Книга рассчитана на психотерапевтов, психологов и всех тех, кто хочет приобщиться к психотерапии. Но будет интересна и для тех, кто ищет для себя ответы на то, как функционирует психика, почему у человека появляются психологические проблемы и образуются болезни.Это учебник по современной психотерапии и, особенно, по психосоматической медицине. В первой части я излагаю теорию образования психосоматозов в том виде, в котором это сложилось в моей голове в результате длительного изучения теории и применения этих теорий на практике. На основе этой теории можно разработать действенные схемы психотерапевтического лечения любого психосоматоза. Во второй части книги я даю развернутые схемы своих техник на примере лечения конкретных больных. Это поможет заглянуть на внутреннюю «кухню» моей психотерапии. Администрация сайта ЛитРес не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психохирургия – 3 и лечение с ее помощью самых тяжелых и опасных болезней души и тела предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 23. Психосоматические механизмы «хронификации» болезней
Организм — архисложная система. В нем одновременно проходят миллионы различных процессов, которые зависят не только от объективных причин, но и от субъективных обстоятельств. И вполне понятно, что в этом хозяйстве что-либо будет периодически ломаться, что совершенно нормально, так как в Природе нет ничего вечного и неизменного.
И вот человека угораздило съесть какую-нибудь гадость. У него в результате заболевает желудок. Он обращается к врачу. Тот, естественно, назначает анализы. Но обычно в этом случае ничего не находят — так, небольшой гастрит, который образуется практически у каждого взрослого человека от горячей, острой и тому подобной пищи.
Врач начинает чесать голову: «Человек обратился ко мне с жалобами. А, значит, его надо лечить. Но от чего лечить — непонятно!» И врач решает, что если есть боль, то, скорее всего это гастрит — воспаление желудка, только побольше обычного. Он на основе таких умозаключений ставит диагноз. А затем с полным правом назначает противовоспалительное лечение.
У человека через день-другой боли проходят, но в амбулаторной карте на всю жизнь остается «информационный вирус». Каждый врач, открыв карту, увидит диагноз и ни на секунду не засомневается в его достоверности.
И если этого человека через некоторое время опять угораздит проглотить какую-либо дрянь, от которой желудок «скукожится», то следующий врач уже с полным основанием влепит ему диагноз: хронический гастрит. Этот диагноз «прилипает» к человеку на всю жизнь — ведь современная медицина считает, что хронические болезни не проходят.
И вот ходит такой человек, как с клеймом на лбу. А затем начинает неосознаваемо прикрываться болезнью от тех или иных обязательств, которые жизнь взвалила или пытается на него взвалить.
Люди очень часто путают причинно — следственные соотношения, которые появляются между болезнью и человеком. Например, человек говорит: «Я болею и поэтому не могу это сделать!» Но на самом деле это выражение на психосоматическом языке означает: «Мне не хочется это делать. Но так просто отказаться от этого я не могу. И если я болею, то у меня есть легальная возможность этого не делать. Что самое важное — никто меня за это не упрекнет».
И сказать такому человеку нечего — ведь он делает это НЕОСОЗНАВАЕМО. Попробуй-ка такому человеку сказать, что он симулирует? Не советую! Я пробовал…
Врачи заметили, что во время праздников вызовов по скорой помощи намного меньше, чем в обычные дни, стационары на это время пустеют и так далее и тому подобное. И даже умирает в праздник намного меньше народа, чем в будни. И это подтверждает психосоматическую природу большинства болезней, которыми страдают люди.
Человек как бы говорит сам себе: «Стоп, я хочу в праздник повеселиться! Поболеем потом, когда опять станет скучно или в случае, если ко мне начнут приставать с докучливыми требованиями идти на работу». Но человека в этом обвинять нельзя — все выборы идут на бессознательном уровне. На сознательном уровне он может быть всей душой за выздоровление. Но поступать он будет так, чтобы никогда не выздороветь!
И эти «игрушечки» обходятся человеку очень дорого. Ситуация в этом случае начинает напоминать историю с ученым Франкенштейном, который создал монстра. А монстр, недолго думая, сожрал своего создателя. Очень скоро болезнь может выйти из-под контроля бессознательного и приведет человека к летальному исходу.
Таким образом можно считать доказанным, что достаточно часто нежелание встретить требования обычной семейной или общественной жизни или неспособность справляться с трудностями заставляет людей бессознательно искать убежища в болезни или инвалидности.
