Празднику быть! 24 сценария и 98 игр

Алиса Закс

На примере полной программы выездного детского лагеря будет возможность проследить весь путь детского мероприятия от идеи до проведения программы. Утренние зарядки, тематические праздники, спортивные часы, прогулки и дискотеки. Вы узнаете, как на самом деле проходят детские праздники. Какие ошибки совершают аниматоры, и какие выводы из ошибок делают. Для аниматоров, педагогов, вожатых.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Празднику быть! 24 сценария и 98 игр предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть вторая. Утренняя зарядка

О зарядке

В настольной книге учителя физической культуры написано, что «утренняя зарядка воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями»3. Но за неделю, да даже за две, привычка не сформируется. Поэтому мы рассматривали данное мероприятие, как возможность проснуться, взбодриться, немного подвигаться и настроиться на предстоящий день. Так себе цель… слишком расплывчатая. Непонятно, каким образом ее достигать. Что конкретно исполнителю нужно делать, чтобы дети взбодрились и настроились на день?

Это я к тому, что каждый раз, когда на пути к празднику (или любому другому мероприятию) встречается подобная цель, важно уточнять: понимаю ли я что конкретно, какие действия нужно будет делать, чтобы решить поставленную задачу? Если ответа нет, если ответ расплывчатый ⎼ необходимо уточнить запрос. Иначе велик риск того, что на самом мероприятии все пойдет не так.

Признаюсь, что до этой весны я мало что понимала в зарядках (тем более в детских). Да, мое утро уже несколько лет начинается с зарядки. Но одно дело выполнить пару любых упражнений для себя, тоже, кстати, с непонятной целью. Однажды поспорила, что смогу регулярно делать зарядку, а теперь просто привыкла. Совсем другое ⎼ провести полноценную зарядку, за которую люди заплатили деньги.

В первый год работы над проектом мои исполнители составили план зарядки. Так что эту часть работы я считала выполненной. За несколько дней до старта я прочитала пару раз план, а дальше решила, что понаблюдаю за коллегой, сниму, как говорится, «с рук» и смогу проводить зарядку самостоятельно.

Посмотрим вместе начальный план зарядки. Это 3 листа бумаги формата А4, в которых обозначены этапы зарядки, подробно расписаны все упражнения и количество повторений. Полностью план я помещать не буду, чтобы не сбивать с толку. Но напишу саму структуру. Курсивом сразу буду добавлять небольшой комментарий, чтобы было понятно, что именно меня смущает.

Начальный план утренней зарядки.

Вводная часть

Разогрев

Включает в себя медленный бег в течение 1 ⎼ 3 минут, а затем ходьбу 1 ⎼ 2 минуты.

А точно нужно начинать именно с бега? И почему мы сначала бежим, а затем идем?

Упражнения для головы и шеи.

4 упражнения суставной гимнастики.

Что-то я не вполне поняла, что такое упражнения для головы?

Упражнения для плеч

3 упражнения суставной гимнастики.

Упражнения для локтей и кистей

2 упражнения суставной гимнастики.

Основной комплекс

Подождите! Как основной комплекс? А где разминка остальных частей тела? Нет? Не будет? Странно… ладно… поехали дальше.

2 упражнения на координацию, затем 1 упражнение суставной гимнастики, далее 4 упражнения динамической растяжки мышц: потягивания, приседания и т. п.

Переходим на пол

Выполняем 8 упражнений по 6 повторов на пресс, добавляем к ним 3 ⎼ 5 отжиманий от пола и растяжку «кошечка злая и добрая».

Как-то много упражнения на пресс, мне кажется! И еще столько отжиманий! Интересно, коллега моя умеет столько отжиматься? Потому что я могу сделать только гордую половинку одного отжимания.

Прыжки

3 варианта по 8 повторов.

Заминка

Ходьба на месте, одно упражнение на динамическую растяжку мышц, два упражнения на координацию.

На координацию? В заминке? Я думала заминка ⎼ это какая-то завершающая, успокаивающая, легкая часть зарядки… ладно… что там еще в плане написано?

