Этой книгой легендарный консультант и психотерапевт Алексей Ситников запускает уникальный международный краудсорсинговый проект создания современного свода универсальных законов жизни, которые способны оказывать влияние на судьбу, предупреждать о возможных ошибках при взаимодействии с окружающим миром природы и людей, а также служить гармонизации внутреннего мира человека. Читатель сможет не только подключиться к обсуждению формулировок, степени важности и способов применения перечисленных в книге 54 законов судьбы (полученных в результате дискуссий на многочисленных семинарах, тренингах, коучинговых/ психотерапевтических сессиях, интернет-форумах), прислать свои истории из жизни, подтверждающие их действие, создать свой личный перечень принимаемых и соблюдаемых законов, но также сформулировать и предложить для всеобщего обсуждения новые законы и стать, таким образом, участником впечатляющего социального исследования, способного повлиять на гармонизацию современного турбулентного мира, улучшение взаимопонимания людей разных культур и религий, возрастных и профессиональных социальных групп, мировоззрений и политических систем. Книга ориентирована на широкий круг читателей, а оригинальная методика и уникальные результаты будут интересны специалистам в области психологии, социологии, педагогики, политологии, маркетинга.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Karmalogic» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Сутра Действие
Закон Красота
Стараемся все делать хорошо и красиво, тогда это начнет нравиться
Даже самое неприятное дело можно полюбить, сделав его хотя бы раз хорошо
Вряд ли мы ошибемся, если предположим, что некоторые дела мы с детства терпеть не можем. Вещи в шкафу разбирать, например. Или заполнять анкеты, отвечать на письма, звонить по телефону незнакомым людям. Если это негативное отношение спровоцировал какой-то случай, то его можно попытаться исправить.
Память так странно устроена, что фиксирует и то, что произошло в реальности, и то, что мы себе вообразили. Мозгу все равно, запоминать настоящее или выдуманное, и на этом основано много психологических практик. В НЛП, например, есть методика формирования новой личностной истории. Человеку в полутрансовом состоянии предлагают очень ярко представить себе, что событие, после которого он начал, допустим, заикаться, на самом деле произошло иначе. И так несколько раз. Потом, когда мозг начнет обращаться к памяти, он будет натыкаться в этой гигантской библиотеке на несколько вариантов одного и того же дня, как на книги с одинаковыми обложками или файлы с идентичными названиями. Что с ним в результате произойдет? А то же самое, что происходит, когда мы, в сотый раз набирая пин-код карты, вдруг в нем усомнимся. Сороконожка, если задумается о следующем шаге, споткнется. Заикающийся может забыть, что он в какой-то момент стал заикаться, и новая личностная история займет место старой. А мы теперь всю жизнь будем путаться с этим пин-кодом…
«Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте».
Но как быть в ситуации, когда какое-то занятие изначально вызывает наше неприятие, а его выполнение не просто тягостно, но и откровенно неприятно? Просто переписать историю здесь не получится. Выдающийся древнеримский философ-стоик и государственный деятель Сенека в данном случае советовал сместить фокус с выполнения неприятного дела на то, как это воспринимать: «Многое мучит нас больше, чем нужно, многое — прежде, чем нужно, многое — вопреки тому, что мучиться им вовсе не нужно. Мы либо сами увеличиваем свои страдания, либо выдумываем их, либо предвосхищаем»[264].
Как правило, источником неприятного дела мы считаем других людей, ведь именно они нас заставляют им заниматься. Но делать что-то нужно прежде всего для себя, а не для других: если мы будем довольны тем, что сделали, то сумеем и других убедить в этом. Как советовал своему другу Сенека: «Будем делать все, чтобы жить лучше, чем толпа, а не наперекор толпе, иначе мы отпугнем от себя и обратим в бегство тех, кого хотим исправить. Из страха, что придется подражать нам во всем, они не пожелают подражать нам ни в чем — только этого мы и добьемся»[265].
