Уфология: Психологические исследования контактов

Алексей Тулин

Автор, психолог по образованию, разработав ряд психологических методов, в том числе методику «Психологический анализ рисунков контактеров» для исследования контактов с НЛО, предлагает подойти к уфологии с точки зрения психологической науки и здравого смысла. (Часть текста публиковалась ранее в книге «Психологический анализ рисунков контактеров»).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уфология: Психологические исследования контактов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2. Психодиагностика для контактеров

Методы психолого-психиатрического анализа для исследования контактов с НЛО

В некоторых случаях сложно определить психическое состояние контактанта в таких случаях психологи и психиатры прибегаю к методе исследования — это биографический, наблюдение, беседа и психологические тесты, давайте поговорим об этих методах исследования более подробно.

Биографический метод. Способы изучения личной истории в психологии или как их еще называют биографические методы — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века. (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Первоначально они ограничивались ретроспективным описанием прошедших этапов жизни человека или всего жизненного пути исторических персонажей прошлого. В дальнейшем биографические методы стали включать анализ актуальных и предполагаемых в будущем событий (будущая автобиография, управляемая фантазия, графики жизни, каузометрия), а также исследования круга общения (дополнительные биографии, линии отношений субъекта). Современное изучение личной истории, основанные на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлены на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды. Использование биографических методов в данной работе было использован метод анкетирования и биография уфологов.

Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия.

В психологии пока нет устоявшегося мнения относительно целей, задач и способов применения биографического метода. Доказательство тому — наличие как минимум трех различных значений, в которых употребляется само понятие «личной истории».

В своем наиболее широком значении биографический метод в психологии — это особый концептуальный подход к изучению личности, основанный на представлении о том, что личность является «продуктом» собственной биографии или истории своей жизни. Его можно кратко выразить формулой «личность — это жизненный путь человека». В этом качестве биографический метод представляет собой нечто значительно большее, чем инструмент для изучения отдельных функций или свойств личности.

Биографический метод освещает не только объективную сторону жизни, но и переживания во внутреннем мире, в котором тоже есть события. В своем монографическом варианте метод отличается интимностью, если можно так назвать эту особенность. Нередко воспоминания, письма, дневники носят характер исповеди, и тогда особенно мощно работают субъективные факторы — защитные механизмы, влияние мотивов, реакция на исследователя, искажения памяти. Здесь высок уровень субъективности, поэтому остра проблема валидности, надежности, точности биографического метода.

В плане преодоления недостатков метода (впрочем, относительных: трудоемкость, описательность, субъективные искажения) имеют значение исследования по психологии воспоминаний, самосознания, психогнозиса.

Преодолению субъективизма в биографических исследованиях служит комплексность процедуры, т.е. использование различных биографических источников, конкретных методик. Полезно сопоставление биографических данных с нормами и типами, полученными статистически на больших выборках. Объективность биографического метода повышается, когда материалы обсуждаются в кругу специалистов своего рода клинических конференциях, когда параллельно одни и те же лица изучаются разными исследователями. Весьма необходимы для дальнейшего развития биографического метода специальные методические эксперименты, в которых бы сравнивались познавательные возможности разных биографических методик.

При этом многосторонние связи структуры личности, представленной талантом и характером, и жизненного пути определяют место этих интегральных образований в кругу биографических проблем: они результат жизненного пути и его регуляторы, более того — основа жизнетворчества.

Изучение биографических явлений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Уясняя закономерности жизнедеятельности и жизненного пути, человек может лучше представить себе оптимальный вариант собственного развития, определить свой жизненный путь. Понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления.

Наблюдение. Наблюдение — способов работы исследователя — слежение за объектом (человеком, группой) не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение, в ожидании, когда интересующее его явления проявятся таким образом, чтобы их можно было зафиксировать и описать. Оно является одним из основных методов на этапе получения эмпирических данных. Невмешательство исследователя является наиболее важной характеристикой метода, что определяет как достоинство, так и недостатки метода наблюдения. Достоинством является то, что объект наблюдения, в основном, не ощущает себя таковым, и в обычных для него условиях (работа, игра, урок) ведет себя естественно.

