Венчание на царство Ивана Васильевича по канонам первого в русской истории венчания Дмитрия-внука дедом Иваном Великим. Царский брак государя с «сироткой» Анастасией, с подачи партии Захарьиных-Романовых и митрополита Макария. Московский бунт «поджигателей» столицы и всего государства. Объяснение царя с бунтовщиками, требующих отдать толпе «всех Глинских». Низложение партии Глинских, заключение и умерщвление их в угоду старомосковским партиям и Гедиминовичей Бельских. Проявление организаторских и полководческих талантов Ивана IV в битвах с татарами «на окских бродах». Противодействие царя с боярскими партиями и укрепление государства при устранении феодальной раздробленности государства, организации местничества и судопроизводства. Серия исторических романов охватывает вековой период истории Руси XV и XVI вв. (1480–1560 гг.) и рассказывает о прорыве Москвы, Третьего Рима, временах правления Василия III, Ивана IV. Романы тематически объединены в единое целое и могут быть весьма интересны и актуальны своими непреходящими историческими и нравственными уроками для современной России начала XXI века. В сюжетные линии романов органично вплетены древнерусские произведения – летописные своды, жития, послания, духовные грамоты, освещающие не только личности князей и преподобных – героев романа, но и тайны русской истории и его великих государей, русского прорыва на Западе и Востоке, создания Великой Империи Ивана Великого и Ивана Грозного. Цикл из шести исторических романов помогут глубже проникнуть в актуальные для нынешнего времени тайны отечественной истории первой Смуты в государстве и душах людей, приоткрыть неизвестные или малоизученные её страницы становления и укрепления русской государственности и гражданственности, и предназначается для всех интересующихся историей Руси-России.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грозы царь – Иван Грозный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
6. Новые козни и казни
Когда Ивану было уже четырнадцать с половиной лет, под влиянием своего первейшего друга Федора Воронцова его вынудили возвести опалу на одного из братьев Кубенских, Ивана. Братья-бояре Иван и Михаил Кубенские стояли во главе заговора партии Шуйских против главы Думы Ивана Бельского и митрополита Иоасафа. К тому же Иван Кубенский был среди тех бояр и Шуйских, кто бросился на Воронцова, и он лично хлестал Федора по щекам. По наущению друга, воспользовавшегося тем, что Иван-государь решил объявить недоверие всем руководству Думы, 16 декабря 1544 года Иван Кубенский был схвачен и вместе супругой и детьми был заключен в Переславле, где некогда сидел злосчастный князь Андрей Углицкий.
К удивлению государя Ивана, первым, кто стал печалиться за Ивана Кубенского, оказался его приятель-собутыльник по охотничьим забавам, «игрищам в покойника» и совместным плотским оргиям с голозадыми девками и парубками — Андрей Курбский. Он был всего на год-полтора старше государя, и Иван выделил и приблизил к себе Курбского скорее за удивительную по тому времени образованность и начитанность, нежели за приверженность к охотничьим и плотским страстям. Они чем-то были близки друг другу по духу, по острейшей тяге к знаниям, особенно по библейской и русской истории…
Но их и друг к другу тянуло не только душами, причем настолько притяжение было магнетическое, что иногда Ивану после обильных ночных возлияний даже казалось, что содомский грех у него был не только с деревенскими пацанами, но и с великолепно сложенным красавцем Андреем Курбским, князем Ярославским Рюриковичем. Так он напыщенно именовал себя в честь прямого родства с праотцем, святым благоверным князем Федором Ярославским и Смоленским.
Именно от Андрея Курбского, «Ярославского Рюриковича», Иван впервые услышал, что его знаменитый предок-князь Федор Ростиславич был самым первым князем Николина града, когда его старшие братья, Смоленские князья Глеб и Михайло «обидели» младшего Можайским захолустным уделом. Оживился Иван, хотел поподробней расспросить о его предке-князе, канонизированным святым при непосредственном участии Ивана Великого во время присоединения Ярославля к Москве… А Андрей Курбский сам пришел на святки к государю рассказывать о своем ярославском родиче…
Тогда-то и задумался юный Иван, как, выходит, близки все они князья — из колена Рюрика… Знал государь, что мать опального князя Ивана Ивановича Кубенского, княжна Углицкая, была родной сестрой его отца-государя Василия Ивановича и, следовательно, приходилась ему двоюродной теткой…
Вот, на дружеской ноге с Андреем, воспользовавшись особой прелестью «русских святок» — двенадцати дней после праздника Рождества Христова, до праздника Крещенья-Богоявленья, и стал выслушивать Иван о древнем родовитом происхождении Кубенских князей, к роду которых относился дворецкий Иван Иванович Кубенский.
