Данное пособие будет интересно и полезно родителям, желающим самостоятельно воспитывать и развивать своих детей, родителям – воспитателям семейных и домашних детских садов, педагогам ДОО. Большое количество практических материалов поможет разнообразить жизнь детей интересными занятиями. Вы узнаете, чем можно занять ребенка с пользой для его гармоничного развития как дома, так и в детском саду. Представленные занятия помогут родителям и педагогам организовать и провести обучающие игры и досуги с детьми дошкольного возраста и с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Занятия в разновозрастной группе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Сценарии занятий
Занятия по развитию речи
Семья[1]
В занятии принимают участие дети средней и подготовительной к школе групп.
Задачи
Средняя группа:
— учить детей сочетать движения и речь;
— развивать мелкую моторику;
— стимулировать деятельность артикуляционного аппарата средствами проговаривания потешек со звуком [л];
— обогащать словарный запас по теме;
— совершенствовать грамматический строй речи.
Подготовительная к школе группа:
— уточнять и расширять словарный запас по теме;
— совершенствовать грамматический строй речи;
— развивать навыки построения простых и сложных предложений;
— стимулировать речевую активность, устную связную речь;
— готовить руку к письму.
Оборудование: фотографии семьи (общие и отдельных ее членов), предметные картинки к предложениям, рисунки по точкам или клеточкам, раскраски.
Воспитатель. Дети, посмотрите, что я нашла в одном старом альбоме. (Достает фотографию семьи, желательно незнакомую детям, старинную, на которой изображены их родные, но много лет назад.)
Угадайте, кто изображен на ней?
Дети высказывают свои предположения.
Это дедушка Сережа со своими родителями, ему здесь семь лет. А вот моя фотография, когда мне было семь лет, а это мои родители.
Давайте поиграем в игру «Кого как называть?».
Кто для вас мама вашей мамы? (Бабушка.)
Кто папа моего папы? (Дедушка.)
Вы для мамы вашей мамы кто? (Внучка, внук.)
В нашей семье есть люди разного возраста. Самые старшие — это бабушки и дедушки.
Моложе их — мама и папа. Младшие в семье — это вы, дети. У нас дружная семья.
Помните стишок про пальчики?
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик — дедушка,
Дети загибают большой палец.
Этот пальчик — бабушка,
Загибают указательный.
Этот пальчик — папочка,
Загибают средний.
Этот пальчик — мамочка,
Загибают безымянный.
Этот пальчик — я,
Загибают мизинец.
Вместе — дружная семья.
Загибают все пальцы в кулачок.
Воспитатель. В дружной семье все помогают друг другу, у каждого есть свои обязанности. Давайте вспомним: какие у кого в нашей семье дела?
1-й ребенок. Мама готовит обед, стирает белье, гладит, шьет, ходит по магазинам, воспитывает нас.
2-й ребенок. Папа ремонтирует мебель, играет с нами в футбол, зарабатывает деньги, помогает маме по дому, выносит мусор.
3-й ребенок. Дедушка работает на даче, возит нас купаться.
4-й ребенок. Бабушка печет блины, читает нам сказки, поет колыбельные.
Старший дошкольник сам называет различные действия родных, а младшему задаются вопросы, чтобы он вспомнил не упомянутые старшим дела по дому.
Кто в семье занимается огородом? (Бабушка.)
Кто читает детям книжки? (Мама.)
Воспитатель. Все в семье любят друг друга и заботятся о каждом из ее членов. Поэтому очень важно, чтобы и вы помогали родителям, бабушке с дедушкой. Обычно, когда вы сделаете что-то полезное, вас хвалят и называют ласковым словом. Давайте поиграем.
Игра «Назови ласково»
Воспитатель называет исходное слово. Дети подбирают «ласковые» слова.
Сын — сыночек, сынишка.
Дочь — доченька, дочурка.
Брат — братик, братишка.
Сестра — сестренка, сестричка.
Мама — мамочка, мамуля.
Папа — папочка, папуля.
Дед — дедушка, дедуля.
Бабушка — бабуля, бабуленька.
Физкультминутка
Дети выполняют движения, соответствующие тексту.
Маму я мою люблю.
Дети обнимают себя за плечи.
И всегда ей помогу:
Я стираю, полощу,
Делают легкие движения кистями рук.
Воду с ручек отряхну,
Стряхивают «воду» с рук.
Пол я чисто подмету
Ведущей рукой «подметают» пол.
И постель ей постелю.
Взбивают «подушку».
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Кладут под щеку сложенные вместе ладони.
Я на цыпочках хожу и ни разу,
Проходят несколько шагов на цыпочках.
И ни разу ни словечка не скажу.
Прижимают указательный палец к губам.
По В. Нестеренко
После физкультминутки воспитатель дает старшему ребенку индивидуальное задание на подготовку руки к письму (соединить по точкам рисунки на картинке), в то время как младший отвечает на вопросы по сюжетным картинкам.
Ребенок рассматривает картинку, воспитатель читает ему предложения под картинкой и просит ответить на вопросы (следить за тем, чтобы ответы давались в виде полных предложений). Например: Бабушка Оля вяжет внучке шерстяной шарф. Кто вяжет шарф? Как зовут бабушку? Кому бабушка вяжет шарф? Какой шарф вяжет бабушка? Мама поет колыбельную своему сыночку. Кто поет колыбельную своему сыночку?
Воспитатель (спрашивает у младшего ребенка). А какие колыбельные помнишь ты? Давай выучим колыбельную «Гуленьки» (отработка звука [л]).
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Занятия в разновозрастной группе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других