Цифровая экосистема Института омбудсмена: концепция, технологии, практика

Александр Юрьевич Чесалов

Цель книги «Цифровая экосистема Института омбудсмена: концепция, технологии, практика» заключается в том, чтобы познакомить читателя с новыми тенденциями формирования нового цифрового общества и цифровой экономики, а также с перспективами применения новых технологий четвертой промышленной революции не только в цифровом государственном управлении, но и в Институте омбудсмена в Российской Федерации.Все, что написано в этой книге – это уникальный опыт автора.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цифровая экосистема Института омбудсмена: концепция, технологии, практика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

От Автора

Александр Юрьевич Чесалов

Доктор технических наук, Член-Корреспондент РАЕН.

Исторически сложилось так, что свою первую концепцию я написал в 1999 году, когда работал под руководством Михеева Владимира Николаевича в Информационно — аналитическом управлении при Губернаторе Тверской области в Администрации Тверской области. Этот документ в тот период времени назывался «Проект информатизации Тверской области».

Затем была кандидатская диссертация на тему «Анализ и выбор рациональной структуры региональных распределенных сетей передачи, обработки и хранения данных» по специальности 05.13.01 — системный анализ, управление и обработка информации (в промышленности).

Дальше были стратегии и концепции «цифровизации», которые я писал и реализовывал в разных ИТ-компаниях «Система-Информ» в 2004 году, ЗАО «Ренова-сервис» в 2006 году, «Сетевые системы» с 2005 по 2009 годы, бизнес-подразделение «Ситроникс: системы безопасности» ОАО «Ситроникс» с 2009 по 2012 годы, ООО «Невмедиа» в 2012, и почти каждый год в компании «Atlansys Software» на протяжении двенадцати лет с 2009 года и до настоящего времени.

Позже, спустя почти десять лет после защиты кандидатской диссертации, я защитил докторскую диссертация на тему «Методология определения операционных характеристик и рациональной структуры региональных распределенных сервисных сетей передачи, обработки и хранения данных» по специальности 05.13.10 — управление в социальных и экономических системах, которая стала логическим продолжением моей прошлой работы.

И так, на протяжении более двадцати лет, я занимаюсь не только ИТ-проектами, но и по большей части стратегическим планированием, управлением и развитием различных ИТ-компаний.

В 2020 году мне представилась уникальная возможность принять участие, в числе прочих специалистов, в работе над Концепцией создания Государственной информационной системы «Уполномоченный по правам человека» (ГИС УПЧ).

Должен вам сказать, что за эту работу я взялся с большим энтузиазмом по целому ряду причин. О двух из которых, пожалуй, я расскажу несколько подробнее.

Первая причина и основная из них заключается в том, что летом 2020 года я прочел Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Николаевны Москальковой за 2019 год, который буквально вдохновил меня написать статью «Основные предпосылки к цифровой трансформации Института Уполномоченного по правам человека». Эта статья была в последствии опубликована в журнале «CIS Современны Информационные Системы» №4 (14) в 2020 году.

Чтобы понять, что именно привлекло мое внимание, приведу небольшую цитату из Доклада Уполномоченного по правам человека в РФ: «Важным событием в истории российской государственной правозащиты стала встреча Президента Российской Федерации с уполномоченными по правам человека в Кремле 10 декабря 2019 г., на которой были обсуждены наиболее важные проблемы признания, соблюдения и защиты прав человека.

Сегодня запрос общества на повышение уровня защиты прав и свобод человека и гражданина требует от института уполномоченных по правам человека в Российской Федерации большей результативности, поиска новых форм работы, повышения эффективности использования уже имеющегося инструментария. Новые условия работы не только позволяют, но и обязывают к этому».

И еще одна цитата из этого же Доклада: «Повышение результативности в работе с обращениями граждан зависит от ряда факторов. В их числе поднятие уровня профессиональной подготовки служащих Аппарата, внедрение в работу новых информационных технологий, усиление ответственности руководителей государственных органов по исполнению запросов и восприятию рекомендаций Уполномоченного, более активное использование потенциала общественных правозащитных организаций при рассмотрении жалоб граждан на нарушения их прав, совершенствование организационно-правового статуса омбудсмена и другие меры, которые мы намерены осуществлять».

Вот именно эти фразы «поиск новых форм работы, повышения эффективности использования уже имеющегося инструментария» и «внедрение в работу новых информационных технологий» стали отправной точкой, в моей работе, которая, по сути, рассказывает о необходимости создания цифровой экосистемы Института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Кроме того, в этой статье рассматривается актуальный вопрос цифровой трансформации Института Уполномоченного по правам человека в РФ, а также те перспективные направления работы по созданию и развитию информационных систем, которые должны стать неким «прорывным цифровым инструментом», повышающим эффективность работы Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (АУПЧ).

