В данном практическом пособии рассказывается о том, как устроена авиация общего назначения (АОН) на постсоветском пространстве. Книга призвана помочь как совершить самые первые шаги к самостоятельным полетам, так и продвинуться по этому пути до покупки собственного аппарата или же связать свою жизнь с авиацией, став профессиональным пилотом, для которого полеты это работа. Вторая часть книги содержит тексты, авторы которых – пилоты различных видов воздушных судов (от самолетов до воздушных шаров). В ней уже не так много практических сведений, но зато есть эмоции и ощущения, которые человек испытывает в полете – то, зачем он и поднимается в воздух! Все эти тексты не простые – их прочтение может изменить вашу жизнь и вы станете летать!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать пилотом. Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Хочу стать военным пилотом
Где учиться
К настоящему моменту в России осталось только одно летное училище — КВВАУЛ им. Серова, расположенное в Краснодаре[155]. Все остальные училища реформированы, закрыты или стали филиалами краснодарского. В воронежской Академии[156] обучают только на инженерные профессии, на пилотов не учат.
В Краснодаре готовят летчиков на все пилотируемое, что есть в военно-воздушных силах: истребители, бомбардировщики (в том числе дальние), штурмовики, транспортную авиацию, а также летчиков морской ракетоносной и противолодочной авиации. Срок обучения — пять лет. Первые три года представители всех направлений обучаются вместе в Краснодаре, а дальше — по специализации, с направлением в различные филиалы КВВАУЛ по стране. Военных вертолетчиков готовят тоже только в одном месте в стране — это филиал воронежской академии в Сызрани[157].
Кто может учиться
В отличие от гражданских учебных заведений, куда поступить может, по сути, любой, у военных есть жесткие требования к возрасту. Поступающему в КВВАУЛ должно быть от 16 до 22 лет. Если претендент успел отслужить срочную службу в армии, то верхний порог возраста увеличивается до 24 лет, а у контрактников предельный возраст для поступления еще больше — 27 лет. С 2017 года в КВВАУЛ появилась возможность поступать и девушкам.
У кандидатов должно быть полное среднее образование, а также не должно быть законченного высшего образования. Соответственно, после успешного окончания любого вуза стать военным летчиком уже нельзя.
Как происходит поступление
Первоисточником всегда является официальный веб-сайт, но, если описать процедуру в целом, по состоянию на текущий момент (2022 год), она выглядит следующим образом:
• проходится медицинская комиссия (три дня);
• проходится профессионально-психологический отбор, являющийся аналогом гражданского профотбора (четыре дня);
• сдаются физические нормативы по 3 упражнениям: подтягивание на перекладине (у девушек заменяется другим упражнением), бег на 100 и на 3000 метров (один день);
• сдаются письменные теоретические экзамены (русский язык, математика, физика) для оценки уровня знаний.
Физические нормативы
Оценка физической подготовленности определяется по сумме баллов, полученных за выполнение практических упражнений, выносимых на экзамен[158]. Эти упражнения позволяют оценить кандидатов по трем параметрам: сила, быстрота и выносливость.
Для кандидатов мужского пола:
• подтягивание на перекладине (минимум 4 повторения, максимум 30 повторений);
• бег на 100 м (нижний порог — 15,4 секунды, верхний порог — 11,8 секунд);
• бег на 3 км (нижний порог — 14 минут 56 секунд, верхний порог — 10 минут 30 секунд).
Для кандидатов женского пола:
• наклоны туловища из положения лежа (минимум 18 повторений, максимум 55 повторений);
• бег на 100 м (нижний порог — 19,6 секунды, максимум 14,8 секунд);
• бег на 1 км (нижний порог — 5 минут 20 секунд), максимум 3 минуты 40 секунд).
Кандидаты, не преодолевшие пороговый минимум хотя бы по одному из упражнений, из конкурса выбывают и не могут быть зачислены в училище. После достижения максимального норматива в том или ином упражнении, назначается максимальный балл и выполнять его еще лучше не имеет смысла.
Медицинские нормативы
Медицинские нормативы у военных отличаются от гражданских, а также дополнительно в военных нормах имеются антропометрические ограничения (по массе тела, росту и длине конечностей).
Согласно правилам, на предварительное медицинское освидетельствование допускаются кандидаты имеющие:
• нормальное цветоощущение;
• остроту зрения не ниже 1,0 на каждый глаз без коррекции;
• артериальное давление не выше 130/80 и не ниже 105/60;
• индекс массы тела не ниже 19 и саму массу тела не более 90 кг;
• рост не менее 160 см и не более 186 см;
• длину ног не менее 88 см;
• длину рук не менее 76 см;
• рост в положении сидя не менее 80 см и не более 97 см.