Также важно то, что семья при помощи болезни одного члена может поддерживать свое равновесие и функционирование. Например, болезнь ребенка приводит к сплочению родителей, уводя в сторону от конфликтов и тем самым стабилизирует ситуацию в семье. И семья будет делать все для того, чтобы ребенок не выбрался из этой ямы. И как только он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО начинает выздоравливать, то начинается «скандал в благородном семействе». Нарушение договоров (пусть даже они заключены на бессознательном уровне) не нравится никому!
В начале прошлого века врачи говорили: «Бронхиальная астма тяжелое заболевание, но от нее не умирают». А теперь ее научились лечить настолько хорошо, что действительно могут вылечить. И психосоматик-астматик предпочитает лучше умереть, чем выздороветь. Ведь если он выздоровеет, то его могут спросить — а что ж ты так долго упирался и мешал своему выздоровлению, если мог сделать это так просто?
Или для защиты от выздоровления у человека может произойти расширение психосоматоза в системе (если была язва желудка, то через некоторое время появляется язва 12-ти перстной кишки). А потом уже к этому могут подключиться и другие системы (например, образуется тиреотоксикоз).
Повышение уровня жизни уменьшило необходимость в постоянных и регулярных усилиях для сохранения жизни. А, следовательно, для людей со слабым характером создало психологическую лазейку для оправдания безделья. Они говорят своим поведением: «Я неполноценный человек, потому что я перенес тяжелую болезнь. Болезнь от меня не зависит. Следовательно, у меня есть моральное право перед людьми пользоваться благами, которые дает государство».
Бреннер изучил количество госпитализаций в психиатрических клиниках штата Нью-Йорк за 1941-1967 годы и обнаружил, что изменение количества госпитализаций напрямую зависит от изменений в экономике страны. С ухудшением экономического положения увеличивается количество госпитализаций.
Б. Любан-Плоцца считает, что согласно статистическим данным и осторожным оценкам одна треть приходящих на прием к терапевту больных — суть страдающие функциональными или же эмоционально-обусловленными расстройствами.
A. Кемпинский считает, что к общепрактикующим врачам и терапевтам обращается более 50% больных, которые на самом деле страдают неврозами. Внешне они, конечно же, предъявляют соматические жалобы. Но истинная природа их страданий — психологическая.
Дело в том, что под влиянием неосознаваемого самовнушения у людей вполне могут измениться даже анализы. И невроз таким образом очень успешно маскируется под ту или иную болезнь.
Однажды одна моя пациентка рассказала мне случай, который произошел с нею в 17 лет. Она в то время жила вместе с родителями в одном из поселков нефтяников в Тюменской области. И ее очень любил отец и все родственники с его стороны за то, что она очень была похожа на него, а, значит, на всю их породу. Но внезапно выяснилась измена отца с другой женщиной, которая жила в этом же поселке. Естественно, был грандиозный скандал, мать с отцом развелись и так далее и тому подобное. И пациентка сказала, что, наверное, она от этой истории страдала больше, чем мать. Она восприняла поведение отца как предательство. И через год стала похожа на мать! Такое ощущение, что у нее радикально перестроилась даже костная структура лица.
Если такие фундаментальные изменения могут произойти с костной и мышечной системами, то понятно, что анализы могут подстраиваться бессознательным под ЛЮБУЮ БОЛЕЗНЬ. Моя мать пользовалась этим на полную катушку!
Вам, конечно же, приходилось встречаться с людьми, которые постоянно жалуются на свои болячки, постоянно подчеркивают свое плохое самочувствие перед другими. Но лечиться серьезно от своих болезней почему-то не идут. Это на самом деле один из способов манипулирования окружающими в свою пользу.
Такой человек при помощи болезни получает достаточно большие дивиденды. Он как бы говорит окружающим: «Я страдаю, я мучаюсь, но я не могу себе позволить идти на лечение — у меня нет времени. Я служу общему делу даже во вред своему здоровью!» Ну, как не всплакнуть на груди этого «героя»?
И сослуживцы вынуждены оценивать вклад таких людей в дело более высоко, чем это есть на самом деле. Да к тому же болезнь дает такому человеку возможность перейти на более легкий или менее ответственный участок работы. И никто не возмутится!
