1. Книги
  2. Руководства
  3. Александра Ястребцева

108 лайфхаков писателя

Александра Ястребцева (2025)
Обложка книги

Внутри этой книги — 108 инструментов писательства и связанных с ним областей, а также — 108 практических заданий, чтобы прокачать мастерство и личность Творца. Лайфхаки разделены на двенадцать блоков по девять штук в каждом: Мышление, Проявление, Самоорганизация, Подготовка, Персонажи, Вселенная повествования, Сюжет, Написание текста, Редактура, Упаковка, Продвижение и Соцсети. Книга поможет как начинающему, так и опытному писателю изучить свой творческий процесс и осознать себя как Творца. В ней содержатся конкретные инструменты под каждый этап создания книги, а также вещи «на подумать». Немало внимания уделено психологии творческого человека и созданию лёгкости в его труде. Используй лайфхаки из этой книги, чтобы твой роман с писательством перерос в союз. Или для того, чтобы просто создать свою книгу, будь то художественная литература или нон-фикшн.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «108 лайфхаков писателя» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Избавься от идеи о конкуренции

Идея о конкуренции сидит в людях намного глубже, чем многие могут представить и часто проявляется в формах, в которых они не ждут.

Разберёмся, откуда она берётся и как может себя проявлять.

Идея о конкуренции происходит из идеи об ограниченности ресурсов. Если речь идёт о физических ресурсах (например, количестве золота или газа), то ясно, что их не может стать больше, чем есть. И за них действительно нужно бороться. Если же речь о внимании читателей — а каждый писатель стремится получить именно его — то о каком ограничении может быть речь?

Разве читатель за всю жизнь прочитывает только одну книгу или книги одного автора? Согласись, внимание всех читателей во всём мире — явно не тот ресурс, который возможно исчерпать.

Давай признаем, что настоящая причина конкуренции в другом: «Я хочу быть лучше, чем они».

Но ты не представляешь, насколько часто «я — лучше» маскируется под… «я — хуже». «Я пишу какую-то фигню, а вот соседка по чату действительно пишет шедевр», «Моя книга никому не нужна, не то, что книга вон того парня на курсе», «Мне далеко до этого автора / этой книги». Всё это — твои мысли о конкуренции.

И порой от этого авторов настолько бомбит, что вместо того, чтобы заниматься своими проектами, собой как личностью и своим продвижением, они начинают обесценивать и хэйтить коллег. «Она написала фуфло», «Я тоже бы так смог», «Ему просто повезло», «В её книгах нет ничего особенного»…

Как часто у тебя возникали такие мысли? Чувствуешь этот горький вкус зависти? Знаешь, откуда он у тебя?

Оттуда, что ты и правда бы так смог.

Зависть — наш нереализованный потенциал, который сжигает нас изнутри. Иногда она бывает настолько нестерпимой, что автор, поддавшись её влиянию, выбирает неверный путь. Он концентрируется не на своём результате, а на обиде на «несправедливый» мир. И выливает её на «конкурента».

Но разве ты станешь лучше, если начнёшь обесценивать и топить других? Это действительно то, во что следует вкладывать силы? Это — тот результат, который ты хочешь иметь?

Даже если ты говоришь, что не завидуешь конкурентам, а разгоняешься «об них», в самой этой концепции заложена идея о превосходстве одного над другим. Это значит, что победитель будет доволен, а проигравший — побит. Но мы делаем вклад в одну культуру. Так не выгоднее ли объединяться, чем разделять?

Когда другие — твои коллеги, а не конкуренты, вы не боретесь за якобы ограниченный ресурс, а обретаете способность созидать. И это не только про то, что ты можешь организовать с кем-то совместный проект, — это в том числе про саму твою книгу.

Книга никогда не является единоличным продуктом: за ней всегда стоит большее, чем её автор. И когда в тебя прорастёт мысль о том, что каждую «твою» книгу создаёшь не один ты, а весь мир, начнётся настоящее волшебство.

Многие люди вложились в то, чтобы сформировать твоё мышление. Все они — твои соавторы. Ты шёл по улице и вдруг увидел на чьём-то балконе цветок. Тут же в твоей голове прозвучал «щёлк», и что-то сложилось в истории, над которой ты буксовал. Человек, посадивший этот цветок, — твой соавтор. И даже цветок — твой соавтор.

Отлипни уже от идеи о том, что твоя книга — только твоя!

Каждый раз, как что-либо входит в твой творческий процесс, тот, кто инициировал это, становится соавтором для тебя — и если писать из этой позиции, то допускать к проекту других людей станет легко.

«Как может быть лучше?» — спрашиваешь ты и доверяешь книгу тому, что желает с ней произойти. Так ты делаешь своё созидание открытым.

Теперь представь автора, который всё сам. Придумывает сам, пишет сам, редактирует сам… И ни на что никому не позволяет влиять. Он хочет контроля, а не созидания. Но творчество — это иной процесс, оно не про контроль. Оно про чувствительность Творца к тому, что подходит его проекту, а что нет.

Даже когда у тебя есть чёткое видение результата, спрашивай себя: «А как может быть лучше?», «А чего ещё я не знаю об этом проекте?», «А если бы было что-то, что могло бы сделать его более цельным, что бы это было?»

После третьего вопроса тебе, вероятно, захочется сделать то, чего прежде ты никогда не делал: провести марафон, организовать конкурс, открыть тематический чат или что-то ещё. Тебя вдруг может потянуть в бурятский монастырь или башкирские пещеры — и именно там ты найдёшь недостающий кусочек своего проекта. Тот самый секретный ингредиент, без которого твоя книга была бы простым полотном текста, а с ним — стала живой.

Внутри идеи о конкуренции подобное невозможно. Поэтому, чем быстрее ты избавишься от неё, тем легче и радостнее станет твоя творческая жизнь.

Задание

Подумай, какие совместные инициативы ты мог бы создать с другими писателями, а в какие — включиться как участник или помощник.

Составь список мероприятий, в которых тебе бы хотелось поучаствовать: один — для уже существующих, другой — для тех, которые было бы классно запустить. Не обязательно тебе. Не обязательно сейчас. Просто когда-то и где-то.

Подумай, что хорошего ты мог бы сделать для других авторов. Годится всё: прочитать текст и оставить на него добрый отзыв, поставить звёздочки книге и добавить её в библиотеку, чтобы сделать автора ближе к получению продвинутого статуса, дать ему поддержку, отправить комфортную сумму в донат или купить книгу, написать в личку несколько заботливых слов. Всё что угодно, чего ты хотел бы и для себя.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я