Со слов Андрея Курбского выходило, что у святого благоверного князя Федора Ярославского от татарской царевны, любимой дочки татарского хана Менгу-Темира, крещеной с именем Анна, были такие святые сыновья-князья — Давид и Константин, в одном едином гробе похороненные. У Давида Федоровича Ярославского было два сына Василий Грозные Очи и Михаил, старший сын Василий получил в наследство Ярославль, а младший город Мологу…
— О младшем брате Михаиле Моложском и его роде отдельный сказ… — предупредил Андрей с таинственным выражением лица. — …Есть одно таинственное предсказание святого отца Геннадия Любимградского из Костромы, связанное с его потомком Василием Сицким, как, впрочем, и с тобой, Иван…
Иван пожал плечами и усмехнулся:
— Ну, если это отдельный сказ, так не мешай все в кучу… Потом, придет время — сказывать будешь…
— Хорошо… — согласился Андрей Курбский. — О Моложских князьях позже… Кубенские же князья составляют главную ветвь князей Ярославских, к которым и мой род относится. Внук Василия Давидовича Грозного, князя ярославского, Дмитрий Васильевич при твоем прадеде Василии Темном, имел титул князя Заозерского. Заозерский удел в Ярославском удельном княжестве или Заозерье — это земли, лежащие к северо-востоку и северо-западу от Кубенского озера…
— Это я знаю… — мрачно уронил Иван.
— Знаешь, да не все… — парировал Андрей. — Дочь этого князя Дмитрия была выдана замуж за главного династического противника Василия Темного, Дмитрия Шемяку…
— Вот откуда у ярославских князей старые новгородские связи — через противника Москвы Шемяку… — Ухмыльнулся Иван. — Давно я догадывался, что не только от Шемяки из Новгорода исходила угроза Москве, но и от Ивана Кубенского государю через его мятежные новгородские связи…
Андрей Курбский сделал вид, что пропустил мимо ушей последнее замечание Ивана, и продолжил:
— Между прочим, сын Дмитрия Заозерского Семен был, вторым по счету Заозерским князем, княжество которого при твоем прадеде Василии было присоединено к Москве, за которою еще до присоединения Ярославля после некоторых колебаний и осталось… — Андрей сделал легкую паузу и негромким проникновенным голосом сообщил. — Так вот Семен Заозерский получил Кубену, то есть юго-восточную часть Кубенского озера с областью реки Кубены. Дети и внуки Семена Дмитриевича Заозерского уже не были удельными князьями. Иван Семенович, старший сын его, при твоем деде Иване Великом был у того в окольничих; неоднократно справлял посольство к крымскому хану. А сын последнего опальный Иван Иванович был близок уже твоему отцу, государю Василию Ивановичу, служил тому верой и правдой, как и тебе готов служить, государь… Нельзя же все время вспоминать зло, которое он учинил вместе с Шуйскими, напав на твоего друга Федора Воронцова?.. Неужели Федор так и не мог простить его?.. Как-то странно, один брат в опале, а другой, Михаил, также причастный к заговору Шуйских против Ивана Бельского и к нападению на Воронцова, совсем ни при чем…
— Выходит, и Михаил Кубенский тоже за брата печалится… — буркнул Иван, недовольно покачивая головой при воспоминаниях о наговоре на Ивана Кубенского Федора Воронцова, также что-то вещавшего о подстрекательстве последнего новгородских бунтовщиков, что так напугали государя в его спальне в поисках митрополита Иоасафа.
— Все ярославские князья за Ивана Кубенского печалятся… — твердо и со значением произнес Андрей Курбский.
— А скажи-ка, Андрей, к какой княжеской ветви ярославской принадлежит твой род князей Курбских?
