В цикле рассказов «Актёр — черта характера» показано существование артиста не столько на сцене, сколько в жизни. Люди сталкиваются с действительностью в разных её проявлениях. «Жизнь прожить — не поле перейти», — гласит народная мудрость. Но одни, побеждая трудности, завершают путь в благополучии и достатке, другие — не справляются с вызовами и погибают нравственно или физически. Творческий человек превращает испытания в «точки роста», и такое отношение к любой ситуации доступно каждому.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Актёр – черта характера» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Велосипед
Однажды скульптор Коля купил велосипед. Конечно, событие важное, но не экстраординарное, не такое, чтоб ликовать сверх меры. И тем не менее велосипед для Коли был неким символом перехода в другое измерение: вот просто Коля, а вот Коля с велосипедом, открывающим порталы в иные миры.
В связи с этим Коля выпил изрядное количество алкоголя, покурил травки и вскочил на своего железного коня. Он не стал медленно крутить педали, приноравливаясь к велосипеду. Не стал выбирать маршрут для первой поездки. Коля рванул с места, как настоящий байкер, и полетел куда глаза глядят. Он нёсся, как супергерой, по улицам города, плащ из болоньевой ткани развевался за спиной. Весь мир лежал у его ног, а душа пела, наслаждаясь скоростью и свободой. Не было подобных ярких ощущений у него прежде! Он изо всех сил крутил педали, выжимая максимум из своего железного друга, весь в бликах неоновой рекламы на фоне внезапно подступившего вечера.
Наконец, когда мгла сгустилась, Коля почувствовал, что хочет пить. Он остановился у продуктового магазина, слез с велосипеда и зашёл внутрь, чтобы купить минералки. Пробыл он в магазине минуты две, но, когда вышел, велосипеда не увидел. Он исчез так же внезапно, как и появился в Колиной жизни.
Скорее всего, его увёл какой-то местный шаромыга, но Коля подумал, что это неспроста. Он получил такое великое наслаждение от поездки: он не ехал, он летел, извлекая из, казалось бы, обычного средства передвижения больше, чем мог представить. То, что велосипед исчез, для Коли не стало трагедией. Такова была адекватная плата за испытанное им блаженство. Как известно со слов Оскара Уайльда, «для ощущения нет слишком высокой цены». Поэтому Коля отправился к друзьям, надеясь описать им испытанное чувство полёта. Он был в приподнятом настроении, когда повстречал на улице своего знакомого — актёра Гошу Шутова.
Шутов после вечерней репетиции бродил по городу без особой цели, стараясь «выходить» раздражение и тревогу, испытанные во время беседы с режиссёром. Гоша репетировал роль Феди Протасова в спектакле «Живой труп» по пьесе Льва Толстого, и у него ничего не получалось. Конечно, были сцены, которые он играл хорошо, но почувствовать то же, что и Федя, когда тот слушал цыганские песни, — это Гоше не удавалось. Реплика восторженного Протасова после исполнения «Не вечерней»: «Ах, хорошо! И зачем может человек доходить до этого восторга, а нельзя продолжать его?» — получалась сухой и неискренней.
Гоша любил цыганскую музыку, она его будоражила, но к экстатическому состоянию, как было нужно режиссёру, не приводила. Постановщик нервничал, говорил, что Шутов тормозит репетиционную работу и если так пойдёт дальше, то придётся искать другого исполнителя.
Это было обидно, ведь артист ночей не спал, пытаясь влезть в шкуру Протасова. Гоша ругал себя нехорошими словами и впадал в отчаяние. За несколько лет службы в театре ему наконец-то досталась большая интересная роль, а он не тянул. Пребывая в таком состоянии, он и встретил своего знакомого скульптора Колю.
***
Коля стал рассказывать Гоше о своём великом паранормальном полёте по вечернему городу на велосипеде. Гоша сначала слушал невнимательно, потому что был поглощён собственными заботами, но постепенно Колино воодушевление стало пробивать твёрдую оболочку Гошиной саморефлексии. Он уже было прислушался к Колиным словам, как вдруг из-за угла вышел парнишка гоповатого вида. Когда тот вдруг возник перед друзьями, Коля немного опешил, но, находясь в благодушно-радостном настроении, по-доброму спросил: чего, мол, тебе, парнишка, надо? Парень нагловатым тоном сообщил, что ему нужны деньги на флакон пива.
