Психологический анализ рисунков контактеров. Практическое руководство

Алексей Тулин

Психологический анализ рисунка в психологической науке известен уже очень давно. Автор смог адаптировать метод психологического анализа рисунков для исследования личности, характера, переживаний и эмоций контактеров. Данная работа будет полезна для психологов, психиатров, всех тех, кто интересуется психологией контакта.

Оглавление

  • Введение
  • Метод психологического. анализа рисунков

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологический анализ рисунков контактеров. Практическое руководство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Метод психологического

анализа рисунков

Методов психологического анализа рисунков очень много, в этой работе я буду использовать сборную солянку из разных методов. А контактерском мифотворчестве огромное место по мимо контактерских текстов занимает рисунки, которые представляют огромный интерес для психологов.

В этой работе я постараюсь проанализировать несколько рисунков контактеров, которые мне присылали в разное время. При анализе рисунков я руководствуюсь следующим алгоритмом:

— описание рисунка;

— расположение фигур на листе бумаги;

— цветовую гамму;

— состав линий;

— пропорции объектов;

— психологический анализ фигуры человека и человекоподобных существ;

— оценка по количественному анализу;

— общий анализ рисунка.

Аспекты анализа рисунка

Описание рисунка. Общее описание рисунка, вид рисунка: сюжетный, портретный и т. д. Как расположены фигуры на листе бумаги, наметить первые психологические особенности рисунка и его автора.

Расположение фигур на листе бумаги. Расположение рисунка на листе указывает на ценности, особенности характера. В норме рисунок расположен по средней линии (или несколько левее) и чуть выше середины листа бумаги. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженное) трактуется как высокая самооценка, неудовлетворенностью собственным положением в обществе и недостаточным признанием окружающих, претензия на продвижение, тенденция к самоутверждению, потребность к самоутверждению, потребность в признании. Повышение положения рисунка на листе бумаги коррелирует со стремлением соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.

Расположение справа. Обозначает устремленность к будущему. Субъект желает перемен, которые изменяет его привычную жизнь к лучшему. Нынешнее положение дел не приносит удовлетворения. Расположение рисунка в нижней части листа. Указывает на низкую самооценку личности. Индивид не может реализоваться на 100%, проявляется закомплексованность в общении. Фигуры располагаются по двум краям листа. Обозначает недовольство определенными аспектами жизни, неудовлетворенность. Расположение рисунка в левой части листа. Указывает на ностальгическое настроение, консервативность взглядов. Такой человек не обращает внимание на настоящее, живет прошлым.

Рисунки, которые занимают все свободное место на листе, указывают на то, что личность не может добиться чего-либо в жизни, старается компенсировать это изображением. Чаще это люди-экстраверты, которые не могут по достоинству реализовать себя в своих начинаниях. Большие рисунки — обозначают высокую самооценку. Очень крупные фигуры, могут говорить о том, что субъекту присуща излишняя гордость, тщеславие, высокомерие. Глубинная причина проявления этих чувств — неудовлетворенность привычной жизнью. Большое количество пустого пространства на листе присуще интровертам. Такие люди скованны, зажаты в себе, боятся чего-то нового. Они не доверяют окружающим, бояться совершать ошибки.

Цветовая гамма. Синий — положительный аспект: организованность и ответственность, решительность, сосредоточенность, склонность к систематизированию и частому анализу своего состояния/ситуации; наличие внутреннего стержня. Негативный аспект: апатичность, подавленность, слабость, чрезмерная концентрация и погружённость в себя.

Фиолетовый: положительный аспект: творческий склад ума; преобладание интеллектуальности; эксцентричность, необычность и постоянное стремление к новому. Негативный аспект: поверхностность, высокое самомнение и самоуверенность.

Красный (яркий, алый): положительный аспект: настойчивость, активность, творческое начало, дружелюбие, наличие большого количества внутренней энергии, чувственность, открытость, уверенность, готовность к действиям, общительность, креативность, наличие нестандартного мышления, целенаправленность, импульсивность характера. Проблема цвета в раздражительности, тревожности, нетерпимости.

Темно-красный (вишнёвый) — те же характеристики, что и выше, но через затемнение передаётся подавление чрезмерной эмоциональности, внутренняя концентрация чувств без их высвобождения. Негативный аспект: леность, апатичность, нетерпимость или пассивность, гиперконтроль.

Зелёный: положительный аспект: постоянное движение вперёд; необходимость в росте и развитии; уравновешенность, работоспособность, внутренний баланс. Негативный: инертность, бездействие, леность.

Коричневый: положительный аспект: стабильность; устойчивость к переменам в виде постепенной адаптации к новым условиям социальной сферы; трудолюбие, строгость, преданность, надежность; потребность в уюте и тепле. Негативный аспект: пассивность, инертность, леность.

Голубой: положительный аспект: воздушность, безмятежность, спокойствие, постоянство, нежность, легкость; доверие и безопасность, комфорт, защищенность, надежность, уравновешенность. Негативный: чрезмерная чувствительность, восприимчивость.

Белый: положительный аспект: свидетельство потребности в приобретении внутреннего равновесия; открытость восприятия; простота, лёгкость личности; стремление к будущим изменениям и прогрессу. Отрицательный аспект: повышенный уровень тревожности, волнение, чрезмерная восприимчивость.

Желтый: положительный аспект: символизирует ловкость, оригинальность склада ума, обоснованную уверенность в себе, честность, справедливость, оптимизм; желтый играет роль в становлении самостоятельной личности. Негативный аспект: рассеянность, склонность к осуждению, язвительность, чрезмерная увлеченность своими мыслями, частое игнорирование действительности.

