Записи судового журнала, постепенно переросшие в книгу о необычном путешествии на старом, утлом рыболовном судёнышке, переделанном Игорем Алексеевичем в крепкую мореходную парусную яхту.Путешествие, завершившееся успешно в Керчи, несмотря на ежедневные приключения, поломки, шторма и все неожиданности, случающиеся в пути, стоило того, чтобы обратиться книгой.Приложены карты пройденного маршрута с вестовыми метками.Будет интересна всем любителям морских приключений и полезна последователям.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самый Стремительный Пароход – 82. Экспедиция отчаянных мореходов из Петербурга в Керчь по рекам, каналам, озёрам, водохранилищам и морям России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 3
14 мая 2017
Вечером прибыли на поезде в Череповец. Погода отличная.
15 мая 2017 г.
Подкупили продуктов, Юра с Игорем устранили несоосность гребного вала и вала двигателя, сместив двигатель с ранее отремонтированным и установленным редуктором, на опорах. Видимо в этом и была основная проблема. Возникало напряжение, вал разбивал подшипники и клинил.
Команда в сборе на борту. Игорь, Алексей, Юра
Пасмурно, и с 13=00 пошел дождь и ветер.
Заправили танки водой.
Два танка: 200л в носу с ТЭН-ами и, соединённый с ним и краном через тройник танк 300 л на кухне, под мойкой. В нём клапан для накачки воздуха — подачи воды вверх под давлением воздуха.
— Получается, что в нижнем танке вода застаивается, расход только сверху, а при накачке нижнего воздухом, при закрытии крана — вода попрёт в верхний. Как то странно.
— Да так получилось. Сначала работал только нижний, потом подключил к нему верхний.
— Надо было нижний сделать проходным, и в трубу от верхнего поставить клапан.
— Надо. Но нет.
Вечером Деловые линии подвезли купленный Игорем Алексеевичем в Питере подвесной мотор Volvo Penta 75лс на длинной ноге. В деревянном ящике. Завтра будем затаскивать на борт.
Также надо поставить отремонтированную штатную рацию.
Схемы перехода
425 км — 600 км по вестовым километровым меткам лоции
Рыбинск — Ярославль — Кострома
600 км — 900 км
Кострома — Плёс — Юрьевец — Городец — Нижний Новгород
По Рыбинскому вхр. Череповец — Рыбинск путь в 143 км.
Виндгуру обещает на завтра ветер днём 12—15 узлов, порывы до 25! Так что вероятно придётся выходить в Рыбу послезавтра. 140 км по водохранилищу при таком ветре опасно. Волна разгоняется на относительном мелководье и, входя в глубокий фарватер, отражается и интерферирует.
Мой глаз пухнет по непонятной причине. Игорь страдает коленями, а Юру ломают последствия химиотерапии недельной давности.
16 мая 2017 г.
Выспались. С утра загрузили навесник на борт и принайтовали в кубрике к дыркам в полу, которые просверлили ранее для тали подъёма редуктора.
Мост через Шексну
Буксир-толкач с баржей. Череповец
— А доски от упаковки кинь на крышу, — сказал Игорь.
— Да они же с торчащими гвоздями, не дай бог напорешься. Могу даже предположить с кем это произойдёт. Давай бросим здесь.
— Нет забери. Пригодятся. В Керчи вообще трудности с деревом.
Храм Рождества Христова. Череповец
Погуляли по городу. Познакомились с замечательной церковью Рождества Христова на берегу Шекесны, построенной в 1798 г и восстановленной в 90-х. Докупили продукты.
Обнаружили течь воды в сальнике дедвуда. Купили набивку в строительном магазине у яхт-клуба и Юра заменил её в сальнике. Течь прекратилась.
(По моим генеалогическим изысканиям из Тверского архива прислали копии документов князя Волконского А. В. и исследователь Галина Алжейкина прислала копии воспоминаний Е. М. Юровской — жены М. И. Шелагина).
17 мая 2017 г.
Вышли в 9=00. Ветер утих, погода чудесная, небо чистое.
Посереди «Рыбы» опять внезапно упали обороты — что-то стало клинить. Постояли, остыли и накачали солидолом бугельный подшипник редуктора. Проблема исчезла. Шли весь день.
