Как я управляла салоном красоты в кризис и продала его в первые месяцы пандемии коронавируса. Без долгов, кредитов, штрафов, без единого месяца убытков.В этой книге вы найдете реальные и познавательные истории из жизни одного салона, которые помогут вам:– открыть свой первый салон красоты – наладить приток и удержание клиентов – выстроить отношения с командой – узнать приёмы и фишки из личного опыта автора – не допустить роковых ошибок – освоить безопасный и успешный путь развития, который позволит быстро вывести бизнес из кризиса даже в самом конкурентном городе. Огромный опыт, настоящие знания из личной практики, все честно и понятно!Эта книга может быть полезной не только для работников сферы красоты. Она для широкого круга читателей, особенно для тех, кто уже работает или планирует работать самостоятельно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление салоном красоты от кризиса до кризиса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Первые акции, новые мастера и первые конфликты
Не смотря на то, что российский рынок купонных сайтов только зародился в 2010 году, в 2011-ом уже появилось несколько довольно крупных и успешно развивающихся в этом направлении компаний. Первый купонный сайт, с которым мы заключили договор и выпустили первую акцию был Myfant, именно он в 2011 году являлся лидером по географическому покрытию и имел самую лояльную и удобную схему сотрудничества. Были еще такие сайты, как Kupikupon, Biglion, Groupon и Vigoda.ru, но на момент первого запуска акций, условия сотрудничества с ними очень сильно отличались от условий Myfant и были для меня крайне неудобными и невыгодными.
Итак, мы вышли на Myfant c акциями на прическу, маникюр и визаж. Шел июнь, пора выпускных вечеров, хорошая ситуация для спроса именно на эти услуги. Алекс не мог (или не хотел красить), но сделал неожиданное признание, что делает неплохие локоны, к тому же, в нашем распоряжении, совершенно случайным образом оказался очень талантливый визажист. И вот как это произошло.
Как я уже писала, одной из первоочередных задач был поиск второго парикмахера, в связи с чем я разместила несколько вакансий. К сожалению, откликов от парикмахеров пока не было. Зато однажды мне позвонила визажист и предложила свои услуги по макияжу и визажу.
«Зачем мне визажист?» — удивилась я. — Если уж на парикмахерские услуги и маникюр клиентов нет, то на такую непопулярную услугу, как визаж (брови тогда еще были не в тренде) и подавно не будет. По крайней мере, пока не раскрутимся. Нет, мне совсем сейчас не нужен визажист», — и вопреки всем законом логики, я назначила собеседование.
Девушка-визажист, 19-ти лет, с нежным именем Лилия, вошла в салон июньским солнечным утром, ей сразу все у нас понравилось, а она понравилась нам и потом она осталась с нами на долгие годы. Приходили и уходили парикмахеры, сменялись мастера маникюра и администраторы, неизменным оставался только наш визажист. Для меня до сих пор остается загадкой феноменальная преданность Лилии нашему салону. Возможно, это тот самый вариант, когда человеку просто нравится место в котором он работает, без всяких дополнительных условий. Лилия не так чтобы много зарабатывала у нас, я знала, что она также работает и в других салонах. Наши отношения всегда были только дружески деловыми, и ей было довольно далеко до нас добираться, почти с противоположного конца города, но тем не менее она проработала у нас все 10 лет моего управления и, насколько мне известно, продолжает работать по сей день, под руководством новых владельцев.
Заполучив в свое распоряжение Лилию, дабы избежать еще одного нуждающегося в клиентах мастера в салоне, я сразу же предложила ей выпустить акцию на макияж.
Несмотря на внушительное портфолио, Лилия не скрывала, что опыта у нее маловато, потому что трудно найти желающих сделать макияж у начинающего визажиста. «Акция была бы для меня неплохой практикой», — довольно быстро согласилась она с моим предложением и я вздохнула с облегчением: хоть кого-то из мастеров не надо было долго уговаривать.