Между появлением болезненных симптомов и оформлением болезни как сомато-социально-пси-хологического явления, есть критический отрезок времени для разных людей и разных болезней. Если этот критический отрезок времени прошел, то вылечить человека становится очень трудно, даже при помощи современных психотехнологий. Он психологически деформируется, внутренне смиряется с болезнью. И даже начинает получать от нее пользу.
При длительных болезнях человек не выздоравливает потому, что где-то на бессознательном уровне восстановительные процессы блокируются — он как бы не позволяет себе выздороветь. Если бы не этот процесс, то организм восстановил бы все повреждения в два счета.
Хорошей иллюстрацией является пример: если человек, не дай Бог, заболеет сифилисом, то долго ли он будет жить с этой болезнью? Всем, наверное, понятна абсурдность этого вопроса. Сифилис — болезнь позорная и человек постарается избавиться от него как только — так сразу. Но если человек не делает это с неврозами и психосоматозами, то о чем это говорит? О том, что болезнь человеку нужна, она дает ему какие-то дивиденды.
Например, ребенок на основе своего опыта приучается к мысли, что можно пользоваться болезнью себе на пользу. Это может закрепиться у него примерно по такому механизму.
Если ребенок здоров, то обычно родители на него мало обращают внимания, занимаясь своими делами. Или же бывают очень строги с ним. И вдруг ему вырывают зуб. Обычно это производится так, что измучит и ребенка и родителей.
Понятно, что после этого родители начинают жалеть своего ребенка и дарят ему подарок. Какой вывод сделает этот маленький хитрец? Оказывается, что от уровня децибел, которые он произвел на свет при медицинских процедурах, зависит вознаграждение!
Или же приходит время отдать ребенка в садик. Он, вполне естественно, не хочет отрываться от мамы и оставаться один. Но, когда непосредственный шок от расставания проходит, он видит, что в садике много детей, с которыми можно играть. В общем, все не так плохо, как казалось в первый момент. И он, в конце концов, смиряется с необходимостью каждый день утром отрываться от матери.
Но в садике наряду со сквозняками гуляет различная инфекция, с которой он дома не встречался. Он простужается, заболевает и мама вынуждена бывает взять больничный и сидеть с ним дома. Она его лечит, заботится о нем, балует больше обычного.
Через некоторое время он выздоравливает и вновь бывает вынужден отправиться в садик. Если его угораздит тут же подхватить еще какую-нибудь инфекцию, от которой он опять заболеет, то мама опять будет вынуждена сидеть с ним целыми днями дома. Вывод, который возникает в голове ребенка в этом случае, почти неизбежен: «Болеть выгодно! Таким образом можно разом освободиться и от садика и прибрать маму к рукам!» Затем, когда он станет взрослым, он будет знать, что болезнь может принести пользу.
Недавно я получил просто удивительный пример того, что болезни детей являются их защитными реакциями, способами, с помощью которых они воздействуют на поведение родителей. Ну, о том, что дети болеют бронхитами 3-4 раза в году, вы знаете. И то, что как-то очень подозрительно они совпадают с нежеланием ребенка идти в школу. Но все равно люди продолжают думать, что ребенок простудился и так далее и тому подобное. Конечно, в ряде случаев они действительно простужаются…
Но одна моя бывшая пациентка, которая проходила у меня лечение и обучилась саморегуляции, получила четкий пример, что болезнь неосознаваемо используется ее дочкой. У нее дочка длительное время кашляла, температурила и так далее. И вот однажды ночью, когда девочка заснула, она решила с помощью первого упражнения Биоэнерготренинга (сейчас я этот метод саморегуляции называю Психолазером (см. в книге «Саморегуляция NEXT.») воздействовать на дочь и убрать у нее кашель. Дочь тут же проснулась и заплакала. И попросила больше не отправлять ее на дачу! М-да…
Самое интересное в том, что это происходило глубокой зимой. И угрозы «отправления в ссылку» не было. Но отрицательные эмоции, которые девочка получила еще летом, привели ее к мысли (естественно, совершенно неосознаваемо) к тому, что лучше всего освободиться от этой угрозы можно с помощью затяжного бронхита.
Между матерью и дочерью (особенно в раннем детстве) обычно существует брутальная телепатическая связь. И когда дочь почувствовала, что мама собирается снять ее защиту, то она испугалась. И в этот момент (ведь она была в просоночном состоянии) истинный мотив болезни выскочил — как чертик из банки!
