В книге собраны научно-популярные статьи, посвященные тайнам истории, а также аномальными явлениями. Даны попытки научного объяснения загадочных феноменов: предположения о «вселении» полевых образований в природные объекты. Приведены аналогии и примеры из мировой практики и литературы, а также таинственные явления в Бурятии. Изложен новый неожиданный взгляд на историю человечества. Приведены необычные предположения о причинах разрушения цивилизаций. На обложке: картина "Танец под музыку времени", Никола Пуссен.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Когда боги вернутся? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Тайна древних каменных руин на окраине Улан-Удэ
Святилище Бронзового века или уйгурская крепость?
На склоне одного их холмов (невысокой горы) на окраине Улан-Удэ автор статьи обследовал остатки каменных сооружений — фрагменты кладки из полуобработанных камней и отдельные отёсаные блоки, лежащие на склоне холма. Автор рассматривает две версии их появления: древнейшую (время постройки уходит в прошлое вплоть до Бронзового века) и средневековую согдийскую: крепость Уйгурского каганата, построенная каменщиками — выходцами из Согдианы. Поскольку ископаемые здания в крепостях уйгурского периода в Южной Сибири и Монголии малоисследованы археологами, автор статьи предлагает рассматривать особенности каменных находок по аналогии с сооружениями и крепостями согдийского периода в Средней Азии.
На южном склоне горы у поселка Забайкальский, что находится на юго-восточной окраине Улан-Удэ, можно заметить остатки скальных пород. Если подойти ближе, то часть подобных скальных образований напоминает уложенные друг на друга камни, подозрительно напоминающие небольшие фрагменты кладки из полуобработанных камней.
Ветер, осадки, перепады температуры за века, а может и тысячелетия сделали свое дело: поверхность большинства камней стала еще более неровной. На крутом склоне холма после оползней, возможно, остались лишь крайне небольшие участки стен или башен. Или, будучи снесены вниз к подножию обвалами, они давно погребены под толстым слоем земли.
Тем не менее, на склоне среди прочих валунов есть отдельно покоящиеся камни длиной до метра чёткой прямоугольной формы — фактически, это отёсаные каменные блоки правильных геометрических пропорций.
Остальные камни, имеющие признаки искусственной обработки, разные по форме, в той или иной мере сохраняют природные неровности, обработка применена к ним с разной степенью интенсивности, так как подобные каменные сооружения обычно возводились из полуобработанных камней. Часть найденных камней имеет углубление с внутренней стороны — паз, с помощью которого камень крепился в кладке.
В ходе первичного осмотра появилось предположение, что постройки из камня очень древние, возможно, им более 2 тысяч лет. На такие мысли наводят плохая сохранность каменной кладки и то, что отдельно лежащие отесанные блоки редки: каждый такой артефакт лежит в стороне (за десятки метров) от других подобных крупных камней с пропорциями, похожими на искусственную обработку.
Тем не менее, в пользу более недавнего — уйгурского времени возникновения этих построек, говорит характер обработки камня. Валуны довольно внушительных размеров, гораздо удобнее обрабатывать металлическими орудиями, чем собственно бронзовыми орудиями Бронзового века…
Также, эта гора примечательна тем, что несколько восточнее от кладки камней на том же склоне имеется необычное скальное образование: из каменной груды возвышаются вверх, смотря своим концом в небо под углом, два продолговатых камня крупных размеров — несколько метров длиной. Частично (особенно с одной стороны) они имеют пропорции, напоминающие прямоугольные.
Еще раз о «Меркитской» крепости
Не так далеко от этой горы, дальше к юго-востоку от Улан-Удэ на территории Тарбагатайского района находятся похожие искусственные каменные сооружения — комплексы Хайласын. Например, смешанный могильник «Хайласын» (с похожим торчащим вверх продолговатым камнем) и так называемая «Меркитская крепость» на горе Ореховая (Шара Тэбсэг), недалеко от устья Тугнуя, впадающего в Селенгу.
По поводу самого названия «меркитская крепость», необходимо отметить, что крепость гораздо древнее, чем известное из истории укрепление монгольского племени меркитов, которое уничтожил Чингисхан из мести за свою похищенную жену. Нашел развалины этой крепости в 1988 году и отнес их к меркитам известный в Бурятии краевед, в ту пору научный сотрудник БИОН СО АН СССР Алексей Тиваненко.
За последние десятилетия меркитская крепость стала устойчивым туристическим брендом.
Как и описанные каменные сооружения горы поселка Забайкальский, меркитская крепость расположена на скальных уступах. Другая ее часть находится на уплощенной вершине горы.
Серия статей о найденной Алексеем Тиваненко меркитской крепости появилась в номерах республиканской газеты «Правде Бурятия» в 1988 году. В одной из них краевед сообщал, что еще в 1920-е годы сооружения меркитской крепости — длинные «стены» с южной, западной и северной сторон — описаны краеведами Научного общества им. Доржи Банзарова (действовавшего с 1924 — 1930 гг. в Бурят-Монгольской АССР). Тогда В.В. Попов и Б. Тогмитов совершили восхождение к горе Шара-Тэбсэг и видели каменную стену длиной 800 метров, опоясывающую подножье скалистой горы с крепостью2.
Как и каменные артефакты пос. Забайкальского, «стены» располагаются на разных высотах, проходя по самому краю обрывов.
Специалисты-историки склоняются к версии, что эти каменные постройки относятся к гораздо более древним временам, к эпохе бронзы (более 3 тыс. лет назад).
По методам постройки, Меркитская крепость относится к типу древнейших в Байкальском регионе фортификационных сооружений, которые несколько тысяч лет назад строили племена, сходные по культуре с предками корейцев (дело в том, что раскопки самых древних крепостей людей, являющихся предками корейского народа, показывают похожий тип укреплений).
При этом подобные сооружения — комплексы Хайласын в Бурятии, — ученые относят к ритуальным сооружениям. То есть при возможных раскопках там можно не найти культурного слоя — аналогично многим ритуальным каменным сооружения Ольхона и Прибайкалья, в которых люди не жили, а приходили к ним совершать шаманские обряды. Следует заметить, что каменные сооружения Прибайкалья и острова Ольхон создали курыкане — предки части бурятов и якутов, жившие в тех местах у побережья Байкала в конце 1-го тысячелетия нашей эры — данное предположение об отнесении каменных могильников и ритуальных сооружений Прибайкалья к курумчинской культуре (т. е. курыканской) выдвинул еще знаменитый археолог Окладников — что подтверждается свидетельствами жителей Якутии, которые, в частности, знают предназначение выдолбленных в камне чаш — для ритуалов, поскольку шаманизм у якутов сохранился по сию пору в более сильном выражении, чем у соседних народов.
Особенности каменных сооружений хребта Цаган-Дабан
Итак, на северном склоне горы у поселка Забайкальский находятся как отдельные полуобработанные камни крупных размеров и отёсаные блоки (примерно 1 метр длиной), так и разрозненные остатки каменной кладки небольших размеров.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Когда боги вернутся? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других