«Самое главное в зарядке ⎼ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ.»

С этим утверждением трудно поспорить. Но вот с самим планом ⎼ легко.

В разминке вообще не уделено внимания ногам. В заминке почему-то вставлены упражнения на координацию, которые очевидно должны входить в основную часть. Да и в целом, в этом плане я не вижу общей идеи. Это скорее напоминает список упражнений по принципу «что вспомнил ⎼ то и записал», нежели сбалансированный комплекс.

Конечно, когда мы проводили зарядку, мы разминали все тело, включая ноги. Но все дни меня не покидало ощущение, что зарядка идет не так. Ощущение хаоса, отсутствие логики в упражнениях, непонимание зачем вообще мы это делаем сильно раздражало.

Полчаса, заложенные на зарядку, казались бесконечными. Первый признак того, что мероприятие не проработано как следует, что никакого плана на самом деле нет. Признаюсь, мне было очень скучно выполнять зарядку. Не зажигало. И это отражалось на состоянии детей. Ребята тоже скучали.

По возвращению в Москву, зарядка стала моим главным приоритетом. Потому что так как оно выглядело ⎼ никуда не годиться. Опять-таки оговорюсь, что глазами заказчиков и руководителей группы все выглядело достойно, хорошо. Но этот факт не должен расслаблять.

Пара недель чтения всего подряд по теме, консультации с несколькими фитнес тренерами и учителями физкультуры, и вот у меня в руках новый план, на который теперь смело могут опираться исполнители. Да, возможно он не идеален, но это лучшее из того, что я видела пока изучала данный вопрос4.

Новый подход к утренней зарядке

Итак, 30 минут, которые есть у нас с утра ⎼ это возможность подготовить себя к предстоящей в течение дня физической активности: различным подвижным играм, которые мы используем в рамках тематической анимации; спортивному часу и футбольному матчу, к активной прогулке на улице.

Отсюда следует, что наша утренняя зарядка ⎼ это небольшая тренировка.

При этом важно, чтобы тренировка была достаточно простой, не забирала утренние силы ребятишек. Второй момент: каждый день должна быть определена конкретная цель. Что именно, какими упражнениями и для чего мы будем тренировать. Знаем сами и объясняем детям.

Например, в среду мы планируем во время спортивного часа предложить игры на координацию. Следовательно, во время утренней зарядки будем делать упражнения для проработки координации.

И под каждый такой тренировочный день мы собираем отдельный плейлист. Где-то нужна более активная, задорная музыка, а где-то высокий темп композиции будет сбивать. Спокойные упражнения требуют соответствующей музыки.

И еще один важный момент. Я испробовала на себе более трех десятков различных тренировок (в видео формате). Разные направления, разные тренеры, разные подходы. Там были не только отечественные авторы, но и зарубежные. Я заметила: вне зависимости от сложности тренировки, если тренер в процессе разговаривал со мной (со своим зрителем и последователем), если подбадривал, если подсказывал, что именно я должна сейчас чувствовать, а что чувствовать не должна (например, если вы чувствуете напряжение в спине, значит вы делаете не правильно, исправьте вот таким образом), если иногда тренер позволял себе сказать, что ему тоже в какой-то момент сложно, то такие тренировки проходили гораздо легче. Я включалась в них значительно лучше и мне хотелось продолжать заниматься, выполнить не одно видео, а целиком все тренировки курса. Вывод: важно разговаривать с детьми во время зарядки. Лично мне этот момент тоже нужно репетировать. Я несколько раз пробовала. Пока мне, например, сложно выполнять упражнение и параллельно давать какие бы то ни было комментарии.

Резюмирую:

— У каждой зарядки должна быть конкретная прописанная цель.

— Упражнения должны быть подобраны в соответствии намеченной целью.

— Музыкальное сопровождение должно соответствовать темпо-ритму упражнений.

— Во время проведения зарядки необходимо общаться с детьми.

План утренней зарядки

Утренняя зарядка состоит из трех частей.