Розовый: положительный аспект: акцент на эмоциональную сферу: мягкость, чувственность, восприимчивость, мечтательность, склонность к романтизму; стойкость, стабильность, самоотдача и умение постоять за свои интересы. Негативный аспект: чрезмерная меланхоличность характера.

Черный: положительный аспект: ощущение закрытости, защищенности, чувство безопасности и комфорта; проявление личного протеста; стремление к авторитарности; выражение упорства и местами настойчивость. Негативный аспект: неуверенность в себе, подавленность эмоционального состояния, ощущение пустоты, отсутствие удовлетворенности.

Серый: положительный аспект: наличие способностей к анализу. потребность в приобретении внутреннего равновесия посредством правильного подавления излишней (для самой персоны) эмоциональности; нейтралитета и постоянства; склонность к проявлению расслабленности, хладнокровия, местами меланхоличности и даже чувствительности. Негативный аспект: чрезмерная пассивность, безразличие, бездействие.

Оранжевый: положительный аспект: проявление тепла и открытости личности; признак психологической и интеллектуальной активности; следствие восприимчивости. Негативный аспект: рассеянность, критичность.

Состав линий. Состав линий (нажим). Ровный, умеренный по силе нажим характерен для гибкой и адаптивной личности, а также свидетельствует об уравновешенности, склонности обдумывать свои действия и выраженном самообладании. Слишком сильный нажим, который оставляет следы на обратной стороне бумаги, является признаком сильного напряжения, проявления напористости, тенденции к преодолению сопротивления (повторное наведение линий, неаккуратность соединения деталей, отрывистость находящих друг на друга линий, затемнение части рисунка, отклонение от вертикальной оси и т.д.). Очень лёгкие, отрывистые линии, как правило, характерны для людей нерешительных, робких, беззащитных. Это, чаще всего, указывает на то, что такой человек испытывает дефицит доверия к себе и самоуважения. В детских рисунках лёгкий нажим может свидетельствовать о сдержанности, ограничении в личностных проявлениях или низком уровне энергетики.

Пропорции объектов. Размер рисунка должен соотноситься с размером листа бумаги. Рисунки, занимающие практически весь лист, могут отражать агрессивность, стремление к самораспространению, экспансивность, выплёскивающийся вовне потенциал. Люди с чувством неполноценности тоже могут выполнять рисунки большого размера в результате действия механизма компенсации. Проявление подобных тенденций в рисунке являются признаками внутриличностного конфликта. Маленькие рисунки свидетельствуют о чувстве приниженности, беззащитности и робости. Люди, изображающие маленькие фигурки, как правило, ограничены в проявлении своих чувств и имеют тенденцию к сдержанности при взаимодействии с людьми. Маленькие фигурки также указывают на депрессивное или зажатое поведение в результате стресса. Слишком симметричные рисунки создают ощущение ригидности, консервативности и застоя, часто указывают на подавление эмоций и спонтанных импульсов, в редких случаях на наличие обсессивно-компульсивной симптоматики. Люди, рисующие подобные изображения, характеризуются как дистанцированные, эмоционально холодные, испытывающие большое внутреннее напряжение. Выраженная асимметрия и отсутствие пропорции может свидетельствовать о том, что человеку присуще чувство незащищённости, дисбаланса, такой человек обладает слабым контролем, чрезмерной спонтанностью и гиперактивностью.

Психологический анализ фигуры человека и человекоподобных существ. Специфика психологического анализа рисунков контактеров заключается в том, что в рисунке обязательно есть фигуры человекоподобных существ: которые автор рисунка может называть: «инопланетяне», «пришельцы» «НЛОнавты» и любые другие названия фантастических существ, они могут быть очень похожими внешне на людей, и обязательно отражают «Я», «образ-Я», «значимый-Я», «высший-Я», «второе-Я» или «Эго», «образ-Эго» автора рисунка, это может быть бессознательно, женщины как правило рисуют женоподобных существ, они очень характерные их видно сразу.

Классификация разного вида человекоподобных существ

Все фигуры на рисунке особенно портретные носят психологическое отражение автора рисунка. Некоторые психологи, когда анализируют рисунок утверждают, что изображение фантастических человекоподобных существ признак психопатологии — это не всегда так, но в некоторых случаях это имеет место быть. Часто авторы рисунков (контактеры) страдают шизофренией, приведу характерные особенности для рисунков шизофреников:

— хаотичность, отсутствие сюжета и целостных образов даже отдельных предметов. Лицо человека без носа, а нос отдельно в стороне, дом, одна из стен которого изображена в другом углу листа;

— сочетание образов (глаза, ладони, солнце, монстры), знаков (букв, цифр), символов (например, знаки бесконечности, спирали, мужские и женские символы), геометрических фигур и т. д. в одном рисунке;

— очень сложный и запутанный символизм рисунков, понятный только самим больным;

— часто встречаются изображения глаз и ладоней;

— странные, непривычные цвета и их сочетания;

— рисование почти всегда сопровождается речевой деятельностью, которая в это время тоже бессвязна и хаотична;

— чем более ярко выражена болезнь, тем сложнее человеку рисовать и легче говорить. (более подробно о психопатологиях в рисунках мы обсудим в главе «Рисунки с явной психопатологией»).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Метод психологического. анализа рисунков

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологический анализ рисунков контактеров. Практическое руководство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я