— У нас с тобой, государь, общий прародитель — великий князь Владимир Мономах, только ваша московская ветвь пошла через третьего Мономахова сына, Юрия Долгорукого… А наша смоленская и ярославская ветвь через первого Мономахова сына Мстислава Великого, а дальше уже от великого князя киевского Ростислава Мстиславича до его прямого потомка Федора Росиславича Можайского, Ярославского и Смоленского, в святцах записанного. Мы, князья Курбские гордимся гораздо более гордимся тем, что происходим именно от святого благоверного Федора Ростиславича Чермного, великого князя Смоленского и Ярославского, помирившего Русь с Ордой своим браком с ханской дочкой, а не от того, что являемся «старейшими» потомками великих киевских князей Владимира Мономаха, Мстислава Великого и Ростислава Мстиславича… Если сын святого Федора Чермного, сам святой князь Ярославский Давид Федорович, похороненный в одном гробе с отцом, является родоначальником всех ярославских князей, то от его внука пошли князья Курбские. Внук Федора Чермного — Василий Давидович Грозные Очи, а правнук Василия Грозные очи получил в удел село Курбы на реке Курбице неподалеку от Ярославля… С тех пор и зовется наш княжеский ярославский род — Курбские… Деда моего Михайла Карамыша-Курбского привечал твой дед Иван Великий, ты это, знаешь, государь…
— Знаю, знаю… — сморщил лоб Иван, не решаясь в святочный день мстительно напомнить приятелю по игрищам и совместным чтениям при свечах толстых исторических фолиантов нечто из ряда вон выходящее. Что отец Андрея Курбского из их ярославского рода, князь Михаил Михайлович состоял в еретической партии великой княгини Елены Молдавской и царевича Дмитрия-внука и многие пагубы против его отца Василия во время острейшего династического кризиса. Что дед Андрея Курбского Михайло Тучков при кончине скоропостижной матушки, великой княгини Елены, ближнему дьяку ее Цыплятеву многие надменные слова и оскорбления изрек. Только не хочется портить себе святочное настроение дурными воспоминаниями. Как никак его друг детства и юности тактично, чтобы не обидеть государя, отказался от претензий на «старшинство» ветви ярославских князей, что от первого Мономахова сына Мстислава, противопоставив ее «младшей» ветви третьего Мономахова сына Юрия Долгорукого.
Иван с какой-то отчаянной горечью подумал: «Слава Богу, не стал вспоминать, что князя Юрия, получившего от отца самый захудалый московский удел «Долгоруким» стали звать за слишком длинные, «долгие» руки к чужой мошне, когда он в кабаках на Москве-реке, да на Яузе торговал хмельным зельем, брал с проезжих купцов десятину деньги, грабил их», но в слух сказал громко и весело:
— Вот я, Андрей, почему-то о тебе и твоем роде Курбских, гораздо больше, чем о роде Кубенских и об опальном старом князе Иване Ивановиче задумался… Сдается мне, что жизнь нас сильней в один неразрывный узелок скрутит, чем с дворецким Иваном Кубенским… А к кому моя государева милость будет сильней — к тебе ли, князю Андрею Курбскому, или ко князю Ивану Кубенскому — одному Господу, да нашим общим любимым святителям Николе Можайскому да Федору Чермному ведомо…
— Так надо быть все же всегда и ко всем милостивей, государь… — начал бурно Андрей Курбский, и уже чуть помягче, на дружеской святочной ноте. — …Все же как никак Святки начались… До Крещенья сам Господь Бог велел всем все грехи и прегрешения прощать…
— Не торопи меня, Андрей… — Иван, вспомнив про обвинительный напор Федора Воронцова, не решился тотчас на быстрое помилование Ивана Кубенского, предусмотрительно прикинув, мол, пусть и владыка Макарий об опальном попечалится. — Опала и ссылка тоже чему-то научают… Ничего, все будет хорошо… Вернем, вернем из Переяславля нашего с тобой родственника, Ивана Кубенского… Такое впечатление, что все мы породненные и единой цепочкой княжеской связанные… Иногда даже кажется, цепью скованные, ничего нельзя предпринять, чтобы что-то к лучшему изменить… Ну, это я так, к слову, после твоего рассказа о родах Кубенских, Курбских…
— Пусть будет по-твоему, государь… Святки на то и существуют, чтобы душа в скором празднестве Богоявления возрадовалась…
Иван, зная Андрея Курбского как великого книжника, захотел испытать того и с хитрецой спросил:
— А что ты еще знаешь о Святках и Богоявлении?..
