В издании подробно описаны все процессы организации розничного банковского бизнеса, причем в текущей ситуации глобального кризиса, акцент сделан на актуальные для банка комиссионные операции. В отличие от кредитования и инвестиционных операций, комиссионный бизнес позволяет получать достаточно стабильный доход практически в любой ситуации. И как раз это направление: платежи физических лиц, переводы, карты, чеки, валютообменные операции, были незаслуженно забыты, как не позволяющие заработать миллиард, в период «кредитного и биржевого бума».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методология развития банковского розничного бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
6. Методология эмиссии карт международных платежных систем
В рамках настоящего раздела будут представлены рекомендации по организации в Банке программы эмиссии карт международных платежных систем MasterCard International, VISA International и Diners Club International для физических лиц. Рекомендации по порядку взаимодействия подразделений Банка по оформлению и обслуживанию платежных карт этих систем. При этом будут приведены рекомендации по работе с дебетовыми картами этих систем, карты с разрешенным овердрафтом будут описаны в одном из следующих разделов. В рамках проведения эмиссии платежных карт в банке, двумя основными взаимодействующими субъектами, участвующими в выполнение операций являются карточное подразделение (в дальнейшем мы будем именовать его «Карточный центр») и учреждения банка (дополнительные офисы, филиалы, операционное подразделение головного офиса).
Учреждения Банка ведут привлечение и непосредственное обслуживание держателей карт и отвечают за следующие направления:
♦ консультирование клиента;
♦ правильное и полное оформление пакета документов для оформления карты;
♦ осуществление идентификации клиента и первичного контроля представленных им документов;
♦ выдачу изготовленных карт и ПИН-конвертов клиенту или его представителю;
♦ выполнение операций пополнения счета карты с формированием всех первичных документов;
♦ уведомление клиента о неразрешенном овердрафте и его урегулирование с клиентом;
Карточный центр ведет все карточные операции и отвечает за следующие направления:
♦ разработку новых карточных услуг и продуктов, а также карточных технологий;
♦ методологию карточного бизнеса;
♦ внесение дополнений и изменений во внутренние нормативные документы банка, касающиеся операций с платежными картами;
♦ координацию действий подразделений Банка по обеспечению выпуска платежных карт и расчетов по картам;
♦ взаимодействие Банка с карточными платежными системами;
♦ технологическое обеспечение выпуска карт и ведения операций с картами;
♦ обеспечение расчетов и бухгалтерского учета по операциям с картами;
♦ урегулирование претензий клиентов по операциям с картами;
♦ мониторинг и управление рисками карточной программы банка;
♦ подготовку и оформление отчетности Банка, касающейся операций с картами.
6.1 Оформление карт
Банки по разному оценивают критерии риска при выдаче платежных карт физическим лицам, ниже приведены некоторые из общих условий, согласно которым клиенту может быть выдана карта:
Для выпуска основных карт:
♦ физические лица — резиденты РФ, достигшие 18 лет, имеющих постоянное место работы, карты категорий Visa Electron, Maestro, Visa Classic, MasterCard Standard;
♦ лица, достигшие 14-летнего возраста, но данной категории предоставлять карты категории Visa Electron или Maestro. При этом обращаем внимание, что в последнее время достаточно часто в банки обращаются студенты, пенсионеры, лица без постоянной работы с просьбой открыть банковские карты Visa Electron или Maestro. В дальнейшем, указанные карты вместе с ПИН-кодами, могут быть переданы ими неизвестным лицам, которые используют карты для «обналичивания» денежных средств. Для предотвращения указанных операций, необходимо в момент консультаций клиентов уточнять цель получения карты и в случае принятия положительного решения о выдаче карт, указанной категории клиентов, производить особенно тщательный мониторинг операций с этими картами.
♦ Карты категорий Gold, Platinum, Diners Club и другие премиальные продукты часто выдаются или лицам, имеющим положительный опыт использования карт Visa Classic, MasterCard Standard или VIP-клиентам.
Для выпуска дополнительных карт:
♦ лиц, достигших 14-летнего возраста, по заявлению держателя основной карты (рекомендуется, чтобы держатель основной карты был родственником держателя дополнительной карты);
♦ лиц, достигших 10-летнего возраста, при условии, что основным держателем выступает родитель (усыновитель, опекун).
Перед оформлением документов на выпуск карты клиент должен быть ознакомлен с условиями предоставления банком карт (текстом договора), а также тарифами банка.
В зависимости от внутренней политики банка, могут различаться методики действий при приеме документов на выпуск карты, например можно придерживаться следующих процедур идентификация клиента и проверки документов (производится сотрудником учреждения, принимающим документы на выпуск карты).
• Проверка самоличности клиента: сличение внешнего вида клиента с фотографией в документе, удостоверяющем личность;
• Проверка документа, удостоверяющего личность на предмет отсутствия видимых признаков подделки (более подробно процедура проверки документа описана в разделе «Минимизация рисков при работе с платежными картами»);
• Проверка полноты заполнения всех позиций документов на оформление карты.
