Подростковый возраст

Анастасия Финченко

Почему подростковый период называют «трудный возраст»? Родители сравнивают его с морской бурей. В этой книге, написанной коучем и сказкотерапевтом, собраны рассказы и притчи про непростые ситуации и столкновение с жизнью, поиск выхода из кризиса и нахождение ответа на волнующие вопросы. В них среди художественных деталей скрыты подсказки, интересные наблюдения, действенные советы психологов, наглядные примеры по выходу из разных сложных ситуаций.

Оглавление

Ребенок — мое все

Ольга Шишкина

Утром, как всегда отведя маленького Андрюшу в сад, Валентина спешит на работу.

«Как же я устала… Мне тяжело, одиноко и страшно. Я неважно себя чувствую, но нужно работать. Нам с Андрюшей нужно как-то выживать, надеяться не на кого. Мне некогда болеть, я должна дать Андрюше все, чтобы он чувствовал себя нужным и любимым. Уже взяла две подработки, сил не хватает, но нужно, нужно постараться. Андрюша должен ходить в лучший садик, английский язык и рисование тоже нужно оплачивать. А еще велосипед и ролики купить, чтобы он был не хуже других», — думала женщина.

Валентине 27 лет, бухгалтер в строительной компании, маленький пятилетний ребенок на руках. Ее жизнь изменилась в одно утро. Муж не пришел домой, он просто исчез. Семейная жизнь не ладилась: муж пил, изменял, оскорблял. Валентина все это терпела ради ребенка. Но как теперь жить?

Иллюстратор: Ася Батурина

«Одна, уже год как одна. Я никому не нужна и мой ребенок тоже. Я больше не выйду замуж. Я больше никому не позволю сделать меня и моего ребенка несчастными. Я сама дам все своему ребенку: и тепло, и заботу, и поддержку. Я заменю ему отца…", — такие мысли роились в ее голове.

Куча страхов, переживаний, мыслей, постоянная тревога, сверхурочная работа, ожидание лучшей жизни, одиночество — все это сводило Валентину с ума.

В жизни происходили события, но ничего по сути не менялось. Круговорот мыслей, страхов, ожиданий, тревог не прекращался. Она, как будто зависла: каждый день, как день сурка. Жизнь, где тебя нет, а есть только этот круговорот.

Стоя на остановке в своих мыслях и переживаниях, Валентина почувствовала слабость. В глазах потемнело, ноги вдруг стали ватными, и в один миг Валентина потеряла сознание прямо на остановке. Все как в тумане: шум машин, лица людей, готовых помочь, и она становится легче, и ее несет куда-то вверх.

Она оказалась в белом пространстве с жемчужным переливающимся светом. Навстречу ей шла женщина с длинными волосами в красивом нежно-розовом платье. Она подошла поближе, и Валентина почувствовала тепло, как от родного человека.

— Кто ты? — спросила Валентина незнакомую женщину.

— Я — это ты в будущем.

— Где я?

— Не пытайся сейчас это понять. Лучше задай мне самые важные вопросы, на которые хочешь получить ответы. Время нашего разговора ограничено.

— Какое будет будущее у моего Андрюши?

— Неправильный вопрос. Никто не властен над судьбой и свободой выбора другого человека. Жизненный путь твоего сына — как новая книга, куда он будет вносить свои истории и сам писать свой сценарий жизни. Но я могу показать тебе эпизоды из твоей жизни, которые произойдут с тобой, если ты не изменишь свои убеждения. Хочешь?

— Да, хочу! — ответила Валентина.

И в один миг Валентина как будто перенеслась в другое временное пространство.

Вот она стоит посередине комнаты, и тут входит Андрей. Он уже взрослый, ему 18 лет. Это молодой, красивый парень. А рядом с ним улыбающаяся девчонка лет 15-ти, с длинными русыми волосами, в коротком, простеньком платьице. Тут же она видит себя, уставшую и явно недовольную. Андрей говорит:

— Познакомься, мам. Это — Алина, мы дружим с ней, и она будет ждать меня из армии.

— Как из армии? Никакой армии! Я уже договорилась, тебе все сделают, ты не пойдешь! Не пущу! И Алина тебе не пара, она из бедной, неблагополучной семьи.

Хлопнула дверь. Андрей ушел! Плача, Валентина ходит по комнате и не находит себе места. «Из-за этой девчонки я потеряю своего сына, своего Андрюшу. Надо вернуть его».., — в отчаянии думает она.

Картинка исчезает. Валентина снова в жемчужно — белом пространстве.

— А что было дальше? — спросила она.

— А дальше, — сказала женщина, — ты убедишь Андрея не встречаться с Алиной, он закончит институт, как ты и хотела, получит престижную работу… вот только…

— Что?

— Он так и не создаст семью, и детей у него не будет. Да и счастья будет мало. В его жизни будет много женщин, но ты никого не примешь. Какое-то время Андрей будет жить отдельно от тебя, с женщиной, но семьи у них не получится.

— Почему?

— Потому что он откажется от себя и своих желаний, ведь ты всю жизнь ему посвятишь, вот он и будет чувствовать долг и вину перед тобой. Ему трудно будет доверять, любить, прощать — ведь у него не будет примера семейной жизни. Ты будешь критиковать его избранниц, и вместо того, чтобы научить его слушать зов своего сердца, не сдаваться, строить отношения, ты научишь его верить твоему опыту.

— Но ведь я, наверное, хотела, как лучше?

