Кем я хочу стать, когда…

Алина Власта, 2023

Это не просто книга о профориентации. Это практический путеводитель, который ведет читателей из точки А («Мне бы хотелось что-то поменять в жизни») до точки Б («Я осознаю свои ценности, возможности, карьерные перспективы, знаю, какие навыки мне для этого нужны и как их получить»). А еще поговорим о том, как учиться эффективно, сохранять мотивацию и управлять временем. Что в основе? Наука. Как написано? Легко и иронично.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кем я хочу стать, когда… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. ЧТО Я МОГУ И О ЧЕМ ИЗ ЭТОГО Я НЕ ЗНАЮ?

— Какой план, Гарри?

— Хорошо. Нам нужно кое-что найти.

Спрятанное здесь, в этом замке.

И это поможет нам победить.

— Ясно. И что это?

— Мы не знаем.

— Где оно?

— Этого мы тоже не знаем.

Я понимаю, сведений мало…

— Их вообще нет.

Harry Potter and the Deathly Hallows: Part II

Если мы хотим выбрать профессию не просто исходя из результатов тестов в интернете, а глубоко и осознанно, то первое, что мы должны сделать — разобраться в себе. Именно этот аспект требует серьезной и вдумчивой проработки и глубокого внутреннего анализа. В конце концов, на кону — наше будущее.

Существует несколько техник раскрытия личности. Все они базируются на анализе своего самосознания и прошлого опыта и направлены на понимание собственной идентичности. И все бы хорошо, но проблема заключается в том, что это крайне сложный процесс, требующий глубокой саморефлексии и честного осмысления своих мыслей, чувств и действий. Нам ой как непросто быть объективными к самим себе, да еще и осмелиться на самокритику. Рассмотрение своего прошлого опыта — тоже полезная, но коварная техника, которая помогает раскрыть и понять ваши личностные качества и которая также просто может вас коварно обмануть.

Представьте, вы проанализировали свои прошлые достижения, неудачи и выполненные задачи ( и все это — ради великой цели — определить свои сильные стороны и области, в которых вы можете развиваться). Но наш мозг очень хитрый. Он догадывается, что его тестируют и подкидывает именно те варианты, которые вы подсознательно хотите услышать. Например, вы очень хотите обнаружить в себе талант художника. Мозг старательно ищет события, которые могли бы привести вас к этому осознанию. И вот, готово, вы же выиграли в конкурсе рисования в 3 классе! Это точно знак! При этом вы как-то незаметно “забыли” про успех в научной деятельности и успешное написание 10 статей в журналах ВАК! Почему? Потому что вы не хотите услышать, что вы потенциальный ученый-исследователь, вам просто хочется рисовать.

Какой вывод можно сделать? Любой самоанализ без жестких рамок — опасная игра, в которой вы, скорее всего, проиграете. Но ситуация не такая уж безвыходная. Есть техники, которые сочетают в себе самоанализ, оторванный от профессии (обманываем хитрый мозг), мнение окружающих, а также наши скрытые посылы.

Предлагаем познакомиться с таким инструментом, как «Окно Джохари». Методика была создана в 1955 году американскими психологами Джозефом Люфтом и Харрингтоном Ингхэмом и представляет собой модель самосознания.

Модель рассчитана на то чтобы любой человек, используя её, получил возможность заглянуть внутрь своего существа, определить свои преимущества и недостатки. Именно это может лечь в основу выбора профессии.

Схематично «Окно Джохари» выглядит так:

Открытая зона — Скрытая зона

I I

I I

Скрытая зона — Слепое пятно

Что означают эти зоны?

Открытая зона — это то, что вы знаете о самом себе

Открытая область — это часть нашего сознания, о которой мы знаем сами и которую мы не боимся показать окружающим. Сюда могут входить наши установки, поведение, мотивация, ценности, образ жизни. Внутри этой области мы чувствуем себя свободно. В ней мы — «открытые книги».

Слепая зона — это то, что другие люди знают о вас

Слепая зона включает в себя то, что мы сами не осознаем, но что окружающие могут видеть в нас. Сюда же можно отнести наши заблуждения о нас самих (Да в смысле я агрессивный? А ну иди сюда быстро, сейчас докажу, что не агрессивный! Стой, ты куда бежишь?). Обратная связь и наблюдения окружающих о нас — один из показателей реальности.

Скрытая зона — это то, что другие люди не знают о вас

Наша скрытая зона — это часть нашего сознания. Это наше «Я», не предназначенное для познания кем-то другим. Степень, в которой мы делимся нашими внутренними ощущениями с людьми — это степень их познания нас. Примеры информации в скрытой зоне включают страхи, чувствительность, манипулятивные намерения.

Неизвестная зона — это то, что вы сами не знаете о себе

Неизвестная область содержит информацию, которая обычно невидима для нас и для других. Она представляет собой часть наше бессознательного. Время от времени мы получаем доступ к информации в этой области — в мимолетных ощущениях, в отклике на то, что случайно прочитали или услышали, во сне, который вызвал что-то неуловимое, но очень важное. Зона неизвестного — наше внутреннее богатство, наша неповторимая сложность и противоречивая глубина.

Что делать дальше?

Шаг 1.

Выпишите прилагательные для «открытой» и «скрытой» зон. Это те характеристики, которые вы точно знаете о себе. Не стесняйтесь быть самоуверенным и хвастливым, но не стесняйтесь указывать и то, чем сложно гордиться. Ведь это не экзамен и не откровение перед людьми, это разговор с самим собой, о котором никто не узнает. Какой вы человек? Эмоциональный, увлекающийся, упрямый, завистливый, но при этом щедрый, рассеянный или энергичный? Пишите все, что вспомните.

