Госзакупки. Проводим электронный аукцион. 2023

Алёна Кутюкова

Эта книга подойдет для контрактных управляющих, работников контрактной службы.Практическое пособие содержит в себе массу полезной информации и практических примеров ситуаций, возникающих при осуществлении закупок самых разных товаров, работ, услуг.В практическом пособии подробно рассмотрен порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона.

Оглавление

Заказчики

Определения и виды заказчиков приведены в пунктах 5—7.1 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе.

Как мы уже сказали, Закон о контрактной системе основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Статьей 125 ГК РФ установлен порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 ГК РФ).

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (часть 3 статьи 125 ГК РФ).

В зависимости от трех уровней бюджета можно выделить три уровня заказчиков в зависимости от источника финансирования:

•федеральные заказчики:

федеральные государственные органы, федеральные казенные учреждения, федеральные государственные бюджетные учреждения; органы управления государственными внебюджетными фондами;

•региональные заказчики:

государственные органы субъекта Российской Федерации (например, министерство социального развития региона закупает путевки в санаторий для определенных категорий граждан), государственные казенные учреждения, государственные бюджетные учреждения, учредителем которых является субъект Российской Федерации; органы управления государственными внебюджетными фондами;

•муниципальные заказчики:

органы местного самоуправления, муниципальные казенные учреждения, муниципальные бюджетные учреждения (например, местная администрация объявляет электронный аукцион на уборку снега в городе).

Виды заказчиков:

государственные заказчики: федеральные государственные органы, федеральные казенные учреждения, государственные органы субъекта Российской Федерации, государственные казенные учреждения;

муниципальные заказчики: органы местного самоуправления, муниципальные казенные учреждения;

Государственные и муниципальные заказчики заключают государственные и муниципальные контракты соответственно.

иные заказчики: автономные, бюджетные учреждения, унитарные предприятия, органы управления государственными внебюджетными фондами заключают контракты.

Контрактному управляющему необходимо знать какими документами определяются объемы финансового обеспечения в зависимости от типа заказчика:

— государственный орган, органы местного самоуправления, казенное учреждение, орган управления государственным внебюджетным фондом — бюджетная смета;

— бюджетное и автономное учреждение, унитарное предприятие — план финансово — хозяйственной деятельности.

При осуществлении закупок не допускается превышать объемы финансового обеспечения, установленные указанными документами.

Для того, чтобы провести электронный аукцион на закупку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд заказчик выполняет следующие действия, которые мы подробно рассмотрим в настоящем пособии:

— Составляет описание объекта закупки

— Обосновывает начальную (максимальную) цену контракта

— Планирует закупку путем ее внесения в план-график

— Составляет и размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об электронном аукционе

— Вносит изменения в извещение об электронном аукционе (при необходимости)

— Рассматривает заявки на участие в электронном аукционе

— Формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов

— Заключает контракт

Названные процедуры от имени заказчика выполняются конкретными лицами. Как правило это:

° руководитель организации;

° контрактная служба (контрактный управляющий);

° комиссия по осуществлению закупок.

Контрактная служба (контрактный управляющий). комиссия по осуществлению закупок

В целях осуществления закупок товаров, работ, услуг Закон о контрактной системе предусматривает создание заказчиком контрактной службы и комиссии по осуществлению закупок.

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). Также необходимо разработать положение о контрактной службе. Типовое положение утверждено приказом Минфина России от 31.07.2020 г. №158н «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе».

Работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Количество лиц, которые должны войти в контрактную службу, Законом о контрактной системе не установлено, в связи с чем рекомендуется включать в контрактную службу не менее двух человек.

В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий). Контрактный управляющий или работник контрактной службы должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

С 2020 года фигурирует позиция, изложенная в письме Министерства финансов Российской Федерации от 30.06.2020 №24-01-06/56155, что контрактный управляющий (работник контраткной службы) должен иметь любое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Понятие совокупного годового объема закупок дано в пункте 16 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе. Совокупный годовой объем закупок (далее — СГОЗ) — утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Таким образом, СГОЗ представляет собой сумму средств, которую предполагается израсходовать на оплату по:

а) контрактам, заключенным в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году;

б) контрактам, заключаемым в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;

в) контрактам, заключаемым в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.

