Дом 21/4 на Старой Басманной

Александра Плохова, 2020

Дом, о котором пойдет речь, непостижимым образом оказал влияние на судьбу четырех поколений семьи автора – московской ветви древнего рода Плоховых. Пятеро членов семьи провели свои юные годы в стенах этого здания, первоначально построенного как дворец для князя Александра Борисовича Куракина. Дом и семья – свидетели исторических событий, происходивших в нашем Отечестве, в Москве и в Басманном районе города. Книга – историко – мемуарная. Это повесть в отдельных рассказах, некоторые из которых несут мистическую окраску. И это оправданно! Всякий дом имеет свою личную историю. Также как и каждая семья. И чаще всего – подобную волшебной сказке или тайне, которую следует разгадать. А старинные дома – тем более!»

Оглавление

Глава 5

АЛЕКСАНДРОВСКОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Здание Александровского коммерческого училища на Старой Басманной улице, 21.

Фото начала XX в.

И снова меняет свой облик бывший дворец князя Куракина. Здание капитально перестраивают в 1885–1887 гг. по проекту архитектора Б. В. Фрейденберга для размещения в его главном корпусе Александровского коммерческого училища.

С того момента, когда училище распахнуло свои двери и мой прадед Иван Иванович Плохов привел туда за руку сына Ивана (моего деда), начинается вековая история загадочной связи нашей семьи с домом 21/4 на Старой Басманной улице. В этом здании, как я писала в предисловии, провели свои юные годы мои предки, я сама и мой сын.

Александровское коммерческое училище было основано 19 февраля 1880 года Московским биржевым обществом по инициативе его председателя, московского предпринимателя, банкира и общественного деятеля Н. А. Найденова, в честь 25-летия царствования императора Александра II. Инициатива Найденова получила поддержку богатейших промышленников и финансистов Москвы — И. Н. Коншина, И. А. Лямина, И. С. Мальцева, Т. С. Морозова, К. Т. Солдатенкова. В число жертвователей вошли крупные торговые дома — «В. Алексеев», «Л. Кноп», «П. и С. братья Третьяковы и В. Коншин», «Вогау и К°», «А. и Г. Ивана Хлудова сыновья», целый ряд мануфактур, Московский купеческий банк. Основной капитал училища первоначально составил более 70 тысяч рублей. Это было время развития промышленности, модернизации экономики. Остро ощущалась потребность России в образованных людях. Предприниматели понимали, что в условиях конкуренции без профессионального образования не обойтись. И это, как никто другой, понимал Найденов Николай Александрович, который в качестве представителя московских деловых кругов участвовал в решении общегосударственных проблем. Он занимался разработкой проектов экономических реформ и правительственных постановлений совместно с министром финансов С. Ю. Витте.

Н. А. Найденов! Эта удивительная разносторонняя личность поразила мое воображение, когда я прочитала о его пути и деяниях. Это был человек чести и большого достоинства. Когда ему за заслуги перед Отечеством было предложено дворянское звание, он решительно отказался.

«…Жило в нем большое московское купеческое самосознание, но без классового эгоизма. Выросло оно на почве любви к родному городу, к его истории, традициям, быту», — вспоминал о нем в своих записках русский предприниматель и банкир В. П. Рябушинский.

Итак, 21 июля 1883 года были произведены выборы попечительского совета училища на три года. Председателем совета был избран Николай Александрович Найденов, товарищем председателя — Александр Константинович Трапезников, членами совета — Иван Кузьмич Бакланов, Андрей Андреевич Колли, Сергей Владимирович Алексеев, Павел Михайлович Третьяков, Дмитрий Петрович Боткин. В 1884 году дом21/4 на Старой Басманной был приобретен попечительским советом для Александровского коммерческого училища и перестроен, как сказано выше, по проекту архитектора Б. В. Фрейденберга. В главном здании разместился учебный корпус Александровского коммерческого училища, во дворе — пансион, квартиры директора и служащих… Училище было торжественно открыто 6 октября 1885 года. Первым директором Александровского училища стал известный русский ученый — математик, член — корреспондент Петербургской академии наук, профессор Императорского технического училища Алексей Васильевич Летников. Он был известен не только как ученый, но и как специалист в области распространения в России профессионального образования. Бывая за границей, он изучил тамошние системы профессионального образования и сделал собственные выводы. Эти свои знания и рассуждения он применил на практике, подготовив развернутую программу обучения в

Александровском коммерческом училище.

Особое место в программе уделялось вопросам воспитания. Директор А. В. Летников отмечал в своей речи при открытии училища в 1885 году: «Наше училище должно готовить молодых людей не к ученым званиям, а к жизни и к трудовой деятельности в обществе. Задача воспитания здесь не только не может быть отделена от учебного дела, но следует сказать, что эта задача еще важнее учения… Только воспитанием дается развитие сил физических и нравственных, образование характера, умение обращаться с людьми, умение приложить к делу приобретенные знания… Взаимное воздействие воспитания и учения образует человека… Знание есть только орудие. Взяв его в руки, надо еще уметь им владеть, не в узком смысле школьных практических упражнений, а в широком смысле умения принести этим знанием пользу обществу или лицам, применяя его в том деле, которое подлежит исполнению… Задача воспитания — образование воли… Человек, который пользуется влиянием и особым значением в обществе не столько тот, кто обладает большими знаниями, сколько тот, кто имеет сильную волю и умеет желать».

