Эта книга – для родителей, педагогов и детских психологов. Вы узнаете как правильно воспитывать детей разных типов личности и своевременно выявлять их способности для успешной профориентации в будущем. Даны рекомендации для индивидуального подхода к ребенку с учетом особенностей личностей родителей и видов их взаимоотношений с детьми. Описаны детские характеры и методы их определения, особенности мышления детей, стадии их развития, возрастные психологические кризисы, темпераменты и психоформы поведения детей, и многое другое для понимания сильных и слабых сторон личности ребенка. Уникальная методика обучения и воспитания детей в разные периоды их жизни, а также методика для создания профильных классов и профориентации школьников с применением соционических подходов будет полезна педагогам-новаторам и школьным психологам. Описанные в книге характеристики типов школ на разных этапах эволюции общества могут заинтересовать также социальных психологов и исследователей в области педагогики.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Личность вашего ребенка: диагностика, способности, отношения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Узнайте своего ребёнка
Что посеешь в юности, то пожнешь в старости.
Ибсен
Когда речь заходит о детях, каждый из нас чувствует себя настоящим Пигмалионом, которому под силу воплотить мечту в реальность. Хочется использовать свой врожденный талант воспитателя и вылепить из ребёнка если не подобие самого себя, то нечто совершенное. Увы, мы забываем о том, что наш ребёнок — не чистая доска, на которой можно писать что угодно. Он родился с определенными задатками, и слишком настойчивое стремление изменить их по нашему усмотрению может принести ему непоправимый вред.
Неадекватные требования родителей истощают психику ребёнка, порождают у него всевозможные комплексы, вызывают раздражение и даже неприязнь к воспитателям. Знание того, что психика ребёнка это своеобразный резонансный контур, настроенный на определенную информацию, определяющую его способности, интересы, достоинства и недостатки, указывает на необходимость применения личностно-ориентированного подхода в воспитании и способно предупредить многие тяжелые семейные драмы.
Почему в одной и той же семье родителям не удается найти одинакового взаимопонимания и согласия со всеми детьми? Почему с одним ребёнком легче найти общий язык отцу, а с другим — матери?
Типологические методы могут помочь проникнуть в суть этих явлений и объяснить причины возникновения дисгармонии в отношениях между детьми и родителями.
Как отмечал один из признанных педагогов-психологов Э. Эриксон, развитие человека складывается из трех взаимосвязанных процессов:
• соматического развития (телесно-ориентированного), изучаемого биологией;
• развития сознательного «Я», изучаемого психологией;
• социального развития, изучаемого общественными науками.
Аналитическая психология, кроме названных процессов, изучает еще и бессознательные мотивы поведения человека, как взрослого, так и ребёнка.
Мотивы поведения человека, независимо от возраста, определяются образом его мышления, индивидуальным способом мировосприятия, будь оно концептуальным, практическим, эмоциональным или любым другим. В соответствии с этим человек проявляет свои интересы в тех или иных сферах жизни. Методы решения проблем у различных людей тоже разные и зависят от их индивидуальных способностей.
Воспитание ребёнка — огромный труд и, прежде всего, это труд души, постоянное ежедневное творчество, требующее особого таланта. Но не все мы одинаково талантливы в этой области. Конечно, чем большим талантом мы обладаем, тем выше наше искусство воспитания. И все же никто не гарантирован от ошибок в этом трудном деле. Поэтому всем — талантливым и не очень, нужны знания.
Каждый ребёнок требует индивидуального подхода, но есть и некоторые общие рекомендации для детей, имеющих определенный тип личности, связанный с особенностями характера и поведения. Нужно также учитывать некоторые важные закономерности ваших с ребёнком отношений, заложенных во взаимодействии ваших с ним типов личности.
Дистанция в общении с ребёнком должна регулироваться очень умело. В отношениях с детьми необходима предельная искренность и доверие, которое лучше никогда не обманывать. Обиды ребёнка могут быть очень длительными и тяжелыми, даже если кажется, что для этого нет достаточных поводов. В сложных от природы межличностных отношениях не всегда бывает легко достичь глубокого взаимопонимания, тем более, если не понимать хорошо особенностей друг друга или считать родительскую позицию единственно правильной.
В жизни, как ни парадоксально это звучит, в роли социальных заказчиков и контролеров выступают не родители, а дети. Им мы посвящаем свою жизнь и их критики боимся больше всего, когда они вырастают. Только в короткий период, пока они не повзрослеют, мы можем служить для них эталоном. Вырастая, они принимают эту эстафету, чтобы передать ее следующему поколению. С определенного момента они начинают нас меньше понимать, меньше нуждаться в нас. Самое обидное, что эта смена ролей застает нас врасплох. Тот факт, что самой природой любовь к детям заложена в родителях в большей степени, что их ответная любовь, никого из нас не утешает. Обрести взаимность в отношениях с детьми на всю жизнь можно только очень умелым воспитанием.
Искусство воспитания человека состоит в том, чтобы позволить ему быть самим собой. А для этого нужно знать, каков ваш ребёнок есть в действительности, а не в вашем воображении, как это часто бывает.
Итак, какие же они, ваши дети?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Личность вашего ребенка: диагностика, способности, отношения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других