Этой книгой легендарный консультант и психотерапевт Алексей Ситников запускает уникальный международный краудсорсинговый проект создания современного свода универсальных законов жизни, которые способны оказывать влияние на судьбу, предупреждать о возможных ошибках при взаимодействии с окружающим миром природы и людей, а также служить гармонизации внутреннего мира человека. Читатель сможет не только подключиться к обсуждению формулировок, степени важности и способов применения перечисленных в книге 54 законов судьбы (полученных в результате дискуссий на многочисленных семинарах, тренингах, коучинговых/ психотерапевтических сессиях, интернет-форумах), прислать свои истории из жизни, подтверждающие их действие, создать свой личный перечень принимаемых и соблюдаемых законов, но также сформулировать и предложить для всеобщего обсуждения новые законы и стать, таким образом, участником впечатляющего социального исследования, способного повлиять на гармонизацию современного турбулентного мира, улучшение взаимопонимания людей разных культур и религий, возрастных и профессиональных социальных групп, мировоззрений и политических систем. Книга ориентирована на широкий круг читателей, а оригинальная методика и уникальные результаты будут интересны специалистам в области психологии, социологии, педагогики, политологии, маркетинга.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Karmalogic» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Сутра Выбор
Закон Знак
Бессознательное будет удерживать нас от ошибочных решений и действий любыми способами
Развиваем интуицию, прислушиваемся к сигналам изнутри и обращаем внимание на знаки
Вспомним ощущение драйва и потока, когда все складывается: перед нами открываются все двери, мы везде успеваем, по пути сплошная «зеленая волна», дело спорится, вовремя объявляются нужные люди, случайно происходят хорошие события. Часто мы думаем, что это просто везение, но не является ли это везение результатом нашей чуткости к знакам мироздания, которые указывают нам верный путь?
К знакам судьбы прислушивались герои исторических событий, стремясь к величию и славе. Знаки решали судьбы многих поколений людей и целых цивилизаций, например Римской империи. Ко времени, когда, победив всех возможных соперников, взошел на престол сын Констанция Хлора Константин, она уже утвердилась на огромных пространствах от вересковых пустошей Шотландии на западе до берегов Евфрата на Востоке, от берегов Рейна и Дуная на севере до Нильских порогов и песков Аравии на юге. Управлять огромной державой из Рима становилось все труднее. Императоры оставались там, где ситуация была наиболее угрожаемой, или же там, откуда легче было контролировать все провинции. Единого центра, который мог бы стать новой столицей, не было: Медиолан (нынешний Милан) был слишком далеко от богатых восточных владений, а Никомедия претила Константину из-за памяти о Диоклетиане.
И вот приснился ему сон. «Хотя император не снизошел до того, чтобы рассказать, каким образом это вдохновение свыше было передано его уму, — констатирует в своем знаменитом труде английский историк Эдуард Гиббон, — пустоту, оставленную его скромным молчанием, щедро заполнили изобретательные писатели последующих веков, описав видение, которое ночью возникло в воображении Константина, когда он спал за стенами Византия. Божество — покровитель этого города, почтенная богиня-матрона, согнувшаяся под тяжестью прожитых лет и болезней, внезапно стала девушкой в расцвете юности, и император собственными руками надел на нее все символы императорской власти. Монарх проснулся, понял смысл этого благоприятного предзнаменования и, не колеблясь, подчинился воле Неба»[130].
Знамение, посланное бессознательным Константину во сне, помогло ему сделать выбор, результатом которого стало основание Второго (или же Нового) Рима — Константинополя. Этот город стал столицей Римской империи, а менее чем через столетие он превратился в средоточие нарождающейся византийской цивилизации.
С точки зрения теории информационных систем поступок императора выглядит вполне оправданным. В условиях отсутствия достаточной информации, когда нужно сделать выбор, нельзя забывать о возможности ошибиться. Ошибка — это всегда потеря. Потеря денег, времени, других ресурсов. Поэтому на первое место выходит задача поиска методов, которые давали бы гарантию правильного выбора.
Для этого необходимо получить полную информацию обо всех возможных вариантах. И это очень усложняет жизнь, т. к. редко когда нам предоставляется возможность выбора всего из двух или трех возможностей. Не то что стратегическое политическое решение, но даже такой простой вопрос: пойти или не пойти сегодня в кино? — при подробном анализе выявит больше десятка различных вариантов развития ситуации — как положительных, так и отрицательных.
