Добрая и увлекательная повесть Александра Турханова о музыкально одарённом мальчике стала лауреатом IV Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков. Однажды у Антошки появилось маленькое игрушечное пианино. Мир звуков увлёк мальчика; оказалось, что он обладает абсолютным слухом. А ещё у него редкий дар – умение вслушиваться в музыку. Всё, что видит Антошка, он хочет передать звуками: и стеклянный дождь, и танцующего вальс неуклюжего дракона. Впечатления каждого дня рождают мелодии – порой светлые, а порой и сумрачные, но всегда необычные и талантливые. Для среднего школьного возраста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грустный гном, весёлый гном предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Вступительные экзамены
Антошке исполнилось шесть лет. Пора было поступать в музыкальную школу. Вступительные экзамены были в конце мая.
Уже с вечера мама нагладила сыну белую рубашку, пиджак, брюки. Приготовила галстук-бабочку. А папа начистил Антошкины туфли. У папы был свой способ чистить туфли. Мама называла его «долгоиграющим». Вечером папа густо намазывал туфли кремом для обуви. Потом, уже перед тем как ложиться спать, щёткой начищал туфли и снова намазывал. За ночь крем высыхал. Туфли покрывались тусклой тёмной коркой. Утром папа ещё раз надраивал туфли щёткой. Долго, пока кожа не начинала блестеть так, что в неё можно было смотреться, как в зеркало.
Экзамены начинались в три часа. Ради такого случая папа отпросился с работы на целый день. Мама сказала, что тоже уйдёт пораньше и встретит их уже в школе.
Утром, собираясь на работу, мама наказала плотно пообедать, а часа за два до выхода обязательно принять душ.
— Знаю я вас, — сказала мама. — Как начнёте беситься, будете все взмокшие. И за временем следите. Вы ведь можете не только про душ забыть, но и на экзамены опоздать. Документы я приготовила. На столе лежат.
— Не забудем. Не опоздаем, — пообещали в один голос папа и Антошка.
А папа добавил:
— И помоемся. Не волнуйся. По-мужски помоемся!
— Ну-ну! — усмехнулась мама и ушла на работу.
Антошке стало интересно, как это — по-мужски мыться? И чем этот способ отличается от женского? Но папа не стал объяснять, а сел за компьютер доделывать срочную работу. Папа работал технологом на заводе, где делали слуховые аппараты для слабослышащих людей. Завод готовился подписать контракт с итальянской фирмой. И теперь, говорил папа, надо срочно додумать кое-какие детали…
Антошка заскучал. Он послонялся по квартире. В бабушкиной комнате громко разговаривали по телевизору. Это бабушка смотрела сериал — ужасно глупый, про любовь. Антошка ушёл к себе, сел за пианино. Но играть не хотелось.
Включил компьютер. Загрузил игру «Тачки». Но играть в «Тачки» тоже было неохота. Тогда он подошёл к окну, стал смотреть на улицу. За окном тоже ничего не нашлось интересного. Моросило. Серое небо низко висело над крышами соседних домов, будто на улице не весна, а осень. Трава под деревьями была тёмная от дождя. Антошка лёг на диван, закутался с головой в плед. И заснул.
Разбудил Антошку папа.
— Вставай, Антоха! — крикнул он. — Вот мы с тобой балбесы! Хорошо, что мама позвонила. А то бы точно экзамен прошляпили. Я, представляешь, решил полежать немного — и заснул. Ну-ка бегом в душ! Быстренько, по-мужски!
И Антошка побежал в душ. Теперь он понял, что это за способ. Как будто ты не моешься, а уходящий троллейбус догоняешь — так пришлось всё быстро делать.
Потом наскоро пообедали всем холодным, оделись и побежали в школу на вступительные экзамены. Распогодилось: ярко светило солнце, весело распевали птицы. От утреннего скучного настроения не осталось и следа. Только кое-где на асфальте ещё не высохли лужи.
Во дворе школы их уже ждала мама.
— Что же вы? — укоризненно спросила она. — Чуть не проспали, да? Эх вы! Гриша, ты документы взял? Свидетельство о рождении, фотографию?