Вспомогательные вопросы для открытой зоны:

1) Какие качества вы не боитесь показывать людям?

2) Как вы думаете, за что вас ценят? Что привлекает в вас друзей, коллег, случайных знакомых?

3) Какие ваши привычки и черты характера вы демонстрируете специально или неосознанно в процессе коммуникации с людьми?

4) Попробуйте проанализировать, что из этого происходит намеренно, а что непроизвольно? Управляете ли вы этим?

Вспомогательные вопросы для скрытой зоны:

1) Какие качества вы бы не хотели показывать людям?

2) Какие свои особенности характера и мировосприятия вы скрываете от других?

3) Что вам в себе не нравится и что бы вы хотели изменить в себе?

4) Ваши близкие часто видят то, что скрыто от глаз посторонних? Что это за качества? Как они проявляются? Кто от этого страдает и почему?

5) Что из ваших отрицательных качеств вы бы предпочли спрятать ото всех людей на земле?

Шаг 2.

Время общения с людьми! Это могут быть члены семьи, друзья, коллеги, знакомые и родственники. Попросите их выписать для вас ваши хорошие и плохие качества, черты характера. Так как наш уклон — профориентационный — можно сделать уклон на то, что, на их взгляд, вам помогло бы в развитии карьеры. Объясните близким, что их задача — не похвалить вас, а помочь, а значит, им надо указать даже то, что вам, возможно, не хотелось бы услышать. Заполните «слепую» зону. Если при прочтении вы увидите качества или характеристики, про которые вы забыли, но точно знали о них, допишите их в «открытую зону».

И, пожалуйста, не обижайтесь ни на кого!

Даже если вам написали, что вы злой и мстительный, это не значит, что вы плохой человек. Каждый из нас наполнен чем-то светлым и чем-то темным. Каждый из нас — «плохой хороший человек».

Вспомогательные вопросы для слепой зоны

1) Как я отношусь к критике? Как реагирую на похвалу? Люблю ли я принимать комплименты?

2) Как люди реагируют на мои слова и действия? Им нравится то, что я делаю? Считают ли они меня способным на те или иные действия? Кто в меня верит и почему (кроме кота)?

3) Важно ли мнение окружающих? Как часто я задумываюсь о том, что подумают люди обо мне и моих поступках?

4) Как я обычно реагирую на разные ситуации? Почему именно так? Мне нравится моя реакция? Я хочу ее изменить?

Шаг 3.

Самое сложное в упражнении — это заполнить «неизвестную зону». Ведь если никто ничего не знает про нее, какой в ней смысл?

То, что мы о себе не знаем и не знают окружающие — еще не значит, что этого нет. Это тот ресурс, который мы должны открывать в себе день за днем. Это наши возможности, о которых мы еще не догадываемся, наш нераскрытый пока потенциал, наши мечты «о новых нас».

Как заполнять эту зону? Психологи советуют отталкиваться «от противного». Чего в вас точно нет? А что может быть?

Вспомогательные вопросы для неизвестной зоны

1) Как вы думаете, какие ресурсы вы пока в себе не раскрыли

2) Какие силы и возможности могут дремать в вас? (нет, про трансгрессию и приручение совы Гарри Поттера писать не надо)

3) Представьте себя полностью обновленного. Прошедшего через полное раскрытие и познание себя. Можно сказать, «идеального себя». Какие таланты в «вас — идеальном» у вас есть?

4) Чем бы вы хотели поразить близких? Какими свойствами или качествами бы вы хотели их обрадовать? Представьте, что совершаете что-то, несвойственное вам, что приносит радость вам самим и окружающим. Что бы это могло быть?

Действовать нужно предельно честно!

Тогда можно получить реальную информацию о своих положительных и отрицательных качествах, о своих слабостях и своей силе, своем потенциале и своих возможностях. Но помните, что тот, кто не учитывает барьеры и трудности — никогда не доходит.

Существует несколько важных принципов изменений по итогам осмысления квадратов Джохари:

1) Изменение в одном секторе неизбежно повлияет на все остальные сектора.

2) Чтобы скрывать то или иное наше свойство, отрицать факты и особенности нашего поведения, потребуется энергия. Борьба с самим собой — самая утомительная. Намного проще принять себя, признать свои качества и точечно прорабатывать недостатки, которые мешают нашему развитию.

3) Принудительное осознание себя — неэффективно. Разоблачать себя против воли — жестокое испытание. К принятию себя нужно быть готовым. Хотя бы потому, что для этого нужна смелость признать в себе то, что нам не понравится.

4) Изменения означают, что квадрант I увеличился, а один или несколько других квадрантов уменьшились.

5) Чем меньше первый квадрант, тем хуже налажена ваша коммуникация с окружающим миром.

6) Тайна неизвестного квадранта — самая манящая, но познание его сдерживается обычаями, социальным воспитанием и разнообразными страхами. Если подняться над ними, есть шанс увидеть больше.

Открывая все «створки» окна Джохари, мы помогаем себе понять себя, определить «болевые точки», которые препятствуют карьерному и профессиональному росту, а также определить в себе качества, которые помогут реализовать себя в той или иной профессии.

После того как мы пройдем остальные модули рабочей тетради, мы сможем соотнести полученные результаты и принять решение о получении новых навыков.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кем я хочу стать, когда… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я