Помню первый день выхода нашей акции и волнение, с которым мы встретили первого клиента. Тогда еще купонные акции были в новинку, в больших скидках люди подозревали подвох, и клиенты, пришедшие по купону, волновались не меньше нашего и часто небезосновательно. В некоторых салонах, действительно, делая скидки, старались экономить на материалах и ставили на акции учеников-стажеров, потому что мастера-профи отказывались работать по скидкам. Я была очень далека от этой политики, акции меня интересовали, прежде всего, как способ привлечения новых клиентов, с переводом их в постоянные, а постоянные отношения неплохо закладывать на фундаменте порядочности. Скидки мы давали честные экономя, разве что на себе самих, и как раз по этому поводу стоило волноваться за высокомерного Алекса. Как он встретит, и будет работать с клиентом по акции? Ведь он не получит с него тех денег, к которым привык.
Но, к счастью все прошло блестяще. Марина напоила клиента чаем с печеньками, Алекс, поддерживая непринужденную светскую беседу, мастерски завил шикарные локоны, а Лилия сделала бесподобный макияж. Девушка клиент оказалось очень милой и разговорчивой, расспросила нас за чаем, давно ли мы открылись, и похвалила нашу акцию. Оказывается, жила она совсем рядом с нашим салоном, но совсем о нем ничего не знала. Так что теперь будет к нам ходить. Ушла от нас довольная, пообещав направить к нам всех своих подруг.
Помню, в тот день мне позвонила наша менеджер Карина из Myfant, поинтересовалась, как идут дела, есть ли звонки, готовы ли мы к встрече клиентов и была приятно удивлена, узнав, что первый клиент уже обслуживается у нас в салоне в дружественной атмосфере.
«Какие вы молодцы!», — похвалила нас Карина и пожелала удачи в дальнейшем прохождении акции. Хочу отметить, что курирование партнеров было нормой в политике Myfant в самом начале их деятельности. Почему мне запомнился этот звонок в тот день? Если честно, я немного волновалась, начиная сотрудничать с интернет — компанией, все переговоры и договоренности с которой состоялись виртуально, без личных встреч (тогда еще такая форма сотрудничества была для бизнеса в новинку) и личный звонок менеджера в день выхода акции окончательно меня успокоил. Я поняла, что Myfant также как и мы ответственно относятся к тем акциям, которые размещены у них на сайте и им далеко не безразлично, как встречают пришедших по купонам клиентов. Это характеризовало их как надежную компанию, и я рассчитывала на длительную перспективу работы с ними.
*****
Начиная с этого дня, дела в салоне пошли на поправку. Телефон ожил и звонил, как и полагается в течение всего рабочего дня, журнал постепенно наполнялся клиентскими записями. В первую неделю запись шла плавно, но постепенно набрала обороты, и настал день, когда мы с утра до вечера были полностью обеспечены работой.
Клиенты шли к нам дружной организованной колонной, удивляя рядом расположенные организации, непривыкшие к такому «движу». Не понимая откуда взялся этот неограниченный клиентский трафик, некоторые особо любопытные, подходили и заглядывали к нам в окна, пытаясь таким образом разгадать причину этого необычного явления.
А салон действительно гудел как рабочий муравейник. Алекс бесперебойно крутил кудри, Лилия делала мейк, за маникюрным столиком у окна трудилась Марина, и чуть ли ни до ночи, задерживался с очередным клиентом в кабинете косметолог.
Остро встал вопрос со вторым парикмахером, потому как занятый теперь работой по акции Алекс, не успевал брать клиентов с улицы, которые тоже понемногу стали заглядывать в наш салон. К тому же, кудри не были его любимым занятием, он мечтал о стрижках и постепенно начинал ворчать, что устает от однотипной процедуры и запаха лака и упускает «настоящих» клиентов, которые готовы платить по прейскуранту.