Клиническая беседа. Беседа — метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей «глубинной» психологии и т. д.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе — в форме постэкспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос «лицом к лицу» — интервью.

Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

Психологические тесты. Психологический тест, в сущности, есть объективное и стандартизованное измерение выборки поведения. «Тест — стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально психологических различий». «Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения». Все определения содержат следующие общие моменты:

Во-первых, тест — один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы, стандартизованные самоотчеты, интервью, аппаратурные методы и др.;

Во-вторых, это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта;

В-третьих, это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности. Объективность, валидность и надежность — требования, которым должен удовлетворять каждый тест. [Тулин А. В. Трансоанализ. Том 1 Н. Новгород А. Г. Москвичев, 2019.]

Для исследования контактантов я воспользовался психологическими тестами:

1. Анкета контактанта. Психолого-психиатрический анализ

2. Диагностическая методика SPQ — 74. Выраженность шизоидных черт.

3. Диагностическая методика TCI 125. Структура характера и темперамента.

4. Психологический опросник «Особенности мистической личности». (Тулин А. В.)

5. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI).

6. Текст опросника Диссоциативное расстройство личности

7. Тест-опросник Список религиозных верований.

Анкета контактанта. Психолого-психиатрический анализ. Анкета нужна для сбора анамнеза, биографических данных о контактанте. В анкету входит ФИО контактера, род деятельности: кем работает, чем увлекается, подробная история контакта, информация о семье, страдал ли психическими расстройствами, физические травмы и т. д.

Диагностическая методика SPQ-74 предназначена для выявления и количественной оценки черт личности, характерных для шизотипического расстройства (F21 — по МКБ-10). Методика разработана группой американских ученых под руководством Адриана Рейна.

В тест SPQ-74 включены вопросы, с помощью которых можно оценить степень выраженности всех перечисленных ниже девяти диагностических признаков, в принципе присущих шизотипическому расстройству (F21).

Эпизодические транзиторные квазипсихотические проявления, галлюцинаторного, бредоподобного характера — (идеи отношения) и т. д.

Диагностический инструмент TCI-125 предназначен для описания как генетически заданных черт темперамента, так и социально обусловленных черт характера. Методика TCI-125 пригодна и для диагностики больных, и при исследованиях вариативности личностных особенностей человека в норме, во всем многообразии их сочетаний.

Психологический опросник «Особенности мистической личности» (Тулин А. В.) состоит из 81 утверждения из восьми шкал. Каждая шкала обозначает, определенные психические состояния и разделены на две группы. Первая группа — к ней относятся такие шкалы как странные верования и магическое мышление, необычные ощущения и восприятия, трансцендентность, детские переживания, мистический опыт. Ко второй группе относятся шкалы психопатия, паранояльность, шизоидность. Подбор шкал в первой группе осуществлялся с целью, чтобы определить предрасположенность личности к мистическому переживанию.

Цель исследования состоит в том, чтобы доказать или опровергнуть тот факт, что личность, у которой предрасположенность к трансцендентности страдает психическими расстройствами: психопатией, паранояльностью, шизоидностью, по названию соответствующих шкал.

Особенность данного психологического тестирования заключается в том, что он определяет не только личностные особенности, но и мировоззренческие и рекомендуется выполняться совместно с другими личностными опросниками. Цель ОМЛ — исследование предрасположенности личности к мистическим верованиям и роли самой человека в этих учениях, изучения влияния на него мистических учений, начиная с детского до взрослого возраста.

«Метод черно — белых фигур» (Тулин А. В.) был разработан для исследования ассоциаций в 2007 году. Методика может применяться, как для исследования ассоциаций, так для изучения магического мышления и мистического опыта. На карточках изображены различные фигуры, которые могут напоминать или не напоминать какие то объекты, вызывать различные ассоциации.