— Забыл!.. Я сейчас. Мигом. — И папа побежал домой.
— Хорошо, хоть недалеко живём… — вздохнула мама. — Ну вот что с вами делать?
Они вошли в здание школы. По широкой лестнице поднялись на второй этаж, прошли по длинному коридору к малому залу. Здесь было много народу. Антошка стал рассматривать ребят. Дети были одеты празднично и торжественно — мальчики в костюмах, девочки в нарядных платьях.
Двери открылись. В холл вышла молодая красивая женщина. Ласково погладила по голове девочку, которая стояла ближе всех, улыбнулась.
— Это Елена Владимировна, завуч, — шепнул кто-то рядом с Антошкой.
— Давайте начнём! — сказала Елена Владимировна. — Мы будем прослушивать детей по одному. Вы уж сами здесь решите, кто первым пойдёт, кто вторым…
Антошка хотел пойти первым, но мама его остановила:
— Надо папу подождать. А то он расстроится, что всё пропустил.
Вскоре прибежал папа.
— Не ходили ещё? — спросил он взволнованно.
— Тебя ждём, — ответила мама.
— Молодцы!
— Мы-то молодцы… А вот некоторые, которые документы дома забывают и чуть экзамены не просыпают… — начала было мама.
Но папа её не слушал.
— Сплошь гении и вундеркинды, — пробормотал он, разглядывая детей.
Но вот из зала вышел мальчик. Антошка поднялся со стула, отправился к дверям.
— Пошёл, что ли? — испуганно спросил папа.
— Ни пуха! — пожелала мама.
В небольшом зале было много преподавателей. Они расположились за столом. Антошка огляделся. На стенах висели портреты — только мужчины. А у рояля ожидала пожилая строгая дама в чёрном платье. Седые, почти белые её волосы были собраны на затылке в пучок, а на носу сидели очки с толстыми стёклами.
— Подойди, — позвала Антошку Елена Владимировна.
Антошка несмело пошёл к столу.
— Как тебя зовут?
Антошка сказал фамилию, имя.
— А на чём хочешь учиться играть, Антон?
— На пианино, — ответил Антошка.
— Так… Инструмент дома есть, — сказала Елена Владимировна, посмотрев в разложенные на столе бумаги. — Сейчас Манана Арчиловна тебя послушает. А потом ты опять подойдёшь к нам, хорошо?
Антошка кивнул, направился к роялю.
И вдруг, неожиданно для Антошки, строгая дама предложила поиграть в «дедушкину игру». Правда, она не сказала «дедушкина игра». А сказала, что будет нажимать одну клавишу, две или много, и Антошка должен сказать, сколько звуков она играет. И это было для Антошки так удивительно, что он растерялся. Манана Арчиловна играла. Антошка смотрел на неё, слушал и молчал.
— Что же ты молчишь? — спросила Антошку Елена Владимировна. — Не можешь услышать, сколько звуков?
— Мы в эту игру с дедушкой Ильёй играли, — ответил Антошка. — Только дедушка умер. А пианино мне подарил.
— В какую игру? — не поняла Елена Владимировна.
— Вот в эту, — объяснил Антошка. — Когда звуки угадывать!
— Раз ты уже умеешь играть, что же не отвечаешь? — улыбнулась Елена Владимировна.
Антошка пожал плечами. Манана Арчиловна сыграла две ноты. Антошка ответил — две.
Одну ноту — Антошка опять ответил. Тогда Манана Арчиловна сыграла три ноты. И Антошка ответил — три.
— Точно три? — уточнила Манана Арчиловна. — А может, четыре?
— Три, — ответил Антошка. — Только это легко. Вы мне больше сыграйте.
— Вот как? — улыбнулась Манана Арчиловна. — Хорошо. А теперь? — И нажала аккорд.
— Семь, — сказал Антошка.
