Записки лесопатолога. Сезон 2015 года

Александр Николаевич Романовский

Спросите любого человека, кто такой лесопатолог, и что он делает в лесу. В лучшем случае получите ответ, что это доктор по лесу, Айболит. Это четвёртая книга, о работе в 2015 году, о восьмом полевом сезоне Рослесозащиты в Карелии. Эта книга – о реальной работе в лесу бригады лесозащиты РК. Жизнь в лесу, ЛПО, ЛПТ и т. д., стихи, рыбалка и немного фотографий.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Записки лесопатолога. Сезон 2015 года предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тренинг 2015 года и др.

Весной каждого года, специалисты Центра защиты леса Ленинградской области, собираются для прохождения коллективных тренировок. В этом году натурные тренировки проводились по организации и ведению государственного лесопатологического мониторинга (ГЛПМ) и государственного мониторинга воспроизводства лесов (ГМВЛ) в период с 19 по 22 мая.

Уточню, именно с 2015 года в нашу жизнь входит такое понятие как ГЛПМ и ГМВЛ.

В первый день у нас был теоретический день. Начитывались лекции с цветными презентациями, потом мы сдавали тесты и зачёты по проверке знаний. Особенностью этого тренинга было то, что каждому из нас были выданы вопросы, чтобы мы смогли заранее подготовиться и выступить перед коллегами с небольшими лекциями. Темы лекций были разнообразны, например ориентирование в лесу, как устроить временное укрытие, что можно кушать в лесу, ядовитые растения, змеи, насекомые, оказание первой медицинской помощи, техника безопасности и т. д.

В конце дня мы дружно собрались и выехали в посёлок Сосново, где жили в гостинице и работали в лесу. Следующие два дня мы работали на точках учёта пункта постоянного наблюдения, описывали повреждения деревьев, сдавали нормативы на замер высот деревьев и на реласкопах, учились на круговых площадках по ГМВЛ и т. д.

Что такое учёба в лесу. Сразу представляется серьёзный дяденька, который занудно читает лекции, а школяры студенты чинно сидят за партами и пишут конспекты. В нашем случае всё немного по другому. Каждому «ученику» были выданы раздаточные материалы (ведомости ППН, карточки таксации, по учётам вредителей, картографические материалы и т.д.). После приезда в лес, все организованно собираются, куратор рассказывает главное в методике работ. Учитывая то, что таких видов работ много, поэтому все они условно разделены в блоки отдельных тематических занятий. Итак, все собрались на точке учёта пункта постоянного наблюдения (ППН), куратор кратко рассказывает основной алгоритм исследований, что нужно отражать в ведомостях, какие важные моменты и т. д. Одновременно небольшие уточняющие вопросы. Всё идёт в режиме реального времени и слушатель ученик, может мгновенно превратиться в лектора и уточнить, добавить, раскрыть какой-то вопрос.

Первый лекционный день. Докладчик Слепнёва Екатерина Сергеевна.

Коллективное фото, фотографирует Плеханов Алексей.

Костяев Максим рассказывает методику работ на ППН.

Гнутов Антон сдаёт норматив на реласкопе.

Учёт стволовых вредителей. Тюрин Александр, Зайцев Михаил, Дудкевич Антон, Мясникова Алёна (над палеткой), Юра Киуру, Голубева Ирина Борисовна.

Подсчёт на палетке. Слева Ганина Татьяна, Зайцев Михаил и Дудкевич Антон.

Промежуточное подведение итогов.

Щурова Марина Львовна и Степанов Станислав Алексеевич.

Плеханов Алексей и Петров Андрей.

Имаго короеда-типографа.

Свежий ветровал.

По центру ель с свежим заселением короедом-типографом в нижней части ствола.

Валентина Егорова, Петров Андрей, Мясникова Алёна, Федотов Влад, Костяев Максим

Голубева Ирина Борисовна, Краснова Светлана, Гнутов Антон, Костяев Максим Геннадьевич, Глебов Роман Николаевич.

Елена Хомченкова.

Клименко Виталий, Юра Киуру (сидит), Антон Скворцов, Щурова Марина Львовна, Голубева Ирина Борисовна, Зайцев Михаил, Гаврюкова (Васильева) Екатерина, Валентина Егорова, Ганина Татьяна, РАН, Елена Хомченкова.

Алексеев Вячеслав Михайлович.

Берег Ладоги.

РАН фотографирует.

После, все специалисты разбиваются в бригады (по два три человека), бригады намеренно разводят по разным точкам учёта (всего ТУ четыре штуки на каждом ППН), и каждая бригада описывает все повреждения деревьев, проводит полный съём данных по методике ГЛПМ.