— Разминка. Цель: физическая подготовка к предстоящей нагрузке и, главное, предотвращение травм.

Правила разминки

— Разминка не должна быть сложной: выбирать простые упражнения.

— Движения не должны быть слишком быстрыми, поспешными. Разминка должна выполняться в умеренном темпе.

— Разминать все тело, двигаясь без пропусков в одном направлении (сверху вниз или снизу вверх).

— Больше внимания уделять тем мышцам, на которые будет направлена дальнейшая тренировка.

— Общее время динамической растяжки мышц не более 4—5 минут, общее время кардио не более 10 минут.

Структура разминки

— Основная часть зарядки. Цель: небольшая тренировка тела по выбранному направлению (баланс, координация, выносливость, осанка, гибкость и пр.).

Наполнение: специально составленные комплексы упражнений и упрощенные спортивные действия.

Продолжительность: 10 ⎼ 12 минут.

— Заминка. Цель: замедление, снижение ЧСС и частоты дыхания; растягивание мышц после нагрузки для предотвращения послетренировочной боли.

Наполнение: статическая растяжка мышц5 ⎼ замирание в позе на 30 ⎼ 60 секунд.

Продолжительность: 5 минут.

В следующий заезд зарядка будет проходить именно в таком формате.

Однако мы не спортивные инструкторы. Мы аниматоры. Значит даже в зарядку нужно добавить анимацию. В первый год, когда мы формировали программу и обсуждали зарядку с заказчиками, речь шла о том, что это добровольное мероприятие. То есть дети будут сами решать: вставать с утра на зарядку или не вставать. Чтобы детям было легче и интереснее приходить на зарядку, мы придумывали разные стимулирующие механики. Со временем начальная идея перестала существовать. Зарядка стала для ребят обязательным пунктом. Тем не менее небольшая анимационная стимуляция осталась.

Принцип подобной анимации всегда один и тот же. Каждый день после зарядки дети получают некую часть, из которой в итоге складывается что-то целое. Все что от нас требуется перед каждым следующим заездом: определить что именно будет в этот «целым» и из каких частей складываться.

Неделя 1

«Один за всех и все за одного». Для первой недели в качестве «целого» хотелось найти что-то такое.

Зарядка первого дня окончена. В руках у Глафиры достаточно большой красный мешок. Будто Глафира вдруг посреди весны встретила Деда Мороза и отобрала у него подарки.

Мешок завязан на 16 веревочек-бантиков. Каждый, кто выполнял упражнения зарядки может развязать одну веревочку. Детей в группе 16. В первый день справились все. Так что и веревочки были развязаны тоже все. Ребята открывают мешок, а там второй мешок с завязками. Но развязать их можно будет только на следующий день. Безусловно, дети сразу догадываются, что так будет до конца недели: за каждым мешком будет скрываться следующий. В последний мешок мы положили бисквитные кексики в виде мишек. К каждой маленькой упаковке прикрепили наклейку с пожеланием.

Начальная идея «один за всех и все за одного» сработала на сто процентов: в один из дней, несколько ребят проигнорировали зарядку, а значит не развязали свою часть бантиков. Как следствие, возникла угроза того, что до приза детям не добраться. Некоторых ребят это беспокоило.

И вот тут очень важный момент: детей обманывать нельзя. Тем более ребят возраста начальной школы. Обостренное чувство справедливости ⎼ возрастная особенность данного периода. Если условия поставлены, то они должны быть выполнены. Справедливость важнее приза. При этом я считаю, что также важно дать возможность детям исправить ошибку.

В последний день на мешке должны были остаться четыре «лишние» завязки. Мы заменили их на один большой штрафной бант. Условие: ребята все вместе играют в одну подвижную игру, ту, которую мы для них выберем, и после развязывают мешок. Но играть должны непременно все. Если хоть один человек не играет ⎼ приз достается нам. Мы озвучили условия. Дети их приняли.

