Иллюзия
Не нужно отрицать реальность мира, нужно просто признать его непостоянным проявлением Брахмана. Однако множественность субъектов иллюзорна. Если вы с утра встали и считаете себя одним из миллиардов воспринимающих субъектов, то это кажимость. Если в реальности вы не существуете как один из многих субъектов, то кто же тогда видит мир? Его видит индивидуальное сознание, которое лишь кажется субъектом. Когда неживой предмет кажется вам живым существом вы мысленно придаёте ему душу. То же самое с человеком и его индивидуальным сознанием. Вы убеждены, что это кто-то! Но с точки зрения адвайты комплекс тела-сознания безличностен или, как говорят буддисты, пустотен. Потому что Я не может быть отдельным.
Все ужимки вашей личности, которые делают её «такой живой» — это просто бесконтрольное эго, позволение «я» мысли выпендриваться. Чем больше она выпендривается, тем больше веры в существование отдельного «я». Все проявления личности не могут быть субъектом, потому что они наблюдаемы. Сознание же абсолютно индифферентно, хоть оно и воспринимает, это не делает его я. Оно подобно холодному безразличному зеркалу для объектов и оно тоже не одушевлено.
Если «я» не выпендривается, если его проявления сдерживаются, а внимание находится в покое, не поднимая мысли, включая мысль «я», то существуете ли вы как нечто отдельное? Происходит восприятие объектов и функционирование тела. Всё это приписывается «я»: «я вижу, я делаю». Это и есть эгоистичное присвоение. В действительности восприятие и действия происходят без субъекта. Тело действует, сознание воспринимает, но в них нет я. Нужно признать тела и сознания безличностными.