей. • Получить ясное представление о причинах экономических кризисов и законах их развития. Об авторе Джордж Акерлоф – американский экономист, профессор экономики Калифорнийского университета в Беркли. Совместно с Джозефом Стиглицем и Майклом Спенсом получил Нобелевскую премию по экономике 2001 года. Анализировал рынки с несимметричной информацией, на которых продавцы знают о качестве продукта больше, чем покупатели. Известен исследованиями рынка труда, в частности – нерыночных зарплат. Последователь Джона Кейнса, основоположник информационной экономической теории, поборник нового кейнсианства. Роберт Шиллер – американский экономист, Стерлингский профессор экономики Йельского университета. В прошлом – вице-президент Американской экономической ассоциации, президент Восточной экономической ассоциации. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2013 года за исследования изменчивости цен на активы и анализ иррациональности финансовых рынков. Основатель и главный экономист компании MacroMarkets LLC, занимающейся инвестиционным управлением. Входит в сотню самых влиятельных экономистов мира.

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма. Джордж Акерлоф, Роберт Джеймс Шиллер предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Иррациональное начало, или Spiritus Animalis

Первый элемент иррационального начала — доверие. Чаще всего, говоря о доверии, экономисты имеют в виду склонность предсказывать будущие тенденции, опираясь на баланс противоположных тенденций.

Так, если после урагана большинство жителей города не захотят восстанавливать свои дома, то и остальные последуют их примеру, если же большинство займётся строительными работами — подтянутся остальные. Тут можно говорить о «хорошем» или «плохом» равновесии и, соответственно, о наличии или отсутствии доверия.

Легко заметить, что здесь доверие смешивается с оптимизмом.

Однако доверие не всегда рационально. Хотя часто люди используют доступную информацию, чтобы составить прогноз и на его основе принять решение, раз за разом мы сталкиваемся с тем, что человек игнорирует или вообще сознательно отвергает определенную информацию. В этих случаях он может опираться на инстинкты, на «ощущение правды» — причём с объективной реальностью это может соотноситься как угодно. Большинство решений, в том числе важнейших, люди принимают лишь потому, что они «кажутся верными». И в периоды, ощущаемые как «хорошие», оптимизм в итоге играет с людьми злую шутку.

Один из самых ярких примеров — великое тюльпановое безумие XVII века в Голландии.

Понять, что происходит с доверием, поможет мультипликатор Кейнса, работающий как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Каждое государственное стимулирование — это выдача населению некоторого количества денег (и трата денег государством — первый круг). Население эти деньги впоследствии тратит — и это становится доходом для некоторой группы граждан, которые часть заработанных ими таким образом денег потратят (второй круг). Эта часть обозначается как «предельная склонность к потреблению» (marginal propensity to consume — МРС). Эти расходы, в свою очередь, — доход для другой группы населения, которая тоже потом потратит часть заработанных денег (третий круг расходов, МРС в квадрате). При этом общий итог изначального государственного расхода в один доллар можно описать формулой $1 + $МРС + $МРС2 + $МРС3 + $МРС4… = 1/(1 — МРС).

Сумма может значительно превышать размер изначального государственного стимулирования. Так, если МРС = 0,5, мультипликатор Кейнса равен 2. Если МРС = 0,8, мультипликатор = 5.

То есть мультипликатор Кейнса — коэффициент, равный обратной величине разницы единицы и МРС — 1/(1-МРС).

Из этого следует, что даже небольшое снижение расходов (например, из-за того, что люди перестраховываются на случай биржевого обвала) может привести к крупным последствиям. Каждый непотраченный доллар порождает очередной круг снижения расходов, а это приводит к общему снижению экономической активности. При этом изменения в доверии приводят на каждом круге к изменению и доходов, и дальнейшего доверия на всех последующих кругах.

Второй элемент иррационального начала — справедливость. Соображения справедливости регулярно оказываются важнее традиционных экономических мотиваций. И это имеет определённые биологические предпосылки.

Это подтверждается, например, экспериментами Эрнста Фера и Симона Гэхтера. К известному опыту — когда испытуемым предлагают положить некоторое количество денег в «кубышку», чьё содержимое потом умножается на некий коэффициент, а затем делится поровну между участниками группы — было добавлено условие: участники могли наказать тех, кто не сотрудничает. Результаты: игроки охотно пользовались этой опцией, вели себя куда менее эгоистично, чем в опыте без наказания (где итогом обычно становилось мошенничество всех игроков), а при сканировании их мозга на томографе выяснилось, что, наказывая партнера, человек испытывает удовольствие — у него возбуждается часть полосатого тела (та же область, что активизируется и в предвкушении вознаграждения).

Мы склонны к справедливому обмену — когда для обоих участников обмена затраты должны быть эквивалентны вознаграждению. При этом значимы не только товары, но и субъективные оценки, вроде социального статуса персон, участвующих в обмене.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма. Джордж Акерлоф, Роберт Джеймс Шиллер предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я