Получается так, что внутри ее ребенка образовался комплекс, который наряду с базовой программой: «Я не хочу жить без мамы на даче и сделаю все для того, чтобы туда не попасть!», имел еще и четко-выраженную энергетическую оболочку. И как только мама попыталась вытащить из дочери болезнь, комплекс выскочил на поверхность.
Этот пример позволяет нам предположить, что части Я, с которыми мы работаем в бессознательном пространстве, не только умозрительные конструкции, которые мы создаем для удобства работы с болезнями и проблемами. Но что-то более реальное, похожее на отдельный организм.
На этом примере я еще раз и очень рельефно убедился, что большинство болезней — психосома-тозы! И дети беззастенчиво используют их для защиты и манипулирования родителями!
Наличие таких экзотических фобий как погонофобии (страха перед бородами), клинофобии (страха перед кроватями), библиофобии (страха перед книгами), телефонофобии (страха говорить по телефону), хомиклофобии (страха туманов), эйзоптрофобии (боязни зеркал), хрематофобии (боязни денег) безусловно и стопроцентно говорит, что фобии — дело наживное, что оно связано с историей жизни человека и историей его неудач.
Дисморфомания является чисто социальной болезнью — боязнью отторжения от общества из-за уродства (11% социофобов страдают дисморфоманией). И в значительной степени является неосознаваемой формой комплекса сверхценности — я самый значимый на белом свете человек, все на меня смотрят, я должен быть идеальным. И я почти идеален! Но вот эта часть тела не идеальна и меня беспокоит, что из-за этого я не буду самым лучшим. Женщины, естественно, страдают этим расстройством намного чаще, чем мужчины. Ведь им нужно ВЫГЛЯДЕТЬ!
Также это может быть одной из форм психологического мазохизма, так как они очень часто ищут у других людей подтверждений, что у них действительно эта часть тела не такая, как надо.
У 30% людей, страдающих фобиями, фобиками являются их матери. Это было подтверждено на опытах с обезьянами. Детеныши не обращали внимания на змей до тех пор, пока не увидели как вопят и панически мечутся по клетке их родители.
И эта обезьянья обучающая программа приводит к тому, что и у людей невротические жалобы являются «заразными». То есть мы бессознательно принимаем стили реагирования тех людей, которые нас окружают.
Если в одной среде у людей принято в трудных ситуациях реагировать на них головной болью, то в других общественных группах это может проявляться в виде сердечных болей. Видимо и медленное самоубийство через психосоматоз подчиняется тем же закономерностям. Например, сахарный диабет является чуть ли не повальным «увлечением» евреев.
Я убедился в вышесказанном тогда, когда учился 4 месяца в городе Харькове на кафедре психотерапии. На период учебы я устроился работать на скорую помощь. И был просто поражен количеством кардиологических вызовов, которые приходилось обслуживать. Мне, хотя я работал на линейной бригаде, частенько приходилось приезжать по вызову на тяжелые, трансмуральные инфаркты.
После учебы я тоже устроился на полставки на скорую помощь в городе Йошкар-Оле, где тогда жил. И за несколько лет не было ни одного случая, чтобы я приехал на вызов и обнаружил там инфаркт миокарда. Правда, я работал в психиатрической бригаде скорой помощи, но на обычной станции. И когда у нас не было психиатрических вызовов, нас отправляли на обычные вызовы. В этом городе люди чаще всего умирали от нарушений мозгового кровообращения и бронхиальной астмы.
Замечено также, что люди в том или ином регионе предпочитают сводить счеты с жизнью наиболее «принятым» способом — через повешение, через отравление или же какими-то иными, более экзотическими способами.
Люди при помощи болезненных симптомов выражают свое недовольство жизнью. И частенько раньше они делали это очень в грубой форме, например, при помощи истерических припадков и параличей.
Но по мере того, как в обществе распространялись знания о генезе заболеваний, люди, которые неосознаваемо пользовались этим механизмом, начали чувствовать, что другие люди знают об истерическом генезе их «страданий». Вследствие этого реагирование при помощи грубых форм истерии стало «непопулярным» в обществе.
Этот процесс был назван еще С.И. Гольденбергом (1937) «деградацией истерии» и был подтвержден наблюдениями РА. Зачепицкого (1960), В.Д. Карвасарского (1980, 1985). И когда использование этого механизма стало почти невозможным, люди перешли к психосоматозам.