Реально ли поступить
По всей видимости, вероятность поступления простого человека в КВВАУЛ находится в диапазоне между «очень сложно» и «нереально». Но есть и противоположное мнение — что это вполне доступно любому, кто подготовится заранее к поступлению. Каким бы сложным ни был процесс поступления, это не означает что не нужно попробовать его осуществить. Всегда лучше подготовиться максимально хорошо.
Условно говоря, при конкурсе 10 человек на место, а также при значительном количестве кандидатов, которым заранее суждено поступить в силу различных объективных причин (это допущение, реальных фактов нет), остается всегда какое-то количество мест для тех, кто идет «с улицы». На вероятность поступления также влияет то, сколько набирают курсантов в каждый конкретный год. Эта цифра может меняться, и вместе с ней уменьшаются или увеличиваются шансы поступления.
Проверки при поступлении в военное училище более сложные, чем у гражданских, и по-военному беспощадные и бескомпромиссные. Но медицинские нормы описаны в соответствующем приказе[159] и поэтому доступны для изучения и соотнесения со своим здоровьем. Нормы по физкультуре также формализованы и известны.
Также нужно быть готовым к дополнительным испытаниям: проверке вестибулярного аппарата на кресле Барани (вращающийся стул), а также к проверке в барокамере (имитация подъема на высоту 5000 метров)[160]. Вестибулярный аппарат поддается тренировке, а методикой тестирования гипоксической устойчивости (то, что проверяется в барокамере) владеют спортивные врачи, они же могут подсказать техники тренировки устойчивости к недостатку кислорода.
Задания психологов, по-видимому, похожи на те, что используются для гражданских пилотов, поэтому можно для тренировки использовать задания профотбора[161].
После успешного прохождения проверки здоровья, оценки физической кондиции, а также профессионально-психологического отбора проводятся экзамены по профильным предметам — физике и математике, а также по русскому языку.
После успешного прохождения всех испытаний уже рассматривается аттестат.
Есть ли льготы
Льготы при поступлении в военное училище есть у всех тех, кто является выпускниками общеобразовательных организаций, которые находятся в ведении Министерства обороны. Это суворовцы, нахимовцы и кадеты. Льгота работает следующим образом: при получении кандидатами равных результатов в ходе вступительных испытаний преимущественным правом пользуются выпускники суворовских и нахимовских военных училищ и кадетских корпусов.
По состоянию на 2022 год летный опыт или свидетельство пилота также дает преимущество в виде дополнительных баллов (от 5 до 7). Официально это сформулировано следующим образом: «…Наличие документа об окончании программы первоначальной летной подготовки при условии наличия характеристики директора школы (летчика-инструктора) о целесообразности дальнейшего обучения в летном вузе по специальности «Летная эксплуатация и применение авиационный комплексов» (свидетельство пилота/летная книжка с налетом часов)…»
Подобный опыт и документы (справку от директора) можно получить также в общеобразовательных школах-интернатах с первоначальной летной подготовкой (ОШИ с ПЛП).
Также льготами обладают абитуриенты, относящиеся к целому ряду других категорий, общих для всех военных училищ. Это касается сирот, а также детей погибших военнослужащих и некоторых других категорий граждан. Информацию можно уточнить на официальном веб-сайте КВВАУЛ.
С практической стороны наиболее интересны следующие льготы, поскольку ими может воспользоваться почти каждый, кто о них узнает заблаговременно:
1. Военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту, если ее непрерывная продолжительность составляет не менее трех лет;
2. Граждане, прошедшие военную службу по призыву и поступающие на обучение по рекомендациям командиров воинских частей[162].
По-видимому, военнослужащие могут быть также направлены на поступление в училище, как «целевики». Порядок направления надо уточнять у командира части, в военкомате или самом КВВАУЛ.
Как проходит учеба
По-видимому, учеба в КВВАУЛ не сильно отличается от учебы в других военных учебных заведениях. Первые три года все учатся вместе, а затем направляются по разным базам училища, где уже осуществляется специализация (истребители, бомбардировщики и пр.)
Как проходит служба
Существовавшие ранее проблемы с тем, что военные летчики не летали из-за отсутствия керосина или не имели нормальных бытовых условий, в настоящее время, по-видимому, повсеместно решены.