Мудрец сказал: «Благородный муж… слушается предчувствий, ибо их посылает благосклонная Высшая Сила».
Системы с большим или бесконечным числом степеней свободы — предмет изучения статистической механики[131]. От количества степени свободы системы напрямую зависит то количество состояний, в которых она может находиться. Для макроскопичной открытой системы, которой является наша Вселенная, количество степеней свободы огромно[132]. Именно поэтому предсказания статистической физики носят вероятностный характер.
Подобным образом и успешность наших действий необходимо оценивать с точки зрения вероятности того, что не учтен какой-то важный фактор, — мы не можем иметь всю информацию об окружающем мире. Вот тут и приходит на помощь наше бессознательное. Очень часто выводы, которые делаем мы на основании рационального расчета, и наше бессознательное отличаются. Не надо забывать, что бессознательное реализует свой метод анализа реальности, поскольку может видеть факты и закономерности, которые сознание не замечает. Поэтому бессознательное нередко нашептывает нам верный ответ, надо только его услышать. Иногда это называют интуицией. Те люди, которые научились доверять ей, способны принимать правильные решения даже при явном отсутствии информации.
Если же мы, по мнению бессознательного, допускаем явную ошибку, оно будет пытаться привлечь к этому внимание, подавая нам сигналы и знаки. И чем меньше мы будем обращать на них внимание, тем больше их будет. Например, перед важной встречей мы сначала забываем ключи от машины, потом нам приходится вернуться за документами, потом мы проезжаем нужный поворот… В итоге безнадежно опаздываем. Возможно, что таким образом наше бессознательное пыталось предупредить, что эта встреча не принесет нам пользы или что мы к ней еще не готовы. С помощью потери или повреждения нужных вещей бессознательное пытается донести до нас важную информацию. Иногда это может быть даже болезнь, которая помешает нам сделать неверный шаг.
«Знак ничего не сообщит до тех пор, пока ты не поймешь, как его интерпретировать».
Поэтому при принятии важного решения помимо объективных причин необходимо прислушиваться к сигналам, которые подает наше бессознательное. Таким образом оно пытается уберечь нас от фатальных ошибок.
Академик П. В. Симонов выделял две сферы неосознанной деятельности: подсознание и сверхсознание[133]. Термин «подсознание» используется исследователями как синоним понятия «бессознательное», которое предпочитал знаменитый австрийский психолог и философ начала XX века, родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд исключительно из соображений авторских прав на теорию психоанализа. А по сути «подсознание» и «бессознательное» эквивалентны[134]. В нашем подсознании находится та информация, которая не требует никаких объяснений, она воспринимается как само собой разумеющееся и лежит там «до востребования» — это инстинкты, рефлексы и хорошо усвоенные автоматизированные навыки. В глубинах подсознания берет начало и наша интуиция — способность неосознанно использовать свой прошлый личный опыт. Например, видя больного, опытный врач нередко еще до получения данных обследования может сделать вывод о характере его состояния и поставить диагноз. К сверхсознанию относится неосознанная творческая деятельность мозга — порождение гипотез, догадок, творческих озарений, решение принципиально новых задач и рождение знаний, ранее не существовавших в мозге. Материал для своей деятельности сверхсознание черпает и в осознаваемом опыте, и в резервах подсознания. В таких случаях говорят: «Меня как будто осенило, я понял то, над разгадкой чего бился столько времени». С помощью анализа бессознательного специалистам удается вскрывать конфликты, лежащие в этой сфере, что позволяет избавлять человека от психологических проблем, комплексов, неудачных сценариев и тем самым менять его судьбу[135].
Для того чтобы неосознанная сфера человеческой деятельности работала и мозг функционировал полноценно, его необходимо постоянно загружать новой информацией. По мнению известного нейрофизиолога Хосе Дельгадо, реакции каждого индивидуума определяются условиями окружающей среды, воздействующими на нейрофизиологические механизмы мозга посредством притока сенсорной информации, и проявляются соответствующей двигательной активностью — поведением. Причем деятельность мозга зависит от сенсорного притока из внешней среды не только сразу после рождения, но и на протяжении всей жизни. В его отсутствии нормальные психические функции нарушаются[136]. Оперируя неявной на уровне нашего сознания и подсознания информацией, изучая характеристики внешней среды, мозг формирует наиболее подходящую и адекватную возникшей ситуации программу поведения. При этом мозг может стать более восприимчивым к любым стимулам окружающей среды, которые способствовали формированию той или иной программы поведения. В дальнейшем эти стимулы могут стать путеводными знаками на пути человека, будучи основой для пополнения его интуиции.
«Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель».
Воздействие таких стимулов вызывает возникновение ориентировочной реакции и настораживания. Эти реакции имеют небольшой уровень сознательного контроля, поскольку возникли на ранних этапах эволюции живых организмов. Они необходимы для повышения приспособительных реакций и выживаемости особей. При сильной мотивации, которая пропорциональна силе потребности и величине тревоги, сигнальное значение может приобретать даже стимул, имеющий только отдаленное сходство с оптимальным для ситуации. Примером в поведении животных служит реакция избегания силуэта хищника.
В спокойном состоянии птицы не реагируют на предъявляемые им разнообразные геометрические фигуры. Если же предъявленная фигура соответствует силуэту ястреба, парящего в небе, то птицы начинают кричать и пытаются скрыться — проявляют реакцию избегания[137]. И даже если опасность мнимая, реакция избегания срабатывает.
За подобное внимание к знакам отвечает бессознательное. Именно в нем записаны готовые программы действий и решения, и именно им подаются сигналы, которые удерживают сознание от неверных действий и решений.
«Расшифровать послание — значит проникнуть в его символическую форму».
Хороший человек видит хорошие знаки
Часто в качестве таких знаков выступают наши невольные ошибки — оговорки, описки, забывание чего-либо, потеря вещей. Фрейд, проанализировав причины подобных ошибок, выяснил, что они оказываются результатом действия подсознательного[138]. С помощью таких ошибочных действий подсознательное как бы «подталкивает под руку» сознание в нужном ему направлении.
Эту сферу, где сознательный контроль дополняется, а иногда частично замещается влиянием подсознания, Фрейд назвал «парапраксис», то есть нечто сверх обычной практики сознания. Сфера парапраксиса, по Фрейду, включала в себя:
1) оговорки, описки, ошибки слушания и чтения;
2) забывания (слов, имен, впечатлений);
3) потерю вещей (к ней приравниваются такие ситуации, когда вещь прячут так, что потом сами не могут найти);
4) действия «по ошибке».
Классическим примером является случай с «ошибочным адресом», который также описал Фрейд: человек подсознательно не хочет писать кому-то письмо, но его совесть («цензор») заставляет его выполнять то, что «должно», и человек выполняет (письмо написано). Однако, когда он уже ослабил контроль во время написания адреса на конверте, он как будто случайно совершает незначительную ошибку при написании какой-то его части, но такую, которая направляет письмо «не туда». Таким образом, подсознание удерживает сознание от нежелательных, ошибочных, с его точки зрения, действий.
Наверняка все мы сталкивались с ситуацией, когда у вас появлялось чувство «dejà-vu» или острое ощущение, что сейчас произойдет нечто важное? Это тоже сообщение нашего подсознания, которое сигнализирует о том, что данный момент таит в себе ответ на какой-то вопрос и указывает правильное направление, чтобы уберечь от ошибочных действий[139].
Специалисты советуют прислушиваться и присматриваться к знакам, которые мы получаем от нашего подсознания, особенно в моменты, когда решение не является простым и очевидным.
Многие истины, открытые современной наукой, были интуитивно известны людям на протяжении многих столетий. Именно в коллективном бессознательном содержатся сакральные знания и формируются барьеры, закрывающие доступ к ним большинства, которое не готово воспринять и правильно использовать эту информацию. А знаки и символы, являющиеся ключами к тайным знаниям, издревле находились в руках мудрецов и духовных учителей.
Адепты древнееврейского мистического учения — каббалы трактовали созданный Богом мир как шифрованный мистический текст, созданный посредством 22 букв (знаков) еврейского алфавита, который сможет прочитать только мудрец. Постижению мира как текста учит древнейший каббалистический трактат «Сефер Йецира»: «Он создал из хаоса реальность, и сделал Свое отсутствие Своим Присутствием, и вытесал большие столбы из воздуха необъятного, и вот знак: Он наблюдает и перемещает, делает все созидаемое и все слова одного Имени, и знак для этого слова: двадцать два в одном теле»[140].