Идея мне казалось хорошей. Вот только я не учла, что внутри коллектива может возникнуть конфликт, в результате которого кто-то на кого-то обидится, и никакой приз не заставит обиженного ребенка принять участие в общей игре. Разумеется, раз я пишу об этом, именно так и получилось. Одна из девочек обиделась, залезла под стол и наотрез отказалась присоединяться к своим товарищам. Многие ребята стали ее уговаривать, часть начала сильно расстраиваться. Нужно было спасать положение. Аниматор пошла выяснять что случилось. Конфликт был каким-то совсем маленьким, но в тот момент воспринимался ребенком крайне серьезно. В результате переговоров было принято решение: девочка может не играть, но должна находится в одном пространстве с остальными игроками. Так и поступили. Игра была сыграна. Ребята торжественно развязали штрафной бант и с огромным удовольствием съели кексики перед самым завтраком. А записочки? Кто-то оценил, кто-то нет, некоторые не поняли смысла, подходили к аниматорам, уточняли. Но в целом решение добавить их я считаю правильным.

Пара мыслей за скобками относительно данной механики.

Мысль первая. Техническая: совсем не обязательно завязывать сразу все мешки. Я бы даже сказала, что делать этого точно не нужно. Особенно если участников много и дней (то есть мешков) много: мешок получится слишком громоздким. Оптимально положить приз в несколько завязанных мешков. Завязать предпоследний на несколько завязок (больше одной), а последний на все завязки.

Если завязать предпоследний мешок только на одну завязку ⎼ есть риск того, что дети в порыве азарта выхватят мешок, развяжут единственный бантик, сразу доберутся до «начинки» и игра на этом будет окончена. Завязываем 3—4 веревочки на предпоследнем мешке.

Мысль вторая. Будем честны. Мешок ⎼ принудительная механика. Да, наша задача стимулировать детей делать зарядку. При этом у ребенка должна оставаться свобода выбора: делать или не делать. Но с принципом «один за всех и все за одного» свобода уходит. Мы вроде как делаем вид, что стимулируем, а на самом деле заставляем. Нечестно получается. Каждый участник обязан каждый день делать зарядку, иначе подарок не получит никто. Неприятно. На будущее: либо не брать подобную механику, либо оставлять в ней немного воздуха: пусть завязок будет чуть меньше, чем требуется.

Мысль третья. Про пожелания на бисквитах. Идеально, если получится сделать пожелания индивидуальными. То есть в записке написано про каждого конкретного ребенка, а сами записочки именные. Если такой подход невозможен, то нужно хорошенько подумать над содержанием записок. Оно должно соответствовать возрасту детей. Старшие дети поймут взрослые «философские» послания. А для более младших нужен другой подход.

Возможные варианты:

Простые загадки.

Действительно простые, которые можно отгадать легко и быстро. Иначе есть риск того, что подарок превратиться в дидактическую игру и это убьет радость. Отлично подойдут стихотворные загадки, в которых нужно подставить последнее слово. Или запутанные загадки. Они также стихотворные, но последнее слово-отгадка идет вразрез с ритмом самого четверостишья. Пример: в малине понимает толк хозяин леса бурый…?

Потешки.

Такие маленькие забавные стишки. Они легко запоминаются и детки их с удовольствием потом повторяют.

Пример:

Ваня, Ваня — простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел он задом наперед

И поехал в огород.

Добрые пожелания-сравнения.

Например: свети как солнышко.

Не надо бояться банальностей. Банальность определяется не содержанием фразы, а интонацией. Я хочу сказать, что банальность ⎼ понятие субъективное. Заглянем в словарь: «банальный ⎼ лишенный своеобразия, выразительности»6. Если к любому слову, любой фразе добавить выразительности (читай: эмоций), то фраза сразу перестанет быть обыкновенной.

Небольшие рисунки.

Хорошо подойдут простые объекты: солнышко, кошечка, птичка, цветочек, машинка. Можно нарисовать, или использовать готовую картинку, или наклейку. Например. если бисквитик в форме мишки и на упаковке нарисован мишка, то мы ему в лапки как бы вкладываем объект. А дальше спрашиваем у ребят, у кого что мишка в лапках держит?

Ваш вариант.

