Художественное произведение про людей, живших во времена голодомора на Украине.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первобытный коммунизм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
До революции в свободное от крестьянских работ время, Ярослав Николаевич Лихо (1873 года рождения),брал пастушьи и плотницкие работы.Разводил коров и быков,был щедр по отношению к соседям. Где-то молока ведро даст, где то раму вырежет, где-то копейкой поможет. К 30 годам своей жизни сам построил своё жильё, набрал скота, зажил без чужих подачек. К слову, у Ярослава из наследства была только землянка, построенная его матерью. Она умерла вдовой, когда её сыну было 14 лет.Жена померла к 26 годам,оставив работяге наследника — сына Николая. Росло потомство как на дрожжах, но до поры до времени. В 1907 году, когда сыну было 8 лет, ему довелось гулять по степи одному и там его укусила змея. На следующий день, в той же степи, нашли его холодное, бледное тело. Отец долго горевал о смерти сына, винил себя в смерти.Пробыл в долгом безделии, распустил весь скот,кроме 1 коровы и быка и уже хотел повеситься, но его близкий друг Федор,помог ему вновь ухаживать за хозяйством,приспосабливаться к быту и общению, и восстанавливать своё материальное положение.Прожил Ярослав в своей родной деревни Буряковке, на Украине, в Запорожской области вплоть до 30 годов (относительно спокойно). Участвовал в гражданской войне за зелёных,но потом со своим отрядом перешел за красных. В 1928 году Федора раскулачили за неуплату налога за скот,тогда же организовался деревенский колхоз.
В мае 1932,в деревню опять пришли с коллективизацией, только уже не за организацией колхоза, а за вымогательством. Вымогательством всего: муки, зерна, хлеба, скота, одежды, брали всё до последней крошки. Когда активисты пришли в дом Ярослава,он добровольно сдал все свои остатки провизии. Он наивно надеялся, что коммунисты не обманут простой народ, то, что мы просто должны отдать всё,что у нас есть на время. Сталин не может обмануть простой народ. Тогда у 60-летнего деда Ярослава было 3 лошади, 12 коров и 1 бык, оставили ему только 6 коров и быка. Бандиты ушли по пути развесив плакаты с лозунгами в духе:"ИДЁМ В КОЛХОЗ, БЕЙ КУЛАКОВ". После этого эпизода, был крайне трагичный случай,который у всей деревни поменял отношение к Сталину: женщина Анюта и её муж Федот, вместе написали письмо Сталину, мол — "Товарищ Сталин, нашу деревню разграбили,нам нечего есть".Через месяц они пропали без вести. Больше никто помощи не просил, все выживали сами. Голод прочувствовали моментально и пришлось пустить под нож скот. Делили еду всем колхозом — вместе, у кого курица яйцо снесёт, кто картошку перемерзшую найдёт, кто барана заколет. Всё честно делили, вот только дед Ярослав скота жалел, но и на еду не напрашивался.Был сам по себе.почти каждый вечер приносил по кувшину молока,а иногда совсем скудненько (травки мало,да и сама не очень).За такую услугу,ему частенько предлагали встречную помощь,но он отказывался. Их деревню,первое полугодие голод не сильно накрыл,все были худющие,раздутые,синюшные,но смертей не было..Уже когда пришла зима,в начале декабря,начал дохнуть скот, а со скотом люди. И так было тяжело работать ослабшим телам, за какие то 30 копеек, да муку с водой, а зимой в тем более. Холод, голод, слабость. Не у кого не было сил собираться вместе, да помогать друг другу, вот только один Ярослав был живчиком. Сам он утверждал, что сидел на одном молоке и сырой картошке которую иногда давали в знак благодарности. Коровы его тоже были не в лучшем,но и не в плохом положении. Каждый день, он кому-нибудь да и приносил молока. Людям становилось очень плохо.Умер первый ребенок:девочка Маруся.Тут и посыпалось горе матери.Потом померли человек так 10 здоровых,еще человек 60 ослабели до критического состояния.Деревня небольшая и людей немного, так могут все помереть.Поняли люди,что скот только у Ярослава есть и стали клянчить — "Ярик наш любимый,да просим мы тебя всей деревней,заколи нам тёлку,умрём мы с голоду!",на что тот отвечал — "Простите братцы,не в силах я живьём прикончить, духу не хватит, последнее что у меня осталось".Люди в знак протеста перестали брать молоко у Ярика и все клянчили тёлку заколоть. Дед впал в траур."Ну не могу я заколоть,не могу, Господи, ну дай мне сил, не могу я смотреть как они с голоду,ух…да лучше-б помер я.Ладно,убью самую жирную,надолго хватит,они лучше мне сородичи,чем зверьё".Встал дед со стола,вышел из дому, на улице метель, степь пустая, вся в снегу."Да проклинаю тебя степь, вон из-за тебя люди гибнут,да кому ты такая нужна”—наорался дед во всё горло,взял рядом лежащий топор и пошёл в сарай.В ветхом сарае сразу в нос бьёт вонь навоза,плесени и сырости.В сарае отдыхали тощие коровы,сена не было,только немного скошенной травы.Замахнулся дед на спящую и заплакал:"Ну не могу дитё своё убить, кормилицу мою, а….лучше пусть меня съедят"и лёг дед к буренке,да уснул.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первобытный коммунизм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других