Общеизвестно, что иностранцы, сталкиваясь с русскими, не понимают их и говорят о загадочности или, по крайней мере, непредсказуемости русских. Последнее время это стало предметом чувства собственной исключительности и у русских, поэтому они сами говорят о загадочной русской душе, когда не в силах объяснить свои поступки. Или когда не хотят их объяснять… Придуманное французом еще в девятнадцатом веке выражение «загадочная русская душа», думается мне, не имело отношения к душе. Речь шла о загадочности и непредсказуемости поступков русских людей, то есть, в сущности, о поведении. Французу было трудно понять, как это называется в психологии, мотивы поступков русского человека, то есть движущие силы, заставляющие совершать те или иные поступки. Так ли это? Действительно ли речь идет о том, что француз уж совсем не может понять, почему мы так поступаем? И мы, кстати, тоже, когда глядим на своих соотечественников, творящих необъяснимые вещи, и восклицаем: «Загадочна душа русская!»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Загадочная русская душа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Душа или понятие души?
Любопытный вопрос: есть ли у современного человека душа?
В некотором смысле этот вопрос для русского человека оскорбителен: он звучит так, будто ты хочешь сказать, что этот человек плохой. Или злой. С другой стороны, если удается снять обиду, то современный человек очень уверенно, как хорошо заученный урок биологии, выдает, что никакой души в действительности нет, это все суеверия, давно отвергнутые и разоблаченные наукой.
А что есть? Что у нас вместо души?
Советская психология уверенно внушала: душа — понятие, отражающее исторически изменяющиеся воззрения на психику человека и животных… (Психология, Карпенко).
Означает это, что души нет, а есть лишь некое понятие, которым недоразвитые народы описывали «психику». Что такое психика?
Психика — слово однокоренное с греческим «психе», то есть «душа», но производное не от «психе», а от «психикос» — душевный. Иными словами, в этом слове отразились представления идеалистической психологии конца девятнадцатого века, когда даже верившие в душу психологи, вроде Снегирева, Адамова или Челпанова, уже не рисковали утверждать, что именно она является предметом психологии. Предметом сей псевдонауки объявлялась некая условность, именуемая душевной жизнью или душевными явлениями.
К душевным же явлениям относили все то, что в рамках естественнонаучной психологии составило парадигму этой образовательной дисциплины: ощущения, восприятие, внимание, мышление, воображение, рефлексы, ВНД (высшая нервная деятельность)…
Парадигма психологии неоднократно менялась. И только за советское время она пережила шесть кардинальных изменений, пока не утвердился тот образ науки, который преподают сейчас, разбавив его американским кетчупом из необихевиоризма и нейро-сайнс.
Однако еще в 1931 году в первом нашем психологическом словаре Варшава и Выготский невольно приводят правящее в то время понятие о душе:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Загадочная русская душа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других