Андрей понял, что его испытывают, и попытался не ударить в грязь перед своим государем, показывая, что он умеет не только лихо собутыльничать на охотничьих и плотских потехах, но и в Закон Божьем с историей силен.
–…Святки справедливо называют святыми вечерами… — ровным спокойным голосом начал Андрей Курбский, возможно, в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя Христа, совершившихся вечером или ночью. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед святого Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» святителя Амвросия Медиоланского и святителя Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование Святок подтверждается церковным уставом преподобного Саввы Освященного, по которому во дни Святок «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в кельях», и запрещено совершать таинство брака. Тоже подтверждено и кодексом Юстиниана… Вторым туронским собором все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными…
Иван подумал: «Все же книжник Андрей Курбский отменный» и решил все же навести государеву критику на Святки из-за древних языческих традиций Руси:
— Между тем, ты, конечно, об этом знаешь, Андрей… — Иван укоризненно покачал головой и поднял вверх строгий указующий перст. — …Святость этих вечеров во многих глухих русских местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года….
Андрей и здесь решил похвастаться своей начитанностью:
–…Против этого направлены, между прочим, 61 и 62 правила шестого вселенского собора. Действующий у нас закон греческой церкви запрещает: «в навечерие Рождества Христова и в продолжение Святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». То что ряженые и скоморохи вытворяют — это языческая отрыжка, непотребная для правоверных христиан, но на Руси еще столько много осталось языческих праздников — все на Руси перемешано…
— А что говорит Священное Писание про Богоявление?..
Андрей, просияв красивым лицом, стал рассказывать про великий двунадесятый праздник, 6-го января, называемый праздником Крещения Господня, поскольку именно в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна Крестителя в Иордане.
— Первое же название дано этому празднику потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небес гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне, и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца… Как гласит тропарь Крещения: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение». Правда, праздником Богоявления в различные времена в разных церквах соединялись представления о нескольких священных событиях. На Востоке он праздновался, по свидетельству Климента Александрийского, в воспоминание Крещения Иисуса Христа… К этому событию приурочивали его даже гностики, последователи Василида, понимая самое событие, конечно, в духе своей еретической системы… Со временем Крещения совпадает время вступления Христа на общественное служение, поэтому с праздником стали соединять представление о Мессианстве Христа, засвидетельствованном Господом-Отцом и Святым Духом при Крещении. Чудо в Кане Галилейской было первым откровением Мессии в Чудесах. То и другое представление было соединено с праздником, и название Епифания стало указывать собственно на крещение, а Феофания — указывало собственно на Чудо. Кроме того 6-е января в Египте считали днем Рождения Христа и, таким образом, вместе с явлением Мессии воспоминали и вообще явление Бога во плоти… Из Египта такое представление распространилось на Востоке, тем удобнее, что там больше трех веков не было определено время празднования Рождества Христова. Таким образом, с одним днем соединялось троякое воспоминание: О вступлении Мессии на общественное служение, Откровение его достоинства в первом Чуде и, наконец, о рождении и вочеловечении. Но названия праздника остались те же, и потому многие восточные отцы словами «епифания» и «феофания» обозначают и Рождество Христово. Но на Западе блаженный Иероним выразительно сказал, что эти слова должны обозначать Крещение, а не Рождение Христа…
Иван вставил в небольшую образовавшуюся паузу фразу:
–…Может быть, не без влиянии латинского Запада впоследствии воспоминание Рождения Христа и на Востоке перенесли на 25-е декабря, а 6 января воспоминали Крещение Христа и явление при крещении всех лиц Святой Троицы…
Андрей кивнул головой и продолжил.
