Перед вами альбом, который поможет запустить речь ребёнка в игре, без необходимости усаживать его на занятия. Он для тех родителей и педагогов, которые хотят иметь конкретное и последовательное руководство к действию. В альбоме 56 игр, упражнений и практик, адаптированных для дошкольников 2-5 лет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Запуск речи. Подготовка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Дорогие родители и коллеги-педагоги!
Данное пособие — отличный помощник для подготовки к запуску речи детей от 2-х лет.
Я рассматриваю запуск речи, как процесс, состоящий из трёх этапов.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ — первый из них. Он состоит из четырёх важных составляющих:
Дыхательная гимнастика. Её цель — выработка правильного речевого дыхания. Когда вдох осуществляется носом, а выдох ртом. Это важно, потому что все звуки произносятся на выдохе.
Артикуляционная гимнастика. Её цель — развитие, коррекция и формирование правильного положения губ, щёк, языка, верхней и нижней челюсти при произнесении звуков. Артикуляционная гимнастика «дисциплинирует» органы речевого аппарата.
Развитие мелкой моторики. «Речь детей на кончиках пальцев», — это утверждение Сухомлинского очень точно характеризует цель данного этапа. Воздействуя на пальцы и кисти детей, мы пробуждаем импульсы, которые подобно электрическому разряду будоражат речевой центр в коре головного мозга. Это своеобразный массаж того его отдела, в котором формируется речь.
Развитие межполушарного взаимодействия. Левое полушарие мозга специализируется на формировании и развитии речи. Правое — отвечает за обработку образов, в нём возникает воображение. Каждое слово имеет свой образ. Поэтому развитие межполушарного взаимодействия помогает выстроить мостик между образом и его звуковой оболочкой.
Второй этап запуска речи — НАКОПЛЕНИЕ ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ. Это слова, которыми ребёнок думает.
Третий этап — РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ. Это набор слов, которые ребёнок произносит.
Однако, уже в процессе подготовительного этапа дети проходят такие стадии развития речи, как
— гуление
— лепет
— восклицания
— звукоподражания
Это и есть его первые слова. Часто одна из стадий является отправной точкой. Например, вы начали работу тогда, когда ребёнок уже умел лопотать бессвязные звуки. Соответственно, следующей стадией в развитии его речи станут либо восклицания, либо звукоподражания.
Я исхожу из того, что речь присуща всем людям. Природный механизм звукового оформления речи начинается с появления гуления (произношение гласных звуков), затем переходит в лепет (воспроизведение гласных и согласных звуков). Пропустить эти этапы нельзя, да и не получится. Потому что они — фундамент для дальнейшего речевого развития.
Таким образом, уже в процессе прохождения подготовительного этапа, ребёнок начинает говорить свои первые слова. Они выражаются в восклицаниях и звукоподражаниях.
В среднем, на это уходит приблизительно 21 день. Если же у ребёнка диагностированы серьёзные логопедические или дефектологические заболевания, то это время увеличивается. И следует задержаться на этом этапе на период от 3 до 6 месяцев.
Такие выводы основаны на моём практическом опыте и наблюдениях моих коллег. Данная методика была мною успешно отработана на более чем трёхстах девчонках и мальчишках в возрасте от 2 до 5 лет.
Уверена, что и у вас получится, следуя инструкциям, запустить речь малыша.
Причём, я настаиваю на том, что заниматься с ребёнком по этому методу могут не только специалисты, но и сами родители.
Так как основной вид деятельности детей в этом возрасте — ИГРА, в основе занятий лежат приёмы АРТ-ТЕРАПИИ. Такие как:
— маскотерапия
— фототерапия
— драматерапия
— изотерапия
— музыкотерапия
— мандалотерапия
Эти приёмы помогают ребёнку:
Снять напряжение. Это важно, потому что у детей с отсутствием речи часто наблюдается психологическая или физическая зажатость.
Почувствовать атмосферу игры, а не нудного обязательного занятия.
Приобретать необходимые навыки, которые в свою очередь развивают память, внимание, мышление, воображение.
Так же элементы арт-терапии развивают и помогают формировать:
— правильное дыхание
— мышечный артикуляционный баланс
— мелкую и крупную моторику
— связь двух полушарий головного мозга.
Структура альбома
Здесь выделено четыре раздела:
дыхательная гимнастика (отмечена синим цветом)
развитие мелкой моторики (оранжевым)
артикуляционная гимнастика (жёлтым)
развитие межполушарного взаимодействия (зелёным)
2. Все карточки и приложения пронумерованы.
3. Приложения располагаются в конце.
4. Приложения можно вырезать и использовать.
5. К каждому раздела даётся краткая характеристика.
6. В конце альбома вы найдёте план занятий на 21 день.
Как выстроить процесс занятий?
Игра — занятие должна длиться 15-20 минут.
Каждое занятие должно состоять из четырёх этапов с соблюдением строгой последовательности:
— дыхательная гимнастика
— развитие мелкой моторики
— артикуляционная гимнастика
— развитие межполушарного взаимодействия
То есть на занятие вы задействуете по одной карточки каждого цвета.
Вы можете повторять их или заменять другими.
Помните, что нужно:
— идти от простого к сложному
— часто повторять и закреплять уже полученный навык
— набраться терпения
— верить в себя и ребёнка
3. Заниматься следует каждый день, без пропусков. Если пропустили, то начинайте отсчёт сначала.
4. В альбоме есть специальный раздел, где я уже собрала и распределила карточки к занятиям на 21 день. Можете использовать эту подборку.
Ну что же?
