В данном учебном пособии для начинающих тренеров по арт-фехтованию изложена методика обучения спортсменов основам техники фехтования на колющих и рубяще-колющих шпагах. В доступной форме представлена последовательность овладения приемами арт-фехтования, включающая фазы ознакомления, разучивания и совершенствования.Пособие предназначено как для специалистов по фехтованию, желающих начать профессиональную деятельность в арт-фехтовании, так и для тех, кто делает первые шаги на тренерском поприще.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика обучения спортсменов основам техники фехтования на колющих и рубяще-колющих шпагах. Рекомендации для начинающих тренеров по арт-фехтованию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Практическое освоение основных положений, приемов нападения и маневрирования, действий наступления и обороны
1. Программирование обучения.
Педагогический процесс обучения арт-фехтованию строится на основе систематизации его содержания и методических средств, главными среди которых являются:
— выбор последовательности обучения видам фехтования;
— выделение обязательного состава действий оружием и передвижений;
— выбор последовательности обучения действиям наступления и обороны в каждом виде фехтования;
— объединение освоенных действий в двигательные комплексы;
— освоение сюжетных постановочных комплексов;
— использование двигательных средств для повышения достоверности действий участников поединков;
— создание исторического соответствия в положениях и движениях оружием.
2. Сопряжение воздействий на техническую и функциональную подготовленность обучаемых осуществляется на основе:
— стандартизации техники выполнения основных средств ведения боя;
— освоения атак и защит в заданных дистанционных и моментных условиях начала и завершения схваток;
— регулирования участниками схваток пространственных и временных взаимодействий;
— овладения действиями оружием на основе представлений о направленности взаимоперемещений клинков;
— формирования специальных умений, обеспечивающих продолжение боя в неожиданных ситуациях;
— совершенствования приемов передвижений и двигательных качеств в единых упражнениях.
3. Методика обучения двигательным действиям.
Овладение приемами арт-фехтования проходит в определенной последовательности, включающей фазы ознакомления, разучивания и совершенствования.
Средствами ознакомления являются: рассказ, показ и самостоятельное опробование осваиваемых приемов.
Разучивание предусматривает выполнение упражнений в общем строю, серийно, поточно, по команде педагога и самостоятельно. Важнейшей формой разучивания приемов в арт-фехтовании являются упражнения между партнерами, выполняемые на месте и в передвижении.
Совершенствование приемов проходит в условиях изменения дистанций, преднамеренного чередования действий нападения и обороны по установкам педагога, выполнения приемов в условиях выбора между альтернативными действиями, переключения на другие действия, предвосхищения пространственно-временных параметров действий партнера, выступления перед зрителями и судьями.
4. Методическими установками на освоение и совершенствование техники артистического фехтования являются:
— многократное выполнение приемов передвижений и действий оружием в заданных условиях;
— стабилизация типовых пространственно — временных параметров движений, исходных и конечных положений оружия и звеньев тела занимающихся;
— пространственная вариативность техники передвижений и действий оружием с учетом изменяющегося расстояния до противника, его ростовых данных, длины конечности, быстроты движений и защитных реакций.
5. Сопряжение процесса освоения техники артистического фехтования с оптимизацией двигательной и психической сферы занимающихся предусматривает:
— достижение специализированности разновидностей двигательных реакций (простой, с выбором из двух действий, с переключением от неудавшегося действия к другому действию, на движущийся объект);
— совершенствование двигательной памяти;
— повышение уровня двигательных качеств (быстроты, скоростно-силовых возможностей, координационных способностей, выносливости).
Последовательность обучения видам фехтования
Рекомендуемая последовательность обучения в артистическом фехтовании: неинерционное оружие (спортивная рапира/шпага, колющая шпага, рубяще-колющая шпага, шпага + дага, трость), полуинерционное оружие (тяжелая ренессансная рапира, сабля и т.п.), инерционное оружие (меч и т.п., меч + щит), инерционное оружие длинномерное (копье, алебарда и т.п.)
Основной принцип обучения, гарантирующий грамотное освоение спортсменами всего оружейного арсенала — последовательный переход от легкого (неинерционного) колющего оружия ко все более тяжелому. Критерием возможности перехода от предыдущего вида оружия к освоению следующего является устойчивое владение спортсменом базовой техникой фехтования на всех изученных ранее разновидностях оружия. С увеличением веса и габаритов оружия все большее значение приобретает общефизическая составляющая подготовки спортсмена, развитость его суставно-мышечного аппарата.
Техника фехтования на колющих шпагах
Обязательный состав действий оружием и передвижений:
— боевая стойка
— держание оружия
— шаги вперед
— шаги назад
— шаги в сторону
— скрестные шаги
— скачки вперед
— скачки назад
— выпад
— уход с выпада назад
— перемена боевой стойки
— позиции верхние 4-я, 6-я
— соединения верхние
— показ укола
— атаки уколом прямо в туловище
— атаки переводом в туловище
— верхние защиты прямые
— ответы уколом прямо в туловище
— верхние круговые защиты
— позиции нижние 7-я, 8-я
— соединения нижние
— атаки уколом в ногу
— защиты нижние прямые
— защиты нижние круговые
— контрзащиты верхние и контрответы уколом прямо в туловище
— атаки с финтом и уколом
— атаки с батманом и уколом
— атаки с захватом и уколом
— «завязывание» оружия
— выпад и закрытие вперед, повторный выпад
— ситуационные разновидности атак:
— атаки, начинающие схватку (основные)
— атаки повторные
— атаки ответные
— атаки на подготовку
— контратаки
Техника фехтования на рубяще-колющих шпагах
Обязательный состав действий оружием и передвижений (на основе знаний, полученных при изучении фехтования на колющих шпагах):
— держание оружия
— позиция 5-я
— позиция 6-я
— позиция 3-я
— позиция 4-я
— позиция 1-я
— позиция 2-я
— соединения третье, четвертое, первое, второе
— техника ударов: вертикальные, горизонтальные, диагональные, режущие, лезвием, обухом
— атаки ударом:
в голову, в правый бок, в левый бок, в ногу с замахом слева, в ногу с замахом справа
— защиты от ударов в голову — 5-я и 6-я
— защиты верхние 3-я и 4-я от ударов в туловище
— защиты нижние 1-я и 2-я от ударов в туловище и ноги
— приемы «завязывания» оружия
— атаки с батманом и ударом
— атаки с финтом и ударом
— атаки на подготовку, контратаки, ремизы
— атаки уколом
— контратаки
— уколы и удары с вращением туловища
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика обучения спортсменов основам техники фехтования на колющих и рубяще-колющих шпагах. Рекомендации для начинающих тренеров по арт-фехтованию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других