— Первое известие о праздновании Богоявления на Западе мы имеем к времени правления кесаря Юлиана, впоследствии императора… Этот богоотступник праздновал Богоявление вместе с другими христианами в Галлии, в Вьене. Латинская церковь праздновала 6-го января, соединяя с этим днем все упомянутые представления, но главное внимание при этом обращалось на явление звезды, поклонение волхвов, т. е. на откровение Сына Божия в мире языческом, представителями которого являются здесь волхвы. Так как волхвы, по преданию, были цари, то и праздник получил на Западе название «праздник царей» или «праздник трех царей». Крещение Иисуса Христа и Чудо в Кане не были совершенно забыты при этом празднике, но им уделялось мало внимания, они перед поклонением волхвов отступили на задний план…
Иван дружески похлопал приятеля по спине, показывая тем самым, что тот прошел испытание государя, и приятели вместе наперебой стали вспоминать все, что относится к Богоявлению. Вспомнили, что ближайший перед праздником воскресный день называется неделею перед Просвещением. И еще, что в праздновании Бтогоявления, действительно, есть много сходства с празднованием Рождества: в навечерие обоих праздников совершаются царские часы, в навечерие того и другого праздника Церковь одинаково держит пост — Сочельник. И самое главное навечерие Богоявления и в самый день Богоявления бывает великое освящение воды — в отличие от малого, совершаемого в другие дни: в навечерие в церкви и в самый праздник вне церкви на реках, прудах и колодезях…
— Этот обряд происходит из глубокой христианской древности… — сказал Иван. — Водоосвящение в этот день есть «водокрещение»… К тому же и нам надобно принять в этот день водную купель — ледяную Иордань… Ибо Богоявленская или Крещенская вода издревле считалась нашими праотцами великою святынею — агиасмой…
— Ее праотца наши хранили, и нам завещали ее хранить, государь… Окроплять вещи, принимать ее с верою в болезни… Ее можно даже дать пить тем, кто по каким бы то ни было причинам не может быть допущен к причащению… Но еще лучше искупаться в ледяной проруби-иордани… Пока у меня духу не хватает к иордани подойти и нырнуть туда… А хочется — жуть как…
— Ну, уж ежели хочется, так что же мешает?..
— Боязно как-то и непривычно… Вот если бы с тобой, государь… Про тебя, сказывают, что ты уже принимал ледяную купель, нырял в прорубь-иордань на праздник Крещения…
Иван задумчиво пожевал губами и, выждав удобный момент, напомнил смотрящему ему в рот Андрею Курбскому:
— Ты мне что-то хотел рассказать о роде Михаила Моложского и о каком-то странном предзнаменовании святого отца Геннадия Любимградского…
Тот живо откликнулся:
— Михаил Моложский имел трех сыновей, поэтому его удел был разделен на три части. У его старшего сына Федора было уже четыре сына, и опять удел Моложский делится на четыре части. В конце, концов, у князя Семена Федоровича оказалась лишь земля на реке Сить. Потому князя прозвали Сицким — он и стал родоначальником многочисленного рода князей Сицких… Правда сам Семен имел всего одного сына Федора Кривого. Зато Кривой произвел на свет Божий семерых детей. Одним из внуков Федора Кривого был небезызвестный тебе, государь, Василий Андреевич Сицкий…
— Про Василия Сицкого я наслышан… А причем здесь предзнаменования святого отца Геннадия?..
–…Так отец Геннадий Любимградский когда-то приехал в Москву и посетил дом боярина Романа Юрьевича Захарьина на Дмитровке… Отец Геннадий сначала благословил сыновей Романа Юрьевича, Данилу и Никиту… А благословляя дочерей Анну и Анастасию, сказал пророческие слова… Первой Анне сказал: «Быть тебе княгиней Сицкой…» И через какое-то время Анну выдали замуж за князя Василия Андреевича Сицкого… А благословляя юную красавицу Анастасию, отец Геннадий сказал: «Ты еси розга прекрасная и ветвь плодоносная, будеши нам государыня царица». Первое пророчество выполнилось, а второе…
— Так еще меня на царство не венчали… — сказал, как в забытьи, Иван, и тут же густо покраснел стыдливым отроческим румянцем. После долгой паузы мстительно спросил. — Другого же некого на царство венчать… Или про двоюродного братца Владимира твой сказ, Андрей?
— К Владимиру Старицкому эти пророческие слова не имеют никакого отношения, государь… Царем Третьего Рима быть тебе… А пророчество понимай, как хочешь — хочешь верь, а хочешь не верь… Но я тебе советую, государь, проверь…
— Может, и проверю… — угрюмо отозвался будущий царь грозы, Иван Грозный. — А пока в ледяной иордани тебя, Андрей, да и Федора проверю — насколько вы хороши не на словах, а на деле, а ледяной купели…
По велению юного государя, во время крестного хода на Крещение на Москве реке напротив Кремля прорубили прорубь-иордань. Любителей окунуться в ледяную купель иордани вместе с Иваном-государем было немного, зато среди них были Федор Воронцов и Андрей Курбский. Священники святили крещенскую воду и жгли вокруг проруби восковые свечи.