Изображения черно-былых фигур по «Методу Черно-белых фигур»

Метод черно — белых фигур состоит из 35 символов, которые отражают различные образы, человека, животных, человекоподобных существ, сверхъестественных образов, религиозные изображения и т. д. Символы созданы с применением программы Paint.

Испытуемому предъявляются последовательно одну за другой карточки с одни и тем же вопросом: «Какие ассоциации у ВАС вызывают данные фигуры?» Он может вращать и поворачивать карточку как хочет. Позволяется отодвигать карточку от себя, можно рассматривать ее издали.

Необходимо настаивать (избегая, разумеется, любых суггестивных моментов),чтобы на каждую карточку был дан хотя бы один ответ. Однако основная задача экспериментатор состоит в занесении в протокол всех ответов испытуемого. Предварительные результаты показали, что время, затраченное испытуемым на каждый ответ, никак не влияет на содержание этих ответов, значит, данный показателем можно пренебречь. Главное, чтобы эксперимент проводился в максимально спокойной и непринужденной обстановке.

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) — методика, созданная в 1940 году С. Хатуэем и Дж. Маккинли в университете Миннесоты. MMPI — наиболее изученная и одна из самых популярных психодиагностических методик на протяжении последних 50 лет. Широко применяется в клинической практике, а также для диагностики степени адаптиpованности, выявления устойчивых профессионально важных склонностей. Кроме того, методика уже получила большое распространение среди психологов, социологов, педагогов и врачей, занимающихся семейным консультированием, изучением кадровых резервов, психологической совместимости, проблемой менеджмента, в спортивной психологии, а также в юриспруденции, в армии, в военной и гражданской авиации, в системе МВД, в Центрах занятости населения, в сфере общего и высшего образования. В 1989 году Дж. Грехем, А. Теллиджен, Дж. Бучер, В. Далстром и Б. Кэммер опубликовали MMPI. Вторую — новую версию опросника, ориентированную на уточнение характера эмоциональных расстройств и устранившую влияние гендерных различий. Модифицированный вариант опросника — тест СМИЛ. Адаптации опросника проводилась в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева Л. Н. Собчик и другими психологами, которые разработали в 1971 полный модифицированный вариант — тест СМИЛ, 566 вопросов. (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности). [https://psylab.info/Миннесотский_многоаспектный_личностный_опросник]

Текст-опросник. Диссоциативное расстройство личности. Множественная личность (раздвоение личности)психический феномен, при котором человек обладает двумя или более различными личностями, или эго-состояниями. Каждая альтер-личность в таком случае имеет собственные паттерны восприятия и взаимодействия с окружающей средой. Людям с множественной личностью определяют диагноз «диссоциативное расстройство идентичности», или «расстройство множественной личности». Данное явление известно также под названиями «расщепление личности» или «раздвоение личности».

Контактерство: Описание, анализ, методы исследования

О контактах с неизвестными сущностями известно очень давно, еще в глубокой древности люди складывали мифы о контактах с богами, ангелами и демонами, в наши дни боги и демоны заменились на инопланетян из летающих тарелок. Контактерство или как его еще называют ченнелинг можно отнести к трансперсональным переживаниям (надличностные переживания). Для тех, кто хочет познакомится с трансперсональными переживаниями подробнее советую обратиться к книгам Грофа, которые можно найти в интернете, так и в печатном виде в книжных магазинах.