Но и к этому типу реагирования на трудности в обществе постепенно вырабатывается отрицательное отношение. Например, американцы считают, что если человек больной — то значит он немного плохой. Надеюсь, что и мы скоро придем к подобному пониманию психосоматозов. Дай Бог только поскорее — сколько жизней будет спасено!
Если понимание генеза психосоматических болезней распространится в обществе достаточно широко и болеть ими станет неприлично, то можно ожидать или полного отказа от такого способа адаптации. Или появления новых болезней. Может быть, появление СПИДа является «первой ласточкой» такого процесса?
По Фром-Райхману больные мигренью часто демонстрируют подавленную враждебность, которая представляет собой враждебную завистливую установку, специфически направленную против интеллектуальных достижений других. Приступ мигрени можно понимать как «жульничество», когда человек с его помощью манипулирует семьей или наказывает окружающий мир. И сколько раз я слышал о том, что женщины сваливаются с приступом мигрени после ссоры с мужем!
При мигрени приступ боли зачастую может пройти в течении нескольких минут после осознания пациентом своей ярости и открытого ее выражения.
Недостаток ответственности за свои поступки в психосоматическом плане приводит к энурезу, когда ребенок частично или полностью теряет контроль над мочевым пузырем. Когда же у него имеется полное отсутствие ответственности, то дело кончается энкопрезом.
Если же матери удается развить в своем ребенке очень сильную ответственность за свои поступки, то он во взрослом состоянии будет страдать от запоров, настолько сильных, насколько сильна в нем эта ответственность.
Снижение зрения символически можно озвучить примерно так: «Глаза бы мои не видели этот мир!» И, действительно, работы Уильяма Г. Бейтса, американского офтальмолога, доказывают, что при помощи тренировки глазных мышц можно быстро восстановить нормальное зрение при очень многих офтальмологических нарушениях, которые раньше объяснялись органическими поражениями.
То есть на самом деле зрение падает не из-за органических нарушений, а из-за ненадобности. С этой точки зрения потеря человеком голоса означает: «Я не хочу ни с кем говорить!» Или же: «Меня лишили права голоса!»
Обострение слуха, считается одним из первых признаков начинающегося невроза. Смысл обострения слуха в этом случае: «Дела идут плохо! Окружающий мир опасен, надо держать ухо востро».
А снижение слуха означает: «Уши бы мои не слышали те гадости, что могут прийти извне!» С моей точки зрения снижение слуха появляется у человека тогда, когда он переходит от активно-наступательной жизненной позиции к пассивно-оборонительной. Он по разным причинам обижается на жизнь и закрывается в кокон болезни. А там не с кем говорить и звуки туда доносятся слабо!
Это можно проиллюстрировать таким анекдотом. Один врач встречает на улице своего пациента и спрашивает его:
— Как поживаете?
— Что вы спрашиваете?
— Как поживаете? — спрашивает врач еще раз, но уже более громко.
— Видите ли, доктор, — отвечает пациент, — я стал хуже слышать.
— Вы, наверное, слишком много пьете, — говорит ему доктор. — Бросьте пить, и вы опять будете лучше слышать.
Через несколько месяцев они снова встречаются и оказалось, что пациент, последовав совету врача, перестал пить и действительно стал лучше слышать.
Еще через несколько месяцев они опять встретились на улице и пациент плохо слышал.
— Вы, вероятно, опять начали пить? — спросил его врач.
— Слушайте, доктор, — отвечает тот, — сначала я пил, и мой слух ухудшился. Затем я бросил пить и стал слышать лучше. Но то, что я услышал, было хуже, чем виски.
Иногда в практике психотерапевтов появляются случаи, когда женщина боится брать в свои руки нож. У нее начинают дрожать руки каждый раз, когда ей все-таки приходится брать этот инструмент в руки. Чаще всего это бывает связано с появлением ужасной мысли, что она может случайно убить своих детей этим ножом.
Появление этого страха безусловно говорит, что такое желание у нее хотя бы раз появилось. И материнская часть, которая ответственна за рождение и выживание детей, услышав это от 1 Я, ужасается: «Опасность ребенку!» И создает защитные механизмы, чтобы гарантировать от этого. И у женщины в результате развивается невроз навязчивых состояний, когда она начинает метаться между необходимостью брать в руки нож в связи с делами по хозяйству и боязнью этого ножа.
