Монография посвящена вопросам совершенствования наградной системы федеральных органов государственной власти в России. Актуальность исследования обусловлена существующей нормативно-правовой основой и сложившейся практикой в сфере поощрения наградами федеральных органов государственной власти РФ, которые в полной мере не обеспечивают всестороннего нематериального стимулирования и поощрения физических и юридических лиц. Данное исследование охватывает юридические, экономические и социальные аспекты взаимоотношений в обществе, а также касается исторических фактов трансформации наградной системы в нашей стране. Монография будет интересна практикующим юристам, экономистам, представителям органов власти, историкам, фалеристам, коллекционерам, а также преподавателям, аспирантам и студентам юридических, экономических и исторических специальностей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Совершенствование наградной системы федеральных органов государственной власти Российской Федерации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Награды как инструмент нематериального поощрения и стимулирования граждан
Исторически награды появились как инструмент поощрения воинов и военачальников за боевые заслуги и достижения. Причем награда в большей степени выступала как форма материального поощрения, некий экономический аналог премии. Отметим, что некоторые государственные награды чеканились из соответствующей пробы золота и серебра в соответствии с монетной стопой отдельных монет высокого достоинства (практика в России XVIII — начала XX вв.).
Однако с течением времени награда (государственного уровня) трансформировалась из материального стимула в инструмент государственного и общественного признания заслуг награжденного.
Вместе с тем необходимо понимать, что признание заслуг человека на уровне органов власти различных уровней (государственном, ведомственном, региональном уровне) или на общественном уровне помимо признания в форме наград может принести и материальные блага и государственную поддержку, к примеру: согласно ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», «…Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним… определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации», а согласно и. 11 Указа Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», «…Награжденным государственными наградами предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Для граждан, чьи доходы ниже среднестатистических, для малозащищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды и т. д.) государственная поддержка награжденных государственными наградами, наградами органов власти может быть значимой и существенной. Подобным примером может служить относительно массовое (в процентном отношении к населению страны) награждение медалью «Ветеран труда» (с присвоением звания «Ветеран труда») как на общегосударственном уровне, так и на уровне соответствующего субъекта РФ.
В императорской России существовала следующая практика: награжденный человек самостоятельно заказывал у ювелира (исходя из своего достатка и иных возможностей и потребностей, количества парадных мундиров) соответствующее количество наград (или их унифицированных сокращенных копий), предоставляя в мастерскую документы о награждении.
Развитие общества, экономики, законодательства приводило к изменениям, нововведениям и трансформациям в наградной системе России.
Награды в современном обществе носят характер нематериального стимулирования деятельности граждан, организаций, однако целесообразно учитывать тот факт, что некоторые награды могут давать право на определенные социальные льготы, материальные дотации или иные материальные аспекты. Вместе с тем, несмотря на то, что награждение может привести к определенному улучшению материального благосостояния, награды все же в большей степени являются мерами нематериального стимулирования, показывая заслуги и достижения человека или организации.
Органы власти всех уровней в отношении сотрудников органов власти и подведомственных организаций, общественных и иных деятелей, хозяйствующие субъекты в отношении своих работников и т. д. могут выступать инициаторами (через определенные механизмы и инструментарии) в поощрении наградами различных статусов. Причем награжденными (отмеченными) наградами могут быть отдельные группы людей (команды, отделы, авторские или творческие коллективы), трудовые коллективы органов власти, хозяйствующих субъектов, юридические лица.
В сфере нематериального стимулирования использование наград может быть малобюджетным (низко затратным с точки зрения расходования финансовых или материальных ресурсов) инструментом поощрения или выделения отличившихся сотрудников. Инструментарий поощрения различными наградами может служить эффективным механизмом стимулирования в работе, будет направлять работников организации на достижение более высоких результатов. Отдельные крупные организации, в т. ч. некоммерческие, создают собственные негосударственные наградные системы поощрения.
Общественные, государственные награды, награды федеральных органов государственной власти, награды органов власти субъектов РФ, местного самоуправления могут быть эффективным механизмом признания заслуг человека по причине того, что такие меры стимулирования, как премия (в большей мере для обеспеченных людей), не в полной мере могут стать соизмеримой оценкой полученных результатов.
Именно поэтому роль и значимость применяемых систем награждения в обществе очень высока.
Как уже было отмечено, в общественных взаимоотношениях существует множество наград различных статусов. И каждая награда для поощренного человека или организации имеет свое значение. Значимость поощрения для награжденного может быть различной. Например, награждение общественной наградой профессионального сообщества может быть важнее для человека, чем государственная награда. Однако нередки факты, когда награжденные люди продавали за невысокую плату свои награды (наличие спроса на материальные носители наград (медали, ордена, грамоты, благодарственные письма и т. д.) обусловлено наличием рынка предметов коллекционирования, в т. ч. наград).
Множество различных наградных систем привело к формированию понимания различных статусов, форм и классификаций наград. В научной литературе приводятся разные варианты классификаций наград, выстраивается их ранжирование и т. д., однако единообразия в сфере награждения не существует. Поэтому остро встает вопрос о классификации наград, используемых в нашей стране.
Классификация наград может иметь различные критерии, инструменты определения значимости, различные подходы и т. д. Выработка единых критериев оценки при осуществлении классификации наград является достаточно сложной для решения задачей.
При анализе наградных систем могут быть введены различные классификационные признаки, например: форма награды (медаль, орден, бумажный носитель, ценный подарок и т. д.), применение (действующая награда или упраздненная) или иные признаки.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Совершенствование наградной системы федеральных органов государственной власти Российской Федерации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других