Виды инопланетян по описанию контактеров

Хороших книг по исследованию контактерства достаточно мало, серьезно эту тему мало кто рассматривал, из наиболее достойных работ можно назвать книги: К. Ринг «Проект „Омега“ Предсмертные переживания, контакты с НЛО и мировой разум», Э. Ньюберг, Ю. Д Аквили, В. Рауз «Тайна бога и наука о мозге: Нейробиология веры и религиозный опыт», Р. Томсон «Пришельцы: Взгляд из глубины веков» и книги В. Г. Ажажи как наиболее крупнейшего уфолога в России, однако Ажажа как уфолог ограничился только контактами с НЛО, когда сам феномен контактерства очень многогранен и его нельзя свести только к контактам с инопланетянами. Дадим определение контактерству:

Контактерство (ченнелинг)форма контакта с неизвестной реальностью, как правило с невидимыми для других людей сущностями, которые проявляются как каналы, передающие информацию в некоторых случаях через автоматическое письмо, образы, рисунки, человек, которые получает информацию через ченнелинг называется контактер или контактант6.

ОПИСАНИЕ ФЕНОМЕНА КОНТАКТЕРСТВА

Разных видов контактных ситуаций немало — это могут быть контакты с инопланетянами, богом, ангелами, демонами, приведениями, эльфами, домовыми и т.д., я опишу как такие контакты проявляются общих чертах. Человеку в какой-то момент является или начинает передавать информацию телепатически, какая-то сущность. Контакт может начаться неожиданно (спонтанно) или с применением различных вспомогательных техник, например, спиритизма или медитации и многих др. таких практик достаточно много.

Информация, передающаяся контактеру достаточно разнообразна, это может быть информация о космосе, о земле, о человечестве, о приближающимся конце света, на религиозную тематику, человеку могут внушать, что он избран высшим разумом для осуществления какой-то высшей цели. Случаях близких контактах с НЛО человека могут забирать на борт космического корабля, показывать другие планеты, устройство солнечной системы, проводить на нем различные опыты иногда носящий сексуальный характер, также передавать информацию о Земле, «грозящей человечеству катастрофе если он что-то не исправит…». В некоторых случаях контактеры пишут и издают книги, в которых описывают их контакт и информацию, которую им передал Высший разум, такие книги можно найти в огромном количестве в различных крупных книжных магазинах, в том числе в магазинах, специализирующихся на эзотерической и восточной литературе.

КОНТАКТЕРСТВО, КАК ОНО ЕСТЬ

Для того, чтобы не ходить вокруг до около я решил сразу переходить к сути проблемы. Хочу сразу оговориться тут я высказываю свою точку зрения, она не в коем случае не является одной единственно верной, но в тоже время есть некоторое количество специалистов, которые со мной согласятся, не стоит с контактерству относится как однозначно к чему-то реальному, это еще ни кто не доказал, однако уже почти стало понятно что контакты с богом и контакты с инопланетянами из НЛО по всей видимости сделаны из одного теста, с той только разницей, что они появились в разное время, они имеют ряд сходных черт например и те и другие приходят или прилетают с небес на землю и учат жизни, рассказывают о мироздании, я уверен если покопаться можно найти еще много схожих черт, но это не цель нашей статьи. Во-вторых, среди контактеров есть достаточно большое количество людей с психическим расстройством, например, самая распространенная форма заболевания — это шизофрения, бред на религиозную тему, галлюцинации слуховые, зрительные, при этом человек может не понимать, что он болен и воспринимать свою болезнь как реальные контакты с кем-то из вне. При чем для этого человека с психическим заболеванием этот контакт может быть настолько реальным, что он может заставить другого человека в него поверить. Пусть простят меня уфологи, но именно в уфологии часто за правду принимаются такие ложные контакты с психиатрическим контекстом, к сожалению, уфологи не научились еще различать реальные контакты (которые все же редко, но случаются) от ложных контактов с психическим расстройством. В тоже время можно задаться вопросом, а может ли контактер с реальным произошедшим с ним контактом страдать психическим расстройством возникшим в результате своего контакта, ответ: да может, и в таком случае определить всю суть контактной ситуации будет очень не легко в идеале к исследованию контактерства нужно привлекать большое количество специалистов — это и психологи, психиатры, медики, уфологи, физики, астрономы, религиозные деятели, — специалистов определенных областях знаний, по факту контактерство изучают люди, которые специалисты в каком-то одной области знаний, в тоже время они интересуются этим вопросом иногда однобоко не рассматривая этот феномен с разных сторон и как правило не подвергают существования контактерства сомнению и делают в результате большую ошибку. Привожу пример контакта с явным психическим расстройством без моей редакции, имена и названия изменены:

Меня зовут Н. Родился в селе К. С. края. Все события происходили в этом же населённом пункте.