Дрожь в руках, которая часто появляется у человека в случае если он возбужден — признак борьбы внутри его психики противоположных сил. Например, ему очень хочется ударить обидчика и он уже начинает замахивать руку для того, чтобы реализовать это желание.
Но какая-то часть его Я не позволяет ему это сделать (опасно, воспитание не позволяет, может повредить карьере и т.д.). И тут же от этой части Я идет импульс на задержку замаха, возвращение руки на место. И этот процесс протекает внутри человека многократно, что и проявляется в виде дрожи в руках.
Паркинсонизм же является законсервированным страхом. Я как-то консультировал одного человека с сильнейшим паркинсонизмом. За ПОЛГОДА до консультации он был совершенно здоровым человеком и работал дальнобойщиком. И однажды осенью он ехал по дороге и подсадил двоих мужчин. И один из них приставил к его боку нож и велел ему развернуться и везти их туда, куда им было нужно. И он 2.5 часа вез их и боялся, что когда он их привезет, его убьют. Но это оказались не убийцы, а воры, которые сбежали из зоны. Они выскочили из машины и убежали. Но пережитого страха оказалось достаточно для катастрофического срыва нервной деятельности!
И для того, чтобы акцентировать высказанную выше точку зрения на развитие заболеваний по психосоматическому механизму, я хочу привести высказывания Синельникова о том, что означает та или иная болезнь с психосоматической точки зрения. Он считает, что:
1. Болезнь суставов и горла — прерогатива тех, кто имеет склонность к критике.
2. Мигрени часты у тех людей, которые стремятся быть совершенными, постоянно критикуя себя за то, что они еще не совершенны. Они полны всяких комплексов неполноценности и вины.
3. Опухоль мозга появляется у человека в случае, если он хочет подчинить мир своему мировоззрению.
4. При проблемах с поясницей — ощущение, что на человека взвалена непосильная ноша.
5. Инсульт, паралич — неспособность что-либо изменить в жизни, что приводит к тому, что человек «парализует» себя и обрекает на бездействие (для того, чтобы не заниматься бесполезным делом). Еще одна возможная причина — «парализующий» ужас.
6. Косоглазие — невозможность иметь ОДНУ точку зрения на проблему.
7. Катаракта — когда человек не видит ничего радостного в своем будущем.
8. Перебои в сердце — человек из-за обстоятельств сбивается с ритма.
9. Атеросклероз — упрямость, когда человек всю жизнь живет в сопротивлении.
10. Понижение артериального давления — пониженная жизненная сила, неверие в себя, свои силы и возможности.
11. Анемия — дефицит любви в жизни.
12. Сухой кашель — желание накричать на мир.
13. Туберкулез — депрессия, печаль, уныние и тоска.
14. Боли в горле — своеобразное препятствие перед высказыванием запретного.
15. Ком в горле — от сильного бессознательного страха высказаться.
16. Проблемы с пищеварением связаны с неспособностью воспринимать и переваривать определенные знания или же вовремя освобождаться от ненужных проблем.
17. Проблемы со ртом — неспособность воспринимать новые идеи.
18. Язва желудка и 12-перстной кишки связаны с самоедством.
19. Проблемы с почками — неспособность освобождаться от того, что может отравить нашу жизнь.
20. Камни в почках — результат подавления агрессивных эмоций, которые накапливались годами.
21. Цистит — раздражение и злость на партнера по сексу.
22. Аменорея — нежелание быть женщиной.
23. Дисменорея — отвержение своей женственности.
24. Мастит — чрезмерное беспокойство о ребенке.
25. Артрит — результат «застоя» в своих убеждениях.
26. Аллергия — нетерпимость к чему-либо в жизни.
Не со всеми его высказываниями я согласен. Но во многих случаях описанные психологические процессы действительно приводят к тем или иным психосоматическим страданиям. Правда не у всех женщин, которые сильно беспокоятся о своем младенце, развивается мастит. У кого-то он развивается именно так.
Но у другой женщины, у которой «тонкое» место в организме совсем другое, психосоматизация может привести совсем к другим страданиям. Но, приводя мнение Синельникова, мне хотелось еще более рельефно высветить мысль о том, что психологическое состояние человека прямо и непосредственно влияет на его здоровье.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психохирургия – 3 и лечение с ее помощью самых тяжелых и опасных болезней души и тела предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других