— Была простая вода, а нынче великая агиасма — святыня… — торжествующе сказал, стремительно сбрасывая с себя все манатки, Иван. — …Для русских и вера в Христа во сто крат сильнее, потому что погружаются в агиасму ледяную, а не в теплынь, как иудеи, а после греки или латиняне… Нет вернее способа для православного оздоровиться и смыть все грехи с себя, как прыгнуть в иордань…
–…И не вынырнуть… — пошутил полураздетый Федор Воронцов.
— Нет, выныривать надо… — поправил его голый Иван на краю проруби. — Так Христос, крестившийся на реке Иордан, велел…
За Иваном-государем нырнули в ледяную иордань Федор, Андрей, другие… Плескались, фыркали…
Веселые, раскрасневшиеся, крепкие, здоровые мужи вылезли из проруби. Федор Воронцов пробасил:
— Лезть в прорубь на Крещенье вовсе не обязательно… Святые отцы подтвердят: достаточно выпить освященной воды, окропить себя, свою палату, иконы, крестик нательный…
— Наверное, Федор прав… — кивнул головой одевающийся Андрей Курбский. — Смывающей грехи и целебной считается даже капелька освященной крещенской воды… Как на духу, скажу… В первый раз в жизни в прорубь-иордань прыгнул…
–…И я тоже… — признался с застенчивой улыбкой Федор Воронцов. — Попробуй за государем не прыгни… Он, небось, каждый год на Крещенье ледяную купель принимает, не то, что мы грешные…
Иван уже в бобровой шубе и лисье шапке улыбнулся ослепительной белозубой улыбкой и сказал бодрым голосом:
— Я и сам, честно говоря, в первый раз в жизни на Крещенье в иордань прыгнул… Зажмурил глаза и сиганул… Слава Богу, вынырнул… На Крещенье не тонут… Так крестившийся Христос хотел — и нам велел… Не исчезать в русских ледяных прорубях-иорданях, а русского духа набираться, чтобы Христу и Руси служить…
После заступничества митрополита Макария, в мае 1545 года престарелый князь Иван Иванович Кубенский был освобожден. Более того, освобожденный дворецкий в этот период фактически возглавлял Думу вместе с ближним дьяком государевым Василием Захарьиным. Казалось бы, конфликт государя с Кубенским и Думой улажен…
Но уже в сентябре дядья Глинские стали стращать своего юного племянника-государя, что сановный придворный Афанасий Бутурлин возводит на них напраслину, говорит дерзкие речи насчет корыстной «родственной опеки» Ивана-государя.
Буквально через несколько дней, 10 сентября 1545 года «за невежливые слова, вину тяжкую» обвиненному Бутурлину именем государя отрезали язык пред темницей перед толпой московского народу. Только Дума выразила свое неудовольствие, поскольку государь не согласовал свои действия с ней, а положился только на обвинения своих дядьев Глинских. К удивлению Ивана сторону боярской Думы занял даже его закадычный друг, вызволенный из Костромы Федор Воронцов, которому государь вернул боярское звание…
Опечалился Иван — не возводить же опалу на все руководство Думы?.. А дядья Глинские уже наушничают ему не только на Федора Воронцова, но снова на дворецкого Ивана Кубенского, а вместе с ним и на князей Петра Шуйского, Дмитрия Палецкого, Александра Горбатого…
Почему он пошел на поводу у дядьев, Иван так до конца не понял… Напугали, застращали государя дядья-наушники, мол, неспроста все руководство Думы за придворного сановника горой встало… И была возложена двухмесячная опала на все руководство Думы, среди которых были бояре Кубенский, Шуйский, Палецкий, Горбатый, Воронцов… Недавние ненавистники Федора Воронцова, хлеставшие его по щекам, оказались с ним в одном ряду опальных…
Только опала продолжалась не более двух месяцев. В конце концов, конфликт был улажен благодаря вмешательству и заступничеству митрополита Макария. В декабре опала с бояр снята, и государь пожаловал бояр своей милостью. Простил бояр Иван с легким сердцем еще и потому, что столкнулся с новой военной угрозой. По Москве разнесся слух, что крымчаки вступили в наши земли и готовы идти на столицу; ханский сын свободно без всякой острастки со стороны московских воевод грабил в уездах Одоевском и Белевском. А воеводы Михаил Воротынский, Константин Шкурлятев и Петр Щенятев, словно забыв про государеву грамоту времен недавней русской победы над ханом и изменником Семеном Бельским «на окских бродах», снова заспорили о старшинстве-старейшинстве княжеском и не двигались с места, не объединяли свои войска для отражения неприятеля.