Пакет документов, принятый от клиента, пересылается в карточный центр. Для ускорения документооборота и процедуры оформления карт часто используются системы электронного документооборота. В этом случае документы пересылаются в электронном виде, используя специализированный программный комплекс, позволяющий соблюдать конфиденциальность передаваемых сведений или другие средства электронного документооборота. При заведении информации о клиенте, массив информации в электронном виде поступает в карточный центр, где производится ее проверка и принимается решение об оформление банковской карты. В этом случае информация о клиенте проходит несколько этапов проверки, возможные из которых приведены в разделе «Минимизация рисков при работе с платежными картами». Рекомендуется, чтобы проверка документов клиентов проводилась независимо от того, являлись ли они когда-либо клиентами Банка. В случае отказа в оформлении карт не рекомендуется объяснять клиенту причину отказа, чтобы он не мог откорректировать предоставляемые личные сведения при оформлении карты в другом банке.
6.2 Выдача изготовленной платежной карты
При положительном решении о выпуске карты, карта персонализируется и доставляется в учреждение Банка для выдачи клиенту. Доставка карт и ПИН-конвертов в учреждения Банка осуществляется специализированной службой Банка, часто для этого используют инкассаторскую службу. Ответственный сотрудник учреждения Банка принимает карты и ПИН-конверты с обязательным пересчетом, визуальной проверки правильности персонализации карт и целостности ПИН-конвертов. До выдачи клиенту, карты и ПИН-конверты рекомендуется хранить в сейфе или металлических шкафах, с ограниченным доступом сотрудников.
Основную карту может получить Держатель-владелец счета либо его представитель, действующий на основании доверенности. Дополнительная карта может быть выдана держателю дополнительной карты или его представителю, действующему на основании доверенности, а также держателю основной карты.
При выдаче карты клиенту можно придерживаться следующей последовательности действий:
♦ предложить клиенту проверить целостность ПИН-конверта.
♦ сверить фамилию и имя, указанные на лицевой стороне карты, с фамилией и именем в документе, удостоверяющим личность держателя, обращая внимание на фотографию держателя и срок действия документа;
♦ при выдаче карты и ПИН-конверта держателю карты предложить расписаться шариковой ручкой на оборотной стороне карты на панели для подписи;
♦ при выдаче карты и ПИН-конверта доверенному лицу держателя основной или дополнительной карты или выдаче дополнительной карты держателю основной карты, предупредить получателя о том, что держатель карты должен расписаться на полосе для подписи на оборотной стороне карты.
Карты и ПИН конверты, невостребованные в течение срока, установленного Банком, рекомендуется уничтожить в присутствии комиссии из числа сотрудников банка, и составить акт об уничтожении карт.
6.3 Перевыпуск платежных карт
Часто разделяют очередной перевыпуск (продление срока действия карты) и досрочный перевыпуск платежных карт.
Очередной перевыпуск (продление срока действия карт)
Очередной перевыпуск осуществляется в связи с истечением срока действия карты. Продление срока действия карты обычно производится за некоторое время до истечения ее срока действия, чтобы обеспечить клиенту бесперебойное обслуживание. Естественно, что перевыпуск осуществляется при отсутствии со стороны Банка претензий к держателю карты или заявления клиента о закрытии карты. Для оптимизации логистики перемещения карт, рекомендуется перевыпущенную карту передавать в учреждение Банка в соответствии порядком предусмотренным для передачи вновь выпускаемых карт.
Рекомендуемый документооборот при оформлении продления срока действия карты:
♦ при получении перевыпущенной карты держатель оформляет пакет документов о продлении срока действия карты;
♦ при сдаче держателем карты с истекшим сроком действия, сотрудник учреждения Банка в присутствии Держателя надрезает ее. Карта разрезается через магнитную полосу, голограмму (при наличии) и номер, остается неразрезанным около 1 см. края карты;
♦ сданные карты уничтожаются в присутствии комиссии из числа сотрудников банка, и составлятся акт об уничтожении карт
Держатель карты может обратиться в Банк с просьбой досрочно перевыпустить карту в связи с какой-либо причиной, например:
— изменением фамилии;
— механическим повреждением карты;
— дефектом магнитной полосы;
— утратой ПИН-карты;
— обнаруженным после вскрытия ПИН-конверта дефектом печати ПИН-кода;
— утратой/кражой карточки;
— подозрением на компрометацию карты;
— изъятием при проведении операции (карта изъята банкоматом или кассиром).
Рекомендуемый документооборот при досрочном перевыпуске карты:
— держатель карты оформляет в учреждении Банка пакет документов для перевыпуска карты
В свою очередь сотрудник учреждения Банка:
— проверяет правильность оформления документов о перевыпуске карты;
— в присутствии держателя надрезает сдаваемую карту (при ее наличии) через магнитную полосу, голограмму (при наличии) и номер, оставляя неразрезанным около 1 см. края карты;
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методология развития банковского розничного бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других