В общем, я готова была к тому, что Алекс может взбунтоваться и с радостью перевела бы его на стрижки, но…найти ему сменщика по-прежнему пока было неразрешимой задачей. Уже прошел почти месяц с момента выхода объявления на вакансию парикмахера, но за это время в салоне побывал только один кандидат, который с треском провалил тестовый рабочий день, сделав просто невероятно кошмарную стрижку (слава богу, в качестве модели побывала моя дочь, а не обычный клиент). Это было, конечно, не очень правильно проводить эксперимент на собственном ребенке, но я действовала с ее согласия и интересы салона были для нас общим семейным делом. К слову сказать, мастер-недоучка, перед тем как взяться за ножницы, предоставил все необходимые дипломы, в том числе даже на итальянском языке (стажировалась в Европе), но после демонстрации своего чудо — навыка в работе ей было категорично отказано, а дочь пошла перестригаться к своему парикмахеру, у которого стриглась уже много лет. Алексу, она тоже не доверилась, посчитав, что одного эксперимента в моем салоне уже более чем достаточно.
Я понимала, что при таком дефиците рабочей силы, заманить в свой салон достойного кандидата задачка не из легких. При этом у меня было определенное виденье, каким именно должен быть мастер салона красоты: вежливый, аккуратный, ответственный, стильный, достаточно образованный и к тому же профессионал своего дела. Мастер салона красоты — это не мастер из парикмахерской (да простят меня работники парикмахерской, если когда-нибудь будут читать эти строки). Нисколько не спорю, что и в парикмахерских также работают настоящие профи, возможно даже более высокой квалификации, чем в салонах (практики больше), но помимо профессионализма у мастера салона красоты должен быть особый навык, позволяющий находить общий язык с клиентами, предпочитающих посещать именно салоны красоты, а не парикмахерские. А именно: уметь поддержать беседу на любом уровне, тактично расспрашивать и отвечать на вопросы, не забывая продвигать услуги салона, то есть быть неплохим «продажником», разбираться в модных тенденциях, чтобы клиент, посещая своего мастера, не просто менял цвет волос и прическу, а чувствовал себя приобщенным к миру стильных успешных людей, и хотел возвращаться за порцией стиля снова и снова. Именно за этой атмосферой люди приходят в салоны красоты. Кому нужна просто стрижка — идут в парикмахерскую.
Но как бы ни было трудно с поиском мастера, парикмахер все же вскоре нашелся. Поняв, что почти невозможно заполучить мастера с большим опытом в начинающий салон, я немного снизила планку требований и решила, что буду рассматривать кандидатуры после курсов. Такие кандидаты звонили на вакансию довольно часто. Проведя несколько собеседований, я остановила свой выбор на девушке-парикмахере с очень миловидной внешностью, приятным голосом и необычным именем Луиза. Правда, Луиза не стригла мужчин в силу своих национальных особенностей и религиозных убеждений (она была родом из Дагестана), но в этом ее легко мог заменить Алекс. Зато, она делала окрашивания, мелирование, прически и вполне достойные женские стрижки. Тест прошла успешно и сразу же приступила к работе.
*****
Естественно, жизнь не может долго состоять из одной белой полосы… Одновременно с улучшением клиентской записи, заметно портились отношения с Мариной. Пока я была занята наполнением салона клиентами и поиском парикмахеров, она каким — то образом успела превратиться из довольно лояльного помощника в моего оппонента. Как это произошло? По какой причине? Сложно сказать. Возможно, причин несколько и скорее всего Марине больше подходил ее прежний руководитель. Ведь как известно, любой руководитель подбирает персонал в соответствии со своими требованиями. После двух-трех недель совместной работы мои требования стали вызывать у нее желание их оспорить и постепенно спорить со мной она стала почти по каждому поводу. В какой-то степени она перетягивала на себя полномочия руководителя, при этом забывая о своих прямых обязанностях мастера маникюра.
Охлаждение наших отношений, я также могу связать с происходящими изменениями в салоне… Привыкшая проводить рабочее время в праздной беседе с Алексом на диване и, занимаясь в большей степени хозяйственными делами салона, Марина вынуждена была подстраиваться под новый ритм работы, который выводил ее из привычной зоны комфорта. Плюс она привыкла быть правой рукой и чуть ли не заместителем прежнего руководства салона. Ее осведомленность в хозяйственных делах очень помогла мне на первых порах, но разобравшись с основными бытовыми вопросами, я все реже стала обращаться к Марине за советами и помощью, потому как почти не осталось проблем, требующих ее участия тоже. Она все еще продолжала частично выполнять функции администратора в мое отсутствие, но я уже понимала, что в скором времени, из-за возросшего потока клиентов в салон понадобится администратор полноценный. И опять же не потому, что Марина плохо справлялась со своими обязанностями, а в целях повышения эффективности бизнеса и его развития.