В родительском доме, по ул. П. Это произошло 10—11 августа 2004г. (ориентировочно по воспоминаниям мамы). Время на часах было около 8—9 часов вечера, я вышел на улицу посмотрел на небо. На небе увидел очень яркую звезду, переливающую разноцветными отливами, она привлекла моё внимание ещё и тем, что передвигалась по небу рывками, маневрировала по небу с различной скоростью, то медленно, то быстро, я за ней наблюдал около часа, позвал маму, она посмотрела, и ушла, я же продолжил наблюдение, прошел ещё час, пока эта звезда не подлетела над моей головой. Моё любопытство переполняло меня, я даже успел подумать, вот было бы неплохо увидеть этот объект ближе. Как только я об этом подумал, я почувствовал дискомфорт, страх. Возникшее неприятное ощущение в сознании, включило рефлекс самосохранения, и я зашел в дом, я пошёл в свою комнату, сел за компьютер, думал отвлекусь, и страх пройдёт. Но в этот момент сам не осознавая взял карандаш или ручку и на листе начал рисовать порожки дома, а потом, написал «выходи мы тебя ждём». В этом шоковом состоянии страха, я пошел в зал, к маме, которая смотрела телевизор. И тут меня парализует, сковывает, и через меня отрывками через промежутки времени происходит голосовая трансляция, на чистом русском языке. Какое-то время я контролирую своё сознание и речь, в моменты трансляции, я не мог ничего делать и говорил голосом, не контролируя свою речь, меня парализовывало в этот момент. Просили телевизор включить каналы разные пощелкать, потом книги взять в шкафу, конкретно просили маленькую библию полистать, несколько страниц. Потом просили, чтобы я выпил стакан воды, мама принесла воду из крана, я выпил, по ощущениям, как будто в меня что-то зашло или запрограммировалось или считалось мозгом. В сознании было давление рассказать всякие гадости о себе в слух (о просмотре порно, в последствии в церкви я исповедался в этом). Своей мысленной силой, я остановил это давление. Потом неосознанно я клялся, что не расскажу о том, что со мной произошел «контакт», я просил прощения, чтобы меня отпустили. Я повторял фразу «простите» около 40 раз, мне было плохо. Мне дали установку не спать, да я и спать в этот момент уже не мог, это всё происходило около 2 часов. Меня просили не смотреть в зеркало, просили никому об этом не говорить. Просили не думать о произошедшем, о них. Заснул я около 4х часов утра, проспал несколько часов. Утром у меня была тошнота и рвота, кровью кашлял, температура тела повысилась до 37. Появились головные боли, звон в ушах, и ощущение что в моём сознании присутствует «Наблюдатель». Ощущение что рядом со мной кто-то или что-то есть. Появились вибрации в теле, бессонница, страх. Далее, у меня появилась такая слабость, что у меня была потеря сил, я около двух лет, практически жил в постельном режиме. Некоторое время в последствии, у меня было ощущение что со мной хотят также пообщаться, страх, парализация, потеря контроля над сознанием. Я пошел в церковь, начал читать молитвы, и как только мне становилось плохо, когда я чувствовал это давление, я читал молитвы, давление на меня прекращалось, мне становилось легче, меня отпускали. Явных ощущений «контакта» было около 3х-4х (касаемо даты, это первые месяцы, после первой встречи) Я прочел святых старцев, где они советовали не общаться с духами, всеми своими внутренними силами я блокировал мысленное давление информационной «каши». Отвлекался мыслями, таким образом прожил до настоящего времени, где, пройдя все боли и испытания, я принял решение рассказать об этом вам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уфология: Психологические исследования контактов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я