«Опять все снова-здорово… — тревожно думал Иван. — Только грамоту уже некому писать. Как-то ловко бояре после низвержения и убийства Ивана Бельского «съели» и отстранили от дел, задвинули в темный угол дьяка Курицына, заменили его на Василия Захарова. Ловок и хитер тот, да вот в составлении «государевой грамоты» мне не помощник… В интригах и кознях мастак большой, нет ему равных… А Курицына не заменить ему… Придется самому в Коломну ехать к войску… Передерутся воеводы… А здесь бояре воду мутят… Несогласия всех раздирают в кознях и дрязгах… Надо к войску ехать… Такова уже природа русской мятежной души: дерись-дерись, а при государе своем быстрей мирись… Пора собираться… Все к Николину дню выходит… Значит, надо в Угрешский монастырь заехать, как мой праотец Дмитрий Донской сделал, идя на татар… Там ему во сне Николай Чудотворец явился, рассеял все его сомнения, угрел — отсюда и Угреши, монастырь знаменитый во всех пределах Руси, Угрешский…»
И тут же вспомнил слова своей матушки Елены: князь Олег Рязанский, узнав о знамении в Угрешах, тайно заключил договор чести с Дмитрием Донским, мол, Рязанский Олег не пустит литовское войско Ягайло для соединения с татарским войском Мамая. Эту тайну московских Рюриковичей об отстранении Олега Рязанского от татар Мамая и литвы Ягайло передал юной Елене Глинской её супруг Василий Иванович. Вот и юный государь решил посетить Угреши перед коломенским походом с подачи мятежной боярской Думы.
Перед тем, как мятежная Дума упросила государя самолично возглавить поход московского войска на южные границы Руси, Иван все же распорядился, чтобы Воронцов и Захаров составили «государеву грамоту» для воевод и воинов — по образцу знаменитой «окской». Сам же Иван, через Угреши прибыл в Коломну, расположился военным лагерем на Окском берегу под Голутвинским монастырем, поджидая крымчаков. Хан Саип-Гирей с царевичем Иминем не появился. Войско ждало неприятеля уже около трех месяцев…
Иван знал, что для укрепления войска на южную границу вызваны новгородские стрельцы, пищальники, но не догадывался, что его воинский стан, став, по сути, двором, сделался очагом козней и интриг злых и коварных честолюбцев…
В самом начале похода Иван спросил дьяка Василия Захарова и друга-боярина Воронцова:
— Готова грамота воеводская?..
Ответ был единодушный:
— Пишем, государь…
— Возьмите за основу грамоту Курицына…
И здесь ответ был един:
— Сами напишем почище Курицына…
— Может, помочь?..
— Сами управимся…
Поскольку крымчаки не появлялись, но все могло произойти внезапно в любой момент, при несогласии воевод, Иван все же через месяц-другой напомнил Захарову и Воронцову про злополучную грамоту.
Воронцов поглядел на Захарова и спросил того при государе:
— Ты еще не написал, Василий?..
Тот пожал плечами и сделал удивленные круглые глаза:
— А я, честно говоря, думал, что ты ее пишешь, Федор…
Неприятно Ивану было слышать такую тихую перебранку двух своих советников, поочередно подставляющих друг друга перед государем. Махнул зло на них рукой Иван и выдохнул:
— Сам бы тысячу раз написал грамоту… Все равно лучше курицынской не придумаешь… Его грамота, когда он ее войску читал, у старых воевод слезу высекала… А теперь ни грамоты, ни самого дьяка… Сожрали вы его в своих кознях…
— Мы ни причем, он сам нарвался…
— С думой у Курицына нелады оказались…
Иван презрительно оглядел с головы до ног Захарова и Воронцова и бросил:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грозы царь – Иван Грозный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других