Если при расчете СГОЗ получается больше 100 млн. рублей, нужно создать контрактную службу. Это может быть как самостоятельное структурное подразделение (отдел) так и работники различных структурных подразделений.

Полномочия контрактной службы названы в части 4 статьи 38 Закона о контрактной системе. Названные лица, то есть контрактный управляющий, либо сотрудники контрактной службы, обеспечивают осуществление закупок — в нашем случае проведение электронного аукциона, а именно:

— разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в ЕИС план-график и внесенные в него изменения;

— осуществляют подготовку и размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки и проекта контракта;

— обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

— участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

— организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом о контрактной системе.

Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок.

Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии. Комиссия может создаваться в целях проведения конкретного аукциона, либо у заказчика может существовать одна комиссия для всех конкурентных закупок.

Число членов комиссии должно быть не менее чем три человека. В части 6 статьи 39 Закона о контрактной системе названы случаи, при которых физическое лицо не может быть включено в состав комиссии по осуществлению закупок, например, лица, состоящие в браке или родственных связях с руководителем участника закупки. Например, в комиссию по осуществлению закупок включена Иванова А. А. При рассмотрении заявок на участие в закупке комиссия устанавливает, что поступила заявка от ООО «Ромашка», директором которой является Иванов А. А., супруг Ивановой А. А. В этом случае Иванова А. А. не может участвовать в рассмотрении заявок указанной закупки. Заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить ее другим физическими лицом, которое лично не заинтересовано в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которое не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическим лицом, которое не является непосредственно осуществляющим контроль в сфере закупок должностным лицом контрольных органов в сфере закупок.

Функциями комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона являются:

— рассмотрение заявки на участие в закупке, информации и документов, направленных оператором электронной площадки;

— принятие решения о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;

— присвоение каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;

— подписание протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Это значит, что из трех членов комиссии двое должны:

— либо пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок,

— либо обладать специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании комиссии участвует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.

Представим, что из трех членов комиссии на заседании присутствует двое. Один член комиссии считает заявку соответствующей, а второй считает заявку несоответствующей. Как поступить в такой ситуации? Закон о контрактной системе на такой вопрос не отвечает.

На практике заказчики устанавливают для таких случаев в положениях о комиссии по осуществлению закупок правило о том, что при равенстве голосов голос председательствующего является решающим. Однако это некорректно.

Автор рекомендует в таких случаях обеспечить участие третьего члена комиссии. Кроме того, Закон о контрактной системе предусматривает, что члены комиссии могут участвовать в таком заседании с использованием систем видео-конференц-связи с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте (при необходимости), дате и времени проведения заседания комиссии. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается.

Решение комиссии, принятое в нарушение требований Закона о контрактной системе, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном Закона о контрактной системе, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.

Частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) установлена административная ответственность для членов комиссии по осуществлению закупок. Однако здесь необходимо отметить, что названной нормой предусмотрены следующие действия, влекущие административную ответственность и касающиеся электронного аукциона:

1) отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе;

2) признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям документации об аукционе по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе;

3) признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

С 1 января 2022 года при проведении электронного аукциона документация об аукционе не составляется. Законом о контрактной системе предусмотрено только извещение о закупке и прилагаемые к нему электронные документы. Извещение о закупке и документация о закупке — это разные документы и приравнивать их в целях привлечения к административной ответственности члена комиссии нельзя. Таким образом, формально, на настоящий момент административную ответственность влечет только отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе. Указанное обстоятельство подлежит проверке читателем на момент прочтения настоящего практического пособия в связи с вероятным внесением изменений в КоАП РФ.

Кроме того, частями 13, 14 статьи 7.30 КоАП РФ для членов комиссии предусмотрена ответственность за нарушение сроков подписания протокола подведения итогов электронного аукциона.

Итак, мы рассмотрели функции и полномочия контрактной службы (контрактного управляющего) и комиссии по осуществлению закупок. Руководитель заказчика соответственно контролирует и организует их работу, а также как законный представитель заказчика подписывает заключаемый по итогам проведения электронного аукциона контракт электронной цифровой подписью в единой информационной системе в сфере закупок.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я