В своем докладе Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова также говорит о том, что: «Один из выводов, который напрашивается в результате анализа повседневной работы с жалобами, где люди рассказывают о постигших их несчастьях, о невозможности быть услышанными и получить понятные аргументированные ответы на свои жалобы, а также с учетом изучения итогов проведенного мониторинга протестных акций и генезиса системных проблем в сфере соблюдения прав человека, состоит в том, что в обществе наблюдается дефицит конструктивных коммуникаций между органами государственной власти, принимающими решения, и членами общества, вынужденными их выполнять, которые позволили бы найти компромисс, „договориться“ по разрешению наиболее острых системных проблем, а в целом — снизить напряженность». Как мы увидим с вами далее, именно применение новых информационных технологий как раз и позволяет создать тот самый эффективный интерфейс коммуникаций между государством и его гражданами, который необходим в работе АУПЧ.

Важно подчеркнуть, что именно в этой статье впервые даются такие определения, как: «Цифровая трансформация Института Уполномоченного по правам человека», «Цифровая платформа Института Уполномоченного по правам человека» и «Цифровая экосистема Института Уполномоченного по правам человека», которые в последствии вошли в Концепцию создания Государственной информационной системы «Уполномоченный по правам человека».

Там же я делаю вывод о том, что основным результатом реализации цифровой трансформации и создания цифровой экосистемы Института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации должно стать сокращение разрыва между обязательствами государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и их практическим воплощением в жизнь.

Вторая причина заключается в том, что на протяжении последних трех с небольшим лет я активно работаю не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Республике Татарстан и Башкортостан.

Опыт общения с самым широким кругом людей, от Руководителей Республик и их министров, до студентов или молодых предпринимателей, которые хотят запустить свой собственный первый ИТ-проект, позволил мне прийти к понимаю необходимости разработки и реализации таких ИТ-проектов, которые бы ставили своей целью объединять людей по всей Российской Федерации с целью улучшения качества жизни через применение технологий четвертой промышленной революции в нашей повседневной жизни.

Таким образом родилась идея создания федеральной торговой площадки и появился проект «АГРОСТАРТ», который в 2020 году вошел в ТОП-1000 проектов России конкурса, проводимого Агентством стратегических инициатив. А годом ранее этот проект был одобрен к реализации Президентом Республики Татарстан Миннихановым Рустамом Нургалиевичем.

Рисунок 1. Республика Башкортостан. Город Уфа. 2020 год. Несколько бессонных ночей в работе над проектом «ARTIMIDE» на кануне его защиты

Так появилась и другая идея создания Национального отраслевого ИТ-парка «ARTIMIDE» в городе Уфа Республики Башкортостан. Цель этого проекта заключатся в том, чтобы в рамках создания Евразийского научно-образовательного центра и реализации Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также с целью реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан создать на территории Республики Башкортостан в городе Уфа высокотехнологичный Национальный ИТ-Парк-кластер, не имеющий аналогов в РФ. Выбор Республики Башкортостан был обусловлен не только перспективами его социально-экономического развития, но и тем количеством умных и талантливых людей, с которыми мне довелось познакомиться на TEDx ForestersPark 2019 (где я принял участие в качестве спикера), для которых этот проект является «фундаментом» строительства будущего Республики Башкортостан.

13 августа 2020 года проект «ARTIMIDE» был представлен Главе Республики Башкортостан Радию Фаритовичу Хабирову на заседании инвестиционного комитета республики Башкортостан, который проходил в формате инвестиционного часа. Проект был одобрен к реализации.

Вместе со всеми моими глобальными «цифровыми» замыслами и появилась идея написать книгу, которая бы раскрывала суть создания цифровых экосистем. Тем более, что подобную тему я подробно рассматривал в своей книге «Цифровая трансформация» (которая вышла годом ранее) в главе «Центр управления регионом: научный подход к реализации».

Возвращаясь к работе над Концепцией создания Государственной информационной системы «Уполномоченный по правам человека», передо мной стояла, как в последствии оказалась, совсем непростая задача поиска перспективных путей, методов и средств, а также технологий, которые бы могли стать основой этой Концепции.

В процессе работы над ней мне пришлось проанализировать более ста различных источников и документов. Среди них есть весьма интересные, например такие как:

— «Окинавская Хартия глобального информационного общества», принятая главами государств и правительств «Группы восьми» 22 июля 2000 года и Нью-Йоркская «Декларация тысячелетия».

— Концепция формирования информационного общества Российской Федерации 1999 года.

— Доклад о развитии цифровой экономики в России Всемирного банка от 2018 года «Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для Российской Федерации».

— Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года, утвержденной Министром промышленности и энергетики Российской Федерации В. Б. Христенко Приказом №311 от 11 августа 2007 года, и так далее.