Двигатель Ч-40
Проклятый редуктор РРП-40-3 без крышки
Встали на якорь 22=30 недалеко от выхода из Рыбинского вхр.
Монитор эхолота
Выбираем место ночной стоянки по плоттеру
Закат на Рыбинском водохранилище
Вечером, шлындая по сети, в иллюстрированной летописи русско-японской войны я нашёл фото своего дальнего родственника — подпоручика В. Н. Заева, 21 года отроду убитого в 1904 г. под Кангуалином (beckman.ru).
18 мая 2017 г.
Подошли к шлюзу в Рыбинске. До шлюза от Череповца прошли 143 км.
Перед входом в шлюз установлен грандиозный монумент женщины, приветствующей суда, идущие в Волгу, в лучших Советских традициях.
Рыбинское водохранилище. Монумент «Мать Волга»
В 9=00 спустились в шлюзе метров на 15
Рыбинск. Музей-заповедник
Погода иззюуммительная! Вошли в Волгу. Рыбинск порадовал прекрасными зданиями и церквами по берегам.
Сразу после соединения с Шексной пошло сильное попутное течение около 4—5 км/час и ниже прошли красивый ажурный металлический мост Рыбинска.
Красавец мост через Волгу. Рыбинск
Около 11=00 снова начали падать обороты. Что за чудеса?
Юра сбросил газ, Игорь подкачал солидола в передний подшипник редуктора. И как ни в чём не бывало, мы полетели по матушке-Волге 13 км/час.
Рыбинск. Спасо-Преображенский собор. Берег ниже по реке
Юре позвонил знакомый и попросил аванс 200 тыс. до 25 мая за доставку из Европы обещанного ему лекарства. Юра сказал мне, что в Нижнем ему видимо придется отправиться в Питер собирать деньги. Игорю же ничего не сказал.
Перед началом 3-го этапа нашей экспедиции Толмачёв сказал что моё видео первых двух частей заинтересовало канал 5ТВ, и телевизионщики, с которыми он на короткой ноге, предлагают мне профессиональные камеры, под ответственность Толмачёва, для съёмок в предстоящем походе фильма их каналу.
Тутаев. Преображенско-Казанская церковь. Икона Казанской Богоматери
Тутаев. Троицкая церковь
Крестовоздвиженский собор
Спасо-Архангельская церковь
Воскресенский собор
— Я дал ваш телефон — сказал Борисыч, — ждите звонок. Надо будет подъехать для техинструктажа и подписания договора.
Ожидаемый звонок так и не раздался, и сейчас я напомнил Игорю об обещанной аппаратуре для репортажа. Он созвонился с Борисычем, и тот обрадовал, что аппаратуру нам передадут в 10 км от моста в Ярославле.
— Игорь, хорошо, но в Ярославле 3 моста!
Времени до Ярославля было достаточно, и я успевал любоваться и снимать множество прекрасных храмов по берегам.
Игорь перезвонил, но Толмачёв был занят и попросил позвонить через час. Через час Игорь выяснил, что после последнего моста.
— Хорошо, но ты уверен что последний мост для телевизионщиков это нижний по течению?
— Последний — это который мы будем проходить последним.
— Так сказал Толмачёв или ты так думаешь? Ты его об этом спрашивал?
— Нет.
— Ну тогда я не знаю что и сказать. И почему бы Толмачёву просто не дать телефон телевизионщиков?
— Не знаю, такой человек, привык брать всё на себя.
Стояла удивительно чудесная погода и белостенный Свято-Введенский Толгский женский монастырь как зеркалом отражался гладью реки. Вообще, такое множество церквей сразу я не видел нигде.
Ярославль. Свято-Введенский Толгский женский монастырь
Когда мы прошли 10 км после первого Ярославского моста это оказался городской причал в 2 км ниже 3-го моста, я разбудил Игоря — «Звони Толмачёву, где ТВ?»
— Что ж вы не сказали раньше. Надо было звонить после третьего моста!
— Ты же сказал 10 км ниже 3-го!
— Нет, я такого не помню, надо было сразу.
— Во блин!
Позвонил.
Успенский кафедральный собор
Памятник 1000 лет Ярославля на стрелке набережной
Успенский кафедральный собор
Церковь Владимирской иконы божией матери. Ярославль
— Толмачёв сказал: «Вас ожидают в Плёсе».