В общем, если Марина и хотела перемен, то морально оказалась к ним совсем не готова, и на мои попытки объяснить ей, что все что не делается в салоне, делается только всем на благо — обижалась, раздражалась и пыталась доказать мне «что раньше было лучше», приводя на мой взгляд нелепые доводы, которые я терпеливо выслушивала, покуда еще могла, хотя моя нервная система и гудела от возмущения и готова была в любой момент взорваться.
«Давно нет молока и сливок для персонала на кухне», — на полном серьезе перечисляла Марина недостатки нового правления в салоне. — Раньше, Катя (прежняя хозяйка) всегда покупала».
«Зато Катя не покупала для салона питьевую воду, — я вынуждена была оправдываться. — И вы приносили свою, покупая ее за свои деньги в магазине, а клиентам грели в чайнике воду из-под крана. Я же сразу позаботилась о том, что воду доставляли в салон оптом, в большом объеме и сразу на месяц. Мне кажется решение вопроса с питьевой водой гораздо важнее, чем сливки для сотрудников, которые покупать не вижу смысла, так как это не продукт первой необходимости. И вообще я считаю, что мастера получающие 60% процентов от выручки, вполне способны купить себе сливки сами».
Марина хмурила брови, обиженно надувала губы и на какое-то время погружалась в работу. Меня демонстративно не замечала — игнорировала, так демонстрируя свою обиду.
Был еще один интересный случай, в котором мы почти уже дошли до ссоры… Марина давно мечтала о появление в салоне гель-лака и всячески склоняла меня к покупке, чуть ли не с самого первого дня работы. Тогда гель-лак только-только появился на рынке ногтевых услуг. Американский бренд CND стоил дорого, маникюр с гель-лаком относился к разряду дорогих элитных процедур и главное, как и у любой новинки не было никаких гарантий, что в будущем эта процедура будет востребована. Но, все же, я рискнула купить несколько цветов, финишное и базовое покрытие — все как хотела Марина.
В первый же день, как только гель-лак очутился в нашем салоне, первым клиентом за маникюрным столом оказалась наша косметолог Ирина.
«Мы попробуем, надо же протестировать», — последовало объяснение на мой вопрос: «А что собственно здесь происходит?»
Моя нервная система снова перешла во взвинченное состояние. Во-первых, не для маникюра сотрудников я покупала дорогой материал, а во-вторых, прежде чем начинать пользоваться чужими вещами, как минимум надо спросить разрешения у их законного обладателя.
Я постаралась как можно спокойнее объяснить, почему поведение девушек мне кажется неправильным. Косметолог Ирина, только пожала плечами. «Как скажите», — и удалилась в свой кабинет, что было довольно мудро. Но Марина негодовала. Она снова привела в пример прежнюю хозяйку, «которая так делать разрешала», напомнила мне, что вчера отремонтировала мне один ноготь (а именно подровняла форму) и денег с меня за это не взяла, поэтому не видит ничего страшного в том, что сегодня бесплатно пользуется материалом салона и что видимо, в этом салоне ее совсем не ценят, раз постоянно не дают ей делать то, что ей хотелось бы делать, и к чему она привыкла…
У меня, конечно же, нашелся бы аргумент на каждую претензию Марины, но вся эта ситуация начинала смахивать на ругань двух подруг, равных по возрасту и развитию, а не на беседу руководителя с сотрудником. И этого никак нельзя было допустить. Еще раз, ровным тоном повторив свой запрет на тестирование нового гель-лака, я повернулась, чтобы уйти.
«Это просто ужас какой-то», — выкрикнула мне вслед Марина.