— А откуда ты знаешь, как для него лучше? Ты обратила внимание на себя? Как ты выглядела и как чувствовала себя?

— Выглядела я ужасно! Измотанная, уставшая, нервная. Прям мегера какая-то. Неужели я могу в такую превратиться?

— Да. Есть большая вероятность такого сценария жизни.

Представь, что мать в жизни ребенка, как оркестр. Ее мнение, авторитет настолько громко отзываются внутри, что заглушают другие звуки. Когда появляется в жизни твоего Андрея молодая девушка, она как флейта со своей мелодией, нежна, красива, но не может перебить оркестр твоих доводов.

— И у меня не будет внуков?

— Не будет. Ваш род не получит продолжения. Жертвенность ради детей — это не достижение. Ты потеряешь себя, закроешься от чувств, утратишь жизненную силу, окажешься в плену обид и озлобленности, а сын, видя это, закроется от мира, не сможет доверять.

— Но как же, ты сказала, что на какое-то время Андрей будет жить отдельно и даже у него появится женщина…

— Та женщина бросит его и обманом заберет квартиру, а ты будешь судиться и отстаивать права своего сына. Ты не ослабишь контроль и не дашь ему свободу, не признаешь его право самому принимать решения, делать ошибки и самому исправлять ситуации. Позволив сыну жить отдельно, ты находилась в иллюзии, что дала ему права и ответственность за его жизнь. На самом деле, ты начала принимать в его жизни еще большее участие: звонила каждый день, позволяла себе критиковать его избранниц, участвовала в их семейных разногласиях, вытаскивала его из дурных компаний. Ты так и не смогла его отпустить. Ты так и не смогла жить своей жизнью. Ты потеряла себя.

Валентина задумалась: «Интересно, в какого взрослого вырастет мой ребенок? А я ведь кроме материального благополучия ничего не даю ему. Я часто прихожу уставшая. Он мне многое хочет рассказать, а у меня не хватает сил и времени для того, чтобы уделить ему внимание. Я хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, любим, но при этом сама несчастна и нелюбима».

— Родители могут дать своему ребенку только то, что имеют сами: только опыт, свой пример. Слова ничего не значат без действий. Познай счастье, откройся любви, тогда и ребенок сможет усвоить эти уроки жизни.

Путы материнской любви, как невидимая психологическая пуповина между матерью и уже повзрослевшим ребенком. Они не дают цветку жизни подростка распуститься. Это все равно что связать бутон розы и не давать ему распуститься. Что будет тогда? Роза отцветет, ведь всему свое время, так и не распустившись.

Так и ребенок: проживет свою жизнь, так ее и не познав в полной мере, не реализовавшись в ней из-за навязанных страхов, убеждений и стереотипов. Человек не сможет познать свою суть, истину жизни, взять ответственность и управление своей жизнью на себя.

А жизнь ли это будет?

Но важно помнить: ты и только ты делаешь выбор, и от него зависит твоя жизнь. Ты выбираешь: слушать других или идти по зову своего сердца. Ты выбираешь: разрешить себе чувствовать или закрыться от своих чувств и переживаний. Но отказавшись от чувств, ты также и отказываешься чувствовать себя живой и чувствовать жизнь. Из-за страха быть снова брошенной и обманутой, ты не построишь отношений с мужчинами. Но ведь не имея примера построения семьи, твой сын тоже не научится выстраивать и сохранять отношения. Ты берегла его от разочарований и боли, но познать счастье невозможно без этого.

Ты ответь себе на вопросы: чего ты боишься, чего ты ожидаешь от своего сына?

У тебя еще есть время познать счастье и научить своего ребенка главному…

— Чему? — спросила Валентина.

Все исчезло. Валентина как будто начала падать вниз. Очнулась она в палате, рядом сидел незнакомый мужчина.

— Как вы себя чувствуете? Меня зовут Сергей, я вызвал скорую, когда вам стало плохо на остановке.

Они познакомились, разговорились. Сергею 35, не женат. Работает сантехником.

Пришел доктор, провел осмотр:

— Ничего страшного, к счастью. У вас упадок сил и обезвоживание. Вам нужно побольше пить воды и отдыхать.

Валентина, выйдя из больницы, уже не бежала сломя голову на работу. Вспоминалась фраза: «у тебя еще есть время познать счастье и научить своего ребенка главному»… Чему главному? Как научить?

Вопросы «чего ты боишься, чего ты ожидаешь от своего сына?» ставили Валентину в тупик.

«А правда, чего я боюсь? Боюсь одиночества, предательства, ненужности, бедности. Но всего этого можно попытаться избежать, если я не буду бояться создать семью, довериться кому-то, открыться, если я начну хоть что-то делать.

Чего я ожидаю от своего Андрюши? Послушности, уважения, правильного поведения, хорошей учебы, чтобы он поступил в институт, имел престижную работу, хорошо зарабатывал… Постой, а если это все у него будет, он будет счастлив? Не факт… Он будет счастлив, только если это будет его выбор и желание такую жизнь иметь. А ведь он может хотеть совсем другого и для него могут быть важны не деньги и карьера, а отношения или что-то еще. Моя задача — научить ребенка жить без меня и моего мнения, быть самостоятельным и уверенным в себе. Я должна дать ему свободу выбора и признать его право на это. Научить слушать себя, свои истинные желания — вот, что ценно и важно.

Раздумья Валентины прервал телефонный звонок. На экране высветилось имя — Сергей…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я