— Хорошо, но что это — посёлок, пристань, ресторан или просто песчаная отмель? На карте не нашёл, гугл не показывает!
— Не знаю. Толмачёв сказал Плёс!!!
Юра не выдержал.
— Ну вас на хрен. У вас свои проблемы а у меня свои!
— Какие? — спросил Игорь.
— Мне нужно собирать деньги на лекарство. У Игоря для меня нет, я схожу и еду в Питер.
— Прямо сейчас?
— Да.
— А вернёшься?
— Не знаю на каких условиях мне их дадут.
Юра развернул пароход, и мы причалили к левому берегу. Собрался за 20 мин.
— Ты бы хоть предупредил Игоря Алексеевича заранее, да и мне говорил про Нижний.
— Привыкай к неожиданностям! Ну пока.
— Мы пожали руки, с Игорем расстался по-английски.
Помолчали.
— Игорь, нам будет не справиться вдвоём:
1. У меня левый глаз воспалился и село зрение — воспаление слёзной железы. Мне трудно рулить. А у тебя тоже снижен порог по всем датчикам.
2. Я не доверяю твоим штурманским способностям и осмотрительности. Тебе стоит более серьёзно относиться к безопасности.
3. Ты плохо разбираешься в навигационных знаках, и при мне не общался с диспетчерами и капитанами по рации.
4. Я не уверен в технике.
5. Ты никогда, в отличие от Юры не ходил этим маршрутом и не знаешь ни стоянок, ни где взять продукты и воду, ни как оформить прохождение. Юра предупреждал, покупать будет негде — закупайте мол всё в Череповце.
— Хорошо, я пойду один!
— Не дойдёшь! Ладно поехали. Заводи, отчаливаем.
Шли до заката. Эх! Подножка рулевого не регулируется по высоте. Край кресла давит ноги и они немеют от многочасового сидения.
— Так обмотай чем-нибудь подножку.
— Да-а, и замотай скотчем — моя жена всё крепит на него.
Из упаковочных досок я сколотил накладку подножки рулевого и привязал её верёвкой к подножке.
— Ну как, лучше стало?
— Угу, ещё как! Видишь, пригодились-то доски, да и гвозди.
— Точно. Когда ноги немеют, голова начинает работать, а руки тянутся к инструменту.
На левом берегу, в свете заходящего солнца, появились блестящие удивительным голубоватым цветом купола церкви и крест излучающий яркое золотое сияние — как светлое предзнаменование и добрый знак нашей путеводной звезды.
Церковь Иконы Божией Матери Смоленская в Диевом городище со сказочным блеском куполов
Стемнело. Впереди, у правого берега я заметил что-то вроде затона где стоят несколько посудин. Решили стать на якорь рядом. На минимальном ходу прошли между ними. Это оказались баржи и работающая землечерпалка.
— «Странные вы какие-то» — сообщила нам рация.
— Давай здесь встанем — сказал Игорь.
— А вон напротив большущий плакат — «Кабель» и два ограничивающих створа запрета якорной стоянки. Вышли из их зоны и встали.
— Огни зажёг?
— Да, включаю.
Игорь пошёл спать, а я сел за комп писать журнал. Вышел осмотреться, горит только кормовой огонь. Зажёг свет в рубке и оставил на ночь.
Никак не мог уснуть. Вырубился только после 3=00.
19 мая 2017 г.
Проснулся в 5=30 — Игорь завёл двигатель и снялся с якоря.
— Да ты спи себе — сказал Игорь.
— Мне неспокойно когда ты один за рулём, и как же кашка?
— Я не люблю с утра. Лучше пойдём, а поедим в пути.
На левом берегу очень красивый замок, построенный внуком крестьянина Понизовкина, разбогатевшего на продаже патоки из крахмала. Видимо недавно отреставрированный.
Замок заводчика Н.А.Понизовкина. Красный Профинтерн
В 10=00 прошли Кострому, полюбовавшись великолепным Свято-Троицким Ипатьевским монастырём на левом берегу, где река Кострома впадает в Волгу.
Рыбницы. Прошли рано утром
Кострома. Ипатьевский монастырь
Погода стоит великолепная. Регулярно делаю соляризацию глаз.
Вот он живописный городок Плёс на Волжских холмах!