«Ужас Марина, это ты», — это были мои мысли… и о боже… видимо я, настолько долго сдерживала свои эмоции, что мозг устал и эмоционально разрядился, высказав накипевшее вслух.
Марина, пробубнила себе под нос что-то наподобие «кошмар», но затихла и принялась разбирать на своем столе. Зная ее характер, я почти была уверена, что после такой реплики со стороны своего начальника, она захочет уволиться и… скорее всего, начнет собирать вещи. С одной стороны, меня очень страшил этот факт, ведь я полностью отдавала себе отчет, что нового мастера маникюра будет найти очень и очень непросто, к тому же акция создавалась именно для Марины, кто подхватит в случае ее ухода упавшее знамя? Но… с другой стороны, я впервые захотела, чтобы она ушла и даже почувствовала некоторое разочарование, увидев, что она не собирает вещи, а всего лишь наводить порядок на рабочем столе. Я поняла, что очень сильно устала от присутствия этого человека и что уход Марины из салона уже неизбежен, но скорее всего не сегодня.
Разрыв действительно не заставил себя долго ждать. И вот как все произошло…
*****
Марина сама составила условия своей акции, но как только акция вышла неожиданно взяла выходные, чтобы поучаствовать на очередном курсе повышения квалификации. Это был еще один странный, расшатывающий мою нервную систему ход. Я, конечно же, не против профессионального роста своих сотрудников, но время для обучения было выбрано крайне неподходящее! Мы ведь так, всем коллективом ждали выхода акций и первых клиентов! Я попыталась объяснить Марине, что на данный момент в приоритете именно работа, тем более курсы можно было совершенно без ущерба для себя перенести, но Марина упорно настояла на своем и, не смотря на все мои доводы и даже возражения, обучение свое переносить не стала.
Я тоже не стала обострять и без того наши непростые отношения и решила смириться на несколько дней с ее отсутствием, в надежде что нам повезет, клиентов легко можно будет перезаписать на другие дни и потери в прибыли если и будут, то незначительные. Это был не очень хороший знак, пытаться примириться с потерей денег в бизнесе, который с таким трудом удалось реанимировать. «Клиент не записался и, слава богу, пронесло, ведь мастера все равно не было на месте. Не важно, сколько сегодня заработаем, главное много не потеряем», — если вы, будучи собственником бизнеса, начали мыслить такими категориями и причина таких мыслей нерадивое поведение кого—то из членов коллектива — срочно реформируйте кадры! И себя заодно! Потому как заинтересованы в прибыли должны быть все участники команды, а не только вы.
Пока Марина набиралась опыта теоретического, на практике мы пропустили несколько записей на маникюр. Да, бизнес от этого не умер, но морально мне было неприятно отказывать клиентам, которых так не просто было заполучить. В день же, когда мастер вернулся на работу, по закону подлости не было ни одного жаждущего к ней записаться клиента. Просидев весь день без дела, Марина уже планировала уходить домой, как вдруг, минут за 20 до окончания рабочего дня в салон зашла женщина.
«Маникюр сейчас можно сделать?» — спросила она, с надеждой глядя на нас всех по очереди. — Пожалуйста, очень надо сегодня».
Не надо объяснять труженикам салонного бизнеса, особенно тех лет, да и до сих пор еще для многих это актуально, что означает вход клиента, готового без всяких скидок, по прейскуранту, немедленно обслужиться в салоне. Часто целью всего дня, было дождаться вот такого чудесного явления, потому как именно оно сулило нам работу, а через работу и заработок. И ни ради ли него, денежного вознаграждения мы и организовали весь этот процесс и собрались и сидим здесь все вместе?
Видимо Марина считала иначе. Она медленно и многозначительно подняла взгляд вверх, на настенные часы и сказала клиенту, что рабочий день уже окончен. И что она сможет принять ее завтра, а сегодня, увы, уже совсем никак. Женщина, вздохнув, сказала, что подумает и завтра нам позвонит, но по ее поведению было видно, что она расстроена отказом.