Не столь важно, что ты делаешь, сколь важно, как ты это делаешь. Ведь то дело, что сначала казалось неприятным, оказывается таким только до того момента, пока ты не начал делать это по-своему, вкладывая туда всего себя. И тогда то, что будет нравиться тебе самому, вероятнее всего, понравится и другим. Знаменитый немецкий философ Иммануил Кант утверждал, что красота — вопрос личного вкуса[266]. Конечно, лишь вкусы гениев, по Канту, разделяют все, но часто в жизни достаточно, чтобы наши вкусы разделяло наше окружение — дома, на работе, в дружеской компании.
«В характере, в манерах, в стиле, во всем самое прекрасное — это простота».
Делай добро и жди добра
Доставляя эстетическое удовольствие, красота возносит человека к божественному и духовному началу. Если человек тянется к прекрасному и совершенному, то он прикладывает максимальное количество усилий, чтобы сделать то, что он делает хорошо, а значит, красиво. Если результат доставляет радость и приносит удовлетворение, то это начинает вдохновлять на поиск еще большей красоты, то есть на достижение новых целей. Противоположным красоте мы считаем уродство, безобразие, дисгармонию. Если нам не нравится результат нашей деятельности, то мы будем делать свое дело без любви и радости, не станем вкладывать в него душу, поэтому в конечном итоге не получим удовлетворения.
Наиболее непосредственно мы воспринимаем красоту внешнюю, визуальную. Русский писатель, поэт и философ Л. Е. Оболенский исходил из того, что «красота есть наиболее экономная форма отдыха нервов; от этого-то, вероятно, она и доставляет такое безотчетное наслаждение и удовольствие. Бессознательный элемент наслаждения художественными произведениями должен быть отнесен к той же причине»[267]. При зрительном восприятии ощущение красоты зависит от того, насколько наблюдаемая нами линия удобна для следования взглядом. Поэтому горизонтальные и вертикальные линии кажутся нам приятнее наклонных, а овальные, плавные — изломанных. Неправильная или резко ломанная линия неприятна нам, ибо глаз, созерцая ее, должен постоянно менять направление взгляда[268].
Этим объясняется то, что, хотя красота и субъективная величина, есть много вещей, которые нравятся почти всем. Например, снежинки. Видя эту волшебную симметрию, трудно утверждать, что снежинка некрасива. Формы снежинок уникальны, практически невозможно найти две одинаковые. Их красота — результат действия физических законов, описывающих процесс кристаллизации воды в воздухе. Фрактальная структура снежинок — это проявление порядка и гармонии, которые есть в нашем мире.
«Чем дальше я живу, тем яснее мне, что прекрасно только то, что нетрудно понять».
Добрые вести прибавят чести
Таких примеров много — человеческий глаз всегда сможет найти красоту в окружающем мире, которая появилась без его вмешательства. Красота — это показатель того, сколько гармонии и симметрии присутствует в предмете или существе. И поэтому стоит делать все, что мы делаем, красиво — т. е. гармонично, просто и элегантно, — в этом случае наше творение будет нравиться большинству людей, и в первую очередь нам самим.
Вообще каждому живому существу свойственно умение отличать красивое и эстетически правильное от противоположных значений этих понятий. Еще Ч. Дарвин решительно выступал против недооценки возможностей психической организации животных в плане восприятия эстетического, отмечая, что чувство изящного приписывается обыкновенно только человеку. Дарвин полагал, что способность воспринимать и чувствовать эстетические признаки у животных и человека обусловлена генетически. «Несомненно, — писал он, — что чувства человека и животных устроены так, что яркие цвета и известные формы, равно как гармонические и ритмические звуки, доставляют им наслаждение и называются прекрасными, но почему это так… мы не знаем»[269].