А это значит, что во время учёбы мы также работаем с ведомостями, а кураторы потом нас контролируют, смотрят на полноту заполнения данных, где есть ошибки. А главное, после этой совместной работы сразу же проводится разбор ситуации, и мы все вместе обсуждаем данные. Если есть резкие скачки разночтения (скажем есть деревья 4 КСС, или 3 КСС, специфичные повреждения, которые были у кого-то пропущены), тогда мы тут же у дерева всё уточняем.

Главное, чтобы по итогу тренинга все работали однотипно, качественно, правдиво, с максимальным заполнением документации. Кураторы очень ответственно нас контролируют, а мы друг друга.

Аналогично происходит с круговыми площадками. После съёма данных всех специалистов, мы тут-же смотрим на основные результаты, и если есть скачки, выбивающиеся за рамки допуска контрольных замеров, то тут же обговариваем. Важно, чтобы каждый специалист понял свои слабые стороны, чтобы перепроверил свой результат, иной раз мы тут же крутим реласкопы по несколько раз, чтобы уточнить глазомер. В итоге, есть возможность в течение этого и следующего дня работать с полнотомером, а в конце тренинга, сдать контрольный норматив куратору и получить допуск к работе.

То же с замером высоты дерева. Если есть погрешности, то тут же стараемся понять, откуда ошибка, может человек ошибся в замере вершины, или самое смешное, когда не верно выбрал базис расстояния до дерева (в высотомере есть две шкалы на 15 и 20 метров).

Что мы ещё изучали? Да всё сразу и одновременно, лесное законодательство в части лесозащиты, определение санитарного состояния насаждений и какие санитарно-оздоровительные мероприятия можно назначить в каждом конкретном случае, ориентирование на местности, используя планшеты и навигаторы, занесение оперативной информации в КПК, учёт стволовых (резали палетки, изучение местного поселения стволовых на деревьях) и многое другое.

Отдельно все учились на круговых пробах по мониторингу лесовосстановления, тут свои тонкости, свои хитрости. Плюс в этот день пошёл дождь, который проверял нас на устойчивость к осадкам и нашу ответственность в учебном цикле. Мы справились на отлично и представили все заполненные ведомости.

В четвёртый день мы подвели итоги тренировки, какие были получены результаты.

А ещё именно в эти дни мы могли общаться, веселиться, смеяться и радоваться, ведь не смотря на комаров и дождик, нам интересно учится друг у друга, да и просто поговорить. А спустя пару дней мы разъедемся бригадами в лес, для выполнения государственного задания по ГЛПМ и ГМВЛ, поэтому и ценны для нас эти весенние дни!

Обзорная лекция

02.06.2015 года проводилась ежегодная обзорная лекция для студентов направления «Лесное дело» 3 курса по практике «Курс лесных культур» кафедры «Лесного хозяйства и ландшафтной архитектуры» Института лесных, инженерных и строительных наук Петрозаводского государственного университета. 14 студентов с руководителем предмета профессора и доктора с.х. наук Гавриловой О. И., проходили практику и ознакомлением с работой отдела Карельская лесосеменная станция Филиала ФБУ «Рослесозащита» — «Центр защиты леса Ленинградской области».

Студенты прослушали лекции по двум направлениям работы отдела КЛСС — по вопросам семеноводства докладчик инженер семеновод отдела Измайлова В. М. и по вопросам лесопатологического мониторинга докладчик инженер-лесопатолог отдела Романовский А. Н.

По направлению лесного семеноводства студентам наглядно была показана работа двух лабораторий отдела КЛСС — лаборатория по проращиванию семян и фитолаборатории. Продемонстрировано оборудование и процесс эксплуатации счётчика-раскладчика семян, стола для проращивания, счётчика семян, микроскопа и т. д. Студенты изучали методику закладки семян и определения результатов проращивания, выдачи документов о качестве семян (сертификат и удостоверение).

По направлению лесопатологического мониторинга кратко озвучена история лесного хозяйства Карелии в том числе в области лесозащиты, рассказывалось о нормативных документах, о работе лесопатологов в лесу, в том числе работа на постоянной био-индикаторной сети пунктов постоянного наблюдения в Карелии, лесопатологической таксации, лесопатологических обследований, учёты в очагах вредителей и болезней леса и т. д. Наглядно демонстрировался инструментарий лесопатолога, применяемый в натурных исследований, рассказали о характере командировок о длительности, особенностях и т. д. Привели живые примеры разных ситуаций в лесу из опыта лесопатологов. Отдельно было озвучено об отчётности и взаимном обмене данных между Центральными лесничествами, Министерством по природопользованию и экологии Карелии и Филиалом ФБУ «Рослесозащиты». В заключение лекции рассказано о санитарном состоянии лесов Карелии с использованием данных статистических форм 1 и 2-ОЛПМ на 05.05.2015 года.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Записки лесопатолога. Сезон 2015 года предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я