— Верно! — обрадовалась учительница. — Ну а теперь?.. Отвернись только. — Она нажала на педаль и стала играть. Сначала сыграла две ноты, потом одну, потом три и сразу пять. И это было, как если бы в комнату входили люди — вдвоём зашли, потом один вбежал, за ним следом трое заскочили, а потом сразу пятеро влетели… Антошка слушал внимательно. И аккорд ему очень понравился — все эти люди-звуки были весёлые, они радовались и друг с другом шутили.
— Десять и ещё одна, — сказал Антошка. Он пока умел считать только до десяти.
— Какой умничка! — воскликнула Елена Владимировна.
Стали хлопать в ладоши. Манана Арчиловна хлопала — Антошка повторял и ни разу не сбился.
— Думаю, всё понятно, — обратилась Елена Владимировна к преподавателям. — Ты можешь идти, Антон. И передай родителям, чтобы подождали немного. Мне поговорить с ними надо.
— А песенку? — спросил Антошка.
Он помнил, что папа говорил — обязательно придётся петь. Так на одном форуме было написано. Они долго выбирали, какую спеть песню. Папа хотел, чтобы Антошка спел «Надежду». Это была папина любимая:
Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома,
Снова между нами города,
Звёздные огни аэродрома…
А мама возражала, что надо выбрать что-нибудь детское, про кузнечика например. Или «От улыбки хмурый день светлей…».
А папа спорил, что если «Надежду» не петь, то пусть поёт «Пробуждальную песенку». Эту песню он тоже нашёл в Интернете. Они с Антошкой выучили её и по утрам с удовольствием распевали:
По ресничкам бегают
Солнечные зайчики.
Просыпайтесь, девочки,
Просыпайтесь, мальчики,
Кати и Наташи,
Пети и Серёжи,
И кастрюльки с манной кашей,
Просыпайтесь тоже…
— А какую ты хочешь песенку спеть? — спросила Елена Владимировна.
— «Пробуждальную», — подумав, сказал Антошка.
— Давай послушаем.
Антошка запел. Манана Арчиловна стала ему аккомпанировать. Получилось очень красиво. И Елена Владимировна, и педагоги Антошке улыбались. А старенький учитель в очках даже подпевал.
В холле все стали оглядываться на Антошку. Папа смущённо сказал:
— Ну ты и горланил!
А мама обняла и тихо спросила:
— Не страшно было?
— Нисколечко! — бодро ответил Антошка.
Из зала вышла завуч Елена Владимировна. Она отвела Антошкиных родителей в сторонку. Антошка разговора не слышал, но понял, что говорят о нём.
Всю дорогу домой папа пересказывал слова Елены Владимировны — о том, что у Антошки прекрасные музыкальные данные и ему обязательно надо учиться, и про абсолютный слух. Ещё Елена Владимировна сказала, что Антошка будет учиться у Мананы Арчиловны. «Это наш самый сильный преподаватель!» — сказала Елена Владимировна. И папа, вспоминая эти слова, с гордостью говорил, что если в такой школе, где учатся сплошь гении и вундеркинды, отдают учиться к самому сильному преподавателю — это и правда здорово.
Шли мимо продуктового магазина. Папа крикнул, чтобы его подождали. И скоро вернулся с огромным арбузом.
— Этот арбуз целое состояние сейчас стоит! — всплеснула руками мама. — Не сезон же!
— Для сына мне ничего не жалко! — гордо ответил папа и подбросил арбуз над головой. Он красиво летел — как большой полосатый мячик.
— Разобьёшь! — вскрикнула мама.
— Да что мы, арбузов не носили, что ли?! — радостно ответил папа и ещё раз подкинул арбуз, нарочно повыше.
Арбуз пролетел сквозь папины руки и разбился об асфальт. Красная мякоть брызнула во все стороны, особенно папе на ботинки и на брюки. Хороший был арбуз, спелый.
Мама смотрела на остатки арбуза и едва не плакала. Зато папа, кажется, совершенно не огорчился.
— Что мы, разбитых арбузов не видели, что ли? — сказал он бодро и опять побежал в магазин, откуда через пять минут вынес новый арбуз — больше прежнего.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грустный гном, весёлый гном предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других