Я была в шоке. Удивленно пожал плечами Алекс, недоуменно смотрела на Марину Лилия. Все знали, что Марина, не смотря на некоторую сложность характера, не тот человек, который не готов задержаться на час ради нового клиента на маникюр. Она задерживалась и много раз. Но не сегодня. Мне, почему то отчетливо стало ясно, что сделано это уже специально, из вредности по отношению ко мне, к салону, чтобы лишний раз продемонстрировать свою значимость.
Проводив клиента, Марина попросила оплатить ей сегодняшний пустой день.
— Оплаты пустого дня не будет, — озвучила я свое решение, уже ничуть не заботясь о последствиях. Марина, конечно же, начала яростно возражать. — День не был «пустым», — продолжала я. — Клиент пришел в рабочее время, и ему было отказано в обслуживании. Мы не работаем ровно до 20.00, только потому, что на дверях так написано — салон красоты это не Почта или Сбербанк. Это коммерческая организация, а цель любой коммерции — получение прибыли. Мы все здесь собрались именно из-за прибыли. А если кто-то пришел сюда за чем-то другим, то он ошибся с выбором и должен поискать себе другую работу. Из-за твоего непонятного поведения, причина которого мне не совсем ясна, мы потеряли деньги накануне, пока ты была на курсах, мы отказали клиенту сегодня и теперь ты хочешь получить оплату за пустой день? Оплаты не будет.
«В таком случае, — Марина использовала контрудар. — Я ухожу. Ищите себе другого мастера, он вам возможно уже завтра понадобится».
Я лишь пожала плечами, и уговаривать остаться Марину не стала. Прибавила лишь только, что мне жаль, что все вышло именно так.
Вот таким образом, заполучив несколько новых мастеров, мы потеряли старого. Это было первое увольнение в нашей команде. Не скажу, что процесс прошел безболезненно, конфликты в коллективе не очень приятное событие. Во всяком случае, никто не веселился в тот вечер, когда Марина покидала салон. Угрюмо молчал Алекс, расстроенная Лилия, с которой они успели подружиться, всячески пыталась уговорить нас снова сесть за стол переговоров, но… процесс уже был необратим. Мне больше не хотелось никаких компромиссов. Марина собирала вещи, я, молча, ждала, когда она закончит. Потом мы довольно холодно простились и больше никогда не виделись. Надеюсь, без взаимных претензий. Во всяком случае, у меня претензий к бывшим сотрудникам нет. Безусловно, у них были основания и, наверное, весомые, вести себя именно так, как они считали нужным, но раз наше взаимопонимание не только не состоялось, но и уже начало вредить работе — считаю, что каждый должен идти дальше своим путем. Он у каждого свой, индивидуальный и никаких обид и претензий здесь быть не должно.
Рекомендации
Возможно, у многих в процессе прочтения этой главы возникнет резонный вопрос: а не слишком ли подробно описан конфликт с Мариной? Не слишком ли много места отводится этому рядовому событию?
Да, действительно. Конфликт я описала подробно и если честно, это не входило в мои планы изначально, когда я только начинала писать главу. Но в какой-то момент, мне вдруг стало очевидно, что я не смогу передать читателям в двух предложениях причину увольнения Марины. Обычно, в книгах по руководству бизнесом это звучит примерно так: «сотрудник не справлялся с поставленной задачей» или «мы не сошлись с Петром (Марией) во взглядах. Или, «Иван систематически нарушал дисциплину, и мы вынуждены были его уволить». Да, если писать документально, то вполне можно ограничиться такими формулировками, но так как книгу изначально я задумывала как наполовину художественную, то для полноты картины пришлось погрузить читателя в детали. Иначе, как еще понять, что конфликт не случается сразу, а накапливается постепенно из череды идущих друг за другом событий. К тому же, очень сложно абстрагироваться от конфликта в маленьком коллективе. Ты не можешь переложить его на управляющего или администратора, и в большинстве случаев решать проблему придется самостоятельно. Так что господа, будущие владельцы салонов — будьте готовы к примерно такому развитию событий и вот вам несколько рекомендаций, как их можно избежать:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление салоном красоты от кризиса до кризиса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других