Надо сказать, что ни у Коли, ни у Гоши денег на тот момент не было, даже мелочи. Последние монеты Коля отдал за бутылку минералки, а у Гоши деньги водились редко.
— Денег не имеем, — так же благодушно ответил Коля. — Так что извини.
Но парень оказался весьма назойлив и обвинил Колю в том, что тот говорит неправду, то есть попросту «п… дит».
— Ничего не понимаю! Чего ты до нас докопался? — попытался прояснить ситуацию Коля. — Может, подраться хочешь?
— Вы попали, пацаны! — заявил парень и предложил отойти в сторонку. Коля с готовностью откликнулся на предложение, так как, судя по всему, адреналин ещё не покинул его организм и требовал выплеска.
В отличие от Коли, Гоша был трезв и на крылатом велосипеде не летал. Мозг его работал нормально, а поведение паренька, наоборот, казалось не очень нормальным. «Чего это вдруг такой щуплый пацан и лезет к крупным ребятам? На голову нездоров? По виду не скажешь. Речь внятная, наглая. Тут что-то не так», — подумал Гоша и внимательно поглядел по сторонам.
И оказался прав: из-под тёмной сени двух тополей к ним направлялись двое крепких парней. «Вот всё и стало на свои места», — мелькнуло у Гоши в голове, но тут он заметил стоявшие на бордюре две пустые стеклянные бутылки из-под пива. Не торопясь, словно бы никого не видел, Гоша взял одну бутылку в правую руку, а вторую в левую. Бугаи, прикинувшись случайными прохожими, остановились, и завели интеллигентную беседу между собой. Понятно было, что оценивают ситуацию, есть ли смысл нарываться на бутылки, которые лёгким движением Гошиных рук могут (или могли бы) превратиться в «розочки».
В это время в отдалении от тротуара Коля и щуплый парень, размахивая руками, бросались друг на друга грудью, как два бойцовых петуха. Коля наступал на противника, пытаясь его ударить, но у него ничего не получалось. Парень прытко уворачивался и «накидывал» Коле, может, и не сильными, но точными сериями по корпусу и физиономии.
Гоша подошёл к бойцам, держа в руках бутылки, секунд десять понаблюдал за представлением и предложил закончить поединок. Возбуждённые противники возражали. Худосочный приставала даже попытался угрожать Гоше, но, увидев бутылки в его руках, как-то сник и стушевался. Промямлив что-то типа «Мы ещё встретимся!», он тихо растворился во мраке. Парень явно ждал помощи, но не дождался, расстроился и, видимо, решил позже предъявить претензии партнёрам по ночному бизнесу. А его товарищи всё так же скромно беседовали, потупив глаза, когда Коля и Гоша с бутылками в руках прошли мимо них.
Коля пытался выяснить у Шутова, попал он хоть раз по роже неприятелю или нет, так как сам в пылу схватки не понял. Гоше не хотелось расстраивать Колю, и он сказал, что Коля показал себя настоящим бойцом: навешал этому придурку люлей по полной программе. Горящее от тумаков лицо Коли озарилось внутренним светом.
— Я не так ещё могу! — заверил он Гошу, светясь от радости. Похоже, он не заметил двух амбалов, стоявших, как сказал поэт, «в тени дерев». Когда опасность миновала, Гоша культурно положил бутылки в урну, в душе испытывая благодарность к некультурным согражданам, порой оставляющим пустую тару где попало.
Коля, у которого происшествие с хулиганом не затмило впечатлений от езды, восторженно продолжил рассказ, как он «не ехал, а летел» на своём велосипеде и «выжал из него всё, что может выжать человек из педального коня», который теперь ему не нужен, потому что полностью исчерпал весь свой ресурс, а он, Коля, даже рад, что велосипед украли: он не знал бы теперь, что с ним делать дальше.
Шутов неожиданно ощутил заряд бодрости духа от рассказа Коли про летающий велосипед. Тот будто поделился с ним энергией: его экстаз от «полёта» на велосипеде передался Гоше. Он вдруг ощутил тот самый восторг, с которым требовалось произнести неподдающуюся реплику Протасова: «Ах, хорошо! И зачем может человек доходить до этого восторга, а нельзя продолжать его?». Главной питательной средой для актёра всегда была жизнь, а окружающие люди — ценнейший материал для новых чувств и образов.
— Спасибо тебе, Коля, — сказал Шутов.
— За что? — удивился Коля.
— За всё, — ответил Гоша и отправился домой готовиться к завтрашней репетиции.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Актёр – черта характера» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других