Александр Васильевич Суворов — один из самых необыкновенных людей своего века, выдающийся русский полководец, неукротимый новатор и реформатор военной стратегии и тактики. Он обладал геройскими качествами, обширными познаниями, был одним из образованнейших людей своего времени. Походы и сражения Суворова до сих пор считаются вершиной военного искусства, о нем при жизни слагали легенды и солдатские байки. «Герой наш был истинным героем», — так говорили о нем современники… Наряду с блестящим произведением военной мысли «Наукой побеждать» в книгу включены автобиография, трогательные письма Суворова к дочери, а так же многочисленные воспоминания современников о своем великом соотечественнике. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Наука побеждать (сборник)» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
«Наука побеждать». Творение препрославившегося в свете всегдашними победами Генералиссимуса Российской армии князя Италийского, графа Суворова-Рымникского
Вахт-парад. Ученье разводное, или Пред разводом
Развод — от оного главное влияние в обучении
I. Исправься! Бей сбор! Ученье будет![31] Приемы и повороты по команде, по флигельману[32], по барабану.
II. Пальба будет! Заряжай ружье! — Плутонгами, полудивизионами, дивизионами[33]. — При заряжании приклада на землю отнюдь не ставить. Отскакивает шомпол? — Пуля некрепко прибита.
Наблюдать косой ряд[34]; приклад крепко упереть в сгиб правого плеча, ствол бросать на левую ладонь. Пуля бьет в полчеловека.
Примерно можно и с порохом[35]. Ружья чистить между часов[36]. Выстрелять между одного и двух патронов.
Наступление плутонгами начинай! — Отбою нет. Сигнал барабана — «поход», — выстрелять от одного до двух патронов.
III. Атакуй первую неприятельскую линию! В штыки! Ура! Взводные командиры: коли, коли! Рядовые: Ура! — громогласно. Краткий отбой.
IV. Неприятельская кавалерия скачет на выручку к своей пехоте. — Атакуй! — Здесь держать штык в брюхо человеку; случится, что попадет штык в морду, в шею, особливо в грудь лошади. — Краткий отбой.
Атакуй вторую неприятельскую линию, или резервы неприятельские атакуй! Отбой. Сим кончится.
Третья — сквозная атака. Линия равняется вмиг. Вперед! Не смеет никто пятиться, ни четверти шага назад. Ступай! Повзводно, полудивизионами или дивизионами! — На походе плутонги вздваивают в полудивизионы, или сии ломают на плутонге. Солдатский шаг аршин, в захождении полтора аршина. Начинает барабан, бьет свои три колена[37]; его сменяет музыка, играет полный поход; паки[38] барабан. И так сменяются между собой. Бить и играть скорее, от того скорее шаг. Интервалы, или промежутки между взводов весьма соблюдать, дабы пришед на прежнее место, при команде стой! все взводы вдруг стояли и заходили в линию.
Вторая или первая половина линии, по рядам налево или направо, ступай, ступай на атаку! — Ступай![39] У сего барабан — «фельд марш»[40].
Заходить против части, на место стоящей из картечна выстрела вон. Ступай! — «Поход» в барабаны.
На 80 саженях от противничья фронта бежать вперед от 10 до 15 шагов через картечную черту полевой большой артиллерии; на 60 саженях то же через картечную черту полковой артиллерии, и на 60 шагах — верной черты пуль.
Ступай, ступай! В штыки! Ура! — Противная линия встречает пальбой на сей последней дистанции, а на 30 шагах ударит сама в штыки. С обеих сторон сквозная атака.
Равно сему другая линия: атака! Обе части на прежних местах, тако же отдельная часть. Заходить колонною для деплояды[41] фронтов, ежели есть место.
V. Обе части делают колонны по числу людей в разводе, в одну или две колонны.
Атака будет! Колонны, ступай! — Барабан бьет поход на 60 шагах одни от других.
Ступай! Ступай! Атакуй в штыки! Ура! — Мушкет[42] в правой руке на перевесе; колонны между собою насквозь быстро, примерно колют. Колонны, строй каре[43]! Стрелки, стреляй в ранжире[44]! Плутонгами, начинай! — Здесь каре на месте. Стрелки бьют наездников и набегающих неприятелей, а особливо чиновников[45]; плутонги палят в их толпы. Пальба должна быть кратка, ибо тут дело больше картечь. Потом бросаются колоть.