Тем не менее, основу этой книги и Концепции создания Государственной информационной системы «Уполномоченный по правам человека» вошли следующие документы:

— Указ Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г. №203 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы.

— Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

— Национальная Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. №7.

— Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. №490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».

— Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

— Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2019 «1911-р «Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы».

— Постановление Правительства РФ от 10 октября 2020 г. №1646 «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами».

Эти документы в числе прочих были мною детально изучены, проанализированы и реструктурированы в оптимальный для общего понимания текст (с моей точки зрения правильности и последовательности его изложения и применения в повседневной практике), который представлен на изучение вам в первых пяти главах.

Хочется отметить, что над Концепцией создания Государственной информационной системы «Уполномоченный по правам человека» работала группа высокопрофессиональных специалистов — настоящих профессионалов своего дела, которая за сравнительно короткий промежуток времени провела титаническую работу по анализу огромного количества информации, а также написанию и согласованию текста документа.

Результатом нашей совместной работы стал документ «Концепция создания Государственной информационной системы «Уполномоченный по правам человека».

Именно этот документ был направлен на согласование и утверждение в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также он лег в основу второй части этой книги.

Я хочу выразить свою глубокую признательность всем тем людям и настоящим профессионалам своего дела, чье мнение и авторитет оказали на меня положительное воздействие в процессе написания этой книги, а именно: Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Татьяне Николаевне Москальковой, Заместителю председателя экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ Черникову Валерию Васильевичу, Первому заместителю руководителя рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Чечельницкому Илье Валентиновичу, Начальнику Управления защиты прав человека в уголовном процессе Филипп Любови Витальевне.

Также выражаю искреннюю благодарность и всем тем, кто работал вместе со мной над Концепцией создания Государственной Информационной Системы «Уполномоченный по правам человека», а именно: Начальнику отдела Информационных Технологий Управления обеспечения деятельности АУПЧ Кантемирову Алексею Геннадьевичу, Заместителю Генерального директора по развитию цифрового профиля АО «РТЛабс» Чуркину Дмитрию Валерьевичу, Директору департамента новых проектов АО «РТЛабс» Хадаскову Денису Александровичу, Руководителю группы ООО «ЭйТи Консалтинг» Мелешкову Сергею Олеговичу, Директору проектов и Руководителю департамента развития Электронного правительства АО «РТЛабс» Малиновскому Игорю.

Отдельное спасибо я хочу выразить людям, которые меня поддерживают в моих начинаниях: Генеральному директору «Фонда помощи детям имени Примакова Е. М.», Советнику Президента ТПП РФ, Серебряному призеру Олимпийских игр, неоднократному чемпиону Мира и Европы, генерал-майору Романову Леониду Михайловичу, а также Председателю регионального общественного движения поддержки защитников Родины «Доблесть Отечества» Баканач Олегу Васильевичу.

В заключении хочется добавить, что эта книга является исключительно моим взглядом на актуальную и непростую проблему цифровой трансформации и определения подходов к построению цифровой экосистемы Института омбудсмена в Российской Федерации, а также она рассказывает о моем личном опыте реализации задач по цифровой трансформации Института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Читатель не найдет в этой книге объемных теоретических изысканий и пространных рассуждений, которые бы могли быть применимы в неопределенном будущем для разработки концепций, стратегий и проектов цифровизации. Вы найдете здесь конкретный подход и практический пример, который можно использовать в реальной практике создания и развития цифровой экосистемы Института омбудсмена в Российской Федерации.

С одной стороны книга написана для широкого круга читателей, интересующихся происходящими процессами «цифровизации» в Российской Федерации, с другой стороны в ней очень подробно рассматривается реализация конкретной задачи, а именно Концепции создания Государственной информационной системы «Уполномоченный по правам человека».

Книга может стать хорошим гидом или пощником не только Руководителям цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer, CDTO), но и специалистам в области информационных технологий, работающим над задачами разработки отраслевых цифровых стратегий или концепций. Также всем читателям будет интересен Глоссарий, в котором собрано более ста терминов и определений по цифровой экономике.

Цель этой книги прежде всего заключается в том, чтобы познакомить Вас с новыми тенденциями формирования нового цифрового общества и цифровой экономики, а также перспективами применения новых технологий четвертой промышленной революции не только в государственном управлении, но и в Институте омбудсмена в Российской Федерации.

Приятного Вам чтения и продуктивной работы!

Ваш, Александр Чесалов.

Сайт: chesalov.com

E-mail: aleksander.chesalov@yandex.ru

27.02.2021

Рисунок 2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Москальковой Татьяны Николаевны за 2019 год

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цифровая экосистема Института омбудсмена: концепция, технологии, практика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я