Свой первый контракт летчик подписывает еще в училище, и его продолжительность составляет пять лет. После завершения срока первого контракта он волен выбирать: заключить очередной контакт, например, на 3 года, либо уйти из армии — к этому моменту он уже имеет такое право. Но такое увольнение произойдет без получения пенсии и квартиры. Чтобы иметь право на получение данных материальных поощрений, летчик должен достигнуть определенной выслуги.
Если исходить из того, что летчика все устраивает, и он не собирается заканчивать службу после завершения обязательного пятилетнего контракта (либо после того, как набрал минимальную выслугу для получения квартиры и пенсии), то он может продолжать летать до достижения предельного возраста в пятьдесят лет. Если достигнуть командирской должности, то разрешается летать и в более старшем возрасте. Но на практике служба в армии имеет свои особенности и специфику (прежде всего чисто психологическую), поэтому до предельного возраста рядовые летчики обычно не дослуживают и увольняются раньше.
Если у военного летчика во время службы возникло желание стать летчиком-испытателем либо космонавтом, то он может попытаться реализовать его, выполнив определенные условия и подав рапорт командиру.
Что делать после демобилизации из армии
Военные летчики, по сравнению с гражданскими, значительно быстрее заканчивают свою карьеру и демобилизуются из армии. Претендовать на пенсию и квартиру они могут после достижения двадцати лет так называемой выслуги. В большинстве случаев это не двадцать календарных лет, а значительно меньше.
Такая сложность в расчетах связана с тем, что не все периоды службы военного летчика засчитываются как один к одному. Когда он обучается в училище (этот период тоже входит в выслугу лет), то один год его учебы равен одному году выслуги. А в те годы, когда пилот летает и выполняет так называемые нормы налета (налетывая условные 50 часов в год), год его службы считается за два. Если же служба проходит в суровых условиях Заполярья, то также год считается за два. В некоторых случаях, например, во время участия в боевых действиях, год считается за три[163].
Таким образом, даже не попав служить за полярный круг или на войну, летчик может уволиться со службы в тридцатилетнем возрасте. Очевидно, что в этом возрасте можно продолжать летать, но уже в интересах другого ведомства. Или перевозить пассажиров или грузы в гражданской авиации.
В том случае, если бывший военный летчик выбрал гражданскую авиацию для продолжения карьеры, он может (по состоянию на 2022 год) пройти обучение в ряде авиационных учебных центров (например, в АУЦ Аэрофлота[164]), в которых имеется программа переподготовки военных пилотов, после которой выдается свидетельство коммерческого пилота. Сам порядок может быть и несколько иной: в некоторых случаях переподготовку бывшие военные проходят в летных вузах, а затем в АУЦ налетывают 12–15 часов.
После получения свидетельства им предстоит поиск работы в авиакомпаниях. От среднестатистического выпускника гражданского летного образовательного учреждения их будет отличать возраст и наличие летного опыта. Но, так же как и выпускникам, им предстоит переучиваться в школах авиакомпаний, чтобы подготовиться непосредственно к работе.
Пилот после демобилизации также может пойти в санитарную авиацию (она преимущественно осуществляет свою деятельность в гражданской авиации) или в авиацию МЧС. В авиацию ФСБ пилоты обычно попадают переводом еще во время службы в вооруженных силах. Такие места работы, как санавиация, МЧС или ФСБ, больше актуальны для пилотов вертолетов, хотя и самолеты там тоже имеются.
Можно ли пойти в авиакомпанию после армии
Устройство на работу в гражданскую авиакомпанию после службы в армии — это достаточно распространенный сценарий. Если военный летчик может приспособиться к гражданским особенностям, а также знает английский язык или может его изучить, то он имеет шансы попасть на работу в российские авиакомпании. В каждой авиакомпании своя политика относительно приема бывших военных на работу, но, в целом, их берут на работу, и они успешно летают.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать пилотом. Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
155
Официальное название — Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова. Официальный веб-сайт: www.kvvaul.mil.ru
157
Официальное название — Военный Учебно-научный центр Военно-воздушных Сил Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Официальный веб-сайтwww.syzran.vva.mil.ru
159
Приказ МО РФ № 455 от 9 октября 1999 г. «Об утверждении положения о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил РФ» Глава 2, п.15. www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102131192
160
Имитируется подъем на высоту 5000 метров со скоростью 15–20 м/с, после чего испытуемым предлагается прочесть текст.