Днём прошли райское местечко Плёс на правом холмистом берегу. Позвонили Толмачёву, и он сказал что выслать человека не удалось, но у него все под контролем, телевизионщики больше нас заинтересованы в репортаже и передадут аппаратуру позже.
— Да этот Толмачёв просто болтун, краснобай и баламут — сказал я. Когда он взялся починить мне колодец, взял аванс и прислал рабочих, которые только пили, а потом всё бросили и ушли, то возврата и части аванса я так и не дождался.
— Ну что ты. Он просто берётся сразу за сто дел и крутится как белка в колесе. Не успевает. На нём дел, как репеёв на бродячей дворняге. Он прекрасно сходится с людьми, у него обширнейшие связи. За год нашего пребывания в Крыму он стал своим у всех чиновников в округе. Он мастер составлять документы и договариваться. Сейчас он директор предприятия «Судопласт» и ещё каких-то. В общем сплошной директор. В Архангельске у него большущий 100 м пароход — подъёмник топляка. И ещё куча всего. Но кому это всё продать. Ведь сейчас он переключился на Крым. А раньше был капитаном танкера и позже штурманом сухогруза.
Толмачёв В. Б.
Как-то, примерно в 1984 г., они шли в водах Швеции, и на борту сухогруза случился пожар. Серьёзный такой.
Послали SOS. Запросили помощь. Команда попрыгала за борт. Старый первый помощник сказал капитану — прыгать в воду самоубийство, а вернуться в машинное — шанс. Обмотав рот мокрыми тряпками, втроём спустились в машинное и облились маслом. Сумели подняться и броситься в воду.
Помощь подошла через 6 часов. К этому времени вся команда была мертва, кроме Толмачёва, старпома и матроса. Вообще остальные погибли уже через несколько минут от переохлаждения. Сейчас из выживших остался только Толмачёв. Другой спился, третий — инсульт.
В 20=30 подошли к затону на 720 км Волги ниже Кинешмы. По карте глубина 3.5 м. Я встал к штурвалу и потихоньку захожу в него. Резкий подъём до 2м и дальше вроде ровно.
— Давай выйдем поищем стоянку дальше, а то сядем и тут останемся.
— У нас осадка 1.60 и датчик на 60 см глубине, т.е. реально 2.60. Но хочешь, иди в точку 3.60.
Я вышел на фарватер и зашёл немного дальше, развернувшись носом к течению, в точку где на карте глубина 3.60.
— На глубиномере 3 м, — бросай якорь.
— Дай немного реверс, мы ещё идём, — сказал Игорь.
— Да нет, мы стоим, посмотри на берег.
— Лёша, дай реверс, я по пузырям вижу — мы идём.
— По каким на хрен пузырям — это речка течёт, а мы стоим, и нас уже начинает сносить по течению!
Сбросил якорь лишь когда я припомнил всех чертей и их матерей.
— Включи огни.
Игорь пощёлкал выключателями.
— Горит?
— Нет.
— А так?
— Так горит топовый.
Я пошёл на корму мыть посуду.
— А кормовой-то что не включил?
— Лёша, лампочка гакабортного огня на 1А. У нас сядет аккумулятор.
— Так ведь не стартёрная же группа, а сервисная.
— А если будет проблема со стартёрным — этот сможет помочь. Да и ты же сам говорил что главное — передний огонь.
— Ладно, это ты многократно дипломированный капитан, а я так — моряк с печки бряк. Словом — юнга. Слушаю и повинуюсь.
22=00 отбой.
В 23=00 услышал тарахтение и небольшой удар по корпусу. Что это?! Выскочил.
Подошла лодочка.
— Ребята, вы чего охренели, стоите почти на фарватере, как Летучий Голландец, без огней! В этом месте на той неделе снесли посудину.
— Как снесли?
— Да очень просто — переехал пароход и кирдык! Вы бы хоть какой огонёк развели.
Игорь спит богатырским сном.
— Вставай, почему огонь не горит?
— Я же тебе показал как включается и попросил включить перед сном, и ты согласился! Мне что расписку с тебя брать?
— Блин, это я попросил тебя включить свет, и ты включил. Я думал вопрос закрыт, и не проверял. Матюгнулся только про себя, когда мыл посуду и увидел что кормовой не горит!