Конечно, можно не заморачиваться с дополнительными наклейками, а просто раздать угощение. Но главная цель анимации ⎼ привлечь и удержать внимание. Следовательно, на призы и подарки это тоже распространяется. Подарок с дополнительной анимационной нагрузкой, при правильном подходе лучше воспринимается детьми.

Неделя 2

В самый первый год в качестве анимационно-стимулирующей механики был человечек. Каждый день, после зарядки ребята получали по одной части человечка. В первый день это была голова на веревочке, очень похожая на медальку. Второй день ⎼ туловище; третий день ⎼ правая рука и так далее. Сам человечек был сделан из белой плотной бумаги. Каждую часть человечка ребята могли раскрашивать так, как им заблагорассудится. К концу недели у тех ребят, кто присутствовал регулярно на зарядке, был полностью собранный человечек.

Удивительно, но несколько ребят помнят того человечка! Поэтому на второй неделе мы решили сделать нечто подобное.

А чтобы не повторяться, заменили человечка на маленькую марионетку.

Сама механика осталась неизменной: каждый день ребенок, делающий зарядку, получает часть человека. В последний день вместе с последней частью ребенок получает крестовину и отдельные запчасти собираются в марионетку.

Сказано — сделано.

Выводы

Первое. Марионетка ⎼ очень трудоемкая механика, если делать их много и полностью вручную. В идеале: заказать или купить уже готовые в разобранном виде.

Более бюджетный вариант: подготовить единый шаблон, распечатать на плотной бумаге, а потом просто вырезать. У нас такой возможности не было. Приходилось рисовать и вырезать каждую детальку каждой марионетки.

Крепеж: мы использовали маленькие кусочки проволоки в тех местах, которые должны были двигаться и двусторонний скотч для крепления неподвижных частей. Разумеется, лучше использовать для этих целей маленькие заклепки или брадсы7. Если сразу не скреплять детали — дети их теряют. Поэтому либо сразу крепить, либо иметь запас частей.

Управление. Опять-таки мы могли использовать только то, что было у нас под рукой. Докупить что бы то ни было не представлялось возможным. У нас была большая упаковка цветных карандашей. Мы обрезали заточенные концы и получили просто разноцветные палочки. При помощи плотной нити связали их в крестовину и привязали к ним ручки и голову. Получилась марионетка.

В этой механике, как и в любой другой важна справедливость: если ребенок был включен в зарядку, то он получает часть, если не был включен ⎼ не получает.

В результате марионеток было пять. То есть до финала дошла ровно треть детей. Что в целом, очень даже хорошо.

По поводу зарядки осталось прояснить один момент. Как мы определяли, кому давать детальку или развязать бантик, а кому нет. Не люблю это слово, но тут действительно именно оно: субъективно. Просто «на глаз». То есть если ребенок старался быть включенным в зарядку, если хотя бы частично выполнял упражнения ⎼ значит справился. Это не спортивный лагерь, нам не нужны сверхрезультаты. Кроме того, в том что дети недостаточно включены в зарядку виноваты мы, команда, которая разработала и провела такую активность.

Выводы сделаны. Работа над ошибками проведена. Можно двигаться дальше.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Празднику быть! 24 сценария и 98 игр предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Настольная книга учителя физической культуры / Авт.-сост. Г.И.Погадаев ⎼ М.: Физкультура и спорт, 2000 ⎼ С. 366

4

Если вы являетесь специалистом по детскому фитнесу и детским зарядкам, и у вас есть комментарии, замечания и дополнения к плану зарядки, найдите меня в соцсетях и обязательно напишите!

5

Статическая работа мышц ⎼ активная фиксация органов относительно друг друга и придание определенного положения телу, при этом мышца развивает напряжение без изменения длины.

6

Прилипучее слово какое! Аж 4 раза подряд появилось! Еле отцепила его) А источник определения самого понятия: Википедия.

7

Брадсы ⎼ кнопки (гвоздики) с плоской гибкой раздвоенной ножкой из мягкого металла. Используются как декоративный элемент в скрапбукинге.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я