В ДОБРЫЙ ПУТЬ…
И УСПЕХОВ!!!
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Раздел дыхательная гимнастика состоит из 15 карточек. Все они выделены голубым цветом. Цель дыхательных практик, игр и упражнений — выработать правильное речевое дыхание. Оно выглядит следующим образом: вдох осуществляется через нос, выдох — через рот. Это очень важно, потому что все звуки произносятся на выдохе. Кроме того, дыхательные упражнения способствуют насыщению клеток и тканей кислородом, что влечет за собой ускорение мыслительных и речевых процессов, помогает ребенку расслабиться и сконцентрироваться на дальнейших действиях. Основной метод, который используется в представленных вариантах дыхательной гимнастики — арт-терапия. Целесообразность такого подхода в том, что создаëтся, а затем и усиливается, эффект игры, обеспечивается психологическая коммуникация взрослого и ребëнка. Что в свою очередь активирует процесс ЗАПУСКА РЕЧИ. Здесь задействованы такие виды арт — терапии, как маскотерапия, фототерапия и драматерапия. Немного подробностей.
Маскотерапия — метод, при котором на лице проецируется движение или образ предмета, животного, эмоции. Источник информации — маска.
Фототерапия — метод, который основан на том, что любая фотография вызывает эмоцию. Эмоции — мощнейший толчок к возникновению речи. Фототерапия включает в себя работу с готовыми снимками или создание авторских.
Драматерапия — это разыгрывание какого-либо сюжета. В процесс включаются мимика, движения, эмоции, подражания, словесное оформление. Часто все эти категории синтезируются друг с другом, сводятся в единое целое.
Общие рекомендации:
1. Дыхательную гимнастику следует включать во все занятия по запуску речи.
2. Более того, именно с неë и нужно начинать.
3. Данный вид упражнений рекомендуется выполнять КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
Маскотерапия
Карточка № 1
Практика «Я могу»
Соберите маски из приложения № 1 (корабль, ослик, сова).
Оденьте малышу на голову и предложите показать, как делает корабль, сова, ослик.
ИНСТРУКЦИЯ:
Корабль — вдох носом, язык высунут изо рта, на выдохе спеть: «ы-ы-ы».
Ослик — вдох носом, язык высунут изо рта, на выдохе спеть: «иа-иа-иа».
Сова — вдох — носом, губы трубочкой, на выдохе спеть: «у-у-у».
_________________________________________________________________
Карточка № 2
Игра «Маскарад»
Соберите маски из приложения № 2 (волк, петух, ёжик, жук).
Приложите малышу к лицу, держа за палочку.
Предложите показать, как делают животные.
ИНСТРУКЦИЯ:
Волк: вдох — носом, на выдохе спеть: «ууууууууу».
Петух: вдох — носом, на выдохе спеть: «и-и-и».
Ёжик: вдох — носом, на выдохе спеть: «ф-ф-ф».
Жук: вдох — носом, на выдохе спеть: «жжжжж».
_________________________________________________________________
Карточка № 3
Игра «Смайлики — эмоции»
Вырежьте смайлики из приложения № 3.
Показывая их ребёнку по очереди, изобразите эмоции.
Предложите повторить.
Следует выполнять по три похода на каждую маску.
ИНСТРУКЦИЯ:
Весёлый смайлик — вдох — носом, улыбнуться, выдох — ртом, сквозь улыбку.
Грустный смайлик — вдох — носом, «надуть» губы, выдох — ртом, не расслабляя губ.
Удивлённый смайлик — вдох — носом, округлить глаза, открыть рот, выдох — ртом, не открывая его.
Плачущий смайлик — вдох — носом, сморщить нос, губы трубочкой, выдох — ртом, не расслабляя губы.
________________________________________________________________
Карточка № 4
Упражнение «Ротики»
Вырежьте маски из приложения № 4.
Сделайте отверстия по пунктирным линиям.
Приложите маску ребёнку к ротику.
Проследите, чтобы губы приняли форму отверстия.
Упражнение следует выполнять перед зеркалом.
Рекомендовано по три подхода на каждую маску.
ИНСТРУКЦИЯ:
Отверстие в форме круга — вдох — носом, рот широко открыт, выдох — ртом.
Отверстие в форме овала — вдох — носом, губы трубочкой, выдох — ртом.
Отверстие в форме полукруга — вдох — носом, широкая улыбка, выдох — ртом.
Карточка № 5
Игра «Прятки»
Оденьте маску на глаза ребёнку.
Предложите повторить за вами звуки из карточек №1 и №2
ВНИМАНИЕ:
Чтобы ребёнок не испугался, сначала оденьте маску на себя и покажите упражнение.
Фототерапия
Карточка № 6
Практика «Делай, как я»
Рассмотрите с ребёнком фото в приложении № 5.
Покажите на своём примере, как делать упражнения.
Предложите повторить.
ИНСТРУКЦИЯ:
1 фото: губы трубочкой, вдох — носом, подуть на ватку.
2 фото: рот открыт, вдох — носом, выдох ртом на ватку.
3 фото: язык высунут, вдох — носом, подуть на язык так, чтобы ватка сдвинулась с места.
4 фото: щёки надуты, вдох — носом, подуть на ватку.
Карточка № 7
Практика «Фотосессия»
Сфотографируйте, как ребёнок выполняет упражнения.
Внимательно рассмотрите фотографии вместе с ним.
Обсудите, что на них видно? Какие действия совершал ребёнок в процессе подготовки фотографий? Было весело?
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Запуск речи. Подготовка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других