Ступай, ступай! Атакуй! В штыки! Ура! — Что воображается сквозною карейною атакою.
Стрелки, вперед! Докалывай! Достреливай! Бери в полон! На оставшихся басурман между кареев! Барабан — краткий сбор!
Стрелки, в свои места! Кареи[46] — строй колонны! — Исполнение то же, как выше о колоннах!
Колонны, строй кареи! Кареи, ступай! Ступай! Ступай! Атакуй! В штыки! — Ура! Здесь без пальбы, атака же прежняя.
VI. Кареи, строй линейный фронт! А заходящей части, по рассмотрению[47], вместо линии в колонну, или по четыре. Команда оной: по рядам или по четыре, направо или налево, ступай на прежнее место! Стой! Фронт! Барабан — фельдмарш.
Сии основательные[48] маневры, хождения и эволюции[49] равны в батальонных, полковых и корпусных экзерцициях[50]!
VII. Начальник может требовать:
Баталионного огня?[51]
Исправный приклад[52] правит пальбою.
Здесь оный расстраивается по неминуемой торопливости; но во взводной пальбе оный виден. Одиначка пальбы на баталии выйдет сама собою. Для сбережения пули тут на каждом выстреле всякий своего противника должен целить, чтобы его убить.
Залпа? — в разводе, коли с пальбою, для очищения ружей. В ином строю — только для исправности приклада. Против неприятеля не годится: он может сколоть и порубить, пока опять заряжают.
Портрет Александра Суворова. гравюра по оригиналу Йозефа Крейтцингера. 1799
Наступных плутонгов? — Оные только для движения, но против неприятеля сия ломаная линия не годится; ибо он ее, особливо кавалериею и малою изрубить может.
Отступных плутонгов? — Лучше об оных и не помышлять! Влияние их солдату весьма опасно, а потому и ни о каких ретирадах[53] в пехоте и кавалерии не мыслить!..
Разговор с солдатами их языком
После сего разводного учения, когда оное будет учинено по приходе развода в главную квартиру, куда оный приходит до рассвета, а на рассвете выходит уже на площадь, — штаб-офицер того полку, чей развод, командует: под курок[54] и начинает в присутствии всего генералитета, штаб — и обер-офицеров[55] говорить к солдатам их наречием наизусть следующее:
VIII. Каблуки сомкнуты, подколенки стянуты! Солдат стоит стрелкой. Четвертого вижу, пятого не вижу.
Военный шаг — аршин, в захождении — полтора аршина. Береги интервалы! Солдат во фронте на шагу строится по локтю; шеренга от шеренги три шага; в марше — два. Барабаны, не мешай!
IX. Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко. Пуля обмишулится, а штык не обмишулится. Пуля — дура, а штык — молодец! Коли один раз! Бросай басурмана со штыка! — мертв на штыке, царапает саблей шею. Сабля на шею — отскокни шаг, ударь опять! Коли другого, коли третьего! Богатырь заколет полдюжины, а я видал и больше.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Наука побеждать (сборник)» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
31
Командные слова выделены курсивом, в прямых скобках даны пояснительные слова. Значения непонятных современному читателю слов раскрыты в подстрочных примечаниях. Текст дается в современной транскрипции.
32
Флигельман — правофланговый солдат или унтер-офицер, становившийся перед строем и делавший ружейные приемы. Сообразуясь с его темпом, повторял те же приемы весь строй.
33
Для производства залповой стрельбы и строевых эволюций батальон рассчитывался на дивизионы (нормально на четыре дивизиона), дивизион — на четыре плутонга (взвода); два плутонга составляли полудивизион.
34
Для стрельбы задние шеренги приступали вплотную к передней, солдаты задней шеренги становились против интервалов передней; строй становился скошенным.
40
Фельдмарш — один из сигналов для движения части; выполняется на трубе или боем барабана, подается непосредственно перед началом движения.
43
Каре — построение войск четырехугольником. Внутри каре помещалась часть артиллерии и резервы (у Суворова).