Красивыми могут быть не только уникальные произведения искусства. Исследования в неврологии и эволюционной биологии поставили под сомнение разницу между восприятием искусства и НЕискусства. Нейровизуальные исследования показали, что участки головного мозга, реагирующие на эстетические стимулы, исходящие от произведений искусства, пересекаются с теми, которые отвечают за оценку предметов, таких как, например, внешне привлекательная еда или же физические данные потенциальных партнеров. Исходя из этого, следует, что в мозгу существует некая общая система, определяющая степень привлекательности предметов, будь то аппетитный кусок торта, чудесное музыкальное произведение или картина.
«Красота, истинное счастье и подлинный героизм не нуждаются в громких словах».
Жизнь дана на добрые дела
«…что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Дело в том, что устойчивые представления о приятном, притягательном, влекущем и, наоборот, неприятном, отталкивающем, пугающем возникли в ходе эволюции животного мира. Многочисленные прототипы чувства красоты формировались как у человека, так и у животных в форме вполне определенных предпочтений, к примеру при выборе полового партнера, жилища, стаи и т. д. Предметы, которые приносили пользу, связывались с определенными характеристиками: цветом, размером, запахом и т. д. Именно эти предпочтения сформировались в дальнейшем в представления полезности, пригодности, приемлемости и т. п., из которых и оформлялось в длительном эволюционном процессе восприятие, предощущение, переживание и само чувство красоты[270]. Таким образом, в процессе эволюции понятие красоты, помимо эстетических, было наделено вполне определенными практическими характеристиками.
В любой мировой религии красота и богатство внутреннего мира всегда выше и важнее других человеческих ценностей. Источником красоты в христианстве почитается Бог, который создал наш мир совершенным. Грех же рассматривается как порча, как внесение хаоса и безобразия в божественный мир. Праведник красив душевной красотой, которая находит проявление и во внешнем мире. В христианском мире известно собрание советов по духовному совершенствованию под названием «Филокалия» (греч. Φιλοκαλία) — переводится с греческого как «Добротолюбие», — антология духовных произведений христианских подвижников IV–XV веков. Слово φιλοκαλία (букв. любовь к благу или к прекрасному) в поздней античной и в христианской письменности имело обширный диапазон значений, более древняя глагольная форма φιλοκαλέω означала «украшать, убирать, готовить, улучшать, ухаживать, очищать, говорить изящно»[271]. То есть работа по духовному преображению приравнивается к наведению красоты в своей жизни и своей душе. Религиозные представления о важности красоты отразились и в творчестве Ф. М. Достоевского — его слова «Красота спасет мир» давно стали хрестоматийными для русскоязычного читателя.
Иудаизм также на первое место ставит красоту внутреннюю. Царь Соломон говорил: «Обманчива прелесть и суетна красота: жена, боящаяся Господа, будет прославлена» (Мишлей 31:30). При поверхностном прочтении может показаться, что у женской красоты нет никакой ценности; единственное достоинство, за которое подобает ее прославлять, — богобоязненность. Один из видных духовных лидеров ортодоксального иудаизма Элияху бен Шломо Залман, именуемый Виленским Гаоном, спрашивает: «Тора, говоря о таких праведных женщинах, как Сара, Ривка и Рахель, много раз упоминает, что они были красивы. Если женская красота не имеет особой ценности, зачем Тора упоминает об этом?» Поэтому, по мнению Виленского Гаона, женская красота не является достоинством в том случае, если у женщины нет страха пред Небесами. Однако если красивая женщина богобоязненна, то ее красота — одно из достоинств, прославляющих ее[272]
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Karmalogic» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
264
Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию; пер. с лат. С. А. Ошерова; отв. ред. М. Л. Гаспаров. — М.: Наука, 1977. — С. 23.
268
Нуйкин, А. А. Биологическое и социальное в эстетических реакциях // Вопросы философии. — 1989. — № 7. — С. 83–99.
269
Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор / Дарвин Ч. Соч. в 9 т. — М.: Изд-во АН СССР, 1935–1959. — T. 5. — С. 626.