Обитель старца Геласия на Холковском городище

Александр Сергеевич Каунников, 2019

Книга представляет собой историческое исследование одной древней монашеской обители Белгородчины, главная достопримечательность и святыня которой сегодня – пещеры в меловом холме. В книге повествуется о различных интересных событиях в жизни монастыря: посещении царём Алексеем Михайловичем, претворении воды в вино, духовном наставнике Стеньки Разина, древней крепости на соседнем с монастырём холме и многом другом.

Оглавление

Глава 2: У самого Дикого Поля

Чем же таким было то самое «Дикое Поле», рядом с которым расположился Холковский монастырь? Этим пугающим термином в XVI — XVIII веках европейцы называли плодородные и обширные степи, на территории которых расположились сейчас территории одиннадцати областей Российской Федерации (Белгородской, Липецкой, Тульской, Орловской, Курской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Саратовской, Волгоградской, Ростовской), ещё одиннадцати областей Украины (Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Сумская, Харьковская и Херсонская), а также левый берег Днестра Республики Молдова8. Большая часть этой огромной территории была слабозаселённой и принадлежала Крымскому ханству. Жители ханства пасли, кочуя по степи, свои стада. Через степь вели в Россию несколько дорог, которые по-татарски назывались «сакмами», в России же их называли на польский манер «шляхами»: Муравская, Кальмиусская, Изюмская и несколько других. По этим дорогам татары регулярно совершали набеги на Московское Царство, пользуясь его политической слабостью, а также отсутствием какой-либо пограничной службы у тогдашней России на южных рубежах государства. Небольшой Холковский монастырь (или, по другим документам, Холковская пустынь) расположился на самой границе России и Дикого Поля, между Изюмским и Кальмиусским шляхами.

Известно, что первая половина XVII века являлась весьма важным временем для Московского государства. На территории современной Белгородчины для укрепления южных рубежей страны была выстроена целая оборонительная черта городов-крепостей. Одним из таких городов стал Усерд (или Усёрд), ныне утративший статус города и известный как село Стрелецкое, расположенное неподалёку от г. Бирюча. Холковский монастырь внёс свою значительную лепту в постройку этого городка — в его житницах хранилось зерно для строителей и жителей города, а на монастырских мельницах мололась мука для горожан Усерда. Вот как говорят нам об этом исторические документы:

Средневековая карта Дикого Поля

«Лета 7145 (1637 г.), генваря в 30 день. По государеву, Цареву и Великаго Князя Михаила Федоровича Всея Руси, указу. Память Кондрату Пущину. Ехать ему на Оскол, в село Голубино да в Холков монастырь. Для тово указал Государь <…> для береженья от приходу воинских людей, на Кальмиюской сакме на Тихой Сосне усть реки Усерда поставить город и устроить на житье служилых людей <…>. А на жалованья ратным людям, которых на Усерде устроить на житье и которым быть на службе, указал Государь отвезти на Оскол в село Голубино да в Холков монастырь из Курска две тысячи чети9 овса, в московскую таможенную меру. <…>

Сказывал в Розряде дьякам, думному10 Ивану Гавриневу и Григорию Ларионову, с Оскола Холкова монастыря строитель11 Варсонуфий, что у них в Оскольском уезде Холкова монастыря на речке на Холке мельница. А мелят в двои жернова. И то как Государь укажет запасную рожь перемолоть, и на той их монастырской мельнице можно поставить трои жернова. А станут молоть на сутки по меньшой мере две чети. И по Государеву указу Холкова монастыря строителю Варсонуфию дано денег два рубли. А велено ему на той мельнице устроить трои жерновы добрыя. И Кондратю Пущину, приехав на Оскол в село Голубино, Холкова монастыря мельницы осмотреть и жернова устроить. И велеть на той Холковской мельнице Государев хлеб-рожь молоть днем и ночью беспрестанно.»12

Поскольку монастырь был небольшим и, вместе с тем, его местонахождение имело стратегически важную роль, всё тот же строитель монастыря Варсонофий в 1638 г. пишет две челобитных царю Михаилу Фёдоровичу:

«Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу всея Росии Николы Чудотворца пустыни13 строитель Варсонофий с братией челом бьёт. По твоему Государеву указу построены города новые Яблонов14 и Усерд, а лежит путь с твоего Государева богомолья с Яблонова на Усерд. Смилуйся, Государь, пожалуй, вели учредить возле монастыря заставныя сторожи воинских людей, чтобы неприятельские или воровские люди твоему богомолью какого дурна не сделали.»

«На Осколе в Яблонов даны твои Государевы грамоты к Оскольскому воеводе Ивану Ржевскому и Яблоновскому князю Дмитрию Львову а велено им по два человека на заставу служилых людей под твое Государево богомолье под Холковский монастырь15 для перевозу на Оскол реку и для скорых вестей, и они станичников пока не присылают, а мы богомольцы твои братия монастыря и станичников и всяких людей через Оскол реку перевозим и наймаючи и сами, чтобы вéсти в Яблонов и в Усерд не замешкались. Помилуй нас, богомольцев твоих, Великий Государь, вели посылать заставных людей и станичников и для всяких посылок.»

Царь Михаил Фёдорович с пониманием и уважением отнёсся к просьбам монастырской братии и в этом же году у монастыря появляется собственная охрана от татарских набегов — оскольский воевода Иван Ржевский для охраны монастыря посменно высылает донских и оскольских казаков. Кроме того, станичные люди воеводы стали постоянно обслуживать вышеупомянутую переправу, содержание и надзор за которой было поручено монастырской братии, за что им платилось денежное жалованье.16

Известно, что при настоятельстве Варсонофия было выстроено 7 келий, в которых жили, помимо него самого следующие монахи: «чорный поп» Давид, Иов, Евфимий, Исаак, Гавриил, Антоний, Пафнутий, Савватий и Нафанаил. Хозяйство монастыря в это время выглядело следующим образом: водяная мельница, две житницы для хлеба, большой погреб в меловой горе, конюшня, хлев17.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обитель старца Геласия на Холковском городище предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

Территория непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.

9

Четь — древнерусская мера объёма сыпучих тел, равная примерно 200 литрам.

10

Думный дьяк в Русском государстве в XVI—XVII веках — низший чин в Боярской Думе. Думные дьяки составляли и правили проекты решений Боярской Думы и царских указов, ведали делопроизводством и важнейшими приказами.

11

Строителем в документах вплоть до начала ХХ века называется игумен монастыря, т. е. его настоятель.

12

РГАДА, фонд 210, столбцы Белгородского стола, дело 73, листы 91-101 (взято из книги Ткаченко Ю. Н. Усёрд. История города в документах. Книга первая. Тула, 2019. Стр. 38-40.

13

Пустынь — небольшой монастырь, выстроенный в отдалённом от населённых пунктов месте.

14

Бывший город-крепость Белгородской черты Яблонов, основанный в XVII веке, теперь является селом в Корочанском районе Белгородской области и носит всё то же название: Яблоново.

15

Из слов челобитной «Твое Государево богомолье под Холковский монастырь» можно предположить, что царь Михаил Фёдорович посетил или, по крайней мере, собирался посетить эту небольшую обитель. Достоверных фактов этого посещения, пока что, не имеется.

16

А. А. Танков. К трехсотлетнему юбилею царствования Дома Романовых, гл. 6. Курские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. № 24 1913 г. Стр. 488.

17

А. П. Никулов. Старый Оскол (историческое исследование Оскольского края). Старый Оскол, 1997 г. Стр. 167 — 168.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я