Подсознательные мысли человека называются в Танахе (Священном Писании) «мыслями, которые в сердце» или «речью в сердце», потому что сердце, с одной стороны, сокрытый орган, от которого, с другой стороны, зависит вся жизнь и деятельность человека. В Торе также упоминается о мыслях, существования которых человек не осознает. Так, например, в недельном разделе Вайера рассказано: когда ангелы сообщили Аврааму, что через год Сара родит, Сара «внутренне рассмеялась» (Бэрейшит 18, 12). Всевышний не оставил это без внимания и сказал Аврааму: «Отчего это смеялась Сара, сказав: Неужели я действительно рожу, ведь я состарилась? Есть ли недостижимое для Господа?» А когда Авраам спросил Сару, почему она смеялась, та ответила: «Я не смеялась», потому что она не осознала мелькнувшую у нее мысль. На это Авраам отвечает ей: «Нет, ты смеялась», т. е. он знает об этом пророчески[141].
«Вера в знамения отнимает у людей духовную энергию. Она вселяет в наших римлян — от подметальщиков улиц до консулов — смутное чувство уверенности там, где уверенности быть не должно, и в то же время навязчивый страх, который не порождает поступков и не пробуждает изобретательности, а парализует волю».
Слова проплывавшего мимо музыканта о натяжении струны стали истинным знаком для Сиддхартхи — Будды Гаутамы. «Если натянуть струну слишком сильно, она порвется; если слишком слабо — она не будет звучать», — услышал принц Сиддхартха. Постигнув смысл этого знака, Будда открыл «срединный путь», ставший одним из столпов буддизма[142].
По мнению мусульманских мудрецов, когда человек покоряется и предается воле Аллаха, он становится мусульманином. Тогда Всевышний выводит его на прямой путь. Чтобы человек не заплутал, Творец в качестве руководства ниспослал мусульманам Закон — шариат, ограждающий верующих от греховного и недозволенного. Кроме того, Аллах наделил верующих таква, интуицией, помогающей различать добро и зло, разрешенное и запретное. В сердце каждого человека спрятаны сигнальные индикаторы таква, подсказывающие человеку истинную природу его деяний. Мусульманин, совершающий греховное и недозволенное деяние, чувствует беспокойство и вину, которая сигнализируют о запретности совершаемого. Тревога и стыд — знак того, что мы поступаем неправильно.
Напротив, мусульманин, совершающий благое и дозволенное деяние, погружается в радостную тишину и душевное спокойствие, что указывает на довольство Творца тем, что он делает: «Ведь праведники, конечно, в благодати!» Эти сигналы подаются совестью мусульманина и служат определенным индикатором на его пути, если верующий совершает деяние, уводящее его с уготованного Аллахом прямого пути. Чем сильнее вера человека (иман) и чище сердце, тем острее настроена его интуиция, тем лучше он принимает посланные ему сигналы и реагирует на них (Коран 3:92).
«Знаки, знаки… Подлинные знаки — вот чего мы напрочь не умеем воспринимать. Казалось бы, все уже яснее ясного и сердце знает: подан знак, ан нет! Не верит, соглашаться не хочет, сопротивляется. Что же мы так толстокожи-то, а?»
Христианский взгляд на проблему выбора сформулировал апостол Павел в одном из своих текстов. Он рассказывал о «совершенных, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Это люди, которые в результате духовной работы над собой так воспитали свои душевные навыки, что они удерживают их от промахов и грехов (по-древнегречески «грех» — amartia, буквально — «промах, непопадание в цель»[143]), опознавая их по знакам. То есть бессознательное («навыки») можно воспитывать, в частности, через привычки. «От привычки происходит навык, а навык обращается в природу; превратить же и изменить природу трудно»[144], — говорит преподобный Нил Синайский. Можно воспитать свою природу как в ту, так и в другую сторону: «Если сердце доводится до чистоты, то ясно, что очищаются и все чувства»[145].
Сказано: «Царствие Божие внутри нас» (Лк. 17:21) и «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8) — тем самым постулируется возможность наладить контакт через свое сердце и свое бессознательное с самим Творцом, который, желая нам только добра (1Ин. 4:21), будет предупреждать нас об опасностях и вести к счастью. «Ибо что еще искать тому, в ком присутствует Бог? Или что будет достаточно тому, кому недостаточно Бога? Мы желаем узреть Бога, мы стремимся узреть Бога, мы горим желанием узреть Бога. А кто нет? Но заметь, что сказано: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Готовь то, чем ты узришь [Его]»[146].
Человек — любимое дитя Вселенной. Человек и Вселенная всматриваются друг в друга, вслушиваются, беседуют, обмениваются знаками. Любящая мать одарила своих питомцев способностью чувствовать и мыслить, созерцать видимые и невидимые миры. Сознательно и бессознательно человек связан с нею бесчисленными нитями, ощущая ее пульс и дыхание. «Меж нами есть родство», — писал Арсений Тарковский. В древние времена человек был особенно чуток к голосам природы, звезд — к «музыке сфер», по словам Пифагора. Сейчас, в эру технического прогресса, слишком много стало помех, засоряющих «космический эфир».
