Данный сборник статей представляет многолетние исследования автора «от естествознания к обществознанию». Они отличаются эволюционно-системным подходом, который обеспечил раскрытие базисных системных закономерностей, позволяющих современному обществу достичь наиболее рациональной организованности и ускорить тем самым целесообразное развитие своих характеристик относительно окружающего мира. Сборник может быть особо полезным для ученых-исследователей в областях социальной и экономической теории.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рациональное общество. Том 1 (избранные статьи): от естествознания к системному обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
8. Мышление, деятельность и новое мышление — путь возвышения, назначенный человеку и обществу объективно
Всё более частые выступления политиков, ученых и общественных деятелей, связанные с деградацией базисных оснований общественного воспроизводства и развития, хотя и обусловлены (традиционно) «предельными отклонениями», но есть объективно необходимые активности общественного сознания, и потому должны осуществляться регулярно. Они призваны активировать мышление общества (как живой организации) не только для устранения вредных процессов, но и блокирования их в будущем. Возвышение общества, невозможно без опережающего возвышения мышления. В этом плане (и не только) сам человек является продуктивной системной моделью (Анохин П. К. и др.). Это информационное самодвижение общества (мышление посредством носителей информации и пр.) предписано всей эволюцией живой природы, человека и общества, великим опытом человечества. Оно возвышает человека и общество над опасностями (вызовами) окружающего мира и относительно внутренних проблем. Как человек, так и общество в целом обязаны быть рациональными (разумными) по отношению к развитию своих характеристик, обеспечивающих это возвышение, то есть наиболее высокую надёжность существования (инвариантность характеристик относительно возмущений), целевую эффективность совокупной деятельности и наиболее высокое качество жизни (синергийно-гармоничное её содержание).
Проблема взаимодействия высшей государственной власти и ученых, — функциональных Единиц высшего мышления, «знающих», — как говорил Сократ, была философски представлена им, когда уже наиболее остро действовали противоречия, вызванные базисным несоответствием системных принципов общественной организации, — эволюционно установившихся, и рыночных принципов, преследующих цели индивидуального обогащения любыми средствами. История человечества показывает парадоксальное несоответствие воспроизводства и развития комплекса управления (КУ) общественным развитием (реформами, строительствами и перестройками) уровню физического и технического развития общества, то есть размерам и содержанию его тела, сложностям объективно необходимых систем обеспечения социального гомеостаза, надёжности существования. Малоизвестный сейчас французский ученый и общественный деятель Андре-Мари Ампер говорил о необходимости высших общественных наук, определяющих управление общественным развитием, и обозначал их в своей классификации научных дисциплин общественного мышления.
Однако, многие особенности человеческого развития в общественных условиях и разнообразие поведенческих характеристик (генетически установленных потенций и активностей), многие другие факторы, обусловили традиции когнитивно и интеллектуально не обеспеченного воспроизводства КУ. Ещё в прошлом веке образовался существенный функционально-когнитивный разрыв между высшей государственной властью и уровнем мышления в передовых научно-философских структурах общественного сознания. Сложилось парадоксальное (в системном плане) подчинение деятельности институтов общественных наук мышлению лидеров высшей власти, не подготовленных в своём развитии объективно необходимому уровню мышления. Современное состояние высшего мышления в сфере так называемых общественных наук позволяет говорить уже о «пропасти», разделяющей общественно адекватное и прогрессивное (в научно-философском плане) самопознание и мировоззрение от скованного ложными целями и «образцами» (моделями) официально-государственного. Об этом базисном противоречии в обществе (стране) и других противоречиях, вызванных ложными целями, нельзя молчать. Выступления ученых должны быть предельно усилены научно и практически выверенными знаниями, научно-теоретическими и статистическими обобщениями. У государства два основных пути воспроизводства, — либо традиционный политический путь (опасно детерминируемый невежеством и чертами характера лидеров, народных масс), — либо наиболее полезный и объективно необходимый путь функционального возвышения (адекватно высшим целям общественного развития) посредством высокоорганизованного научного самопознания, широкого использования прогрессивных знаний в системах образования и всеобщего народного просвещения. Традиционно ошибочная узурпация лидерами государственной власти функционала высшего разума общества (как живой организации) должна быть заменена общественно прогрессивной организацией мышления «о главном», сообразно целевому древу. Требуется целевая организация всей научной и прочей деятельности, систем производства общественно полезной информации и обучения молодых деятелей, — эффективных Единиц общественно полезных (целесообразных) систем деятельности.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рациональное общество. Том 1 (избранные статьи): от естествознания к системному обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других