«Урал православный» рассказывает читателям о церковных традициях и праздниках, об истории христианства на Южном Урале, о роли Русской Православной Церкви в духовно-нравственном развитии общества и ее помощи нуждающимся, знакомит со священнослужителями и мирянами, которые восстанавливают храмы, занимаются благотворительностью, помогают другим стать лучше.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Урал православный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Испытание войной
22 июня 1941 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, началась Великая Отечественная война. Потрясённый советский народ выслушал сообщение наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова. Но только после знаменитой сталинской речи страна вышла из оцепенения. 3 июля 1941 года глава правительства обратился к своему народу: «Братья и сестры», — как было принято у христиан. Только в православии было спасение, и Сталин понимал это. Это было воззвание к корням и общей истории. Выступление способствовало мобилизации всех сил в час смертельной опасности.
Обескровленная двумя десятилетиями гонений и репрессий Русская Церковь с первых дней войны чётко обозначила свою патриотическую позицию. Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) уже 22 июня 1941 года обратился к православным христианам с посланием «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», благословив на подвиг весь народ. В послании звучали призыв к борьбе с фашизмом и глубокая вера в Победу.
На фронте воевали около трети челябинских священников. Будущий настоятель Свято-Димитриевского храма Троицка отец Михаил Арчажников ушёл на войну 22 июля 1941 года, а вернулся 20 октября 1945-го, успев повоевать и на Японском фронте.
Необычна судьба Иоанна Исидоровича Когута. Учился в консерватории, пел в опере. В марте 1942 года в составе Ленинградской академической капеллы был эвакуирован в Киров. Капелла выезжала в различные военные части, в госпитали, где выступала перед ранеными. В 1959 году принял решение посвятить жизнь служение Церкви. Был рукоположен в сан диакона и определён к Симеоновской церкви Челябинска, затем был переведён в миасскую Свято-Троицкую церковь.
В 1941 году протоиерей Сергей Ашихмин был назначен настоятелем Свято-Симеоновского храма Челябинска и благочинным церквей Челябинской области. За время его настоятельства православные челябинцы собрали более шестисот тысяч рублей в Фонд обороны. За свою патриотическую и организационную деятельность отец Сергий получил две благодарности от Сталина, был представлен к награде «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Отец Сергий не только собирал пожертвования, но и отправил на фронт двоих сыновей. Один из них погиб в бою, а другой скончался от ран после войны. В 1945 году был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором избрали нового Патриарха — Алексия Первого. Последним местом его служения стал небольшой приход Никольской церкви Пласта.
Военный летчик Никита Елизарьев во время войны дал обет, что если останется жив, посвятит свою жизнь служению Церкви. После войны принял священный сан. Был священником в Магнитогорске. В 1955-м стал клириком кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в Челябинске. В 1960-х уехал в Омск, где вскоре был пострижен в монашество с именем Иннокентий. Скончался в возрасте 51 года.
Протоиерей Сергий Ашихмин, диакон Желтов, иерей Димитрий. Магнитогорск, 1950-е годы.
К началу войны на огромной территории Челябинской области (которая была гораздо обширнее, чем сейчас) не было ни одного храма, верного канонической Церкви. Война заставила власть пересмотреть религиозную политику. Вспомнили русских святых, стали снимать фильмы об Александре Невском, Минине и Пожарском, Кутузове, Нахимове, Ушакове. Была восстановлена управленческая система Церкви, из тюрем и ссылок выпустили епископов и других «врагов народа». С 1943 года в стране начали открываться новые приходы. В Челябинской области в 1944 году было принято 48 заявлений о восстановлении храмов, в 1945-м — 61. Из поданных ходатайств удовлетворено в 1944 году — двенадцать, в 1945-м — тринадцать. То есть, одобрение получили около двадцати процентов обращений. Это много: по стране «разрешительный» процент в 1944 году был 3,23, а в 1945-м — 8, 45.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Урал православный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других