Мысли Летникова о воспитании очень интересны. Он пишет, что основа воспитания — дисциплина. Ее нельзя противопоставлять свободе: «Нельзя быть свободным, не умея подчиняться закону». А дисциплине могут учить только дисциплинированные люди: «Авторитет учителя и наставника заключается, главным образом, в личном влиянии». Отдельно он останавливается на важности физического воспитания для развития энергии, подвижности, ловкости, здоровья, «что немаловажно в нашем климате».

Серьезно ставится и вопрос об эстетическом воспитании, о занятии разными искусствами, о знакомстве с музыкальными и литературными произведениями. Все это формирует будущего специалиста как человека культурного и эстетически развитого. Учитывая особенности времени, мы можем понять, почему автор, человек прогрессивных взглядов, называет религию «краеугольным камнем нашей системы образования и воспитания». В тех условиях, когда официально не могли существовать светские идеологии, религия воспринималась как объединяющая нацию духовная сила.

Наконец, воспитание патриотизма. Этот вопрос поставлен после всех не потому, что он менее важен, а потому, что все устремления учителей и учащихся должны быть направлены на главное — на служение Отечеству и его процветанию. «Любовь к Отечеству, — заключает А. В. Летников, — есть душа народа… Патриотизм дает единство и силу нации… Воспитаем честных русских граждан, готовых всем пожертвовать для того, чтобы Россия была сильною, процветающею, славною».

Программа обучения в Александровском коммерческом училище отвечала уровню классической гимназии, но в освоении иностранных языков превышала его. По постановке преподавания точных и естественных наук Александровское коммерческое училище было одним из передовых учебных заведений Москвы конца XIX — начала XX века. Следует обратить внимание: особенностью коммерческого училища было то, что оно находилось в ведении министерства финансов, а не под контролем чрезвычайно консервативного, даже временами реакционного министерства народного просвещения!

На протяжении многих лет существования училища (до 1918 года) его директорами были: профессор А. В. Летников (1884–1888), профессора Московского университета Ф. А. Слудский (1888–1891), В. Я. Цингер (1892–1898), К. А.

Андреев (1898–1907), профессор Ю. Ю. Цветковский (1907–1913), И. Е. Батманов (1913–1918).

Какие имена! Какие ученые преподавали в училище! Математики К. А. Андреев, В. Я. и А. В. Цингеры, астроном П. К. Штернберг, историки В. И. Пичета и Д. В. Цветаев, юрист и экономист П. И. Новгородцев, академик живописи К. Ф. Турчанинов, биолог В. И. Палладин, химик А. Е. Чичибабин!

В Александровское коммерческое училище принимались мальчики 8–11 лет, москвичи и жители других регионов Российской империи (при училище в 1885–1906 года существовал пансион). Учебный процесс был рассчитан на 8 лет и включал в себя подготовительный класс, 5 общих и 2 специальных.

В число общеобразовательных предметов входили: Закон Божий, русский язык, иностранные языки, математика, физика, химия, история, рисование, черчение, чистописание.

А в число специальных предметов: история торговли, товароведение с технологией, коммерческая арифметика, бухгалтерия, коммерческая география, политэкономия, законоведение.

Отличительной особенностью в преподавании таких дисциплин, как химия и физика, было их обязательное сопряжение с преподаванием технологических основ промышленных производств. Ученики, окончившие полный курс, получали аттестаты и звание личного почетного гражданина. А отличившиеся в учебе и поведении удостаивались звания кандидата коммерции и награждались золотой или серебряной медалью.

Выпускники училища обладали правом на поступление в Императорское техническое училище (в настоящее время МВТУ им. Баумана), институт инженеров путей сообщения и другие высшие учебные заведения технического и коммерческого образования. За годы своего существования Александровское коммерческое училище подготовило свыше тысячи специалистов прикладной экономики и коммерции. Среди окончивших Александровское коммерческое училище — видные деятели промышленности, коммерсанты и банкиры из семей Крестовниковых, Лапиных, Морозовых, Перловых, Хлудовых, Четвериковых и др.

В 1895 году училище закончил А. М. Ремизов — писатель, лингвист, художник и философ. (В этом же году закончил его и мой дед, Иван Иванович Плохов.)

В 1918 году Александровское коммерческое училище перестало существовать — было закрыто. Папа, Владимир Иванович Плохов, и его брат, Евгений Иванович, не успели его закончить, но хранили всю жизнь теплые воспоминания о тех немногих годах, которые они провели в его стенах. Однако Дом 21/4 на Старой Басманной продолжил свое существование как учебное заведение, но в ином качестве. Спустя годы и я войду в это здание (по недоразумению), а вслед за мной и мой сын (при первоначальном его нежелании), но об этом — в следующих главах моей повести.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я