— Игорь, переведи мне на счёт свой прошлогодний долг, что я давал на ремонт.
— Придём в Керчь — отдам.
— Я волнуюсь что мы не дойдём до Керчи. Или я сбегу, или пароход рассыплется или ещё чего. Переведи пожалуйста сейчас. Так мне спокойнее.
— Так ведь комиссия 1.5%
— Ну это твоя трудность. Мог отдать раньше. И вообще можешь перевести по номеру счёта, а не карты. Так комиссия ниже.
— Хорошо.
20 мая 2017 г.
Вышли в 7=30. До шлюза около 100 км.
С 10=00 снова начали падать обороты. Что тормозит — непонятно. Значительная вибрация редуктора.
Игорь колдует над вскрытым многострадальным редуктором
Низкими оборотами дошли до устья речки Елнать перед входом в Горьковское вхр.
К моему удивлению встретили катамаран (Мартин), стоящий недалеко от берега.
Игорь решил поменять масло в редукторе и в очередной раз зашприцевать бугельный и задний подшипники редуктора. Всё сделали.
— Почему ты мачту-то не поставишь вертикально? Там же круговой якорный стояночный огонь — его не видно когда мачта сложена.
— Юра сказал, что от стоящей мачты идёт сильная вибрация на корпус рубки. А якорный огонь на ней так и вообще не горит.
Я залез на крышу, снял крышку фонаря. Вынул лампу. Она вроде не перегоревшая, но под крышкой капли влаги и контакты сильно окислены. Прочистил, собрал, проверил — горит, да ещё и в двух режимах — ярко и тускло.
— Лёша, сложи мачту!
— Хорошо. Но на стоянке надо будет поднять.
— Вот и поднимешь. По мне-так, так стояночный огонь нисколько не хуже видно.
— Есть, капитан!
Подошёл ГИМС, проверили документы, посоветовали выходить в Горьковское только при спокойной погоде. Предупредили что волна бывает до 3м.
Ветер пока немного усиливается, завтра обещают дождь.
— Надо бы дать объявление в Интернете с предложением места для попутчика из Нижнего в Керчь — размечтался Игорь.
— Отличная идея! Пиши:
Объявление
Вам выпал счастливый билет на
Самый Стремительный Пароход (ССП-82)!!
Два опытных морехода, 82-летний Самостоятельно Собравший Пароход мастер подводного плавания и его Ставший Старшим Помощник — Соколиный Глаз (правый), готовящий записи последних воспоминаний (бутылка есть), в связи с бегством с борта капитана по обстоятельствам непреодолимой силы, приглашают на борт нашего лайнера в увлекательное путешествие по рекам, каналам и морям из Варяг в Греки (из Нижнего в Керчь) увлечённого путешествиями молодца/ку/ок, со знанием стороны, где находится Чёрное море.
Гаечные ключи, спецовку, перчатки и спасжилет брать не нужно — пароход полностью укомплектован.
Приветствуется опыт механо-сборочно-разборочных и аварийно-спасательных работ, варильно-кипятильная практика и посудомоечная увлечённость.
Особые привилегии для вегетарианцев и желающих похудеть.
Сильные впечатления, настоящая мореходная практика и полная занятость гарантируются. Успокоительные таблетки в пути помогут преодолеть избыток впечатлений.
По пути следования запланирован поиск несметных сокровищ — золотых цехинов, зарытых древними ушкуйниками в потаённых местах по берегам заповедных рек.
Аренда геолокатора по смехотворной цене 1 коп/мин*.
Лопата в подарок. Предоставляется возможность перезакопать клад.
* Цена первой минуты аренды. Цена каждой последующей мин удваивается.
В случае сдачи клада в фонд развития малого флота ССП-82, его стоимость вычитается из суммарной цены аренды.
Не является публичной офертой (за базар не отвечаем).
По приходу в Керчь — фуршет для оставшихся участников экспедиции на живописном берегу Керченского пролива, с песнями и танцами коренных жителей Крымского полуострова.
Долевой взнос не ограничивается.
Желающие могут записаться на собеседование по тел. +7 981 944 50**
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самый Стремительный Пароход – 82. Экспедиция отчаянных мореходов из Петербурга в Керчь по рекам, каналам, озёрам, водохранилищам и морям России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других