Гражданское и патриотическое воспитание учащихся в контексте учреждения образования. Пособие для педагога

А. В. Парачук

Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита Отечества, умение ставить общественные интересы выше личных, готовность прийти на помощь, добросовестный труд.Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что патриотизм выступает в качестве духовной основы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гражданское и патриотическое воспитание учащихся в контексте учреждения образования. Пособие для педагога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Гражданско-патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы

Планирование и организация процесса гражданского воспитания в учреждении образования должно осуществляться таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся.

В гражданском воспитании особое значение приобретает личностно ориентированный подход, когда в центре учебно-воспитательного процесса находятся интересы ребёнка, его потребности и возможности, права конкретного индивида, его суверенитет. Только через такую иерархию ценностных подходов, как человек (личность) — народ (культура, история, образование) — государство (общество), можно реализовать перспективу и демократическую модель воспитания в духе гражданственности. При этом отношение личностных и ситуативных факторов рассматривается как соотношение личных качеств и объективных возможностей деятельности.

Идеи гражданского образования учащихся развивались вместе с эволюцией педагогической теории и практики, с одной стороны, и культурно и исторически обусловленной трансформацией в общественном сознании понятия «гражданин» — с другой.

Так кто же такой «гражданин»?

Гражданин — Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью политических и иных прав и обязанностей. (C.И.Ожегов).

Гражданское образование определяется как инновационное направление педагогической практики, сущность которого состоит в

обучении школьников ценностям и нормам жизни, путём формирования гражданских качеств личности, гражданской культуры. Оно реализуется средствами урочной и внеурочной учебной деятельности. Результатами его должно стать формирование гражданина — человека «новой культуры мира», сохранившего национальные корни, с высоким уровнем духовности, нравственности, развитым критическим мышлением, толерантностью, патриотизмом; личности, способной осознанно строить свои отношения с государством, обществом, другими людьми.

Гражданственность почти всегда тесно связана с патриотизмом и выражается в гордости за свою землю.

Здесь мы встречаемся с ещё одним важным для воспитания учащихся термином: патриотизм.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

В античном афоризме говорится: «Нам дороги родители, дети, родственники, домашние, но любовь ко всем им заключает в себе любовь к Родине».

Во всех словарях, энциклопедиях патриотизм рассматривается как эмоциональное отношение к Родине — чувство любви к Отечеству, своей земле, культурной среде, трепетное отношение к истории своего народа, культурным традициям. Не зря патриотизм считается одним из самых глубоких чувств нашего народа.

Патриот — Человек, одушевлённый патриотизмом. (С.И.Ожегов).

Патриотизм — Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. (С.И.Ожегов).

Таким образом, мы имеем два основных направления в воспитании личности — гражданин и патриот. Не удивительно, что эти понятия в воспитании невозможно разделить, поэтому появилось определение — гражданско-патриотическое воспитание.

Формирование качеств гражданина и патриота происходит с

момента осознания ребёнком своей социальной сущности. Поэтому важно помнить, что сначала у него происходит формирование чувства «малой» родины (мой двор, моя улица, мой город), а уж только потом делается акцент на гражданском компоненте.

Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т. д. Диапазон толкования термина очень велик.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И. Е. Кравцова: «Патриотизм — это любовь к своему отечеству; к родным местам („земле отцов“), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм — это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гражданское и патриотическое воспитание учащихся в контексте учреждения образования. Пособие для педагога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я