«Знаки и символы правят миром, а не слово и закон».
«Неправильно видеть в знаках судьбы исключительно предзнаменования — иногда это просто реакция мира на твой приход».
Но наши современники, стремящиеся к совершенству, не потеряли остроты духовного зрения и внимательно вчитываются в таинственные глаголы матери-Вселенной, чей «словарь открыт во всю страницу, // От облаков до глубины земной».
Многим известна притча бразильского писателя Паоло Коэльо «Алхимик», напоминающая людям о том, какое значение в их судьбе играют знаки мироздания. Автор на примере своего героя учит читателя прислушиваться к своему внутреннему миру и улавливать знаки, которые преподносит жизнь, ведь в земном мире ничего не происходит просто так.
Народная мудрость — это коллективное бессознательное, которое бережно хранит наблюдения, знаки и приметы, посылаемые людям для того, чтобы они не заблудились на своем пути, чтобы предупредить их об опасности или, наоборот, о счастливых переменах. Примеров тому несть числа. Вот некоторые из них.
Мураши в доме — к счастью. Заяц по селению бегает — к пожару. Кто нечаянно заметит свет в своем доме, жди счастья. Как в воду глядишь — так и кажется. Петухи распелись не вовремя — к вестям. Губы зудят — к поцелуям. Хлеб или ложка за обедом выпадет — к гостям. Кошка моется — гостей зазывает. Если первый гром с полудня (с юга), то грозное лето будет[147].
Принятие и следование знакам требует от нас доверия миру и себе. Иногда наши планы не всегда правильны, а желания — полезны, и знаки всегда предупреждают нас об этом. Когда мы наталкиваемся на препятствия и вынуждены пробивать лбом каменную стену, не лучше ли остановиться и попытаться за этими временными неудачами увидеть волю судьбы? И наоборот, каждая новая возможность и открытая дверь — это тоже признак того, что мы взяли правильный курс. Если мы серьезно будем относиться к знакам судьбы и идти по ним, как по хлебным крошкам, судьба обязательно выведет нас из темного леса заблуждений на светлую дорогу нашего истинного пути.
Использованные символические образыКарта Karmalogic:яблоня и яблоки, ворона и голубь (как варианты возможного будущего).
Пиктограмма Karmalogic: геральдический крест (символ распутья).
ВЫ МОЖЕТЕ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ОБСУЖДЕНИЮ ЗАКОНА «ЗНАК» И СЛУЧАЕВ, ЕГО ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ, НА САЙТЕ ПРОЕКТА KARMALOGIC.NET. ДЛЯ ЭТОГО ПРОСКАНИРУЙТЕ РАСПОЛОЖЕННЫЙ В КОНЦЕ СТРАНИЦЫ QR-КОД С ПОМОЩЬЮ ВАШЕГО СМАРТФОНА, И ВЫ ПОПАДЕТЕ НА СТРАНИЦУ ОБСУЖДЕНИЯ ДАННОГО ЗАКОНА.
karmalogic.net/laws/sutra_path/sign
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Karmalogic» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
130
Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи; в 7 т.; пер. с англ. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2008. — Т. 2. — С. 196–197.
131
Хинчин А. Я. Математические основания статистической механики. — Изд-во: Регулярная и хаотическая динамика, 2003.
132
Климонтович Ю. Л. Статистическая теория открытых систем, в 3 т. Т. 3: Физика квантовых открытых систем. — М.: Янус-К, 2001.
133
Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. — М.: Наука 1975.
135
Агаджанян Н. А., Тель Л. З., Циркин В. И., Чеснокова С. А. Физиология человека: Учебник; 4-е изд. — М.: Медицинская книга, Новгород: НГМА, 2003.
140
Сефер Йецира (Книга созидания); пер. с др.-евр., арам. И. Р. Тантлевский; рец. М. Шнейдер. — М.; Иерусалим: Гешарим / Мосты культуры, 2000/5760. — С. 285–289.
141
Рав Реувен Куклин. Что говорит иудаизм о подсознании (https://toldot.ru/urava/ask/urava_5935.html).
142
Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь; под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992.
144
Преподобный Нил Синайский. Слово подвижническое (https://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/slovo_podvijnicheskoe/).